Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
5 апреля 2001г.

Минстрой берется за дело

Щаранский размораживает проекты строительства за «зеленой чертой» и утверждает первичные планы нового города в Галилее

Дов Конторер

Свое пребывание в должности министра строительства Натан Щаранский начал с «размораживания» проектов развития в Иудее и Самарии. К концу текущей недели будет официально объявлено о конкурсе на возведение 509 единиц жилья в новом районе Маале-Адумим, крупнейшего еврейского города за «зеленой чертой». Одновременно с этим будет дана санкция министра на строительство 240 новых домов в самарийском поселении Алфей-Менаше.

В планах минстроя – еще более важный проект, связанный с возведением нового города под условным названием Геваот в ключевом поселенческом блоке Гуш-Эцион, к югу от Иерусалима. Там планируется построить на первом этапе около 6000 единиц жилья. Однако Щаранский отказывается от обсуждения данной темы, руководствуясь тем, что когда-то услышал от посла США в Израиле: «Правительства Ликуда имеют печальный опыт решительных заявлений, за которыми чаще всего не стояло конкретного содержания. Эти заявления вызывали истерическую реакцию арабов, наносили ущерб международной репутации Израиля, но не оказывали иного влияния на происходящее здесь, на Ближнем Востоке».

Щаранский избегает задиристых формулировок, не говорит о «новом городе», но дает понять, что расширение Эфраты, Бейтара и расположенного внутри «зеленой черты» района Цур-Хадаса рано или поздно приведет к естественному слиянию этих населенных пунктов. Возникнет ли при этом необходимость в создании новой муниципальной структуры, он говорить не хочет.

Активизация планов строительства за «зеленой чертой» явилась отрадным результатом политических перемен, обусловленных февральскими выборами. В первый год своего пребывания у власти правительство Эхуда Барака много строило в Иудее и Самарии – значительно больше, чем предшествовавший ему кабинет Биньямина Нетаниягу. Однако с началом серьезных политических переговоров между Бараком и Арафатом большинство поселенческих проектов было заморожено. Это решение коснулось даже таких населенных пунктов, как Маале-Адумим, то есть самой сердцевины «консенсуса».

Политическая платформа правительства национального единства во главе с Ариэлем Шароном исключает возможность строительства новых поселений в Иудее, Самарии и Газе, но Щаранский уверен, что даже с учетом существующих ограничений можно многого добиться. Об этом свидетельствует и его собственный опыт: будучи министром промышленности и торговли, он удвоил число израильских промзон в Иудее и Самарии. Канцелярия министра внутренних дел оставалась самым доступным адресом для руководителей поселенческого движения, когда этим ведомством руководил Щаранский.

Как ни странно, поводом для конфликтов чаще всего становятся мелкие, точечные решения, вызывающие неожиданный всплеск политических страстей. Так, например, Щаранский настаивает на возведении стационарных построек в поселенческом комплексе Тель-Ромейда, расположенном в самом центре Хеврона. Там давно уже проживает несколько еврейских семей, ютящихся в ветхих и уязвимых для палестинского огня «караванах». Эти караваны стоят на сваях, поскольку под ними и рядом с ними находятся раскопы, в которых израильскими археологами были обнаружены важнейшие исторические находки раннего библейского периода и эпохи Второго храма.

При существующем на сегодняшний день положении вещей поселенческие «караваны» в Тель-Ромейде могут быть прошиты обычным винтовочным выстрелом не только сбоку или сверху, но даже снизу – при определенном выборе стрелковой позиции в арабской части Хеврона.

«Мы не планируем новое поселение в Хевроне, - подчеркивает Щаранский. – Стационарное строительство в Тель-Ромейде необходимо для того, чтобы обеспечить живущим там семьям минимальный уровень защиты. Разумеется, речь идет о таком строительстве, которое не причинит ущерба раскопкам. Израильское правительство неоднократно обсуждало связанные с этим возможности, но каждый раз избегало конкретных решений. Теперь я настаиваю на том, чтобы нужные решения были, наконец, приняты».

Эта инициатива министра строительства вызвала протесты Эфраима Снэ и некоторых других представителей Аводы в правительстве национального единства. Щаранский пытается обойти их посредством прямого обсуждения данной проблемы с министром обороны. Похоже, что Биньямин Бен-Элиэзер относится к планам строительства в Тель-Ромейде с большим сочувствием, чем его товарищи по партии.

