Смена вех
Все чаще приходится слышать от руководителей израильских силовых структур, что палестинская администрация превращается в государство террора. Законодателем этого тона стал заместитель начальника Генерального штаба Моше (Буги) Яалон, который с первых дней «интифады Эль-Акса» указывал на ее спланированный и целенаправленный характер.
Теперь, когда истинные причины вооруженного конфликта на территориях вскрыты палестинским министром связи Имадом эль-Фалуджи, эта оценка никого не удивляет. Но всего несколько месяцев назад и, в особенности, накануне выборов многие израильские политики пытались создать впечатление, будто беспрецедентная вспышка насилия в Иудее, Самарии и Газе явилась спонтанной реакцией палестинцев на посещение Храмовой горы Ариэлем Шароном.
Эль-Фалуджи расставил точки над i, заявив в Ливане 3 марта, что Арафат задумал новый виток конфронтации с Израилем сразу же после провала кемп-дэвидских переговоров в июле прошлого года. Все необходимые приготовления к началу вооруженного конфликта были сделаны руководством ООП еще до того, как стало известно о намерении председателя Ликуда посетить Храмовую гору.
По счастью, израильское правительство в своих официальных заявлениях и документах настаивало на том, что начало конфликта на территориях никак не связано с визитом Шарона. Именно такая позиция была заявлена израильской стороной в отчете международной комиссии Митчелла. Если бы Эхуд Барак соблазнился возможностью возложить вину за кровопролитие на своего политического противника, он выглядел бы теперь, после неожиданных откровений Имада эль-Фалуджи, бессовестным и циничным мошенником.
Вслед за Моше Яалоном адекватную оценку процессам, происходящим с палестинской администрацией, дал начальник ШАБАКа Ави Дихтер, заявивший незадолго до выборов, что ПА превращается в государство террора. И, наконец, теперь почти в тех же самых выражениях оценивают ситуацию на территориях начальник Генерального штаба Шауль Мофаз и глава военной разведки (АМАН) генерал-майор Амос Малка. Последний сказал на этой неделе, выступая перед членами комиссии кнессета по иностранным делам и обороне, что Арафат подталкивает исламистов, военизированные структуры ФАТХа и палестинские спецслужбы к эскалации вооруженного конфликта с Израилем.
Все заявления подобного рода носят более или менее «частный» характер и не означают пока перехода к новой концепции, определяющей палестинскую администрацию в целом, а не отдельные «экстремистские» группировки, в качестве стратегического противника Государства Израиль. Однако в своей совокупности эти заявления составляют тенденцию, которую можно охарактеризовать как кардинальную смену вех в израильском политическом сознании. Иными словами, впервые со времени подписания Норвежских соглашений в октябре 1993 года Израиль приближается к адекватному восприятию важнейших процессов, формирующих региональную ситуацию на Ближнем Востоке.
Преимущества неорганизованной преступности
Сегодня уже позволительно задуматься над тем, какие практические последствия может иметь переход к концепции, видящей истинного врага не в ХАМАСе и не в «Танзиме», не в «Красных орлах» и не в «Черных пантерах», а в палестинской национальной администрации, возглавляемой Ясером Арафатом. Понятно, что перемена подобного рода не может остаться в сфере полуабстрактных юридических определений. Смена концепции потребует от ЦАХАЛа и израильских спецслужб новых оперативных решений, а от правительства страны – открытого изъявления принципиально новых позиций на международной арене.
В случае действительного перехода к иной стратегической концепции встанет вопрос о целесообразности введения израильских войск на территорию зоны А, находящуюся в настоящее время под полным палестинским контролем. Можно по-разному отвечать на этот вопрос, но его обсуждение больше не может оставаться запретной темой. Наиболее вероятным окажется решение, допускающее захват определенных участков в зоне А, в соответствии с тактическими нуждами ЦАХАЛа. Похоже, нечто подобное уже сейчас происходит в некоторых местах – к вящему недовольству Ясера Арафата, исходившего из того, что палестинцам не придется платить территориальную цену за развязанное ими кровопролитие.
