Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
19 июля 2002 г.

Конец популистскому беспределу

Кнессет ограничил право депутатов на частную законодательную инициативу, ведущую к бесконтрольному увеличению государственных расходов

Дов Конторер

Принятое на этой неделе решение кнессета об ограничении частной законодательной инициативы является одним из важнейших достижений Ариэля Шарона во внутриполитической сфере. Вместе с отменой прямых выборов главы правительства, это решение придает израильскому парламентаризму цивилизованный облик, наделяет его теми параметрами реальной ответственности, которых ему остро недоставало прежде.

На данном этапе речь идет о временном (сроком на один год) решении кнессета, которое требует по меньшей мере 50 депутатских мандатов для утверждения частных законопроектов с бюджетной себестоимостью в 5 миллионов шекелей в год и выше. Указанное число голосов должно быть подано за соответствующий законопроект при его утверждении в первом, втором и третьем (окончательном) чтении. При голосовании в предварительном чтении квоты не установлено.

Очевидно, что эта норма лишает депутатов возможности проведения популистских решений, обрекающих государственную казну на значительные расходы — без предварительного изыскания для них фондов бюджетного финансирования. Сама эта возможность, ничем не ограниченная в Израиле до последнего времени, была абсурдным нарушением принципа неразделимости ответственности и полномочий: депутаты были уполномочены принимать дорогостоящие решения, не отвечая за то, каким образом они будут реализованы.

Для сравнения: в Великобритании, Франции, Канаде, Италии только правительство может выдвигать законопроекты, ведущие к увеличению государственных расходов. В Испании правительство обладает правом вето при голосовании по таким законопроектам. В Германии частный законопроект, затрагивающий бюджетную сферу, может быть предложен с согласия 5% депутатов бундестага, а если он увеличивает государственные расходы, то не может быть предложен вовсе. В Японии, где в указанном отношении действуют весьма либеральные нормы, для выдвижения частного законопроекта требуется поддержка 20 депутатов нижней или 10 депутатов верхней палаты парламента. При этом законодательная инициатива подобного рода должна сопровождаться представлением официального документа, в котором детально излагаются все связанные с ней экономические затраты.

В Израиле же ограничений частной законодательной инициативы не существовало вовсе! До введения персональных внутрипартийных выборов (праймериз) это было хоть как-то терпимо, но в 90-е годы ситуация стала скатываться к откровенной анархии. Осознав, что своим избранием на праймериз они будут обязаны личной популярности, достигаемой с помощью максимального присутствия в СМИ, депутаты стали пропихивать один за другим популистские законопроекты колоссальной бюджетной стоимости. Главное — получить сегодня три минуты в прямом эфире и предстать радетелем обездоленных масс, а там — пусть минфин решает, где найти деньги, чтобы оплатить очередную законодательную авантюру.

Сравнительно недавно на рассмотрение кнессета были представлены следующие частные законопроекты повышенной бюджетной себестоимости: о повышении минимальной заработной платы до 1000 долларов в месяц (4 миллиарда шекелей в год), о введении дополнительного выходного дня в воскресенье (3,8 млрд шекелей в год), о списании с налогов выплат по процентам ипотечных ссуд (1,5 млрд шекелей в год), о повышении пособий инвалидам (1,5 млрд шекелей в год), о дополнительных социальных правах инвалидов (еще 1,5 млрд), о создании условий для адаптации детей с особыми педагогическими нуждами в общеобразовательных школах (850 миллионов шекелей в год), об отмене налогообложения курортных выплат работодателя («дмей-авраа», 750 млн шекелей в год), о дополнительной помощи детям, относящимся к группам риска (несколько сот миллионов в год), о безвозмездном пособии на учебу детям 13-летнего возраста (550 млн шекелей в год), о расширении корзины медицинских услуг (300 млн шекелей в первый год и далее — по миллиарду ежегодно), о дополнительных медицинских услугах ученикам (137 млн шекелей в год), об увеличении пособий демобилизованным солдатам (150 млн шекелей в год). И этот список, приведенный недавно в газете «Гаарец», далеко не полон.

Разве плохо? Почему бы не записать депутату в свой послужной список такие достижения, как снижение налогов, повышение минимальной зарплаты, увеличение помощи инвалидам и т.п.? Ведь самому за все это не платить, пусть в минфине ломают голову. А если никакой возможности для покрытия расходов не найдется, пусть вносят «социально необходимое» новшество в перечень временно замороженных (для этого существует Закон о хозяйственных регуляциях, ежегодно утверждаемый кнессетом вместе с бюджетом). Наш депутат отметился, остальное ему не важно.

Несмотря на очевидный абсурд существовавшего положения вещей, израильские парламентарии очень ревниво относились к своим полномочиям. За последние полтора года они трижды проваливали законопроекты, предусматривающие то или иное ограничение частной законодательной инициативы. При этом даже коалиционные фракции вели себе вызывающим образом, и только после того, как Ариэль Шарон научил уму-разуму представителей ШАСа, у него появилась возможность провести долгожданную реформу.

Теперь уже против ограничения частной законодательной инициативы проголосовали только оппозиционные фракции (МЕРЕЦ, Шинуй, все арабы, Ихуд леуми - НДИ, список Амира Переца) — плюс отдельные депутаты Аводы (Наэф Масалха) и Гешера (Моти Мишани). Основная часть коалиции уверенно провела правительственный законопроект большинством в 53 голоса против двадцати девяти. В Ликуде выражают надежду на то, что через год действие этого законопроекта будет продлено; возможно, он станет обычной, постоянно действующей нормой. Ради блага Израиля, его демократии и экономики следует надеяться на то, что именно так и будут развиваться события.


[назад] [Израиль сегодня]