Господин Конторер!
Вот уже несколько лет я, читая Ваши материалы в Ultima Thule, пытаюсь извлечь из них некий позитивный стержень, некую позитивную программу – не для узкого круга фанатиков, а для всего государства.
Месяц после выборов Шарона я провел в милуиме в Гуш-Катифе, ровно четыре недели (включая тренировки в Цеэлим). Меня уже просто тошнит от поселенцев, от их постоянно мелькающих в телевизоре физиономий, от их истерик и провокаций. Если Вас бесят левые, то меня бесят и левые, и правые одновременно, и я уже не говорю про арабов.
Полное отсутствие прагматизма, слепая вера в некие святые принципы, ради которых можно пожертвовать всем. Ох, как я жду, что арабы, наконец, ворвутся в какой-нибудь Нецарим, вырежут всех этих придурков, а армия потом разбомбит пол-Газы и эвакуирует поселения.
Я не верю в мир на Ближнем Востоке. В Алжире фундаменталисты продолжают резать людей, хотя французы ушли 30 лет назад. Сирия будет оккупировать Ливан при любом раскладе и т.д. Но поселения надо убрать - или аннексировать всю Эрец-Исраэль.
До каких пор Вы будете козырять лживыми аргументами вроде «сегодня Нецарим, завтра Тель-Авив»? Тель-Авив – это суверенная территория международно-признанного государства, а поселения – это черт знает что.
Дайте возникнуть государству Фалыстын, и проблема возвращения беженцев исчезнет, они будут возвращаться в свою Фалыстын. Оптимальный вариант – это демонтаж поселений в обмен на отказ от права беженцев на возвращение. Разумеется, террор не прекратится, но это будет уже другой террор, обычный тупой, кровавый и бесцельный террор исламских фанатиков, жаждущих рая. Терроризм преследует ислам с момента его рождения. Уже второго халифа зарезали на входе в мечеть. Карматы 200 лет вырезали визирей, беев и эмиров. Антихристианский террор против коптов в Египте и маронитов в Ливане идет 500 лет и более. Джихад вечен, как вечен ислам. Но уничтожить Израиль им не удастся. Почему?
Дело в том, что Израиль – это член Организации Объединенных Наций и, при всем Вашем пренебрежении к остальному человечеству, эта организация не допустит исчезновения суверенного государства с карты мира, хотя бы для того, чтобы не было прецедента.
Именно страх перед интервенцией не дает Шарону уничтожить автономию, но эта интервенция всегда будет грозить и сторонникам лозунга «Евреев в море!». В 1973 году арабы знали, что сверхдержавы нейтрализуют друг друга в случае их успеха на фронтах (Америка к тому же была обескровлена Вьетнамом). Теперь ситуация в пользу Израиля, Рабин понимал это прекрасно, а Вы убили его. Да-да, именно Вы убили Ицхака Рабина и продолжаете убивать его до сих пор.
Кипа на голове для меня служит сигналом, что человек не вполне вменяем, то есть с ним надо вести себя осторожно, особенно с рожденным в СССР. Обычный израильский «масорти» надевает кипу по привычке, а «наши» – по убеждению.
Перестаньте называть себя сионистами. Религиозным евреям сионизм не нужен, им вполне хватит Торы. Сионизм – это светское движение за национальное возрождение еврейского народа, и его целью и средством является Государство Израиль. Государство, а не приход мессии.
Умоляю, прекратите защищать поселенцев: они губят себя, своих детей и будущее Израиля. Учите Тору и будьте здоровы.
Алекс Волынский (Эйлат)
Любезный Алекс!
Коль скоро Вы сразу же продиагностировали мою невменяемость, что заставляет Вас так упорно – вот уже несколько лет подряд – «искать позитивную программу для всего государства» в моих статьях? Считая Вас человеком вменяемым, я не допускаю мысли о том, что Вы стали бы столь пристально изучать писания откровенного безумца. Один сумасшедший оставил мне когда-то свою пухлую рукопись, и я очень скоро утомился переливчатым однообразием его мысли. Поэтому я исхожу из того, что Вы погорячились, высказавшись огульным и непочтительным образом обо всех религиозных евреях.
