В дополнение к прочим своим недостаткам, Закон о прямых выборах главы правительства сделался мощным фактором дестабилизации политического устройства в Государстве Израиль. До 1996 года, когда этот закон был впервые опробован на практике, выборы в кнессет проводились 13 раз. Таким образом, в течение первых 48 лет израильской истории средняя продолжительность парламентской каденции составляла три года и восемь с половиной месяцев.
Досрочные выборы были и прежде частым явлением, но объявлялись они, как правило, незадолго до официального завершения текущей каденции, в результате чего средний срок полномочий кнессета и правительства был ненамного меньше предусмотренных законом четырех лет. В целом же уровень политической стабильности в Израиле был значительно выше, чем во многих европейских странах, живущих по нормам парламентской демократии.
Только в двух случаях – в 1951 и в 1961 гг. - досрочные выборы объявлялись в Израиле прежде, чем избранное правительство отработало два года, и в обоих случаях это воспринималось как чрезвычайное происшествие обусловленное серьезными политическими причинами. Первое правительство Бен-Гуриона ушло в отставку из-за конфликта с религиозными партиями, требовавшими изменений в сфере образования детей репатриантов. В 1961 году поводом для раннего объявления досрочных выборов стало скандальное "дело Лавона", вызвавшее острый кризис в правящей партии.
Но после того, как в Израиле были введены прямые выборы премьер-министра, не имеющие аналога в мировой конституционной практике, частота смены правительств значительно возросла. Кабинет Нетаниягу оставался у власти менее трех лет; правительство Барака продержится около двух лет – если досрочные выборы состоятся в мае или июне. Хроническая предвыборная лихорадка, связанная с огромными финансовыми расходами, взаимным ожесточением политических противников и неизбежным ущербом для долгосрочных интересов государства, становится неотъемлемой частью нашего национального существования.
Все это – в дополнение к сегментации израильского общества, его дроблению по социальным, религиозным и этническим признакам. В условиях двойного вотирования, при котором граждане голосуют за своего кандидата на пост премьер-министра и за определенный парламентский список, стал неизбежным крах крупных, общенациональных партий, уступивших значительную часть своих голосов секторальным фракциям. Политическое дробление становится, в свою очередь, предпосылкой социального антагонизма между частями общества, каждая из которых имеет свое представительство в кнессете.
Кроме того, двойное голосование приводит к появлению откровенных курьезов, подрывающих и без того сомнительный авторитет израильской государственной власти. Стоит напомнить, что прошлогодние выборы едва не привели в кнессет экзотический список Пнины Розенблюм, движение любителей марихуаны и еще несколько подобных партий. Если общее направление государственной политики определяется на выборах премьер-министра, то почему бы не поиграть со вторым бюллетенем? - именно так рассудили многие избиратели.
Вопреки ожиданиям авторов и сторонников Закона о прямых выборах, новая система не уменьшила, а усугубила зависимость премьер-министра от секторальных партий. При этом она лишила гибкости парламентскую демократию, предполагающую, что кнессет может оставаться у власти даже в том случае, если премьер-министр покидает свой пост, лишившись коалиционного большинства. Теоретически такая возможность предусмотрена новой конституционной схемой, но многочисленные оговорки делают ее почти неприменимой.
И, наконец, главное: прямые выборы наделяют решающим влиянием на государственную политику Израиля миллионное арабское меньшинство, без поддержки которого кандидат левого лагеря не может быть избран главой правительства. Прежняя конституционная схема, основанная на базисном принципе пропорционального представительства, вынуждала израильские партии, претендующие на участие во власти, ориентироваться на устремления гражданского большинства.
Не частичные исправления нынешней схемы и не усугубление ее недостатков посредством введения президентского правления, а возвращение к прежней системе полноценной парламентской демократии в наибольшей степени соответствует интересам Государства Израиль и его граждан. В этой связи заслуживает максимальной поддержки законодательное предложение Узи Ландау (Ликуд), одобренное в первом чтении еще прошлым составом кнессета. Утверждая необходимость отмены прямых выборов премьер-министра, инициатива Ландау сулит израильскому государственному устройству исцеление от многих опасных недугов.
Требование Узи Ландау о возобновлении законодательной процедуры по данному предложению будет вынесено на обсуждение комиссии кнессета по вопросам конституции, законодательства и права 12 декабря. В конце уходящей недели за отмену прямых выборов главы правительства высказались почти все депутаты Партии труда. Аналогичной точки зрения придерживается большинство парламентариев на правом фланге. Лишь активное противодействие со стороны Эхуда Барака и Биньямина Нетаниягу, связывающих свои персональные надежды с прямыми выборами, может помешать столь необходимому восстановлению прежней избирательной системы.