Дов Конторер
Ataturke minnet!
Официальный визит в Анкару не обходится без посещения мавзолея, под сводами которого покоятся останки идеолога и зиждителя современного турецкого государства. Возвышаясь над столицей, это огромное здание желтого камня постоянно напоминает о посмертном присутствии Ататюрка в жизни осиротевших сограждан.
Той же цели служат тысячи лозунгов и портретов, которыми увешаны улицы турецких городов, не говоря уже обо всех без исключения присутственных местах. Популярный слоган, вынесенный в заглавие данного фрагмента, означает по-турецки "Спасибо Ататюрку!", и его можно увидеть даже на стикерах, украшающих ветровые стекла автомобилей.
Посетителям книжной лавки в центре Анкары предлагается широкий выбор художественных альбомов, посвященных отцу-основателю, а открытки с его изображением продаются в киосках поштучно – будто снимки какой-нибудь кинозвезды или культовые портреты Че Гевары, учившего Запад тому, что "долг интеллектуалов как класса – совершить самоубийство".
Ататюрк, однако, ничего подобного не говорил, неистовым обликом не обладал, революций в Боливии не совершал, но всего лишь спас свою страну, приговоренную французами, греками и англичанами к профилактическому умерщвлению. Тем более примечательно, что на подобную фотопродукцию индивидуального пользования в Турции все еще находится немалый спрос.
Несмотря на знакомые признаки культа личности, предполагающие тягостное господство государства во всех зримых сферах гражданского быта, Анкара производит впечатление открытого и очень живого города. Такое же ощущение остается от общения с турецкими журналистами. Встретив в Анкаре некоторых своих знакомых по брюссельскому семинару Евросоюза, состоявшемуся два года назад, автор этих строк мог убедиться в том, что у себя на родине они держатся столь же расковано, как на далекой и безопасной чужбине.
Фундаментом турецкой государственности остается "секулярная революция" Ататюрка, о которой Томи Лапид может только мечтать, и центральная роль военного аппарата в политической жизни. Ни то, ни другое не располагает стороннего наблюдателя к раздаче высоких баллов на конкурсе демократических достижений, но иных механизмов стабильного правового правления и раскрепощенности гражданина на мусульманском Востоке никто пока не изобрел.
Статус армии и полиции в сегодняшней Турции столь же прочен, как лет тридцать тому назад в Израиле, когда наша страна безоговорочно подчиняла себя идеологии "битхонизма". Наряду с известными факторами геополитического характера, данное обстоятельство послужило причиной того, что военные связи заняли со временем центральное место в отношениях двух неарабских государств Ближнего Востока. Но именно эта сфера, обеспечивающая Израилю возможность стратегического маневра на региональной арене и выгодные турецкие заказы, оказалась под угрозой, когда бывший министр просвещения Йоси Сарид заявил о необходимости изучения "армянского геноцида" в израильских школах наряду с Катастрофой европейского еврейства.
Ничто не способно задеть турецкое правительство так, как попытка уравнять две эти трагедии, рознящиеся не только по своим масштабам, но и по всем формальным историческим признакам – мотивации, военным обстоятельствам, наличию или отсутствию намерений народоубийства. Одного "наряду", сказанного Йоси Саридом, было достаточно, чтобы Анкара заморозила многие каналы двустороннего сотрудничества с Израилем, и даже теперь, когда лидер МЕРЕЦа не является более членом нашего правительства, последствия данного инцидента дают о себе знать.
Цена демагогии
Руководители оборонного ведомства давно уже говорили Эхуду Бараку, что Израиль рискует лишиться турецких заказов на общую сумму в несколько миллиардов долларов, если глава правительства не возьмет на себя задачу восстановления нормального тона в отношениях с Анкарой. Острая конкуренция на сокращающемся с каждым годом рынке вооружений обеспечивает туркам необременительную возможность наказать Израиль за историософские спекуляции Йоси Сарида.
Заместитель министра обороны Эфраим Сне, побывший в Анкаре два месяца назад, сообщил о крайне неблагоприятной атмосфере в рабочих комиссиях, обсуждающих проекты сотрудничества в военно-технической области. Вслед за тем появились дополнительные признаки кризиса, потребовавшие экстренного вмешательства премьер-министра.
