Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
24 января 2002 г.

Комментарий

"Новая картина конфликта"

Наблюдаемая тенденция к хаотической и повсеместной конфронтации с палестинцами является непреложным следствием «Осло»

Дов Конторер

Ожидаемая эскалация израильско-палестинского конфликта и предвещающие ее события последних недель породили определенный тип комментариев, указывающих на равную вину Ариэля Шарона и Ясера Арафата за наблюдаемое развитие событий.

К демонстрациям «Шалом ахшав», участники которых твердят из недели в неделю, что практикуемая Израилем превентивная ликвидация террористов становится катализатором новых терактов, все мы давно привыкли. В заявлениях подобного рода многими угадывается нравственно-политическая перверсия, поскольку история и предпосылки нынешней конфронтации еще не стерлись из коллективной памяти израильтян: она последовала в ответ на сверхщедрые предложения Эхуда Барака, став продолжением переговоров в Кемп-Дэвиде и Вашингтоне, а не следствием «карательной политики ЦАХАЛа на оккупированных территориях».

Но теперь – и, особенно, в последние дни – даже квалифицированные обозреватели говорят о новой картине конфликта, которая характеризуется тем, что его участники отбросили всякие представления о зонированном противостоянии. Израиль вводит войска в центр Рамаллы, Дженина и Туль-Карма; палестинцы отправляют боевиков стрелять по танцующим в Хадере и по прохожим в центре Иерусалима, и так – снова и снова, виток за витком, по «замкнутому кругу насилия».

Тезисы подобного рода обретают определенную убедительность ввиду того, что антитеррористическая политика Ариэля Шарона, оставаясь – при всех своих достижениях – половинчатой и, как следствие, безрезультатной, лишает гражданское общество веры в принципиальную возможность подавления террора. Утверждаясь в массовом сознании, эта идея уже сейчас формирует новую готовность к любым политическим авантюрам, если они сулят хотя бы иллюзию примирения. И на этом фоне – без протоколов, без парламентского контроля, без освещения в прессе – ведутся переговоры Переса с Ахмедом Кариа (Абу-Ала).

Возникает необходимость снова, в который уже раз, указать на принципиальные параметры ситуации, в которой существует Израиль. Все предпосылки «хаотической и повсеместной конфронтации», которая так пугает израильтян, были заложены в 1993 году, когда правительство Ицхака Рабина решило создать и вооружить палестинскую армию, не отделившись от выделяемой противнику территории и не имея уверенности в том, что согласованное отделение вообще возможно. Принятые тогда решения («Осло») не могли привести к иному результату, кроме вооруженного столкновения, ареной которого станет на определенном этапе вся территория нашей страны.

Мнение о том, что отказ от зонированного противостояния симетричен для Израиля и палестинцев, вовсе не имеет под собой оснований. Теракты в израильских городах осуществлялись всегда, но палестинская зона А в течение длительного времени – с 1994 до 2001 года – оставалась, по существу, запретным пространством для ЦАХАЛа. «Новая картина конфликта» определяется только тем, что теперь это табу сломано.

По данным израильской разведки, последние атаки палестинских боевиков (как правило – членов ФАТХа) отражают тайную директиву Арафата: добиться заметного увеличения потерь с израильской стороны. Изолированный в Рамалле и дискредитированный на международной арене глава ООП видит возможный для себя выход из создавшейся ситуации в массовом кровопускании, которое докажет израильтянам, что им приходится платить слишком высокую цену за его устранение из политической игры. Этого результата можно добиться только безжалостным террором в отношении мирного населения, и именно такую направленность носят последние действия ФАТХа.

В то же время перспектива политического урегулирования представляется аналитикам израильской военной разведки (АМАН) абсолютно надуманной, о чем недвусмысленно заявил новый глава этой службы генерал-майор Аарон Зеэви (Паркеш) на последнем заседании комиссии кнессета по иностранным делам и обороне. По его словам, соглашение с Арафатом было бы невозможно даже в том случае, если бы Израиль согласился на полное отступление к границам 1967 года, включая отход из Восточного Иерусалима, и на какую-то принципиальную схему реализации «права на возвращение» беженцев.

В такой ситуации должно быть уже очевидно, что у Израиля нет и не может быть иного выхода, кроме ликвидации всех порождений «Осло», то есть полного расформирования ПА, разоружения ее силовых структур и восстановления собственного контроля над переданной Арафату территорией. Только после этого может быть реализована та или иная схема политического урегулирования. Во всяком ином случае договоренность по линии Перес – Абу-Ала или по какому-то дополнительному каналу тайных переговоров будет лишь суррогатом урегулирования, то есть тактической передышкой, оплаченной стратегическими уступками. Если Израиль соблазнится таким вариантом, за кратковременной передышкой последует новое столкновение, которое будет навязано нам в еще более трудных, чем сегодняшние, условиях.


[назад] [Израиль сегодня]