Клинтон: "Нельзя отказываться от результатов семилетнего труда из-за того, что произошло за последние две недели" * Король Абдалла напомнил Арафату про "черный сентябрь"
Дов Конторер,
Шарм аш-Шейх
16 октября в Шарм аш-Шейхе велись напряженные переговоры в рамках созванного по инициативе США и ООН Чрезвычайного ближневосточного саммита. Контакты между участниками этой конференции неоднократно заходили в тупик, но президенту Соединенных Штатов раз за разом удавалось предотвратить окончательный срыв переговоров.
К моменту сдачи номера в печать Билл Клинтон проводил вторую рабочую встречу с премьер-министром Эхудом Бараком. Ей предшествовал раунд раздельных переговоров президента Клинтона с руководителями Израиля и ПА. Министры иностранных дел стран – участниц саммита и Палестинской автономии дважды собирались в надежде выработать текст итогового документа, но их усилия также остались безрезультатными.
Основные противоречия между участниками переговоров касались палестинского требования о создании международной комиссии по расследованию недавних событий в Иудее, Самарии и Газе. В дискуссии по данному вопросу принимали участие с израильской стороны исполняющий обязанности министра иностранных дел Шломо Бен-Ами и министр транспорта Амнон Липкин-Шахак. Палестинцев представляли Саиб Арикат и д-р Набиль Шаат.
Обе беседы на уровне министров иностранных дел проходили в чрезвычайно тяжелой атмосфере. Шломо Бен-Ами обвинил палестинцев в том, что их требование о создании международной следственной комиссии призвано обеспечить Арафату пристойный повод для прекращения мирных переговоров.
Наряду с премьер-министром Израиля и главой Палестинской автономии, в Чрезвычайном саммите принимают участие генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, президент США Билл Клинтон, президент Египта Хусни Мубарак, король Иордании Абдалла и представитель Европейской Комиссии Хавьер Солана. Вопреки ожиданиям организаторов саммита, российский министр иностранных дел Игорь Иванов не приехал в Шарм аш-Шейх.
Чрезвычайный саммит по проблемам ближневосточного урегулирования сопровождается ожесточенным противоборством на поприще пропаганды. Обе стороны выпустили к телекамерам и микрофонам своих лучших говорунов, и те с успехом заполнили "мертвые часы" во время продолжительных заседаний, проходивших за закрытыми дверями. Благодаря массированному присутствию на конференции представителей зарубежных масс-медиа ближневосточный кризис оставался 16 октября в центре внимания мировой прессы. Этому в значительной степени способствовало возобновление вооруженных столкновений в Иудее, Самарии и Газе.
Началу рабочих переговоров в Шарм аш-Шейхе предшествовало торжественное открытие саммита. Речь египетского президента на этой церемонии содержала резкие выпады в адрес Израиля, однако в частных беседах с Ясером Арафатом президент Мубарак и король Иордании Абдалла требовали не допустить провала переговоров. Оба они опасаются, что палестинские выступления перекинуться на территорию их государств и подорвут политическую стабильность в ближневосточном регионе. В этой связи король Абдалла напомнил Арафату о событиях "черного сентября" 1970 года.
Еще до официального открытия саммита Эхуд Барак встретился в Шарм аш-Шейхе с Хусни Мубараком, генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном и иорданским монархом. В ходе встречи с египетским президентом Барак заявил, что считает Каир непременным участником любого серьезного урегулирования на Ближнем Востоке. В ответ на эту любезность Мубарак выдвинул следующие требования к Израилю: отвод подразделений ЦАХАЛа с передовых позиций, на которые они были выдвинуты в ходе октябрьской конфронтации, и прекращение блокады арабских городов в Иудее, Самарии и Газе. Египетский президент подчеркнул, что требование об отводе израильских войск касается в первую очередь танков.
Эхуд Барак отметил, что нынешняя вспышка насилия на территориях была сознательно санкционирована Ясером Арафатом, отказавшимся от заключения "близкого и достижимого" соглашения с Израилем. Премьер-министр заявил, что пожелания Мубарака могут быть выполнены израильской стороной при соблюдении следующих условий: полное прекращение огня силами палестинской полиции и боевиками организации "Танзим"; арест освобожденных на прошлой неделе террористов ХАМАСа и "Исламского джихада"; прекращение подстрекательской пропаганды в палестинских средствах массовой информации. Кроме того, Барак потребовал пресечения погромных уличных демонстраций и введения запрета на участие в них вооруженных лиц.
В заключительной части беседы Эхуда Барака с Хусни Мубараком приняли участие исполняющий обязанности министра иностранных дел Шломо Бен-Ами, министр транспорта Амнон Липкин-Шахак, руководитель стратегического штаба в канцелярии главы правительства Дани Ятом и адвокат Гилад Шер. С египетской стороной к участию в беседе были приглашены министр иностранных дел Амр Муса, политический советник президента Усама эль-Баз и специальный советник президента по вопросам национальной безопасности Омар Сулейман (в прошлом – начальник египетской военной разведки).
В ходе состоявшейся вслед за тем беседы с генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном премьер-министр Израиля заявил, что практикуемый "Хизбаллой" захват заложников должен встретить решительную отповедь со стороны международного сообщества. Барак сказал, что он ожидает от ООН конкретных действий, направленных на освобождение похищенного израильского гражданина Эльханана Таненбаума.
Упомянув о публичных объятиях ливанского премьер-министра Салима эль-Хуса с лидером "Хизбаллы" шейхом Насраллой, Эхуд Барак потребовал от ООН безоговорочного осуждения государств, покровительствующих террористам. "Признав похищение мирных граждан допустимым средством политической борьбы, международное сообщество приведет к разрушению фундаментальных оснований, на которых зиждется мировой порядок", - подчеркнул Эхуд Барак.
Кофи Аннан осудил похищение Таненбаума и пообещал, что ООН попытается выяснить, каким образом можно добиться его скорейшего освобождения. Аннан выразил удовлетворение по поводу тесного сотрудничества между правительством Израиля и ООН, заявив о своей надежде на конструктивное завершение Чрезвычайного саммита в Шарм аш-Шейхе.
В ходе встречи с королем Иордании Абдаллой израильский премьер изложил историю провала недавних переговоров в Париже и предупредил об опасности региональной эскалации на Ближнем Востоке, которая может стать результатом продолжающихся столкновений в Иудее, Самарии и Газе. Иорданский монарх заявил, что он видит большую важность в укреплении "мирных сил" во всех государствах ближневосточного региона, включая его собственную страну. Король Абдалла выразил уверенность в том, что успех Чрезвычайного саммита в Шарм аш-Шейхе скажется на дискуссиях и решениях Лиги арабских государств, члены которой соберутся на специальную конференцию в Каире на будущей неделе.
"Вести",
17 октября 2000г.