В течение ближайшей недели Высший суд справедливости вынесет окончательное решение по всем вопросам, связанным с участием в выборах дисквалифицированных Центризбиркомом списков и кандидатов. От того, какую позицию займет БАГАЦ, непосредственно зависит участь Баруха Марзеля (Херут), двух арабских кандидатов и одного партийного списка.
Деятельность Центральной избирательной комиссии протекала на этот раз необычайно бурно. Никогда прежде этой комиссии не приходилось разбирать такого количество требований об отводе, выдвинутых одними партиями против других. Никогда прежде в Центризбиркоме не было столь устойчивого большинства, которое голосует против позиции председателя комиссии, настаивая на своем праве самостоятельно трактовать положения Основного закона о Кнессете. И никогда в прошлом решения Центризбиркома не подвергались столь жесткой критике средствами массовой информации.
На протяжении последней каденции арабские депутаты неоднократно выступали с заявлениями в поддержку палестинского террора и «Хизбаллы», демонстрируя принципиальную нелояльность Израилю как государству еврейского народа. В октябре 2000 года они фактически возглавили действия арабских погромщиков против еврейских сограждан и символов израильской государственности. Их оголтелой националистической риторике Израиль обязан тем, что арабское меньшинство выступило тогда в качестве пятой колонны, поддержав развязанную Арафатом террористическую войну.
В сложившейся ситуации израильская демократия была обязана доказать, что она не утратила способность защищаться. Одним из инструментов ее защиты являются положения Основного закона о Кнессете, согласно которым к выборам в высший законодательный орган не допускаются партии, отрицающие за Израилем право на существование в качестве еврейского и демократического государства или выступающие в поддержку террора. После октябрьских событий 2000 года стало ясно, что этот инструментарий будет использован в преддверии выборов в Кнессет 16-го созыва.
Используя свое большинство в Центральной избирательной комиссии, правые и религиозные партии при поддержке ряда левых представителей решили отстранить от участия в выборах депутатов Ахмеда Тиби (Арабское национальное движение), Азми Бешару (Национально-демократический союз) и возглавляемый последним список НДС (БАЛАД) в целом. В данной связи звучат чрезвычайно резкие заявления о «политическом трансфере», то есть изгнании из парламентской жизни «аутентичных» арабских представителей.
Вряд ли к подобной постановке вопроса можно относиться всерьез, учитывая тот факт, что в выборах в Кнессет допущены два существующих и два новых арабских списка. К последним относятся Организация демократического действия (председатель — Асма Агбария) и Прогрессивный национальный союз во главе с бывшим депутатом от коммунистического блока ХАДАШ Хашимом Мухаммидом. Кроме того, арабские кандидаты представлены в избирательных списках нескольких сионистских партий.
Центральная избирательная комиссия проявила заметную сдержанность при рассмотрении вопросов, связанных с остранением от участия в выборах. Так, дисквалифицировав Ахмеда Тиби, в отношении которого депутатом Кнессета от Ликуда Михаэлем Эйтаном был собран обширный компрометирующий материал, она отказалась вынести аналогичный вердикт в отношении списка ХАДАШ-АНД в целом. Равным образом было отвергнуто предложение о дисквалификации исламиста Абдель-Малека Дхамше (Объединенный арабский список), выдвинутое партией Ихуд леуми. С учетом той роли, которую сыграл Дхамше в октябрьских событиях 2000 года, требование Ихуд леуми представлялось достаточно обоснованным, и решение Центризбиркома следует понимать как нежелание обострять отношения с арабским электоратом — за счет приверженности букве и духу закона.
Таким образом, естественно предположить, что заявления о «политическом трансфере», звучащие со стороны представителей арабского сектора и левых публицистов, представляют собой попытку давления на БАГАЦ, который занимается в настоящее время рассмотрением кассационных исков по решениям Центризбиркома. Той же цели служат организуемые сторонниками Тиби и Бешары демонстрации со звучащими на них угрозами повторения октябрьских событий 2000 года. Высший суд справедливости и израильская демократия в целом обязаны проявить нетерпимость по отношению к шантажу подобного рода.
Недовольные итогами голосований в Центризбиркоме представители левых партий и сочувствующие им СМИ утверждают теперь, что решение вопросов, связанных с отстранением от участия в выборах, не должно оставаться в ведении политиков. Звучат предложения о превращении Центризбиркома в юридическую инстанцию или о передаче ее полномочий Высшему суду справедливости. Естественно возразить, что БАГАЦу и сегодня принадлежит последнее слово при решении этих вопросов, но важнее другое.
Когда в 1988 году Центризбирком лишил права участвовать в выборах раввина Меира Кахане, а затем дважды дисквалифицировал списки его сторонников, никто не кричал о том, что решения подобного рода недопустимо доверять органу, состоящему из представителей политических партий. «Гаарец» не публиковала редакционных статей под названием «За комиссию без политиков». Но теперь, убедившись в своей неспособности контролировать действующий инструментарий израильской демократии, левые требуют изменить правила игры, передав полномочия Центризбиркома такому форуму, который не будет комплектоваться на выборной основе. Избежать обвинений в двуличии они при этом не могут.
Вдвойне абсурдным является поведение судьи Мишаэля Хешина, председателя Центризбиркома. У него не возникало мысли о том, что он возглавляет орган, подлежащий немедленной ликвидации, пока не выяснилось, что большинство в комиссии не желает ему подчиняться. И теперь, с запозданием открыв для себя политическую Америку, Хешин твердит о необходимости передать полномочия Центризбиркома судебной инстанции. Слушались члены комиссии господина Хешина, и были их решения демократическими, но вот не послушались, и оказалось, что не слуги они, а враги израильской демократии.
В заключению нужно отметить политически зрелое поведение правых партий, не допустивших отстранения Баруха Марзеля от участия в выборах. Попытка обвинить его в пропаганде расизма выглядит насилием над истиной в ситуации острого межнационального конфликта, одной из сторон в котором являются арабы. Любить своего врага евреи не обязаны, и если нам нужен в этой связи демократический пример, то можно вспомнить о поведении американских властей в отношении японцев во время Второй мировой войны. Марзель не предлагает согнать всех израильских арабов в концлагеря, так что ему есть еще чему поучиться у США и других демократий Запада, которые в весьма схожих исторических обстоятельствах принимали жесткие ограничительные санкции в отношении потенциально враждебных меньшинств. Политические идеи Марзеля позволительно критиковать, с ними можно сколько угодно спорить, но попытка аттестовать их как «расизм» принципиально несостоятельна.
Итоги голосования
В Центральной избирательной комиссии
|
|
За отстранение
|
Против отстранения
|
Воздержались при голосовании
|
Барух Марзель (Херут)
|
18
|
21
|
3
|
Список Херут
|
7
|
22
|
6
|
Ахмед Тиби (АНД)
|
21
|
18
|
2
|
Список ХАДАШ-АНД
|
1
|
27
|
9
|
Азми Бешара (НДС)
|
22
|
19
|
—
|
Список НДС
|
21
|
20
|
—
|
Абдель-Малек Дхамше (ОАС)
|
3
|
26
|
9
|
Примечание:
АНД — Арабское национальное движение, ивритская аббревиатура — ТААЛ
НДС — Национально-демократический союз, ивритская аббревиатура — БАЛАД
ОАС — Объединенный арабский список, ивритская аббревиатура — РААМ