Но и в отсутствие серьезных попыток изменить существующие контуры раздела в Иудее, Самарии и Газе, новая концепция предполагает необходимость оперативных шагов, которые неизбежно изменят облик окружающей нас действительности. Если врагом Израиля является палестинская администрация в целом, значит, ЦАХАЛу следует наносить удары по ее стратегическим объектам. Предводители террора, которых ныне спасает статус «политических деятелей», окажутся уязвимыми для израильского возмездия. Это со значительной вероятностью приведет к развалу палестинской администрации и, как следствие, к воцарению анархии на территориях.
Многих израильтян пугает такое развитие событий, и в расчете на эти страхи Арафат ведет рискованную игру, до сих пор – с очевидной прибылью для себя. Но будет ли палестинская анархия страшнее нынешней ситуации, при которой деятельность десятков боевых групп координируется центральным руководством ПА?
Амиэль Унгар, политический обозреватель журнала «Некуда», видит эту дилемму следующим образом: «За снисходительным отношением к Арафату стояла гипотеза, согласно которой организованная преступность ООП предпочтительнее для Израиля, чем хаотическая стихия террора. Главная идея «Осло» может быть понята по аналогии с отношением японских властей к мафиозной макроструктуре «Якуза». В Японии и полиция, и гангстеры понимают границы дозволенного и не покушаются на прерогативы друг друга. То, что Арафат – не политик, было известно давно, но оказалось, что и на роль «Якуза» он не подходит. Таким образом, в нашем случае хаос бесконтрольного бандитизма имеет явные преимущества перед ситуацией, в которой деятельность палестинских боевиков управляется из центрального штаба, в распоряжении которого – уникальные средства контрабанды оружия и взрывчатки, включая личный самолет Арафата. Связанный с этим ущерб превосходит те сомнительные преимущества, которые Израиль может извлечь из сотрудничества с палестинскими спецслужбами».
Собственно говоря, никакого сотрудничества между Израилем и ПА в сфере борьбы с террором давно уже нет, а контрабандное оружие, включая противотанковые и зенитные ракеты, течет на территорию автономии непрестанным потоком. Координатор действий израильского правительства в Иудее, Самарии и Газе генерал-майор Яаков Ор прямо указал недавно на имеющиеся у него доказательства непосредственной причастности палестинских VIP к этому процессу.
Существование данной категории лиц, освобожденных от досмотра при пересечении израильской границы и при проезде через контрольно-пропускные пункты ЦАХАЛа в Иудее, Самарии и Газе, является функцией нашего отношения к ПА как к политическому партнеру. Невозможно вести на равных переговоры с людьми, которых несколькими часами раньше обыскивали по приказу сержанта в ходе заурядной проверки на дорогах. Отмена сотен удостоверений VIP, выданных палестинцам израильскими властями, явилась бы прямым результатом перехода к новой концепции, определяющей администрацию Арафата как врага. Уже одно это решение изменило бы правила игры в нашу пользу, тогда как теперь Израиль вынужденно закрывает глаза на продолжающуюся контрабанду оружия, взрывчатки и боеприпасов.
В продолжение своего тезиса Унгар подчеркивает, что палестинская государственность, какими бы ни оказались границы ее суверенитета, вовсе не станет гарантией мира с Израилем.
«Если источником наших бед является то, что у палестинцев нет своего государства и признанных границ, то зачем нам морочили голову перед выборами, заявляя о необходимости договориться с Арафатом прежде, чем усилится угроза Израилю со стороны Ирана и Ирака? – спрашивает обозреватель поселенческого журнала. – Слава Богу, и Иран, и Ирак имеют признанные границы, но это не мешает им объявлять уничтожение Израиля своей стратегической целью. В Египте с одобрения Хусни Мубарака начато производство художественного фильма со счастливым концом: исчезновением еврейского государства. На картах, которые выпускаются в арабских странах, есть границы. Беда лишь в том, что нет на них государства под названием Израиль».
