Со времени проведения последних выборов в Кнессет (1999) в отношениях между еврейским большинством и арабским меньшинством в Государстве Израиль многое изменилось. Эти годы были периодом столь значительных событий, столь глубоких и явных перемен, что теперь, подводя им итог, следует признать свершившуюся трансформацию действовавшей в Израиле модели гражданского общества и принципиально новый характер взаимоотношений между составляющими его группами.
В этот период продолжалась палестинизация арабской политики в Израиле, для которой мощнейшим стимулом стало заключенное в 1993 году соглашение «Осло». Данный процесс достиг своей критической точки в октябре 2000 года, когда арабское население страны выступило в качестве пятой колонны на стороне палестинского руководства, развязавшего террористическую войну против Государства Израиль. Именно тогда развеялись иллюзии израильтян, видевших в своих арабских соседях лояльных сограждан, которые если и поддерживают палестинские требования, сознательно избегают участия в насильственных антигосударственных действиях.
Помимо массовых погромных выступлений в октябре 2000 года, парализовавших движение транспорта и нормальный ритм жизни во многих районах страны, доказательством арабских намерений стали участившиеся случаи прямого участия израильских граждан в террористической деятельности ООП, ХАМАСа, «Исламского джихада» и других палестинских организаций. Только за десять месяцев текущего года 68 израильских арабов были обвинены по соответствующим статьям уголовного кодекса, тогда как в 1999 году таких случаев было всего два.
Не проходит и нескольких дней без новых, тревожных признаков ширящегося участия арабских граждан страны в антиизраильском терроре. Так, в минувшую среду четыре жителя Лода были арестованы после того, как в ночь на 6 ноября возле аэропорта Бен-Гурион полиция задержала террориста с зарядом взрывчатки и получила от него показания.
Параллельным свидетельством кризиса в отношениях между еврейским большинством и арабским меньшинством в Государстве Израиль стал усвоенный арабскими депутатами Кнессета новый, непримиримый тон. Их парламентская риторика, включающая теперь открытые выражения солидарности с террористами, окончательно уподобилась разнузданной палестинской пропаганде, отрицающей за Израилем право на существование в качестве еврейского государства.
Крепнущее год от года «Исламское движение» бросило вызов израильскому истеблишменту, организовав на Храмовой горе широкомасштабные строительные работы, в ходе которых целенаправленно уничтожаются бесценные археологические свидетельства еврейской истории Иерусалима. При этом вполне очевидно, что растущая популярность исламистов является прямым результатом их непримиримой позиции по отношению к Государству Израиль.
Все это произошло на фоне сделанных Израилем сверхщедрых предложений палестинцам, в период сравнивания ассигнований на нужды еврейского и арабского секторов и даже преимущественного финансирования арабских муниципальных органов. Ни назначение — впервые в израильской политической истории — арабского министра, ни заискивающие жесты комиссии Ора не смогли положить конец вспыхнувшей национальной вражде, в результате чего значительное число израильтян было вынуждено признать, что арабы по обе стороны «зеленой черты» действительно представляют собой единое целое, обе части которого в принципе не приемлют права еврейского народа на собственное государство, как бы ни определялись его границы.
Неизбежным выводом из этого явилось новое настроение, допускающее немыслимые прежде высказывания респектабельных израильских политиков о целесообразности демографической коррекции «зеленой черты», то есть включения некоторых примыкающих к ней арабских населенных пунктов (Умм эль-Фахм и др.) в пределы будущего палестинского государства — в обмен на аннексию заселенных евреями районов Иудеи и Самарии. Таким образом, лозунг трансфера «мы — здесь, они — там», предполагающий невозможность еврейско-арабского сосуществования в одном государстве, был усвоен значительной частью израильских левых — с той только разницей, что линией раздела является в их глазах не река Иордан, а исправленная «зеленая черта».
Израильские арабы крайне нервно реагируют на высказывания подобного рода, поскольку им важно использовать социальные льготы и демократические механизмы еврейского государства в собственных интересах. Важнейшим среди таких механизмов является Кнессет, и поэтому грядущие выборы ставят перед обозревателями ряд вопросов, связанных с ожидаемым участием в них арабского электората.
В нынешнем составе Кнессета представлены 5 арабских партий: Объединенный арабский список (РААМ, лидер — Талеб Ас-Сана), Арабская национальная партия (Тауфик Хатиб), Национально-демократический союз (БАЛАД, Азми Бешара), Арабское движение за обновление (ТААЛ, Ахмед Тиби), и формально представляющий не только арабов, но арабский по существу блок ХАДАШ, основу которого составляет Компартия Израиля (лидер — Мухаммад Бараке).
Вместе они имеют в Кнессете 10 мандатов: РААМ — три, АНП — два, БАЛАД — один, ТААЛ — один, ХАДАШ — три (включая Тамар Гужански). Кроме того, представители арабов и друзов были избраны в Кнессет 15-го созыва от МЕРЕЦа (Хусния Джабара), Аводы (Наэф Масалха и Салах Тариф) и Ликуда (Аюб Кара).