За подряд на поставку турецким ВВС крупной партии боевых вертолетов отчаянно борется американский концерн "Белл". Право на поставку Анкаре разведывательного спутника оспаривают у Израиля французские компании. В обоих случаях коммерческие инициативы иностранных производителей опираются на деятельную поддержку правительственных инстанций. Париж умело спекулирует на желании Анкары присоединиться к Евросоюзу, Вашингтон имеет иные, но столь же эффективные рычаги давления на турецкое правительство.
Помимо двух упомянутых проектов на повестке дня стоят заказы на модернизацию танкового и самолетного парков турецкой армии, применительно к которым Израиль также не является единственным возможным исполнителем, хотя накопленный ЦАХАЛом опыт по использованию обновленных "Фантомов" и М-60 обеспечивает нашей стране определенные преимущества.
Все эти известия заставили Эхуда Барака вылететь в Анкару, прихватив с собой Эфраима Сне, генерального директора министерства обороны Амоса Ярона, его заместителя по внешним связям Йекутиэля Мора, главу Управления военно-технического сотрудничества Йоси Бен-Ханана и группу дипломатов из 2-го Европейского отдела министерства иностранных дел.
Состав делегации лишал убедительности формальные заявления Эхуда Барака, согласно которым задачей визита является предоставление турецкому руководству текущей информации о состоянии политического процесса на Ближнем Востоке - тем более, что с этой целью в Анкаре уже побывал две недели назад исполняющий обязанности министра иностранных дел Шломо Бен-Ами. В конце концов премьер-министр открыто признал на одной из пресс-конференций, что в наше время военное сотрудничество требует политического патронажа со стороны ведущих государственных руководителей. Тем самым были отметены последние сомнения относительно целей состоявшегося визита.
Цели эти были достигнуты лишь частично. Проект по созданию израильского разведывательного спутника для Турции спасти не удалось, но остальные заказы, включая поставку крупной партии боевых вертолетов и модернизацию танкового парка, снова объявлены темой рабочего диалога между Иерусалимом и Анкарой. По утверждению сотрудником министерства обороны, при создавшихся на сегодняшний день политических обстоятельствах это более чем удовлетворительный результат. Бараку удалось "подчистить" за Саридом.
В завершение данной темы стоит упомянуть об одной примечательной особенности вертолетного заказа: за его получение израильская авиационная промышленность борется в тандеме с российским предприятием "Камов", производящим собственный аналог знаменитой американской модели "Апачи". Генеральный директор министерства обороны Амос Ярон оценивает эту машину, известную под названием "Черная акула", как "прекрасный боевой вертолет". Именно она, оснащенная израильской электроникой и вооружением, предлагается в настоящее время турецким заказчикам.
Ожидаемая экономическая отдача проекта составит для Израиля от 800 миллионов до полутора миллиардов долларов. Но, быть может, еще существеннее то обстоятельство, что на турецком рынке наша страна впервые конкурирует с американцами, выступая в одной упряжке с Россией. После бесконечных и, как правило, безрезультатных разговоров о необходимости версификации израильских внешнеполитических связей наше правительство совершает, наконец, первые решительные шаги в этом направлении.
Успех израильско-российского проекта станет особенно отрадным явлением ввиду активных попыток удушения нашей оборонной промышленности, предпринимаемых в последнее время Соединенными Штатами. Сами США в течение длительного времени отказывались поставлять Анкаре боевые вертолеты на том основании, что они могут быть использованы против курдских повстанцев. Но теперь, когда за турецкий заказ борется американский концерн, Биллу Клинтону или его преемнику в Белом доме будет трудно использовать против Израиля те же доводы, с помощью которых была торпедирована нашумевшая сделка с Китаем.
Нью-йоркская перспектива
При всем очевидном значении турецкой темы, внимание израильских журналистов, сопровождавших главу правительства в ходе визита в Анкару, было главным образом сосредоточено на проблемах регионального процесса и перспективах переговоров с палестинцами. Именно этому было посвящено большинство вопросов, заданных Эхуду Бараку.
