В Израиле со значительным опозданием вспомнили о необходимости разъяснения своей позиции в условиях жесткого противоборства с отточенной палестинской пропагандой
Дов Конторер
На протяжении многих лет слово "hасбара", означающее по-русски "разъяснительная работа", пользовалось у израильских левых дурной славой. Разъяснять приходится плохую политику государства, считали они. Стоит Израилю повернуться лицом к мировому сообществу, и никакая "hасбара" ему не потребуется. Нас и так все полюбят.
И наоборот: отказываясь от серьезных переговоров с арабами, Израиль может тратить любые средства на разъяснение своей позиции, но это ему не поможет. Международную репутацию государства определяет его политика, а не качество пропаганды.
Этим принципом руководствовалось правительство Ицхака Рабина, оказавшееся у власти в 1992 году. Информационные структуры в канцелярии премьер-министра были тогда ослаблены и частично расформированы, правительственное Бюро прессы лишилось многих своих функций. Левым казалось, что целенаправленная пропаганда нужна Израилю только для того, чтобы разъяснить глубокую мудрость "Осло" еврейским общинам диаспоры, отставшим в своем развитии от благотворных исторических перемен.
Пренебрежение к "hасбаре" оставалось в силе до самого недавнего времени, и только нынешний кризис на Ближнем Востоке заставил правительство Эхуда Барака пересмотреть традиционную аксиоматику левых в сфере пропаганды. Предложив Арафату исключительно щедрые израильские уступки, это правительство оказалось перед угрозой региональной войны и внутреннего развала, а его сдержанная политика на территориях была представлена палестинскими профессионалами как, по меньшей мере, "боснийский геноцид".
То, что новости "делаются" профессионалами, ни для кого не секрет. Израильские арабы, выступившие против своего государства на стороне ООП, сразу же осознали, что успех их борьбы будет во многом зависеть от того, как ее освещает местная и зарубежная пресса. "Мы раздали своим сотрудникам средства связи и перехватили инициативу в информационной сфере, – похваляется Джафар Фарах, директор созданного в Хайфе арабского пресс-центра. – На каждое сообщение, рассылаемое по пейджерам израильской полицией, мы отвечаем пятью сообщениями наших местных корреспондентов. Журналисты охочи до нашей информации".
И, разумеется, телекадры. Фарах рассказывает о мобилизации всех видеокамер в арабском секторе на службу национальному делу. Свадебные фотографы стали заправскими репортерами, и из отснятого ими материала всегда можно выбрать что-нибудь подходящее: искаженное злобой лицо полицейского, занесенная дубинка, арестант с закрученными руками. Вот он – зловещий лик сионизма.
При этом необходимо учесть, что израильские репортеры зачастую лишены возможности нормально работать в гуще арабского населения – как на территориях, так и в пределах "зеленой черты". Фотоматериал, поступающий из районов конфронтации, почти всегда отснят под выгодным для арабов идеологическим ракурсом. В силу указанных причин ослабленная многолетним пренебрежением левых израильская "hасбара" проигрывает жесткую схватку с отточенной палестинской пропагандой.
Пришлось принимать решения и менять сложившийся порядок вещей со значительным опозданием. Пресс-служба ЦАХАЛа раздает видеокамеры военнослужащим в подразделениях, находящихся на линии конфронтации. Головная группа пехотного взвода – командир, пулеметчик и гранатометчик – получает неожиданное подкрепление: видеооператора. Пока это новшество еще не опробовано в деле, но задумано оно для того, чтобы дать телезрителям возможность взглянуть на происходящее глазами израильского солдата.
В израильскую делегацию, поехавшую на переговоры в Шарм аш-Шейх, были включены Нахман Шай, Амрам Мицна, Нимрод Новик и еще полтора десятка говорунов, мобилизованных премьер-министром. Приученные к пропагандистской активности палестинцев, западные телекомпании не сразу обратили внимание на то, что к их услугам – целый штат заслуженных израильтян, жаждущих разъяснять позицию своего правительства. И все-таки на экранах стали появляться новые лица, сквозь монотонный гул палестинской риторики пробились новые голоса.
Может ли Израиль победить в информационной войне, если само существование этого фронта было обнаружено нашим правительством со столь значительным опозданием? Мэр Хайфы Амрам Мицна не берется ответить на этот вопрос. "В сфере пропаганды мы действительно отстаем от палестинцев, и сократить возникший разрыв будет не так уж просто, – говорит он. – Но какие-то изменения в освещении ближневосточных событий зарубежными СМИ уже имеют место. Зверская расправа над израильскими резервистами в Рамалле произвела заметное впечатление на Западе. Переданные нами записи подстрекательских передач палестинского телевидения так же не остались без внимания. И до многих теперь доходит смысл жесткой, непримиримой позиции Арафата по основным проблемам регионального урегулирования".
В первые годы интифады Мицна командовал Центральным военным округом. Быть может, поэтому он склонен считать, что исход израильско-палестинского конфликта в конце концов определит не пресса, а реальное соотношение сил в условиях военного противостояния. "Если переговоры окончательно сорвутся, правильной стратегией нашего правительства будет силовое, одностороннее размежевание, – полагает он. – И тогда уже следует действовать без оглядки на отказавшихся от компромисса партнеров. Руководствуясь собственными национальными интересами, Израиль сможет аннексировать не только крупные поселенческие блоки, но и пустующий территории за "зеленой чертой". Такие, как Иудейская пустыня и Иорданская долина".