Кандидаты Аводы на министерские посты в правительстве Ариэля Шарона будут избраны членами ЦК этой партии в пятницу, 2 марта. В преддверии голосования еще один видный представитель Аводы, уходящий министр финансов Авраам Шохат заявил 28 февраля, что он не намерен участвовать в работе будущего кабинета.
Шохат выступил с критикой принятого решения, согласно которому Авода отказалась от контроля над министерством финансов, выбрав портфели министров иностранных дел и обороны. Вместе с тем он указал на возможную причину своей отставки, осудив введенную процедуру назначения на правительственные посты посредством прямого голосования в ЦК. Как и Хаим Рамон, Шохат не пользуется достаточной популярностью среди членов этого форума.
Характеризуя новую процедуру назначения министров, Рамон сказал 28 февраля, что Эфраим Снэ, настоявший на ее введении, «в течение полутора лет лизал задницу членам ЦК» и теперь рассчитывает пожать плоды своих усилий. Снэ, претендующий на пост министра обороны, заявил в связи с этим, что он не видит ничего зазорного в дружеских связях с членами руководящего партийного органа. «Никто из нас не стал министром по объявлению в газете, - сказал Эфраим Снэ в интервью израильскому телевидению. – Все мы являемся посланцами своей партии».
Вместе со Снэ на пост министра обороны претендуют еще два представителя Аводы – Биньямин Бен-Элиэзер и Матан Вильнаи. 27 февраля Бен-Элиэзер выступил с резкими нападками на Шимона Переса, который, по его мнению, оказывает негласную поддержку Вильнаи. По утверждению свидетелей инцидента, Бен-Элиэзер ворвался в кабинет Переса и обрушился на него с бранью. «Не смей вмешиваться в подготовку голосования! - кричал раздосадованный кандидат старшему товарищу по партии. – Ты остался таким же интриганом, каким был прежде!»
В окружении Переса утверждают, что он не оказывает предпочтения ни одному из претендентов на пост министра обороны, сохраняя готовность к сотрудничеству с тем из них, кто будет избран в ходе прямого голосования в ЦК.
Йоси Бейлин заявил 28 февраля, что с уходом Авраама Шохата «весь первый ряд руководителей Партии труда отказался от участия в правительстве Шарона и Ганди». Сам Бейлин не намеревается пока уходить из Аводы, но не изъявляет ни малейшей лояльности по отношению к коалиционным обязательствам, принятым его партией.
Между тем в Ликуде усиливается критика по поводу решений, принятых Ариэлем Шароном в ходе коалиционных переговоров. Отмечается, что восемь министерских постов будут отданы Партии труда в обмен на поддержку половины ее депутатов, – и только для того, чтобы Перес, став министром иностранных дел, обеспечил международную «легитимацию» новоизбранному премьеру. Цена такой «легитимации» многим представляется непомерно высокой.
Открыто с критическими заявлениями по поводу распределения портфелей выступили 28 февраля депутаты кнессета от Ликуда Йсраэль Кац и Авраам Гиршзон. Кац сказал в интервью израильскому телевидению, что создается ситуация, при которой Шарон будет у власти, но Ликуд останется в оппозиции. По его мнению, именно Ликуд, призванный стать политической основой будущего правительства, должен был сосредоточить в своих руках ключевые портфели, включая пост министра обороны.
Дополнительным и чрезвычайно острым пунктом коалиционных разногласий является спор между ШАСом и Исраэль ба-алия по поводу контроля над министерством внутренних дел. Предполагается, что этот портфель уже обещан представителям ШАСа – вместе с министерствами труда, по делам религий и связи (или, вместо связи, по делам диаспоры). ИБА по-прежнему настаивает на получении МВД и фактического контроля в министерстве абсорбции, давая понять, что упоминавшийся вариант назначения Натана Щаранского министром просвещения будет рассмотрен как удовлетворительная замена. Очередная встреча представителей ИБА с переговорной группой Ликуда должна была состояться в ночь на 1 марта (подробнее об этом см. интервью Юлия Эдельштейна).
МАФДАЛу обещано министерство строительства, объединенной фракции Ихуд леуми – НДИ – министерство национальной инфраструктуры и пост министра без портфеля. При этом Ихуд леуми – НДИ все еще отказывается смириться с тем, что представителю этой фракции Бени Элону отказано в обещанном ранее назначении на пост председателя законодательной комиссии кнессета. Яхдут ха-Тора претендует на посты председателя финансовой комиссии кнессета и заместителя министра по делам религий.
Таким образом, в наибольшем выигрыше от коалиционных переговоров остается на данном этапе потерпевшая поражение на выборах Партия труда. Ей обещаны посты министров иностранных дел, обороны, транспорта, промышленности и торговли, сельского хозяйства, науки – и еще два министра без портфеля. Ликуд оставляет за собой министерства финансов, юстиции и внутренней безопасности. Остальные вопросы, связанные с распределением портфелей, пока не решены.
Между тем в кнессете уже начались приготовления к размещению нового, беспрецедентного по своим размерам правительства, в котором окажется около 30 министров. Вместе с заместителями министров, членами правительства национального единства (если оно все-таки возникнет) будет почти треть от общего числа депутатов кнессета.