Кипа, конечно, сигнал, но, быть может, Вы согласитесь допустить, что он означает что-то другое, – и даже заинтересуетесь когда-нибудь этим «другим». Ведь Ваши предки учили Тору в замечательных йешивах Волыни, где и теперь еще дрогнет еврейское сердце от одних только надписей на дорожных указателях: Острог, Луцк, Кременец, Полонное, Славута.
Мне довелось побывать в тех краях в июне 1982 года. Шел чемпионат мира по футболу, его бурно обсуждали вокруг разные люди, а я прислушивался к новостям, пытаясь понять, как развивается ситуация в Ливане. Наконец позвонил в Москву близкому другу, и он сообщил мне на конспиративном иврите, что израильские войска окружили Бейрут. А в Славуте еще стояла тогда синагога, где молился основатель ХАБАДа Альтер Ребе. Немногочисленные прихожане знали об этом и могли, по прошествии двух веков, указать его точное место на дощатой скамье. Там же, в Славуте, вышла первым изданием книга «Танья» - главный труд Альтер Ребе, который поныне с тщанием и любовью изучают многие тысячи евреев.
Местные жители показали мне косогор, где были расстреляны евреи Славуты и других городов Волыни, согнанные туда в 1941 году. Их трупы засыпали песком, но каждое лето дожди смывали верхний слой грунта, и прямо на поверхности во множестве проступали человеческие кости. Еще в 1982 году еврейские старики собирали их после летних дождей и сносили мешками на кладбище.
Я видел это своими глазами, стоя в долине сухих костей, о которой пророчествовал Йехезкель. А вблизи красовались дома военного городка, возведенные из бетона, который замешивали на песке, вывезенном по приказу местных властей с расстрельного косогора. Во мне вовсе нет пренебреженья ко всему человечеству, Алекс, но скажите: может ли не измениться душа человека, когда он смотрит на здания, построенные из еврейских костей? Иногда говорят, что вся Европа стоит на наших костях, но ведь это – образное выражение, а тут – настоящие дома. Может быть, поэтому я не разделяю Вашей уверенности в том, что ООН не допустит уничтожения Израиля?
Полонное, Бердичев, Дубно, Ковель, Ровно… Тут ведь о многом можно вспомнить и рассказать. А столица Волынского края Житомир, где в 1804 году была основана типография, ставшая затем знаменитой на весь еврейский мир? В Москве у меня было несколько томов из добротного житомирского издания Талмуда, лучше которого – только непревзойденное виленское.
* * *
Вот видите, Алекс, на какие неожиданные размышления навела меня Ваша замечательная фамилия. Я даже готов простить Вам явные глупости, и не стану сердиться за то, что Вы приписываете мне убийство Ицхака Рабина. Право слово, не стоит: убийца давно в узилище, там ему и место, а мы с Вами можем рассуждать здраво, без лишней экспрессии. Как выражался Владимир Войнович, «путем взаимной переписки».
Вы рассказываете о своих впечатлениях из Гуш-Катифа, и Вам, наверное, будет интересно узнать, что я точно так же провел месяц май – с той только разницей, что четырехдневную «тренировку» проходил в Бейт-Гуврине, а собственно службу – в Хевронском нагорье. Вы вынесли впечатление об «истериках, провокациях и постоянно мелькающих физиономиях поселенцев», а я видел вокруг себя честных и мужественных людей, живущих так, как велит им совесть: не самое частое зрелище на нашей земле.
Для меня было честью знать, что я защищаю этих людей с оружием в руках, и Вы поймете теперь, почему я никак не смогу последовать Вашим советам. Не умоляйте меня, не надо: мое чуткое сердце может надорваться от Ваших стенаний, а толку от этого всяко не будет.
Вас так бесят левые и правые, арабы и поселенцы, что Вы начинаете напоминать героя рекламного ролика, который жалуется на то, что его все нервируют. Этому ранимому юноше рекомендуют успокоительное средство компании «Тэва», но мне кажется, лично Вам будет полезнее привести в порядок собственные мысли.
