Уроки минного дела
Еще до того, как правительство Ариэля Шарона приняло на себя полномочия исполнительной власти, новый премьер-министр доказал свое редкостное умение в обезвреживании политических мин замедленного действия. Целых три таких мины угрожали стабильности сформированной Шароном коалиции, и все они были успешно нейтрализованы в первый же день работы кнессета: бюджет, вопрос об армейском призыве учащихся ультраортодоксальных йешив и прямые выборы главы правительства.
Проект государственного бюджета утвержден в первом чтении, и у нового кабинета появилась реальная возможность завершить законодательную процедуру по данному вопросу в установленный срок. Тем самым устранена угроза «технического отвода» правительству Ариэля Шарона, результатом которой могли оказаться досрочные выборы.
Добившись продления нынешних регуляций, определяющих статус учащихся «черных» йешив в глазах военных властей, Шарон обеспечил себе на два года лояльность ультраортодоксальных партий или, по крайней мере, необходимые условия для сотрудничества с ними. Даже решение Яхдут ха-Тора остаться вне коалиции не меняет этого факта, тем более что лидеры названной партии уже заявили, что будут оказывать новому кабинету парламентскую поддержку.
Практическая ситуация вокруг призыва ультраортодоксов в ЦАХАЛ останется неизменной, но это нельзя поставить в вину Шарону, поскольку ни законодательные санкции, ни военная полиция не могут ее изменить. Угроза насильственной мобилизации десятков тысяч учащихся «черных» йешив остается лозунгом демагогов, за которым не стоит никакого конкретного содержания.
И, наконец, главной победой Ариэля Шарона стала отмена прямых выборов главы правительства. О том, что это решение, вызывавшее яростное противодействие секторальных партий, служит объективным интересам израильского общества, я неоднократно писал в прошлом. Теперь же существенно подчеркнуть, что с отменой прямых выборов Шарон заметно укрепил свое положение на политической арене.
Во-первых, в новых условиях таким партиям, как ШАС, Шинуй и Ам эхад, придется трижды подумать прежде, чем голосовать за досрочные выборы. Их результатом для ШАСа окажется уменьшение парламентского представительства, а для Шинуя и профсоюзного списка Амира Переца выборы могут быть чреваты исчезновением с политической сцены. В известном смысле это относится и к «русским» партиям, входящим в коалицию Ариэля Шарона, не говоря уже о списке Романа Бронфмана, который может спасти только слияние с более крупной фракцией.
Во-вторых, с отменой прямых выборов премьер-министра резко ухудшились шансы Биньямина Нетаниягу, возвращение которого угрожало политическим планам Ариэля Шарона. Сделав министрами Лимор Ливнат, Узи Ландау, Цахи Ханегби, Ципи Ливни и Дани Наве, новый премьер улучшил свое положение в Ликуде и разрушил некогда прочный лагерь сторонников Нетаниягу. Немудрено, что расплачиваться за это пришлось верным солдатам самого Шарона – таким, как Йегошуа Маца.
Что касается Аводы, то ее представители в правительстве национального единства не имеют сегодня той опции, в расчете на которую была построена приснопамятная афера Шимона Переса в 1990 году («таргиль масриах»). Теперь, если Авода сумеет лишить Шарона коалиционного большинства, ей придется идти на досрочные выборы. Сделаться премьер-министром автоматически лидер левых не сможет.
Таким образом, Шарон сумел заранее нейтрализовать многие объективные факторы, которые могли угрожать коалиционной стабильности его кабинета. Это не гарантия того, что выборы состоятся в установленный срок, но серьезная предпосылка к долгому – до ноября 2003 года – пребыванию нового кабинета у власти.
Место под солнцем
И все-таки Шарону сразу же пришлось столкнуться с попытками представителей Аводы оправдать свое политическое существование за счет интересов Израиля. Под нажимом Шимона Переса и других левых министров была преждевременно снята блокада с четырех палестинских городов в Иудее и Самарии, причем особую резвость в критике ЦАХАЛа проявили на этот раз Матан Вильнаи и Эфраим Снэ, претендовавшие до недавнего времени на руководство военным ведомством.
В их заявлениях слышался явственный отголосок безуспешного соперничества с Биньямином Бен-Элиэзером, занявшим – по решению ЦК Аводы - пост министра обороны в правительстве Ариэля Шарона. Впрочем, это не единственное проявление зависимости между фундаментальными интересами государства и частными амбициями тех или иных политических групп.
Блокадный режим в Рамалле и других городах, находящихся под контролем Ясера Арафата, был введен еще при прежнем министре обороны на основании конкретных рекомендаций ЦАХАЛа. Но если Эхуд Барак мог рассчитывать на определенную лояльность левых радикалов, то Шарону в этом отказано. Едва он приступил к исполнению своих обязанностей, как движение «Шалом ахшав» возобновило вахту протеста возле израильского министерства обороны. Другая левацкая группа «Гуш ха-Шалом» выступила с открытым призывом к созданию «интернациональных бригад для защиты палестинского населения от правительства Шарона-Мофаза-Переса».
