Остров Бали, ставший в минувшее воскресенье ареной чудовищного теракта, представляет собой отдельный индонезийский штат, население которого — три миллиона человек — составляют приверженцы индуизма. Это обстоятельство странным образом не привлекло внимания комментаторов, высказывавших суждения о том, почему именно там была предпринята исламистами очередная атака. Верно, что курорты Бали являются центрами международного туризма и что среди пострадавших большинство составляют граждане западных стран, но верно и то, что для осуществления диверсии был избран именно индуистский штат мусульманской по преимуществу Индонезии.
Этот факт по достоинству оценили только в Индии, премьер-министр которой недвусмысленно заявил, что радикальный ислам ведет войну с индуизмом повсюду — в Бали, в Бангладеш, в Кашмире и во многих других местах. Индия, которую часто именуют крупнейшей демократией в мире, накопила известный опыт в этой войне, и он отчасти перекликается с нашим. Так, индусы, подобно израильтянам, знают, что одни те же действия мусульманских фанатиков на Западе оцениваются по-разному: в США и Европе — это террор, в Израиле и Кашмире — борьба за свободу.
Глава индийского правительства Атал Бихари Ваджпаи полагает, что освещение теракта в Бали западными СМИ представляет собой пример подобного применения двойных стандартов. Его возмущает то, что на Западе почти не говорится об антииндуистской направленности данной диверсии. Неприятно, что и израильские СМИ проявили такое же равнодушие к этому аспекту проблемы.
Общность израильских и индийских интересов, продиктованных логикой противостояния агрессивному исламизму, проявляется в последнее время все острее. Для еврейства, как культурной традиции, в этом заключена определенная проблема: оказаться по одну сторону баррикад с индийскими идолопоклонниками, имея своим врагом монотеистическую религию. Но такая ситуация не нова для иудаизма. Когда в первые века своего существования христианство демонстрировало яростную враждебность к еврейству, наши предки считали для себя допустимым предпочитать языческих императоров Рима новоявленным монотеистам. Точно так же и мы теперь можем искать пути к укреплению союза с Индией, когда нашим общим врагом является осатаневший ислам.