Проходящие в Каире переговоры между представителями палестинской администрации и лидерами ХАМАСа освещаются израильской прессой с известной долей сочувствия. Утверждается, что в ходе этих переговоров ООП требует заключить соглашение о полном прекращении терактов внутри «зеленой черты». Уровень представительства таков, что, по мнению экспертов, от каирских дебатов можно ждать результатов: Муса Абу-Марзук, Усама Хамдан и Халед Машаль — со стороны ХАМАСа; Мухаммад Рашид, Закария эль-Ара и Салим Заанун — со стороны ООП. Пусть не повсюду, пусть только внутри «зеленой черты», но все-таки прекращение огня, которое будет обязывать исламистов.
Исполнившись оптимизма, наши обозреватели не захотели прислушаться к прозвучавшим в Каире заявлениям. Когда недоотравленный Халед Машаль сказал, что целью переговоров является «не прекращение терактов, а сплочение палестинских рядов в тяжелый период», на его слова не обратили внимания. В средствах массовой информации возобладала концепция, согласно которой каирская встреча следует положительным ориентирам.
События минувшей недели вернули воспаривших комментаторов на грешную землю. 10 ноября патрульной группе израильских пограничников удалось задержать машину, в которой находились террорист-смертник с «поясом шахида», его сообщник и — отдельно — мощный заряд взрывчатки. Таким образом, были предотвращены сразу два теракта, рассчитанных на значительное количество жертв. В задержанной возле киббуца Мецер машине произошел взрыв, отправивший в преисподню обоих ее пассажиров; никто из израильских пограничников не пострадал.
Но радоваться пришлось недолго. Уже через несколько часов в Мецер прокрался палестинский террорист, который хладнокровно расстрелял женщину с двумя детьми и еще двух членов киббуца. Количество предупреждений о готовящихся терактах достигло рекордной отметки, и к концу недели многие районы страны, примыкающие к «зеленой черте», оказались зоной проведения широкомасштабной полицейской операции, шансы на успех которой к моменту написания этих строк оставались неопределенными.
События в киббуце Мецер и возле него стали своеобразной иллюстрацией к переговорам в Каире. В задержанной пограничниками машине находились, по всей вероятности, члены ХАМАСа. Убийство пятерых человек в самом Мецере осуществил боевик ФАТХа. Те, кто все-таки сомневался в достижимости палестинского национального консенсуса, получили указание на то, где и в чем он давно существует.
Киббуц? «Зеленая черта»? В опубликованном заявлении «Мучеников аль-Аксы» подчеркивается, что «операция в поселении Мецер соответствует общей политике ФАТХа, видящей необходимость поражения израильских целей во всяком месте, по обе стороны «зеленой черты». Ревиталь Охаюн и два ее сына, Матан и Ноам, были для ФАТХа легитимной израильской целью.
Дополнительным, хотя и второстепенным, результатом этих событий стало разрешение спора между руководителями израильской военной разведки и ШАБАКа. Первые полагали, что Арафат действительно «издал директиву» о прекращении терактов в пределах «зеленой черты», которой будут лояльны все основные группы в составе ООП. В то же время ШАБАК утверждал, что подобного распоряжения палестинским организациям отдано не было. О том, кто оказался в данном случае прав, говорит не только трагедия в Мецере, но и последовавшее за ней заявление Арафата.
В нем не содержалось ничего, кроме обычного для ситуаций подобного рода циничного словоблудия. Палестинский лидер даже для видимости не пригрозил «ослушникам» судебным преследованием. И нам остается теперь поверить, что его представители уговаривают исламистов в Каире согласиться на прекращение террора. Блажен кто верует? Не у нас — и не Арафату.