Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
9 августа 2001 г.

Ultima Thule

Дов Конторер

Золотая формула

С предельной осторожностью, без преждевременного энтузиазма и трижды сплюнув через левое плечо, можно констатировать, что проводимая Шароном политика антитеррористического сдерживания приносит долгожданные плоды. В течение последних двух недель и, в особенности, после серии успешных акций возмездия в Шхеме, Туль-Карме и Рамалле палестинское руководство дает понять, что, с его точки зрения, нынешняя конфронтация с Израилем исчерпала свои возможности.

Несмотря на наносимые ЦАХАЛом удары, Арафат призывает своих сторонников воздерживаться от дополнительной эскалации конфликта. Считается, что это ставит его в позицию, предполагающую скорое столкновение с набирающим силу ХАМАСом. Встретившись недавно в Риме с итальянскими лидерами, Арафат заявил, что его жизнь окажется под угрозой, если он согласится на прекращение огня, не добившись размещения международных наблюдателей в Иудее, Самарии и Газе. Жалобы палестинского лидера были немедленно доведены до сведения израильского правительства.

Таким образом, для Израиля встал вопрос, следует ли ему, откликнувшись на посылаемые Арафатом сигналы бедствия, возобновить прямой политический диалог с ПА - или настаивать на выполнении своего требования о полном прекращении насильственных действий в течение семи суток, по истечении которых начнется отсчет контрольного срока в преддверии будущих переговоров.

Согласно публикуемым сообщениям, Шимон Перес настаивает на незамедлительном возобновлении политического диалога. Встретившись в понедельник с премьер-министром Ариэлем Шароном и с председателем комиссии кнессета по иностранным делам и обороне Даном Меридором, глава израильского МИДа саркастически отозвался о ситуации, при которой контакты с палестинской стороной осуществляются только военными инстанциями, находящимися, по его мнению, «в плену враждебной Арафату концепции».

Шарон отклонил аргументы Переса, указав на давно отмеченную закономерность: Арафат принимает сколько-нибудь серьезные решения только под давлением военных и политических обстоятельств.

К сожалению, никто из участников заседания не сказал Шимону Пересу, что наша нынешняя ситуация во всех ее трагических аспектах обусловлена тем, что в течение длительного времени именно он и его единомышленники принимали принципиальные решения по проблемам израильского диалога с палестинцами. И нельзя при этом сказать, что они не являлись пленниками определенной «концепции», обанкротившейся так, как редко какой теории удается.

Если Арафату действительно угрожает столкновение с ХАМАСом, пусть он удерживает власть, подавляя террористические организации исламистов. Необходимые для этого силы у него есть. Если же он, как и ратующий за расширение политической платформы ПА Маруан Баргути, столкновения с ХАМАСом не желает, но, напротив, ищет возможности взаимодействовать с исламистами на общей антиизраильской почве, то у Израиля не должно быть причин помогать ему в этом.

Сдержанная и, похоже, оправдывающая себя позиция Ариэля Шарона состоит в том, чтобы, не давая противнику возможности втянуть Израиль в большую войну, поддерживать достаточно высокий уровень давления на палестинскую администрацию и ее силовые структуры. При этом требование об абсолютном семидневном затишье («Семь суток, и ни одной минутой меньше», - как цитируется в «Гаарец» представитель канцелярии Шарона) становится поистине ключевым: ведь если Израиль уступит в этом вопросе, переговоры будут сопровождаться непрестанным террором, который окажется только нашей проблемой. Установить новые критерии допустимости будет в этом случае попросту невозможно.

Источником моральной поддержки для Ариэля Шарона служит позиция Белого дома, отрицающая целесообразность активизации американского вмешательства в ближневосточный конфликт. Вице-президент США Ричард Чейни недвусмысленно заявил на прошлой неделе, что при определенных обстоятельствах он признает за Израилем право на превентивное уничтожение террористов. С учетом сложного соотношения факторов, формирующих внешнеполитический курс Вашингтона, это заявление весит ничуть не меньше, чем негодующие реляции госдепартамента.

Следующая консультативная встреча главы правительства с министром иностранных дел состоится в воскресенье, 12 августа. Будет в высшей степени нелепо, если Перес, используя крайнюю заинтересованность Шарона в сохранении нынешнего состава коалиции, вынудит премьер-министра отказаться от доказавшего свою продуктивность военно-политического курса. «Семь дней» оказались поистине золотой формулой Шарона, защищающей Израиль от новых концептуальных авантюр.

Советы ветерана

Между тем, политические поползновения Арафата никоим образом не отражаются на ситуации, при которой израильский транспорт в Иудее, Самарии и Газе ежедневно подвергается террористическим нападениям, а определенные еврейские поселения и некоторые кварталы Иерусалима регулярно обстреливаются палестинскими боевиками. В этой связи заслуживают внимания рекомендации бывшего министра обороны Моше Аренса, изложенные им в статье «Настало время сменить тактику» («Гаарец», 07.08.01).

Аренс утверждает, что призывы к выдержке и терпению, даже если они сопровождаются местными успехами ЦАХАЛа, не снимают необходимости в изыскании действенной стратегии противостояния террору. Прекращение каждодневных убийств бывший министр обороны объявляет первоочередной задачей правительства, без выполнения которой потерпят провал любые политические усилия, независимо от того, кто именно - Перес или Шарон - определит их характер и направленность.

Отвергая привычные рассуждения о том, что ЦАХАЛ не в состоянии полностью контролировать ситуацию на тысячекилометровом протяжении шоссейных дорог в Иудее и Самарии, Аренс отмечает: критическими с точки зрения террора являются определенные и не слишком длинные участки этих дорог. По его мнению, ЦАХАЛу следует взять под свой полный контроль всю примыкающую к этим участкам территорию, даже если это потребует размещения армейских позиций в зоне А. Вооруженные палестинцы не должны допускаться из управляемых Арафатом населенных пунктов в примыкающие к этим участкам районы.

