Убедившись в том, что досрочных выборов не миновать, Эхуд Барак последовал примеру своего предшественника и поддержал в последний момент направленную против него инициативу, после чего вопрос о том, найдется ли у оппозиции необходимое число голосов для утверждения данного законопроекта во втором и третьем чтениях, утратил свою остроту. Досрочные выборы состоятся, поскольку теперь они стали делом чести для принявшего вызов Барака.
Лишь отчаянная эскалация напряженности на территориях и вдоль ливанской границы может заставить израильских парламентариев заморозить законодательную процедуру, ведущую к голосованию весной или в начале лета. При этом следует понимать, что в новых условиях у Барака появляются дополнительные причины для того, чтобы любой ценой избежать фронтального столкновения с Арафатом. С точки зрения палестинцев, настал исключительно благоприятный момент: в остающееся до выборов время они могут вить из Барака веревки.
Для того, чтобы одержать победу на выборах, израильскому премьеру необходимо хоть какое-то соглашение с палестинцами. Сомнения в том, является ли Арафат партнером для заключения мира, остались в далеком прошлом. Партнер или не партнер, но Бараку нужна его подпись под документом, который будет представлен левым и колеблющимся избирателям в качестве главного предвыборного аргумента. Как бы ни называлось новое соглашение с Арафатом, каких бы оно ни потребовало от Израиля уступок, но без него Бараку не с чем идти на выборы.
С сегодняшнего дня этот факт следует принимать в расчет при оценке любых внешнеполитических инициатив израильского кабинета. Если до настоящего времени Эхуд Барак был в праве рассчитывать на то, чтобы его шаги рассматривались как осуществление той или иной концепции, направленной на благо страны, то теперь мы вынуждены считать его главной, почти единственной целью личное политическое выживание. Таковы трагические условия, в которых оказалась страна после того, как кнессет санкционировал проведение досрочных выборов.
В том, что вместо правительства национального единства, способного защитить интересы Израиля перед лицом арабской агрессии, мы получили ненаказуемый кабинет, глава которого целиком зависит от благосклонности Арафата, виноваты многие: Биньямин Нетаниягу и его недальновидные сторонники в Ликуде, продажные политиканы от ШАСа, левое крыло Аводы во главе с Йоси Бейлиным и Узи Барамом. Но главная, определяющая ответственность за произошедшее ложится на самого премьер-министра, который три недели назад предпочел ненадежную сделку с ШАСом, пообещавшим ему "парламентскую страховку", реальной возможности заключить коалиционное соглашение с Ариэлем Шароном. Несмотря на значительные трудности, с которыми столкнулся Шарон в своей фракции, это соглашение было достижимо.
По выступлению лидера оппозиции, можно было понять, насколько сам Шарон недоволен успехом законодательной инициативы, ведущей к досрочным выборам. "Не пытайтесь переложить ответственность на нас, - сказал председатель Ликуда, обращаясь к главе правительства. – В том, что в этот тяжелый час в Израиле не удалось сформировать чрезвычайное правительство, виноваты вы, только вы, господин премьер-министр, и никто другой".
О том, насколько благоприятна создавшаяся в Израиле политическая ситуация для палестинского руководства, можно судить и по тому, что за досрочные выборы проголосовали 28 ноября все арабские партии – Национально-демократический союз (БАЛАД) д-ра Азми Бешары, исламисты, коммунисты и список Ахмеда Тиби.
Многие из них полагают, что при правом правительстве Израиль проще вынудить к уступкам, поскольку арабам обеспечена в этом случае поддержка международного сообщества и левой оппозиции внутри страны. Но еще более соблазнительным является для них полугодовой зазор между решением кнессета и датой голосования: в течение этого срока полная политическая зависимость израильского премьера от Ясера Арафата позволяет арабам добиться того, на что они не могли бы рассчитывать при иных обстоятельствах.
Точно так же оценивает сложившуюся в Израиле ситуацию официальное руководство ПА. Палестинские представители, выступающие перед западными журналистами, выражают глубокое удовлетворение решением кнессета. Одни из них надеются, что в оставшийся до выборов срок левый кабинет пойдет на щедрые уступки Арафату, не требуя взамен декларации об окончательном завершении конфликта. Другие связывают свои надежды с возможной победой израильских правых, на которых будет оказываться в последствии колоссальное давление со стороны США и Запада. И все они едины во мнении о том, что, чем дальше уходит Израиль от "правительства чрезвычайной ситуации", тем сильнее становится позиция Арафата.
