Правительство утвердило на этой неделе решение о строительстве разделительных заграждений вдоль «зеленой черты». В просторечии этот проект, вызывающий острые споры в израильском обществе и критикуемый одновременно с противоположных политических позиций, называют «Стеной».
В настоящее время строительство Стены планируется на участке в 115 км, от Салима и Умм-эль-Фахма на севере до Кафр-Касма и Рош ха-Аина на юге. Таким образом, Стена отделит территорию Самарии от районов компактного проживания израильских арабов в так называемом «треугольнике» и от наиболее уязвимых для террористов еврейских населенных пунктов (Хадера, Нетания и др.).
Точные контуры строительства Стены пока не установлены. Глава правительства предложил министрам представить в течение месяца свои предложения по данному вопросу. При этом базисная привязка Стены к «зеленой черте» заложена в основу проекта, и вряд ли Шарон проявит серьезное отношение к тем коррективам, которые будут расчитаны на ее существенное смещение к востоку.
Главным инициатором проекта является министр обороны Биньямин Бен-Элиэзер, для которого строительство Стены стало удобнейшим средством подмигнуть и вашим, и нашим: с одной стороны — критерии безопасности и готовность реально оппонировать наименее респектабельным пропалестинским кругам, включая Шимона Переса и арабские партии в кнессете, с другой — привязка Стены к «зеленой черте», воплощающая давние призывы левых к отказу от занятых в 1967 году территорий. Короче говоря, Бен-Элиэзер обрел в Стене именно то, чего ему так не хватало: собственное политическое лицо или хотя бы видимость такового.
Ариэль Шарон был вынужден согласиться на строительство Стены, поскольку активное противодействие этому проекту было бы сегодня в Израиле крайне непопулярным. В доводах против Стены содержится известная доля истины (непреодолимых препятствий не бывает, бетонные плиты не защитят от «катюш» и т.п.), но в целом подобная критика несостоятельна. Стена призвана затруднить проникновение террористов (и вообще палестинцев) в Израиль, и этой задаче она несомненно послужит: ухудшить сегодняшнюю ситуацию, при которой любой блок-пост легко обойти стороной, нельзя. Улучшить — можно.
Из огражденного сектора Газы палестинцам не удается внедрять в Израиль диверсионные группы и начиненные взрывчаткой автомобили. Этот факт в целом доказан событиями последних двух лет. Верно, что для защиты от гнездящегося в Газе террора Стены недостаточно, и по периметру сектора несет охранную службу едва ли не дивизия ЦАХАЛа, но там она хотя бы способна выполнить свою задачу.
Очевидность этого факта парализует эффективную критику в отношении планов строительства Стены. Даже такая организация, как Совет поселений Иудеи, Самарии и Газы, не решилась противопоставить свои интересы чаяниям измученных террором израильтян и фактически отказалась от противодействия данному проекту. Тем более закономерной явилась позиция Ариэля Шарона.
В связи с начавшимся строительством Стены будут справедливы следующие утверждения:
* заградительная полоса (Стена) существенно облегчит задачу ЦАХАЛа и полиции по обеспечении безопасности внутри «зеленой черты»;
* это будет действительно так, если:
а) она покроет всю линию условной границы, включая район Большого Иерусалима;
б) охраняющим Стену войскам будут даны твердые указания стрелять во всякого, кто попытается ее разрушить или пересечь в неустановленном месте;
в) ЦАХАЛ сохранит свободу действий к востоку от Стены;
* одновременно с этим Стена существенно ухудшит положение многих еврейских поселенцев в Иудее и Самарии как в политико-психологическом плане, так и в том, что касается обеспечения их безопасности;
* независимо от сегодняшних заявлений Шарона и Бен-Элиэзера, строительство Стены и, главное, ее привязка к «зеленой черте» обладают выраженным политическим значением;
* это значение следует трактовать как весомую предпосылку к превращению Стены (по всему периметру или на значительной его части) в будущую границу между Израилем и палестинским государством.
При сегодняшнем состоянии израильского общества оппонировать планам строительства Стены, основываясь на корректной апелляции к последним трем пунктам, крайне затруднительно: на поселенцев многим попросту наплевать, с перспективой потери территорий большинство так или иначе смирилось, контуры будущей границы — если она действительно защитит от террора — израильтяне готовы оставить на усмотрение Бен-Элиэзера и созванных им подрядчиков. Тем не менее, альтернативные способы критики, состоящие в безапелляционном и неверном по существу утверждении, что Стена ничего не даст, никого убедить не могут. Остается честное обращение к тем аргументам, которые если и непопулярны, то хотя бы верны.
Суть возможной в этой связи позиции состоит в следующем. Измученные террором израильтяне полностью сосредоточены сегодня на проблеме личной безопасности (а точнее — катастрофического отсутствия таковой). При этом они невольно упускают из вида проблему национальной безопасности Израиля как государства и непосредственно связанную с ней необходимость эффективного военного контроля над территорией от Иордана до Средиземного моря. Стена способна заметно улучшить ситуацию в сфере личной безопасности граждан Израиля, но в своем политическом аспекте она повышает шансы на отступление к границам 1967 года и, как следствие, усугубление факторов долгосрочного стратегического риска.
Попытки найти формулу сочетаемости решений в отношении обеих упомянутых здесь проблем предпринимались в Израиле неоднократно. Такими попытками были практически все выдвигавшиеся в нашей стране идеи острожного компромисса в Иудее и Самарии: план Игаля Алона в конце 60-х годов, план «двойного хребта», программа партии Третий путь в 90-е годы и т.п. В том же контексте надо рассматривать план кантонизации территорий, предложенный первоначально Ариэлем Шароном и повторенный затем в основных своих пунктах Авигдором Либерманом.