Кредит доверия
Отношение израильской прессы к действиям Ариэля Шарона в ходе коалиционных переговоров было достаточно снисходительным. Сложившаяся в стране обстановка обеспечивает новому премьер-министру определенный политический кредит – независимо от личных пристрастий того или иного обозревателя. Всем хочется, чтобы новое правительство приступило, наконец, к нормальной работе, и никто не склонен винить Ликуд за обман партнеров.
Станет ли Бени Элон председателем законодательной комиссии кнессета, получит ли МАФДАЛ право назначения генерального директора в министерстве по делам религий, выполнит ли Шарон обещания ИБА, будут ли отданы под начало Рехавама Зеэви Управление национальных заповедников и Департамент древностей – никому не важно. Даже обильная политическая пожива ШАСа не вызывает былых страстей. Стоит ли огород городить из-за этаких мелочей? Лишь бы уже принялись за дело.
В целом, такой подход сегодня, безусловно, оправдан. Если Израиль стоит на пороге войны, и для защиты интересов страны необходимо создание правительства национального единства, то пусть премьер-министр сам назначает цену, которую он готов уплатить за партнерство с той или иной партией. Своих обманутых союзников Шарон не отпускает к левым (это сейчас практически невозможно), а, скорее, подталкивает в объятия Биньямина Нетаниягу. В таком положении едва не оказалась Исраэль ба-алия, но, в конечном счете, аутсайдером коалиционных переговоров стала Национально-религиозная партия.
За МАФДАЛ обидно. Вместе с ИБА, эта партия выступила в качестве катализатора политического процесса, развалившего коалицию Эхуда Барака накануне Кемп-Дэвида и завершившегося досрочными выборами несколько месяцев спустя. Более, чем кто-либо другой из союзников Ликуда, МАФДАЛ содействовал убедительной электоральной победе Ариэля Шарона. Черной неблагодарностью религиозным сионистам стали демагогические заявления Ури Шани и Эяля Арада, выдвинувших против этой партии обвинения в «шантаже и политическом вымогательстве».
В таком же тоне оба упомянутых деятеля отзывались о Натане Щаранском, когда коалиционные переговоры с ИБА на время зашли в тупик. Шарону пришлось извиняться за эти выпады перед лидером Исраэль ба-алия, но несколько дней спустя испытанное оружие было пущено в ход против МАФДАЛа.
О том, что данная тактика вызывает неоднозначное отношение в переговорной группе Ликуда, можно было судить по заявлению, с которым выступил 6 марта Эхуд Ольмерт. «Нам ни в коем случае нельзя было допускать ситуации, при которой Национально-религиозная партия останется вне коалиции», - сказал он. Кстати, именно Ольмерт прилагал наибольшие усилия к заключению коалиционного соглашения с ИБА, и не получившая официальной поддержки в Ликуде идея назначить Щаранского министром просвещения так же исходила от него.
Что же касается действительной подоплеки решений, принятых в ходе завершившихся переговоров, то она, по утверждению информированных источников, состоит в следующем.
Цена политического партнерства с ШАСом была определена еще в тот момент, когда сефардские ультраортодоксы проголосовали за отмену досрочных выборов в кнессет, блокировав тем самым возвращение Биньямина Нетаниягу на общественную арену. Именно это позволило Ариэлю Шарону баллотироваться против Эхуда Барака, одержать уверенную победу и стать премьер-министром страны. В уплату за оказанную услугу лидерам ШАСа были еще до выборов гарантированы щедрые дивиденды, включая портфель министра внутренних дел.
Это не помешало Шарону пообещать активистам ИБА, что в случае победы на выборах он будет относиться к их партии как к фракции, имеющей 6 мандатов. Заверения подобного рода делались и в отношении МАФДАЛа, но обязательства перед ШАСом (17 мандатов!) сыграли решающую роль. Сефардская партия вернула себе МВД и окончательно выбила религиозных сионистов из министерства по делам религий.
