Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
23 ноября 2000г.

Ultima Thule

Дов Конторер

Слово и дело

Пожилые читатели русскоязычной прессы ждут от газетных публикаций в Израиле такой же действенности, какой они обладали когда-то в Советском Союзе. Там, если "Правда" вскрывала недостатки в работе областного чинуши, ни у кого не оставалось сомнений в том, что ожидает раскритикованного товарища уже назавтра. В лучшем случае – смещение с занимаемой должности, в худшем – пристальный взгляд прокурора. Слово и дело.

Здесь же печатная критика представляет собой нечто вроде устойчивого радиоактивного фона или лондонского тумана. Наш эфир заполнен разоблачениями, и если бы следом за каждым из них с чьих-то плеч слетали повинные головы, нам пришлось бы играть в футбол повсеместно разбросанными черепами. Средства массовой информации обладают известным влиянием на происходящее в Израиле, но обратной стороной их самостоятельности является практическое бессилие.

Лишь в отдельных случаях критические публикации влекут за собой административные санкции того или иного рода, и если журналист не получил свой "скуп" прямо в Следственном управлении полиции, ему редко приходится рассчитывать на такой результат. Но всякое правило приятно тем, что имеет свои исключения.

Некоторое время назад институт "Шалем" привлек внимание общественности к новому учебнику истории для девятых классов, составленному на основе методологических рекомендаций профессора Моше Цимермана ("Дети поселенцев в Хевроне ничем не отличаются от воспитанников "гитлерюгенд"). Эта книга, охватывающая период с 1918 года до середины 90-х годов, вышла под названием "Переменчивый мир" ("Олам шель тмурот") и была рекомендована минпросом в качестве основного учебного пособия для государственных школ.

Эксперты института "Шалем" обнаружили, что, в отличие от прежних учебников, "Переменчивый мир" замалчивает многие ключевые события новейшей еврейской истории, представляет в превратном виде ее узловые моменты и, по сути дела, лишает учеников сколько-нибудь внятной картины, на основе которой возможна национальная самоидентификация. Ознакомившись с критическим анализом нового пособия, можно было понять, что "Переменчивый мир" представляет собой первую попытку насильственного внедрения постсионистской доктрины "новых историков" в израильскую школьную программу.

"Вести" уделили данному вопросу больше внимания, чем все ивритские средства массовой информации, вместе взятые. В частности, 28 сентября в этой рубрике был представлен детальный анализ материалов, пересланных в редакцию директором исследовательского центра "Шалем" доктором Йорамом Хазони. Ни одна израильская газета не позволила своим читателям ознакомиться с этими материалами столь основательным образом, хотя в "Гаарец" появился целый ряд уничижительных статей, направленных против доктора Хазони и сотрудников возглавляемого им института.

Должен признаться, что, взявшись за данную тему, я не рассчитывал на конкретную действенность задуманной публикации, хотя мне было ясно, что "Вести" обеспечат изысканиям института "Шалем" мощный общественный резонанс. В этом я смог убедиться на этой неделе, когда, выступая перед собравшимися в Иерусалиме членами Московского землячества, узнал о начавшемся сборе подписей под петицией, составители которой требуют от минпроса заменить поверхностный и тенденциозный учебник. Но еще прежде, чем русскоязычная общественность успела сказать свое слово, данная тема была вынесена на обсуждение комиссии кнессета по вопросам образования и культуры.

Право общества знать

Уже сам этот факт может расцениваться как огромное достижение института "Шалем", руководители которого не остановились перед ответной критикой и откровенной клеветой, не испугались столь явных попыток делегитимации, не оставили без продуманного, содержательного ответа ни один из доводов, выдвигавшихся их оппонентами.

На заседание парламентской комиссии явились 20 ноября автор "Переменчивого мира" Дани Яакоби, председатель педагогического секретариата министерства просвещения профессор Мишель Авитбуль, профессор Еврейского университета Исраэль Барталь. Все они получили возможность изложить депутатам свои аргументы в пользу рассматриваемой книги, но по окончании дискуссии за беспрецедентно резкую резолюцию проголосовали все члены комиссии, включая представителей левых партий.

Автор нового пособия считает единственным недостатком своей книги тот факт, что в ней опущена фотография Бен-Гуриона. Однако у членов комиссии и у других политиков, явившихся на заседание по собственному желанию, сложилось иное впечатление.

Бывший председатель кнессета Шевах Вайс (Авода) заявил, что, как человеку, пережившему Катастрофу, ему невыносимо отсутствие в новом учебнике упоминаний о восстании в Варшавском гетто и о борьбе еврейских партизан. Военный историк Меир Паиль сказал, что освещение Войны за независимость в рассматриваемом пособии представляет собой "скандальную нелепость". Натан Щаранский (ИБА) поведал собравшимся о том, как советские евреи изучали в подполье историю сионизма и еврейского народа. "Никто из нас не мог вообразить, что когда-нибудь эта история будет загнана в подполье в Государстве Израиль", - добавил он.

