Восстановление прежней избирательной системы вернуло реальные полномочия президенту страны, который теперь, в дополнение к своим представительским функциям, играет важную роль при создании нового кабинета. Именно президент, на основе проводимых им консультаций с лидерами парламентских фракций, решает, кому поручить формирование правительства.
Это решение во многом предпослано результатами выборов, но иногда ситуация может быть истолкована в ту или иную сторону. Так было в 1984 году, когда президент Хаим Герцог должен был выбрать между Ицхаком Шамиром и Шимоном Пересом в примерно равных условиях. Иначе обстоит дело сейчас, в виду однозначного исхода состоявшихся выборов. Восемьдесят семь депутатов Кнессета, представляющих все партии правого блока, Шинуй и Ам эхад, уже рекомендовали президенту Моше Кацаву доверить формирование правительства Ариэлю Шарону. Альтернативный кандидат не был предложен ни одной из фракций.
Казалось бы, в этих завидных условиях создание новой коалиции не должно быть сложной задачей. Если бы Шарон согласился сформировать правительство на основе естественного для Ликуда союза с партиям право-религиозного блока, он мог бы представить свой кабинет Кнессету уже на будущей неделе. Но нежелание Шарона оказаться в зависимости от партий, отрицающих любую возможность признания палестинского государства, сделало стоящую перед ним задачу чрезвычайно сложной.
В Интернете сразу на нескольких сайтах посетителям предлагается забавная игра «Построй себе коалицию». С помощью цветных кубиков или фрагментов пазла каждый желающий может скроить для Шарона будущий коалиционный состав, учитывая однако реальные условия ведущейся политической игры. А условия эти таковы, что смоделировать правдоподобную версию коалиции вовсе непросто.
Если воспринимать всерьез каждую из оглашаемых ключевыми игроками позиций, нужно сразу же согласиться с тем, что Израиль ждут повторные выборы. Авода не войдет в правительство Шарона ни при каких обстоятельствах, Шинуй не присоединится к правым без Аводы, а Шарон отказывается от коалиции без Аводы и Шинуя — игра окончена. Ясно, что кто-то из участников этой партии, сидящих друг против другу с непроницаемым выражением лица, подобно акулам покера, нагло блефует. Большинство публикуемых в данной связи политических комментариев пытается угадать, кто же именно.
Пока что первые признаки слабости подает Шинуй. Коалиционный состав, в котором эта партия будет соседствовать с Ликудом, МАФДАЛом и Исраэль ба-алия (всего — 61 мандат), уже не считается невозможным. Это реально противоречит прежним заявлениям Лапида, согласно которым Шинуй согласится только на коалицию светского большинства с Ликудом и Аводой, но все-таки — без ШАСа, без Яхдут ха-Тора и без «ультраправых» (если не относить к последним МАФДАЛ, который, подобно Ихуд леуми, категорически возражает против создания палестинского государства). Если докинуть в этот состав три мандата Амира Переца, получается большинство в 64 депутатских голоса. Бывало и хуже.
Следующий ход допускает присоединение к выкроенной с трудом коалиции ультраортодоксальной партии Яхдут ха-Тора. Тут Лапид может сослаться на то, что представители этой партии традиционно отказываются от министерских постов, не желая принимать на себя формальную и прямую ответственность за судьбу сионистского государства. Будучи в коалиции, Яхдут ха-Тора управляет выделенным ей министерством (или министерствами) с позиции замминистра; таким образом, Йосеф Лапид сможет сказать, что в правительстве он не сидит за одним столом с ультраортодоксами.
От такого варианта может отказаться сама Яхдут ха-Тора, дорожащая коалиционным партнерством с ШАСом, но если она согласится, то парламентская база правительства составит 69 мандатов. Для Лапида такой вариант, похоже, приемлем.
Вопрос в том, приемлем ли он для Шарона. Во-первых, рассмотренная модель может развалиться вдребезги по воле Шинуя, где большинство составляют бывшие активисты МЕРЕЦа. Пока что Лапид держит их на короткой узде; новоизбранные депутаты Шинуя не решаются сказать и двух слов осаждающим их корреспондентам. Но что будет через два-три месяца, когда они почувствуют себя самостоятельными политиками? К тому же описанная модель может быть с тем же успехом развалена МАФДАЛом и Яхдут ха-Тора (вместе — 11 мандатов) в результате весьма вероятного конфликта с Шинуем по религиозным вопросам.
Во-вторых, коалиция с Яхдут ха-Тора, но без ШАСа может быть истолкована — и обязательно будет истолкована — как дискриминация сефардских ультраортодоксов. Как бы ни пытался Лапид доказать, что дело здесь не в этническом происхождении, а в отсутствии у Яхдут ха-Тора претензий на министерский титул, ШАС будет настаивать на своем. Для Ликуда это означает озлобление и вероятную в будущем месть восточных избирателей.
Перечисленные трудности заставляют комментаторов искать признаки слабости в позиции Амрама Мицны. На лидера Аводы оказывают давление президент государства, Ассоциация израильских промышленников, влиятельные экономисты и т.п. Все они требуют, чтобы Партия труда вошла в правительство национального единства, которое только и может спасти Израиль от надвигающихся на него трудностей. И хотя Авода по-прежнему отказывается от коалиционных переговоров с Ликудом, Ариэль Шарон не спешит создавать правительство, рассчитывая на то, что в руководстве этой партии «победит со временем здравый смысл».
Позволительно, однако, поискать намеки на блеф в позиции самого Шарона. Затеянная им игра ведется в столь сложных условиях, а исход ее столь ненадежен, что уместно задаться вопросом о том, как поведет себя лидер Ликуда, если контакты с Аводой и Шинуем окажутся безрезультатными. Пойдет ли он в этом случае на повторные выборы, грозящие перечеркнуть результаты состоявшегося 28 января волеизъявления? Рискнет ли он появиться с таким предложением перед Центром Ликуда и свежеиспеченными депутатами Кнессета от этой партии? Решусь на прогноз: не рискнет.
В случае провала переговоров с Аводой и Шинуем у Шарона останется еще одна запасная опция, причем даже в том случае, если он будет верен своим заявлениям об отказе от коалиции с «ультраправыми»: все партии праворелигиозного блока, за исключением Ихуд леуми, то есть 62 депутатских места, — плюс три мандата Амира Переца. Трудно вообразить, что Шарон предпочтет такому варианту повторные выборы, означающие для него бунт в Ликуде и, со значительной вероятностью, конец политической карьеры.