Однако обиды МАФДАЛа следует простить Ариэлю Шарону, как следовало бы простить обиды ИБА и Ихуд леуми - НДИ, если бы любая из этих партий осталась вне коалиции. В расчете на осмысленные политические решения нового премьер-министра можно предоставить ему на первых порах огромный кредит доверия. Но если таких решений не последует, Шарону припомнится все, что случилось за первый месяц после его победы на выборах.
Новозаветная травля
Упиваясь нелепостью собственных доводов, левые политики и журналисты ополчились на главу Педагогической службы ЦАХАЛа бригадного генерала Эльазара Штерна. Ему ставят в вину критические замечания по поводу изъявляемого некоторыми военнослужащими-репатриантами желания получать при присяге от своих командиров не ТАНАХ, а Новый завет. Штерн заметил, что данное требование не может быть признано легитимным в рамках израильской армии, и высказался за введение облегченной процедуры гиюра для заинтересованных в этом призывников.
На первый взгляд, трудно понять, в чем здесь может быть обнаружен повод для придирок. Позиция Эльазара Штерна настолько соответствует элементарным критериям определения Израиля как государства еврейского народа, что она представляется самоочевидной и в высшей степени правомерной. Тем не менее, Эхуд Барак распорядился накануне своего ухода из министерства обороны произвести дисциплинарное расследование в отношении начальника Педагогической службы ЦАХАЛа, а Офир Пинес и прочие представители левых партий в комиссии кнессета по вопросам алии и абсорбции потребовали от Штерна, чтобы он извинился перед репатриантами. За что?
От всей этой коллизии исходит ощущение тягостного абсурда. До 70 процентов репатриантов, призываемых на срочную службу в ЦАХАЛ, не являются в настоящее время евреями по Галахе. Это возвращает нас к давно назревшей необходимости изменить Закон о возвращении и пересмотреть схему деятельности израильских организаций на территории СНГ. В погоне за цифрами эмиграционного вала Сохнут и «Натив» занимаются искусственной стимуляцией алии даже в тех районах бывшего Советского Союза, где практически не осталось евреев.
Только в последнее время на смену этой концепции приходят попытки укрепления еврейской самоидентификации будущих репатриантов, предпринимаемые Сохнутом при содействии Открытого университета и других израильских учреждений. Эти попытки лишь обретают конкретное содержание, но они уже сейчас заслуживают доброго слова как предвестье положительных перемен. Свою энергию Сохнуту, как и «Нативу», давно пора направить на разумные цели – вместо того, чтобы оправдывать собственное существование за счет фундаментальных интересов израильского общества.
Возвращаясь к ситуации в ЦАХАЛе, следует отметить, что статистика армейского призыва попросту отражает демографический состав алии последних лет. Среди молодежи доля репатриантов, которые не являются евреями по Галахе, давно уже приближается к 80 процентам. Вместе тем христианами эти люди тоже не являются в своем подавляющем большинстве, что прекрасно известно всякому пишущему и читающему по-русски.
Тем же, кто подобными навыками не обладает, можно предложить исследование, проведенное полтора года назад по заказу Хайфского университета институтом изучения общественного мнения «Геокартография». Его результаты свидетельствуют о том, что 75 процентов репатриантов, входящих в указанную группу, считают себя евреями «в значительной или очень значительной степени». 65 процентов опрошенных заявили, что они были бы рады родиться евреями, если бы это было возможно.
Таким образом, требование о принесении присяги на Новом завете может быть актуальным только для очень небольшой группы лиц, оказавшихся в Израиле под видом репатриантов. Сам Эльазар Штерн полагает, что 92 призывника, выказавших такое желание в январе текущего года, были движимы не столько христианскими убеждениями, сколько стремлением выразить протест по поводу пережитых ими трудностей абсорбции. Вряд ли это может служить достаточным основанием для того, чтобы принять предложение уходящего министра абсорбции Юли Тамир, согласно которому военнослужащим нужно вручать при присяге не ТАНАХ, а текст Декларации независимости.
