Несмотря на растущее сопротивление арабских государств, президент США Джордж Буш подтверждает свое намерение отстранить Саддама Хусейна от власти посредством военной операции в Ираке. Об этом свидетельствуют сообщения, публикуемые по следам конфиденциальной встречи между главой Белого дома и послом Саудовской Аравии в США принцем Бандаром бин-Султаном.
Буш принял саудовского посла на своем ранчо в Техасе 27 августа. В ходе состоявшейся между ними беседы президент США заявил, что «весь мир и Ближний Восток станут безопаснее с устранением Саддама». Пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер подчеркивает в данной связи, что окончательное решение о проведении операции в Ираке еще не принято американской администрацией. При этом Флейшер находит нужным отметить, что «президент пояснил саудовскому послу свою позицию, согласно которой Саддам Хусейн представляет опасность для всего мира».
В той же связи следует рассматривать заявление, сделанное 28 августа министром обороны США Дональдом Рамсфелдом. Обращаясь к американским офицерам в присутствии представителей прессы, глава Пентагона сказал, что «наша способность принимать и осуществлять правильные решения важнее единомыслия с союзниками». В словах Рамсфелда угадывается намек на решимость США действовать против Ирака в одиночку.
Приведенные высказывания обретают дополнительную важность в связи с тем, что они фактически стали ответом Вашингтона на прозвучавшее 27 августа заявление египетского президента Хусни Мубарака, в котором говорилось об опасности воцарения хаоса на Ближнем Востоке в результате американской операции против Саддама. Мубарак недвусмысленно осудил планы Белого дома, заявив, что «ни один арабский правитель не сможет сдержать ярость масс, когда атакуют Ирак и убивают иракцев одновременно с убийством палестинцев».
Реализация американских планов в отношении Ирака представляется все более проблематичной. Катар отказывает Белому дому в праве использовать при проведении антииракской операции крупную военную базу США, которая находится на его территории. Остается открытым вопрос о возможности использования американскими ВВС саудовского воздушного пространства (эта тема снова будет обсуждаться в ходе ожидаемого визита в Вашингтон наследного принца Абдуллы). Иордания, один из ключевых союзников США в рамках планируемой операции, охвачена интенсивнейшей проиракской пропагандой.
Король Абдалла обратился на днях к редакторам иорданских газет с призывом не печатать ни антииракских, ни проиракских материалов, но это требование остается пока невыполненным. А в Лондоне тем временем публикуются сообщения о подкупе большинства ведущих иорданских обозревателей и многих обещственных деятелей официальным Багдадом. По сообщению газеты «Аль-Хаят», платой за предоставляемые Саддаму услуги часто становятся индивидуальные подряды на вывоз иракской нефти через территорию Иордании.
В подобных условиях для Вашингтона становится особенно важной возможность действовать против Ирака с иных оперативных направлений, то есть со стороны Турции, Кавказа, Средней Азии, Афганистана. Однако и здесь немало проблем: Турция высказывается очень сдержано, в Средней Азии все чаще оглядываются на арабов, а со стороны Афганистана можно грозить дубинкой Ирану, чтобы тот не подумал вмешиваться, но созданных там американских баз совершенно недостаточно для нанесения основных ударов по Ираку в рамках планируемой операции.
Добившись практически единодушной арабской поддержки, иракский лидер пытается заинтересовать как можно большее число государств перспективами экономического сотрудничества со своей страной. Этой цели служат недавние многомиллиардные предложения, сделанные Багдадом России, Украине, европейским и ближневосточным государствам. В результате сегодняшнее положение Буша таково, что не он стоит во главе антииракской коалиции, а Саддам сколотил против США политическую коалицию, которая определяет настроение и тон мирового сообщества.
В самих США против нынешних планов Белого дома высказываются многие республиканские деятели, составлявшие окружение Буша-отца. В их числе - бывший госсекретарь Джеймс Бейкер, бывший советник по национальной безопасности Брент Скоукрофт и другие влиятельные лица. Популярный обозреватель «Нью-Йорк таймс» Билл Келлер отмечает на страницах своей газеты, что Скоукрофту было бы нелишне представляться «директором компании коммерческого консалтинга, имеющей финансовые интересы на Ближнем Востоке» - вместо того, чтобы в качестве отставного государственного деятеля и якобы независимого исследователя подавать советы президенту Бушу. Но даже те, кто узнал благодаря Келлеру о подоплеке проиракских симпатий Скоукрофта, не могут игнорировать царящую в Вашингтоне многоголосицу.
Когда вскоре после прошлогодних терактов 11 сентября Буш впервые заговорил о возможности военной операции против Ирака, позиция Израиля была в высшей степени сдержанной. В Иерусалиме не без оснований опасались новых попыток Белого дома расплатиться с арабами за «коалицию» ужесточением американского давления на Израиль. В целом позиция, занятая тогда Ариэлем Шароном, выглядела примерно так: «Если США намерены воевать с Саддамом, то не мы окажемся им помехой. Но ждать нас - то есть ждать того, что Израиль урегулирует свои противоречия с палестинцами и обеспечит американцам благоприятную региональную обстановку для начала военных действий против Ирака, - не надо. Если вы хотите воевать, на нас не оглядывайтесь».
Сдержанность эта была оправдана. Но теперь, когда стало ясно, кто противится всеми силами операции против Саддама в самих США, не говоря уже о Европе и Ближнем Востоке; когда достоянием гласности стали намерения Вашингтона в отношении послевоенного переустройства в Ираке, позволительно заметить, что планы президента Буша отвечают израильским интересам. И нашего внимания заслуживает тот факт, что Белый дом сохраняет приверженность этим планам, несмотря на крайне неблагоприятную для США ситуацию на мировой арене.