И наконец: на командиров израильских подразделений должна быть возложена личная ответственность за пресечение терактов в очерченных таким образом зонах (с приданием им соответствующих полномочий). Тех офицеров, которые не справится с этой задачей, следует снимать с занимаемых ими командных должностей.

Особое значение Аренс придает обеспечению полной безопасности израильского транспорта на шоссе, проходящем из Иерусалима на север через Иорданскую долину. В данном случае речь идет о задаче стратегической важности, и если ее выполнение требует возобновления израильского военного контроля над Иерихонским анклавом, бывший министр обороны находит нужным предпринять соответствующие шаги в указанном направлении. То же самое относится, по мнению Аренса, к возможности возобновления прямого израильского контроля над господствующими высотами в Хевроне (Абу-Снена и др.) и над дорогами, соединяющими Бейт-Лехем с Бейт-Джалой.

Не меньшего внимания заслуживает позиция Аренса, предполагающая необходимость депортации 100.000 палестинцев и иорданцев, незаконно обосновавшихся в пределах «зеленой черты». И, параллельно с этими усилиями, изменить консульскую практику израильского посольства в Аммане, выдающего въездные визы иорданцам – с тем, чтобы прекратить поток арабских эмигрантов в Израиль.

Голубая сирень

В полном объеме рекомендации Моше Аренса реализованы, скорее всего, не будут. Тем не менее, можно отметить отрадное решение, принятое на этой неделе израильским военным командованием (по согласовании с главой правительства и министром обороны). Подразделениям ЦАХАЛа, действующим в районах наиболее острой конфронтации с палестинцами в Иудее, Самарии и Газе, заново утверждены инструкции по применению огнестрельного оружия, действовавшие до объявленного Израилем прекращения огня.

Эти инструкции, известные под кодовым названием «Голубая сирень», обеспечивают израильским военнослужащим возможность более или менее эффективного противодействия палестинским боевикам в реальных условиях нынешнего конфликта. Когда в мае премьер-министр объявил одностороннее прекращение огня, ЦАХАЛ был вынужден вернуться к прежним инструкциям, имевшим силу до начала «интифады Аль-Акса».

Вопреки звучавшим тогда заявлениям палестинцев, указание Шарона не было риторическим. Соответствующие распоряжения военным были отданы в течение нескольких часов, и уже на следующее утро новый приказ командования был доведен до сведения всех патрульных групп, боевых экипажей и персонала охраняемых объектов. С этого момента израильским военнослужащим был дозволен только «ограниченный ответный огонь», и только в тех случаях, когда они могут явственно определить, откуда обстреливают их самих.

Теперь же ситуация возвращается в основном к прежним параметрам – без формального отказа израильской стороны от майской декларации Ариэля Шарона. И танки ЦАХАЛа снова могут стрелять по огневым позициям палестинцев.

Семья народов

Обстоятельства, сопровождающие подготовку конференции ООН по проблемам борьбы с расизмом, дают ясное представление о том, как используются международные мероприятия подобного рода в целях политической делегитимации Израиля.

Конференция состоится в конце текущего месяца в южноафриканском городе Дурбане, но в Женеве уже сейчас готовится черновой вариант ее итоговой декларации. Каковы же главные цели современных борцов с расизмом? Может быть, они озабочены штюрмеровской пропагандой, давно уже определяющей тон официальных СМИ в Египте, Сирии, Иордании и на территории палестинской автономии? Может быть, их тревожит то обстоятельство, что миллионы арабских детей воспитываются в духе непримиримой вражды к «исконно порочному» еврейскому племени? Или черный антисемитский расизм Луиса Фаррахана, безнаказанно пропагандируемый на улицах Нью-Йорка, вызывает у них беспокойство?

Ничуть не бывало. У конференции совсем иные задачи. Например, ее организаторы задумали заново объявить сионизм – разновидностью расизма. То есть, сама мысль о том, что евреи имеют право на свое государство, должна котироваться как расистская идея.

По этому пункту взвыли американцы, и организаторы конференции пошли на попятный, испугавшись официального бойкота со стороны США. Но не беда: Израиль фигурирует почти на каждой из 88 страниц подготовленного ими сборника документов, почти в каждом из его полутораста пунктов.

Дело доходит порой до абсурда. Строительство еврейских поселений за «зеленой чертой» определяется как «этническая чистка». Иначе говоря, проживание евреев среди арабов – «этническая чистка», а насильственная депортация еврейского населения должна считаться, по всей вероятности, торжеством практического интернационализма.

Термин «Холокост» намеренно девальвируется посредством его применения к любым межэтническим конфликтам и, в особенности, к действиям Израиля в отношении арабов. Израильская оккупация, конечно же, расизм, хотя никому не придет в голову отозваться подобным образом о пакистанской оккупации Западного Кашмира или о российском владычестве на Курилах.

Ни одно государство в мире, кроме Израиля, расистским не объявляется и в качестве такового не осуждается. Но евреев гонят поганой метлой из «семьи народов», готовя идеологическую базу для будущего геноцида. Никак иначе не расценить столь частые ныне попытки сделать сионизм – синонимом расизма, а Израиль – универсальным жупелом, в отношении которого уже не действуют обязательные в применении к прочим правила политкорректности. Хороший Израиль – мертвый Израиль.

США всерьез размышляют над возможностью бойкотировать конференцию в Дурбане или ограничиться участием в ней малопредставительной делегации, состоящей из чиновников госдепартамента. Нет никакого сомнения в том, что любое иное решение Белого дома станет болезненным жестом в отношении Израиля.


[назад] [Израиль сегодня]