Начальник сирийского Генштаба генерал Хасан Туркмани прибыл 19 июня в Анкару на церемонию подписания сирийско-турецкого соглашения о военном сотрудничестве. Это первый за минувшие сорок лет визит подобного рода. Среди прочего, подписанное соглашение предусматривает проведение совместных маневров.
Как известно, в 1998 году Сирия и Турция оказались на грани военного конфликта в связи с той поддержкой, которую оказывал официальный Дамаск террористическим формированиям Курдской рабочей партии. Турция сосредоточила тогда вдоль сирийской границы значительные силы, потребовав от президента Асада полностью прекратить поддержку действующих против Анкары курдских сепаратистов.
Кризис 1998 года стал продолжением давнего политического конфликта между двумя странами, ключевой причиной которого является территориальный спор по поводу Александреты. Этот конфликт неоднократно сопровождался в прошлом параллельным сосредоточением противостоящих друг другу армий по обе стороны турецко-сирийской границы. Дополнительным фактором противоречий является реализуемый турецким правительством Восточно-Анатолийский гидропроект: Сирия расценивает его как угрозу своим водным ресурсам в среднем течении Евфрата.
В 1998 году преодоление сирийско-турецкого кризиса было обеспечено за счет фактической капитуляции Дамаска, нашедшей отражение в подписанных тогда же Аданских соглашениях. Уступив военному диктату со стороны Турции, Сирия согласилась тогда полностью изменить свою политику в отношении курдского сепаратизма.
Сирийско-турецкий конфликт сопровождался в 90-е годы постепенным сближением между Турцией и Израилем, базой которого служило военно-техническое сотрудничество между двумя странами. Как известно, в рамках действующих двусторонних соглашений в воздушном пространстве Турции периодически проводятся учения израильских ВВС. В восточной акватории Средиземного моря неоднократно проводились совместные учения турецких и израильских ВМС, в ходе которых отрабатывались различные варианты спасательных операций. Кроме того, иностранные публикации указывают на то, что Турция является одним из получателей разведывательной информации, поставляемой израильским спутником «Офек-5».
Израильско-турецкое сотрудничество в военной сфере вызывало и вызывает настороженность арабских государств. Представляется, однако, что на данном этапе Сирия предпочла собственные шаги по сближению с Турцией той безрезультатной политической критике, с которой она выступала прежде в адрес своего северного соседа. По мнению ближневосточных обозревателей, эта ситуация требует от Израиля нового осмысления сложившихся параметров военного сотрудничества с Анкарой.