Вы утверждаете, что с возникновением палестинского государства проблема беженцев разрешится сама собой, но обратите внимание: палестинцы требуют возвращения беженцев именно в Израиль. Почему? Потому, что истинной целью Организации освобождения Палестины, созданной задолго до Шестидневной войны, в ходе которой «территории» оказались под нашим контролем, является разрушение еврейского государства. ООП возникла из этой цели и, по сути дела, тождественна ей. И если год назад Ваши речи могли котироваться как приемлемая политическая позиция, то после Кемп-Дэвида и Табы, после девятимесячной войны, объявленной нам в ответ на сверхщедрые предложения Эхуда Барака, трудно воспринимать всерьез призывы «дайте возникнуть государству Фалыстын». Кстати, оно давно уже возникло, но от этого никому из нас лучше не стало, напротив.
Вы демонстрируете обширные познания в истории ислама и справедливо отмечаете, что религиозные меньшинства поныне подвергаются повсеместному угнетению в мусульманском мире. Наверное, Вы согласитесь с тем, что нам не следует рассчитывать на милосердие соседей в том случае, если Государство Израиль не устоит. При этом Вы полагаете, что арабский натиск остановится у «зеленой черты» или будет там остановлен международным сообществом.
То, что он не остановится там сам по себе, у меня сомнений не вызывает. Повод для продолжения арабской экспансии непременно найдется, будь то не до конца реализованное требование о возвращении беженцев или ирредента израильских арабов. Кстати, «зеленая черта» никем не признана в качестве нашей официальной границы, так что в поводах недостатка не будет.
Что же до международного сообщества, то, во-первых, нам позволительно сомневаться в его добрых намерениях. Европейская политика в отношении Израиля уже сейчас пронизана явственным антисемитизмом, и чем дальше от нас по времени Катастрофа, тем меньше стыда остается у тех, кто сознательно дал свершиться гитлеровскому геноциду. Европейцам нравится глумиться над нами, сравнивая солдат ЦАХАЛа с нацистами: ведь наша судьба служит живым укором их истории и культуре. В этом плане весьма показательна недавняя программа телекомпании Би-Би-Си, аттестующая Ариэля Шарона как военного преступника.
Во-вторых, мы давно приучаем международное сообщество к тому, что единственным способом решения ближневосточных проблем являются израильские уступки. Арабо-израильский конфликт не закончится у «зеленой черты», а метод сохранения региональной стабильности давно отработан. Уже сейчас британская «Гардиан» публикует редакционные статьи, отрицающие право Израиля на существование.
В-третьих, антиизраильская интервенция на Ближнем Востоке в принципе возможна, а антиарабская – с целью спасения Израиля – до крайности затруднительна. Американская морская пехота бежала из Ливана, едва лишь сирийские спецслужбы подослали в ее штаб-квартиру в Бейруте террориста с зарядом взрывчатки. Израиль сможет выжить только в том случае, если он не утратит желания и готовности защищаться собственными силами.
А если защищаться все-таки необходимо, то естественным образом встает вопрос о поддающихся обороне границах: ведь не сможем мы всегда рассчитывать на свою способность нанести превентивный удар. Международное сообщество не позволит – чай на дворе не 1967 год. Ну, а если границы, то и территории, удержание которых осуществляется с помощью поселений. Можно спорить о том, сколь удачной была изначальная схема их размещения за «зеленой чертой», и если Вы читали мою недавнюю статью об одностороннем размежевании, то представляете себе, что я думаю по этому поводу. Однако поселения действительно защищают жителей Тель-Авива и даже Эйлата, а рассуждения о том, где именно придется отступать после ухода из Нецарим, - не так лживы, как Вам кажется.
И заметьте: при всем своем фанатизме, мусульмане умеют останавливаться перед железной стеной. «Освобождения» Испании они давно уже не требуют, хотя в смысле джихада эта страна, находившаяся много веков под властью ислама, является столь же естественной целью, как и Израиль. Но для того, чтобы добиться своей сегодняшней неуязвимости, испанцам потребовалась четырехсотлетняя Реконкиста, не оставившая арабам надежд на реванш. Именно об этом писал Жаботинский в 1923 году, призывая будущее еврейское государство отгородиться от арабского окружения непробиваемой железной стеной. Так давайте же укреплять эту стену – вместе с жителями Нецарим, достойными лучшей участи, нежели та, которой Вы им пожелали.
С уважением к Вашему праву думать иначе,
Дов Конторер
P.S. Французы покинули Алжир (за исключением военно-морской базы Марс эль-Кабир) в 1962 году, то есть скорее сорок, нежели тридцать лет назад.