Говоря об активизации проектов развития в Иудее, Самарии и Газе, Щаранский подчеркивает, что строительство в этих районах может оказаться тем средством, которое приведет к ослаблению арабского террора. «В настоящее время палестинцам не приходится платить политическую цену за развязанное ими кровопролитие, - отмечает он. – Да, палестинцы несут потери в ходе конфронтации с Израилем, но они могут оставаться в подобном режиме достаточно долго. Существует два способа взыскать с них политическую цену: посредством захвата определенных участков в зоне А и с помощью расширения еврейского строительства за «зеленой чертой». Мы должны убедить палестинцев в том, что, оставаясь в режиме конфронтации с Израилем, они навсегда потеряют те районы, которые предлагал им Эхуд Барак».

Помимо этой задачи, Щаранский видит особую важность в том, чтобы посредством интенсивного развития вывести из-под удара Иорданскую долину, над которой нависла серьезная угроза в ходе недавних переговоров.

Не окажется ли решение важных политических задач, о которых говорит Натан Щаранский, в противоречии с ожиданиями слабых слоев населения и, в первую очередь, репатриантов, требующих от него ускоренного строительства малогабаритных квартир?

«В своей деятельности я всегда исходил из следующего принципа: то, что хорошо для Израиля, хорошо и для алии, - отвечает Щаранский. – Придя в министерство строительства и разобравшись в специфике данного ведомства, я определил три приоритетные цели, к которым будет стремиться минстрой в ближайшие годы. В своей совокупности они дополняют друг друга, создавая необходимые предпосылки для решения политических, экономических и социальных проблем Государства Израиль».

Первая цель Щаранского – использование возможностей минстроя для «вытягивания» строительной отрасли и всего израильского хозяйства из нынешнего застоя: «Оживление в строительстве способно стимулировать общее оживление национальной экономики. По утверждению экспертов, к такому динамическому результату можно привести, если будут созданы условия для строительства и сбыта 15-20 тысяч квартир в год. Мы же исходим из того, что минстрой сумеет инициировать проекты, рассчитанные на 30-40 тысяч единиц жилья ежегодно – даже при нынешнем спаде спроса».

Вторая задача – эффективная помощь малоимущим гражданам, имеющим право на получение социального жилья. Только среди репатриантов таких имеется порядка 45 тысяч семей и одиночек. До настоящего времени этот спрос удовлетворялся в среднем на один процент в год, и Щаранский видит необходимость в кардинальном изменении сложившейся ситуации посредством дополнительного строительства малогабаритных квартир и реструктуризации машканты. При этом он отмечает, что успешное решение вопросов, связанных с ипотечными ссудами, во многом зависит от минфина и Банка Израиля.

И, наконец, третьей приоритетной задачей минстроя стало с приходом Щаранского развитие периферии – Галилеи, Голан и Негева, Иудеи и Самарии.

Известный предприниматель Стеф Вертхаймер уже обратился к министру с предложением о строительстве нового города в Галилее, между Кармиэлем и Маалот-Таршихой. Речь идет о муниципальном развитии района, примыкающего к промышленной зоне «Тефен», архитектурный комплекс которой давно уже стал одной из туристических достопримечательностей Израиля. Важность массированного еврейского строительства в данном районе была снова доказана в октябре прошлого года, когда Галилею охватило арабское восстание.

Группа Вертхаймера самостоятельно подготовила проект, рассчитанный на строительство вблизи «Тефена» 50.000 единиц жилья. С руководителями соседних друзских поселков существует первичная договоренность о продаже земли, которая потребуется для создания нового города. Выявление и изменение статуса дополнительных земельных участков станет задачей минстроя.

Планы строительства в данном районе вызывают противодействие со стороны муниципалитетов Кармиэля и Маалот-Таршихи. Мэры этих городов понимают развитие Галилеи как развитие вверенных им населенных пунктов и не желают появления конкурентных структур. Щаранского это не пугает: «Точно так же сопротивлялись когда-то муниципалитеты Рамле и Лода созданию города Модиин». Более существенной трудностью может оказаться сопротивление «зеленых», но, по мнению министра, стратегические задачи, связанные с привлечением дополнительного еврейского населения в Галилею, перевешивают аргументы защитников природы.


[назад] [Израиль сегодня]