Сама по себе церемония присяги не совершается в ЦАХАЛе над ТАНАХом. Книга лишь вручается военнослужащим их командирами как подарок, символизирующий историю и самоидентификацию Израиля в качестве государства еврейского народа. То, что этим подарком является ТАНАХ, а не Декларация независимости, призвано подчеркнуть, что мы – не пришельцы в этой земле. Нас связывают с ней тысячелетия еврейской мечты, а не прихоть колонизатора. Присягает же солдат ЦАХАЛа не Богу Израилеву, а Государству Израиль.
Шинуй и наследие Маркиона
Только в параксизме маразма можно было перенести эту проблему в воображаемую сферу, где сталкиваются «религиозное принуждение» и «свобода совести». От Йосефа Парицки и других комиссаров безбожия, объединившихся под началом Томи Лапида, ничего другого ждать не приходится, а вот депутаты кнессета от Аводы могли бы занять в этом споре ответственную позицию. Но, коль скоро и они избрали стезю отравленной демагогии, последуем за ними к тем берегам, над которыми светит маяк религиозной свободы.
Допустим, что какую-то часть репатриантов, призываемых в ЦАХАЛ, действительно составляют искренние христиане. Что мешает им получать при присяге ТАНАХ, почитаемый христианской традицией как «Ветхий завет»? Какими мотивами может быть движим негативизм подобного рода?
Сама христианская церковь пережила и отвергла искушение гностицизмом, подталкивавшее ее к отказу от «Ветхого завета» и объявлению Бога Израилева злокозненным демиургом. Еще в середине 2-го века муж апостольский Поликарп Смирнский, бывший в юные годы учеником евангелиста Иоанна, отлучил от церкви епископа Маркиона, явившегося к нему, чтобы поделиться своим открытием: «Ветхий завет» и евреи - суть порождения дьявола.
«Изыди от меня, первенец сатаны!», - сказал Поликарп Маркиону, едва лишь тот изложил ему свои основные тезисы. С тех пор еврейская Библия, или ТАНАХ, остается неотъемлемой части Священного Писания христиан.
Вряд ли среди призывников, требование которых послужило поводом к нынешнему скандалу, сыщутся искренние последователи отлученного епископа, бывшего, по сути дела, предтечей гитлеризма. Если же такие люди найдутся, надо будет задаться вопросом, что они делают в Армии Обороны Израиля.
Без этого экскурса в историю церкви можно было бы обойтись, но, в конце концов, он может оказаться полезен как противоядие скудоумию и невежеству наших записных богоборцев. Что же до личной судьбы бригадного генерала Штерна, то она примечательна уже тем, что ему удалось внести живое содержание в деятельность Педагогической службы ЦАХАЛа, пребывавшей долгие годы в состоянии глубокого застоя. Именно Штерн поднял вопрос об изменении так называемого «этического кода» Армии Обороны Израиля, составленного несколько лет назад в духе постмодернистского релятивизма.
В этом документе, несущем на себя печать политических воззрений профессора Асы Кашера и покойного Йешаягу Лейбовича, содержится множество высокоморальных предписаний полупацифистского толка, но любовь к Отечеству не указана его составителями среди ценностей, на которых надлежит воспитывать военнослужащих ЦАХАЛа. Эльазар Штерн осмелился заявить, что в существующем ныне виде «этический код» представляет собой откровенный абсурд, и ему не простили этого заявления. Теперь, пользуясь подвернувшимся случаем, явные и скрытые адепты десионизации пытаются сломать впечатляющую карьеру бригадного генерала Штерна – одного из немногих пока представителей израильского командования, носящих вязаную кипу.