Но главную роль в блокадной истории сыграли не политики, а телевидение. Мероприятия ЦАХАЛа, направленные на предотвращение новых терактов, предпринимались на протяжении длительного времени, не вызывая особого интереса израильской прессы. Газеты публиковали текущие сообщения о создании дополнительных армейских постов в Иудее и Самарии, помещая их на дальних страницах, – до тех пор, пока Второй телеканал не отснял красочный репортаж о бедственном положении жителей Рамаллы.
Других значительных новостей в тот день не оказалось, и материал о «невыносимой блокаде» был показан в самом начале вечернего тележурнала. После этого данная тема заняла почетное место на первых полосах израильских газет. Арафат заявил на заседании законодательного совета автономии, что правительство Ариэля Шарона предпринимает «небывалые меры подавления против палестинского народа», и международные СМИ превратили его слова в политическую сенсацию. Тут уж и Перес вспомнил, какую именно роль ему надлежит играть в правительстве национального единства.
Новые посты ЦАХАЛа, созданные за последние недели в окрестностях Бейт-Лехема, Хеврона, Калькилии и Туль-Карма, были поспешно сняты. Блокадный режим сохраняется пока в Рамалле и, отчасти, в Шхеме, но и там смягчение израильских санкций не за горами. ШАБАК предупреждает о готовящихся терактах в центре страны, израильский транспорт подвергается ежедневным обстрелам вблизи Иерусалима, но левые – как в правительстве, так и в оппозиции – озабочены в первую очередь оправданием своего политического существования. Кто о них вспомнит, если они не будут ставить Шарону палки в колеса?
Случайность
Израильское правительство предпочло сделать вид, будто покушение на министра обороны в секторе Газы было чистой случайностью. Ведь если признать, что палестинские снайперы метили в Бен-Элиэзера, совершавшего обзорную поездку по позициям ЦАХАЛа возле Хан-Юниса, то окажется, что правила игры изменились без нашего ведома. Израиль никак не может решить, кто является его врагом – палестинская администрация в целом или какие-то «экстремистские» группировки, а бойцы президентской гвардии Арафата уже приступили к отстрелу наших министров.
Нельзя утверждать определенно, что стрельба по объекту, на котором находился Биньямин Бен-Элиэзер, носила характер преднамеренного покушения на одного из ведущих руководителей Государства Израиль. Примечательно, однако, что по этому поводу не было произведено никакого расследования. Палестинцы ведут себя в таких случаях иначе. Когда ЦАХАЛ обстреливал Газу, Мухаммад Дахлан звонил Хусни Мубараку и истошно вопил в телефонную трубку, что его убивают. Давние связи этого молодца с египетскими спецслужбами вынудили Каир к политическим мерам, и Мубарак, не долго думая, отозвал своего посла из Тель-Авива.
А вот еще одно напоминание. После того, как было доказано, что люди Дахлана принимают непосредственное участие в антиизраильских терактах, Шарон предложил на закрытом совещании у бывшего премьер-министра Барака ликвидировать главу палестинской службы безопасности в секторе Газы. Это предложение сразу же стало достоянием гласности, поскольку политические советники Барака решили его использовать как доказательство авантюрных намерений правого лидера.
Высказав одному из них свое недоумение по этому поводу, я услышал в ответ: «Как вы не понимаете! Да, они стреляют в наших солдат, но не пытаются убить начальника ШАБАКа. Дахлан – политическая фигура, и к нему нельзя относиться как к обычному террористу». Состоятельность подобной аргументации и прежде казалась мне очень сомнительной, но теперь необходимо учитывать еще и тот факт, что в израильского министра обороны палестинцы уже стреляли.
Впрочем, это не единственный парадокс, вытекающий из неадекватной политической концепции, которая все еще определяет отношение израильского правительства к администрации Ясера Арафата. Министр иностранных дел Шимон Перес признал на днях, что Израиль был вынужден заморозить перевод денежных средств ПА из-за участия сотрудников личной охраны Арафата («подразделение 17») в недавних терактах. Деньги, которых палестинцы ждут от Израиля, должны быть использованы на выплату жалованья боевикам, состоящим на службе в указанном подразделении. Таким образом, израильские налогоплательщики содержат бандитов, которые стреляют в них на дорогах.
Ливанский довесок
Свое пребывание в должности министра обороны Биньямин Бен-Элиэзер начал с заявления о том, что Израиль «должен быть готов к болезненным уступкам палестинцам, Сирии и Ливану».