Все арабские партии приветствовали решение о роспуске Кнессета и проведении досрочных выборов. Все они намерены принять в них участие — как на существующей фракционной основе, так и в контексте возможных объединений, призванных гарантировать им преодоление электорального барьера, составляющего 1,5% от общего количества правильно поданных голосов. По предварительным подсчетам, «цена» одного парламентского мандата составит на предстоящих выборах 25-26 тысяч голосов, но появление в Кнессете одномандатных списков является маловероятным: преодолев электоральный барьер, участвующая в выборах партия почти автоматически получает два депутатских места (при общем числе в 120 депутатов полтора процента составляют 1,8 мандата). Так, представленные в нынешнем составе Кнессета одномандатные списки появились в результате последовавших за выборами расколов, примером чему в арабском секторе является раздельное существование фракций БАЛАД и ТААЛ.
О повторном бойкоте выборов арабским электоратом никто, за исключением северного крыла «Исламского движения», в настоящее время не говорит. В феврале 2001 года данная позиция была обусловлена тем, что тогда проводились только прямые выборы премьер-министра, и арабские избиратели хотели показать, что для них равно не приемлемы оба баллотировавшихся на них кандидата, Ариэль Шарон и Эхуд Барак. Теперь же, имея возможность голосовать за собственные партии, арабы готовятся принять участие в выборах.
В среднем за последние годы уровень избирательной активности арабского электората составляет 65%, что несколько ниже, чем в еврейском секторе, но бывали случаи, когда арабы проявляли значительно большую активность. Проводившийся в сентябре опрос общественного мнения показал, что в предстоящих выборах в Кнессет (дата их проведения была тогда неизвестна) твердо намерены участвовать 46% арабских избирателей и еще 25% «пока не решили». Таким образом, только 29% израильских арабов однозначно заявили при проведении опроса о своем нежелании участвовать в выборах.
Как и всем остальным участникам краткосрочного предвыборного забега, арабским партиям предстоит принять в ближайшее время важные для них организационные решения: кто с кем, кто кому уступает лидерство в объединенном списке и т.п. Теоретически арабский сектор способен направить в Кнессет свыше 20 своих представителей, но реализовать этот потенциал можно только при высоком уровне избирательной активности, на базе объединения большинства арабских партий и при условии общего отказа голосовать за еврейские списки как правой, так и левой ориентации. До сих пор выполнить эти условия арабским лидерам не удавалось, хотя разговоры о необходимости сплочения рядов у них весьма популярны.
Понятно, что лишь массовое участие в выборах арабских избирателей может спасти левый блок от сокрушительного поражения. По этой причине естественно ожидать особой активности Аводы и МЕРЕЦа в арабском секторе, причем целью обеих партий будет не только прямое привлечение голосов (за самих себя), но и агитация за участие в выборах, как таковое.
Столь же закономерно ждать вмешательства в избирательный процесс в арабском секторе со стороны палестинского руководства. Заявляя формально, что выборы в Кнессет являются внутренним делом израильтян, Ясер Арафат и другие лидеры ООП неизменно находят возможности закулисного вмешательства в происходящее по эту сторону «зеленой черты», продвигая угодных им кандидатов. Популярность того или иного политика в арабском секторе напрямую зависит от отношения к нему в Рамалле, что, само по себе, является важным инструментом влияния. Кроме того, существует каналы финансовой и информационной поддержки (через спутниковое телевещание, не подчиненное израильским законам о выборах, через палестинскую прессу и т.п.). По совокупности данных можно утверждать, что решающим фактором предвыборного влияния в арабском секторе Израиля являются в последние годы не заслуги того или иного парламентария в защите практических интересов своего электората, а политические интриги ООП.
В далеком прошлом остались времена, когда голосование за коммунистов было единственной возможностью израильских арабов выразить свое негативное отношение к сионистскому истеблишменту и к самой идее еврейской государственности. С тех давних пор арабская политика в Израиле проделала значительный путь к созданию собственного националистического руководства, рассматривающего себя — и свой электорат — как авангард общеарабского давления на Государство Израиль.
Это ставит принципиальные вопросы перед Центральной избирательной комиссией, которой надлежит решить, обладает ли хоть какой-нибудь силой буква закона, запрещающего участие в выборах партиям, отрицающим право Израиля на существования в качестве «государства еврейского народа». А самим израильским арабам приходится решать, устраивает ли их роль враждебной, антигосударственной силы, идущей к новым, все более острым и губительным конфликтам с еврейским большинством. Несогласие с этой тенденцией арабские избиратели могут выразить, устранив с парламентской арены тех своих представителей, которые успели снискать себе за последние годы особенно одиозную репутацию. Иначе говоря, участвуя в выборах, арабские избиратели неизбежно решают, кто является адресной группой их политических шагов: Арафат, шейх Ясин, Асад, Саддам — или еврейские сограждане.