Вероятное возвращение в политику Биньямина Нетаниягу может привести борьбу за лидерство в Ликуде к драматическому финалу
Дов Конторер
Ожидаемое объявление юридического советника правительства о закрытии следственного дела против Биньямина Нетаниягу за недостатком улик ставит на повестку дня вопрос о дальнейшей политической судьбе бывшего премьер-министра и его вступлении в борьбу за лидерство в Ликуде.
Большинство обозревателей полагает, что Нетаниягу твердо решил вернуться в политику и лишь выбирает момент для того, чтобы объявить о своем решении. Многие сторонники бывшего премьера, от имени которых выступил 27 сентября депутат кнессета Юваль Штайниц, считают, что Нетаниягу должен объявить о своих намерениях сразу же после того, как юридический советник правительства Эльяким Рубинштейн представит официальное заключение о закрытии следственного дела. Такой же точки зрения придерживается Ури Элицур, возглавлявший при Нетаниягу канцелярию премьер-министра.
Другие полагают, что для экс-премьера будет выгоднее "забег на короткую дистанцию", то есть вступление в политическое противоборство уже после того, как кнессет санкционирует проведение досрочных выборов.
Вместе с тем некоторые комментаторы выражают сомнение в том, что Нетаниягу действительно намерен вернуться в политику. Его недавние шаги, включая серию интервью русскоязычной прессе, они расценивают как попытку оказать психологическое давление на Эльякима Рубинштейна, вынудив того рассматривать дело бывшего премьера в широком политическом контексте – с учетом предстоящих выборов. По мнению тех, кто разделяет подобную точку зрения, теперь, когда Нетаниягу добился поставленной цели, он может надолго отказаться от своих политических амбиций.
Приняв за основу первое предположение, согласно которому Нетаниягу всерьез планирует вернуться в канцелярию главы правительства, следует сосредоточить внимание на характере его взаимоотношений с Ариэлем Шароном. Нынешний председатель Ликуда не хочет расставаться с надеждой на участие в предстоящих выборах премьер-министра. Если Шарон и Нетаниягу не сумеют договориться между собой о распределении ролей в руководстве правого лагеря, столкновение между ними станет неизбежным.
Некоторое время назад председатель НДИ Авигдор Либерман сказал в беседе с журналистами "Вестей", что для победы на ликудовских праймериз Биньямину Нетаниягу будет достаточно отправить факс, в котором он известит о выдвижении своей кандидатуры. Данная оценка основывается на широкой популярности бывшего премьер-министра среди рядовых членов Ликуда, желающих снова увидеть Нетаниягу своим лидером.
Иная ситуация наблюдается в политическом руководстве и в парламентской фракции этой партии, где у Нетаниягу не так уж много открытых сторонников. Многие руководители Ликуда предпочтут продлить пребывание у власти Эхуда Барака, присоединившись к правительству национального единства, если это позволит им нейтрализовать бывшего премьера. Главным, однако, является вопрос о возможном развитии конфликта между Шароном и Нетаниягу.
Люди, приближенные к председателю Ликуда, уверенно заявляют, что "на это раз Арик уступать не намерен". Шарон считает, что, выведя свою партию из глубокого кризиса и восстановив разрушившуюся при Нетаниягу "коалицию меньшинств", он может претендовать на личное участие в решающей политической схватке с Эхудом Бараком. "Нетаниягу еще успеет, у него в запасе немало времени, - говорят сторонники Шарона. – Если захочет, то пусть побудет пока вторым номером, а для Арика это – последняя возможность".
Известит по факсу и выиграет праймериз без малейшего напряжения? "Пусть он пришлет свой факс, и тогда посмотрим", - отвечают сторонники Шарона. Некоторые из них добавляют при этом: "Если Нетаниягу пойдет на открытую конфронтацию и сумеет добиться в Ликуде поддержки большинства, его успех на праймериз явится пирровой победой. Главой израильского правительства он после этого уже не станет".
В высказываниях подобного рода звучит явный намек на то, что, проиграв Биньямину Нетаниягу в ходе внутрипартийных выборов, Ариэль Шарон откажет победителю в политической поддержке и - более того - найдет способ воспрепятствовать его избранию премьер-министром. Такая постановка вопроса далека от смиренного подчинения вердикту партийной демократии, но надо отметить, что планы действий в обход Ликуда вынашиваются – или, по крайней мере, принимаются в расчет - обоими кандидатами.
Проиграв выборы 1999 года Эхуду Бараку, Биньямин Нетаниягу зарегистрировал новую партию, которая существует пока лишь на бумаге, но в случае необходимости сможет развить политическую активность. Если лидеры Ликуда, не испытывающие симпатий к бывшему премьер-министру, решатся воспрепятствовать его возвращению, "запасная партия" выдвинет Нетаниягу своим кандидатом на пост главы правительства. Для реализации данного плана будет нужно собрать несколько десятков тысяч подписей, но, учитывая широкую популярность Нетаниягу среди правых избирателей, можно предположить, что за этим дело не станет.
Таким образом, борьба за лидерство в национальном лагере принимает драматический характер. И, в наихудшем случае, она может привести к тому, что правые силы будут представлены на предстоящих выборах главы правительства двумя кандидатами, что всегда чревато значительной потерей голосов.
"Вести",
28 сентября 2000г.