Тезис о необходимости болезненных уступок стал настолько привычным для наших политиков, что они уже не задумываются над своими словами. Что именно Бен-Элиэзер собирается уступить Ливану после того, как наши войска покинули территорию этой страны? Какой еще боли нам ожидать, если Израиль полностью выполнил все условия, определенные резолюцией Совета Безопасности ООН №425?
Похоже, Бен-Элиэзер не имел в виду ничего конкретного. Зачем же он тогда упомянул про Ливан? Одна проницательная женщина вспомнила в этой связи телерекламу израильской лотереи: два известных артиста обсуждают сумму обещанного выигрыша в 12 с половиной миллионов шекелей. «Зачем половина?», - с комическим недоумением спрашивает один из них. «А чтобы было», - отвечает другой. Так и болезненные уступки Ливану, к которым нас готовит министр обороны: в придачу, заодно, не скупясь.
Интернациональные бригады
Министры иностранных дел арабских государств, собравшиеся на этой неделе в Каире, призвали ООН направить международные силы в Иудею, Самарию и Газу с целью защиты палестинского населения от «варварской агрессии Израиля». Таким образом, Арафат сделал еще один шаг в сторону интернационализации ближневосточного конфликта, которая, как он полагает, обеспечит палестинцам то, чего они не смогли добиться в ходе переговоров с правительством Эхуда Барака.
Нетрудно заметить, что призывы израильских ультра из «Гуш ха-Шалом» рождаются не на пустом месте. Обслуживание интересов арабского империализма носит в данном случае продуманный и последовательный характер. Ури Авнери наделяет позицию ЛАГ тем моральным авторитетом внутреннего протеста, без которого она была бы воспринята как изъявление голых экспансионистских намерений.
Каирская встреча – лишь подготовка к Амманскому саммиту Лиги арабских государств, назначенному на 27 марта. Девять из сорока двух вопросов, которые будут обсуждаться арабскими руководителями в Аммане, касаются палестинской проблемы. Часть из них связана с переводом денежных средств, обещанных Арафату членами ЛАГ в октябре прошлого года. Палестинцы жалуются, что до сих пор не получили этих денег (700 миллионов долларов), и требуют от своих союзников «деятельной солидарности», то есть наличных.
Но этим дело не ограничится, и ЛАГ наверняка повторит прозвучавшее в Каире требование о международном вмешательстве в израильско-палестинский конфликт. Хочется верить, что опыт вооруженной интервенции на Балканах кое-чему научил лидеров Запада, которым теперь приходится расхлебывать последствия собственной авантюры. Косово превратилось в очаг мусульманской экспансии, под натиском албанских сепаратистов трещат государственные устои в Македонии, и командование НАТО разрешает югославским войскам действовать на территории оккупированного края. Стоило изгонять сербов из Косово, чтобы теперь обращаться к ним за военной помощью.
Требование о международном вмешательстве в израильско-палестинский конфликт не представляет существенной угрозы до тех пор, пока оно не снискало политической легитимации в нашей стране. В этом плане не так опасны крикливые заявления «Гуш ха-Шалом», как осторожные намеки респектабельных израильских политиков. Стоит обратить внимание на последние интервью бывшего министра иностранных дел Шломо Бен-Ами, в которых появляется тезис о желательности «принудительного урегулирования». Подтолкнув Барака к проигрышной попытке достичь всеобъемлющей договоренности с Арафатом, Бен-Ами вынашивает теперь новые разрушительные планы, которые могут снискать поддержку левых политиков, остающихся в оппозиции к правительству национального единства.
Но вернемся к арабским министрам, обкатывающим проект международной антиизраильской интервенции. Сирия, Ирак и Йемен подталкивают ЛАГ к радикальным решениям, сталкиваясь с определенным противодействием со стороны Египта и Иордании. Мубарак намерен посетить Вашингтон до конца текущего месяца, и в преддверии этого визита ему важно показать американцам, что Каир защищает их интересы на Ближнем Востоке, будучи политической силой, стоящей на пути экстремистов. Резкое обострение конфликта с США не отвечает намерениям Мубарака, и египтяне дают понять, что требование о международном вмешательстве, с которым выступит ЛАГ, «не может носить ультимативного характера».
Многое зависит в этой ситуации и от израильского правительства. В ходе своего визита в Вашингтон на будущей неделе Шарон получит возможность сообщить президенту Бушу, что наша страна по-прежнему категорически возражает против любых попыток интернационализации израильско-палестинского конфликта. Опыт показывает, что США выступают на Ближнем Востоке лишь с такими инициативами, которые могут быть приняты Израилем. Важно, чтобы в Белом доме знали, что направление сил ООН в Иудею, Самарию и Газу не относится к числу приемлемых для Шарона решений.