Обоснованность этих ожиданий получила мгновенное подтверждение, когда Эхуд Барак, потерпевший поражение в кнессете, заявил, что теперь он намерен с удвоенной энергией взяться за переговоры с палестинцами. Если прежде Барак говорил, что "за прошедшие шестнадцать месяцев мы перевернули каждый камень в поисках мира", то теперь ему кажется, что где-то остались "не перевернутые нами камни". Премьер-министр явно дает понять, что он готов к дополнительным, не обсуждавшимся ранее уступкам, поскольку лишь Арафат может спасти его от поражения на предстоящих выборах.
Его слова отчетливо слышатся в Газе и Рамалле. Палестинцы поспешили отклонить выдвинутую Бараком идею возвращения к промежуточному, поэтапному урегулированию. В оставшийся до выборов срок они, скорее всего, попытаются получить по дешевке полное израильское отступление к границам 1967 года – с депортацией поселенцев, разделом Иерусалима, возвращением беженцев и отказом от сколько-нибудь существенных ограничений суверенитета будущего палестинского государства.
Именно эти требования объявил на днях Абу-Мазен непременным условием всякого соглашения с Израилем. Евреям он обещает дозволить молитву у Стены плача, если они не станут трубить там в шофар.
И если нам кажется немыслимым, чтобы израильский премьер принял подобные требования, то давайте обратим внимание на последнее заявление Эхуда Барака по проблеме палестинских беженцев – заявление, подобного которому не делал в прошлом ни один израильский руководитель. "В 1948 году мы изгнали их с насиженных мест, - сказал премьер-министр после того, как перспектива досрочных выборов стала неотвратимой. – В одних случаях мы их изгнали, в других они были вынуждены к бегству войной".
В том же контексте умиротворения Арафата следует рассматривать принятое правительством решение о возобновлении многомиллионных денежных переводов палестинской администрации. Возобновлено движение между сектором Газы и Египтом через израильский пограничный пункт в Рафиахе, снова дозволен транзит товаров и топлива через КПП "Карни", ожидается возобновление работы палестинского аэропорта в Дахании.
В пятницу будут существенно смягчены введенные Израилем ограничения на доступ палестинской молодежи к мечетям Храмовой горы в Иерусалиме. Возобновлена работа координационных бюро (DCO), прерванная израильской стороной после убийства старшего лейтенанта Эдуарда Мечника. Армейскому командованию предписано подготовиться к отводу танков с позиций вблизи палестинских населенных пунктов.
И все это – лишь предисловие к кардинальным политическим уступкам, которых следует ожидать от Барака в недалеком будущем. В 1999 году решение о досрочных выборах вынудило кабинет Биньямина Нетаниягу взять штурвал вправо, заморозив реализацию соглашений, подписанных несколькими месяцами раньше в Уай-плантейшн. Теперь левое правительство поступает аналогичным образом: адресуясь к своему электорату, стремясь поскорее занять отведенную ему политическую нишу, оно углубляет и без того чудовищный левый крен, угрожая стабильности государственного корабля.
Оппозиция попытается лишить общественной легитимации внешнеполитические шаги кабинета, предпринимаемые в предвыборный период. Такой подход оправдан по существу, но действующая на сегодняшний день законодательная норма не накладывает формальных ограничений на политику переходного правительства. В этом – еще одна уродливая гримаса Закона о прямых выборах премьер-министра, родившегося в сознании нескольких самоуверенных профессоров, которым удалось убедить израильтян в порочности прежней избирательной системы.
Барак открыто заявляет о своем намерении использовать данную "лакуну" для продолжения политических переговоров с палестинцами вплоть до предстоящих выборов. В этой связи обладает особым значением законодательная инициативы Дани Наве и Бени Элона, направленная на ограничение полномочий правительства меньшинства. В частности, Наве и Элон предлагают лишить главу правительства права на подписание международных соглашений после того, как кнессет санкционировал проведение досрочных выборов. Этот запрет предлагается распространить и на предварительное скрепление таких документов инициалами премьер-министра.
Не очевидно, что законодательное ограничение подобного рода сможет остановить политическую энергию Эхуда Барака, которому важно превратить предстоящие выборы в референдум по конкретному проекту соглашения с палестинцами. Предлагаемый запрет может быть обойден с помощью той или иной уловки, но для защиты израильских интересов в предвыборный период исключительно важно, чтобы инициатива Дани Наве и Бени Элона (или иная поправка аналогичного свойства) была утверждена кнессетом. Только в этом случае заявления оппозиции, отрицающие легитимность ожидаемых уступок Ясеру Арафату, обретут незыблемое основание.