Восстановленные ориентиры

Представители минпроса пытались утверждать, что комиссия кнессета по вопросам образования не имеет права вмешиваться в содержание школьных программ. В их заявлениях звучал намек на то, что парламентские слушания по поводу "Переменчивого мира" представляют собой попытку установления идеологической цензуры. Но все эти доводы меркли на фоне конкретных фактов, доведенных до сведения депутатов специалистами института "Шалем".

К тому же и без петиции Московского землячества у парламентариев была возможность убедиться в том, как реагируют на содержание нового учебника рядовые израильтяне. В частности, им было представлено коллективное письмо жителей галилейского киббуца Мисгав-Ам, пережившего в 70-е годы серию варварских терактов. В "Переменчивом мире" о палестинском терроре не сказано ни единого слова.

Как уже было отмечено выше, принятая резолюция носит беспрецедентно резкий характер. Ее текст заслуживает перевода и публикации на страницах "Вестей":

"1. Комиссия кнессета по вопросам образования и культуры видит в учебных программах и школьных пособиях средство осуществления тех целей, которые сформулированы в Законе о государственном образовании. Школьные учебники не могут расцениваться на основе тех же критериев допустимости и плюрализма, которые применимы к частным исследованиям академического характера; их задачей является воспитание учеников в духе ценностей и принципов, установленных Законом.

2. Комиссия убедилась в том, что в новом учебнике истории ХХ века для девятых классов "Переменчивый мир", изданном министерством просвещения, отсутствуют важные главы, посвященные истории и духовному наследию еврейского народа, Катастрофе европейского еврейства, сионизму, еврейству диаспоры и Государству Израиль. Комиссия отмечает, что указанные главы наличествовали в прежних учебных пособиях по истории, изданных в 80-е годы.

3. Комиссия установила, что исключение указанных глав из нового пособия противоречит поправке 5 к Закону о государственном образовании (Цели учебного процесса), пунктам 1-4.

4. Комиссия выражает озабоченность негативными педагогическими последствиями, к которым может привести столь принципиальное упущение, и требует от министерства просвещения оказаться от использования данного учебника до тех пор, пока в него не будут внесены соответствующие исправления и дополнения.

5. Комиссия отвергает попытки делегитимации предпринимаемого ею вмешательства в содержание данного учебника и школьных программ, как таковых, полагая своей прямой обязанностью контролировать соблюдение Закона о государственном образовании. В частности, это предполагает необходимость обеспечения программ и пособий, служащих целям, сформулированным в данном Законе".

То, что подобного рода парламентская резолюция возможна в дезориентированном израильском обществе 2000 года, удивляет само по себе. Но обязывает ли она министерство просвещения к конкретным действиям? Или назначенцы Йоси Сарида смогут найти юридическую уловку, которая позволит им уклониться от выполнения данного указания?

Председатель комиссии кнессета по вопросам образования и культуры Звулун Орлев (МАФДАЛ) настроен оптимистично: "Они не смогут проигнорировать наше решение". Посмотрим, кто окажется победителем в этом споре – ощетинившаяся каста "новых историков" или парламентская комиссия, уполномоченная следить за соблюдением израильского законодательства органами исполнительной власти.

Встреча с прекрасным

Последние недели мне довелось провести там, где передачи палестинского телевидения принимаются намного лучше, чем израильские программы. В отсутствие кабельных и спутниковых каналов, я смог, наконец, составить непосредственное впечатление о том, что представляет собой подстрекательская пропаганда Ясера Арафата.

Увиденное превзошло мои самые смелые ожидания, хотя мне казалось, что я готов к этой встрече с прекрасным. На протяжении 24 часов в сутки палестинское ТВ транслирует одни и те же кадры, прерываясь только на выпуски новостей. Сопровождаемые воинственной музыкой похоронные процессии, жонглирование внутренними органами "шахидов", бесконечная пальба, срывание израильского флага с какого-то блокпоста, завывающие арабские женщины, неизбывное и смакуемое остервенение толпы.

Через каждые несколько минут на телеэкране появляется поучительная заставка: шестиконечная звезда и свастика, между ними знак равенства, а затем – вопросительный знак. Через несколько секунд эта картинка смачно перечеркивается крест накрест и вместо = появляется >. Сионизм подобен нацизму? Нет, сионизм хуже, чем нацизм.

Свежих драматических кадров для круглосуточной трансляции, конечно же, не хватает, поэтому в ход идут старые пленки - времен интифады и ранних 80-х годов. В дополнение к этому предусмотрены периодические пятиминутки ненависти: фотография Теодора Герцля, Давид Бен-Гурион провозглашает еврейское государство, солдаты ЦАХАЛа врываются в Старый город в 1967 году. Впрочем, само словосочетание "пятиминутки ненависти" неприменимо к палестинскому телевидению, которое существует в постоянном режиме описанной Оруэллом истерии.

Включив телевизор в пять часов утра, мы могли с уверенностью сказать, чего стоит очередное "прекращение огня". Снова все те же кадры? Снова бледные лица облапанных толпой мертвецов? Значит, и сегодня будет продолжаться все то же самое, что бы ни вещал согражданам Шимон Перес, съездивший на поклон к Арафату.


[назад] [Израиль сегодня]