Общим моментом во всех этих планах был расчет на присоединение к Израилю максимума пустующих территорий и минимума палестинского населения — при обязательном установлении внешней границы по Иордану и Мертвому морю.
* * *
Недавно с близким по смыслу предложением выступил еще один человек, далекий от практической политики, но хорошо знакомый руководителям поселенческого движения. Инженер-проектировщик Гиора Шилони разрабатывал планы строительства многих еврейских поселений в Иудее и Самарии. Житель Тель-Авива, он привязан к плодам своего труда, который не был для него одной лишь возможностью заработка.
План Гиоры Шилони расчитан на удержание под израильским контролем подавляющего большинства поселений и значительной части пустующих территорий в Иудее и Самарии. К заложенным в него идеям Шилони пришел еще в тот период, когда работал над проектами развития и строительства в этих районах.
«Я всегда считал, что еврейские поселения следует соединять дорогами с израильской территорий в пределах «зеленой черты», причем так, чтобы эти дороги не вели в палестинские населенные пункты, — говорит он. — Находясь в сравнительной близости друг к другу, еврейское поселение и палестинская деревня могут иметь непересекающиеся системы транспортных коммуникаций. Например, евреи соединены с Кфар-Сабой, палестинцы — со Шхемом. При изображении на карте получается нечто вроде сплетенных пальцев, и именно так я назвал впоследствии свой план».
Согласно этому плану, Израиль должен удержать под своим контролем 43,8% территории Иудеи и Самарии (2414 кв. км), тогда как остальное (56,2% или 3097 кв. км) отводится палестинцам, причем все участки предлагаемой им территории будут соединены между собой. В трех местах (у перекрестка Тапуах, восточнее Иерусалима и на стыке западного и восточного участков Гуш-Эциона) Шилони предлагает создать транзитные пункты перекрестного сообщения между израильскими (запад-восток) и палестинскими (север-юг) территориями.
Минимальная ширина израильских коридоров в самых узких местах должна составить, по плану «Сплетенные пальцы», один километр. В конце каждого из таких коридоров (Кедумим, Кфар-Тапуах, Элон-Море, Халамиш, Бейт-Эль, Долев и др.) Шилони предлагает разместить военные базы, поскольку «армия всегда создает большое движение транспорта, а это само по себе повышает уровень безопасности на дорогах». На основании своих консультаций с видными представителями ЦАХАЛа, Гиора Шилони утверждает, что при длине до 10 км даже сравнительно узкий коридор может быть защищен на всем протяжении проходящего по нему шоссе.
План «Сплетенные пальцы» принимает как политическую данность существующее деление территории Иудеи и Самарии на зоны А, В и С. Иными словами, он почти не предусматривает присоедиения к Израилю тех участков, которые входят, по итогам подписанных до настоящего времени соглашений, в зону гражданского (и, тем более, военного) контроля палестинской администрации. Даже на пресловутый «заповедник» в Иудейской пустыне, выделенный палестинцам в рамках соглашений «Уай» Биньямином Нетаниягу, Шилони не покушается.
Протяженность «зеленой черты» в Иудее и Самарии составляет 334 км, граница по Иордану — 92 км, по Мертвому морю — 40 км. Таковы исходные данные. План «Сплетенные пальцы», как следует уже из его названия, предусматривает существенное (до 974 км) увеличение протяженности сухопутной границы в Иудее и Самарии. При этом он оставляет возможность для строительства в будущем канала между двумя морями — с восемнадцатикилометровым туннельным участком под палестинской территорией южнее Дженина.
Этот проект, расчитанный на использование огромной разницы между уровнями Средиземного и Мертвого морей для создания мощного гидроэнергетического комплекса и примыкающих к нему опреснительных установок, активно обсуждался в Израиле в прошлом. Затем интерес к нему спал, но Гиора Шилони настаивает на том, что его реализация необходима нашему водному хозяйству. В частности, потому, что с помощью этого проекта можно предотвратить опасное обмеление Мертвого моря.
В плане Шилони предлагается использовать для канала русло потока Хадера до его верхней точки в районе Мево-Дотан, а затем — после туннельного участка под палестинской территорией — русло потока Безек, ведущего к Иордану. Именно там, в горном русле потока Безек, Шилони находит оптимальные природные условия для строительства гидроэнергетического комплекса и водного резервуара. Оттуда соленая средиземноморская вода будет поступать по проложенной вдоль Иордана трубе в Мертвое море (также за счет существующего перепада высот), а опресненная — в систему Израильского водовода и на палестинские территории.
Гиора Шилони видит свой план как «сионисткую альтернативу обсуждаемым левыми вариантам одностороннего размежевания». Будучи подчинен той же цели, этот план расчитан на обеспечение ключевых израильских интересов, и именно теперь, когда строительство Стены вот-вот поставит страну перед фактом, Шилони надеется заинтересовать своим предложением действующих политиков, включая представителей «русских» партий.
Знакомством с господином Шилони я обязан прежним своим публикациям по проблеме одностороннего размежевания в приемлемом для Израиля варианте. Не зная русского языка, он ознакомился с моими статьями в переводе на иврит и решил, что его предложение не оставит меня равнодушным.
Испытывая давний интерес к обсуждаемой здесь проблеме и потратив немало сил на ее изучение, я не могу сказать, что во всем согласен с Гиорой Шилони. В некоторых случаях разногласия между нами носят существенный характер, и они сразу же всплыли на поверхность, когда мы встретились в Тель-Авиве. Тем не менее, предложение господина Шилони представляется мне заслуживающим того, чтобы на него обратили внимание политики — прежде, чем строительство Стены вдоль «зеленой черты» до крайности затруднит возможность иных, разумных решений.