Премьер-министр повторил основные тезисы, служащие идеологическим основанием тех исключительно щедрых уступок, которые были предложены им Арафату в ходе недавнего кемп-дэвидского саммита: "Оставаясь на прежних позициях, мы привели бы к мгновенному срыву переговоров, после чего последовала бы конфронтация, при которой симпатии мирового сообщества были бы целиком на стороне палестинцев. И, что еще важнее, огромная часть израильского народа обвиняла бы свое правительство в том, что оно не предприняло необходимых усилий для предотвращения кровопролития. Теперь же мы получили реальную возможность узнать, готовы ли палестинцы заключить соглашение на более чем корректных условиях. Если окажется, что это не так, то, зная о сделанных нами предложениях, даже вменяемые левые ("ха-смоль ха-меупас") будут готовы поддержать правительство в случае военного конфликта".
Рассуждения о позиции "вменяемых левых" носят пока гипотетический характер, тогда как в международной области премьер-министр может сослаться на вполне конкретные достижения, включая произраильские заявления Клинтона, обещание перенести столицу США из Тель-Авива в Иерусалим и негативное отношение большинства стран Запада, России и Китая к одностороннему провозглашению палестинского государства. Однако все эти обретения, оплаченные огромной ценой, не решают набирающих остроту проблем, с которыми сталкивается Эхуд Барак на внутриполитической арене.
Знает ли Арафат о том, как скоро отсутствие результатов на переговорах, сопровождаемое публикациями о все новых и новых израильских уступках, приведет к падению правительства Барака? У премьер-министра нет ответа на этот вопрос, но он рассчитывает получить его через неделю в Нью-Йорке, где на юбилейную сессию Генеральной Ассамблеи ООН, посвященную 2000 году (саммит-миллениум), соберутся руководители государств и правительств со всего мира.
Предстоящие встречи Эхуда Барака с Клинтоном и Арафатом должны внести окончательную ясность в комплекс проблем, обсуждаемых на переговорах о постоянном урегулировании. Иными словами, после нью-йоркского саммита станет ясно, может ли такое соглашение быть подписано в обозримом будущем. Отрицательный результат явится для Барака сигналом к немедленной переориентации на "социальную и гражданскую повестку дня", означающую необходимость правительства национального единства.
Премьер-министр отказывается отвечать на остро поставленные вопросы о том, какого рода решение он считает приемлемой формулой компромисса в споре о суверенитете над Храмовой горой. Тем не менее, обозреватели уловили разницу в сделанных им недавно заявлениях и заключили на ее основании, что позиция Эхуда Барака по данному вопросу претерпела существенное изменение.
До недавнего времени глава правительства говорил о недопустимости отказа от израильского суверенитета над Храмовой горой, но с некоторых пор он заговорил о недопустимости передачи этого места под палестинский суверенитет. Образовавшийся зазор предполагает возможность введения там международного суверенитета или какого-то иного статуса, означающего израильскую капитуляцию без слишком явного палестинского торжества. Примерно в таком ключе были выдержаны последние предложения Билла Клинтона, сделанные Хусни Мубараку в Каира несколько дней назад.
Компенсацией для Израиля может стать в этом случае создание крошечной синагоги (16 квадратных метров) по ту сторону Стены плача, что позволит Бараку заявить, будто он впервые за две тысячи лет обеспечил евреям возможность молиться на Храмовой горе.
Остальные параметры соглашения считаются более или менее устоявшимися, и, наряду с разделом Старого города (передача мусульманского и христианского кварталов под палестинский суверенитет), оно включает следующие пункты: создание палестинского государства в секторе Газы и на территории, составляющей около 90% от общей площади Иудеи и Самарии; обмен территориями в выгодной для Израиля пропорции (один к трем или что-нибудь в этом роде); дислокация израильских сил быстрого реагирования, включая бронетанковые части, в районе Маале-Адумим и в северной части Иорданской долины; цепочка передовых позиций ЦАХАЛа вдоль Иордана – на территории, отходящей под палестинский суверенитет.
Никаких официальных подтверждений публикуемым здесь сведениям получить невозможно, и это позволило Шломо Бен-Ами сказать недавно, что "когда мы вернулись из Кемп-Дэвида, затронув на переговорах с Ясером Арафатом проблему Иерусалима, нас вовсе не вываляли в дегте". Можно лишь гадать о том, что произойдет, если соглашение, основанное на подобных параметрах, действительно будет подписано.
Во всяком случае, Эхуду Бараку не удалось сбыть идею "горизонтального" или "вертикального" раздела суверенитета на Храмовой горе главным раввинам Израиля Элиягу Бакши-Дорону и Исраэлю-Меиру Лау, с которыми он встречался на прошлой неделе. Первый вариант предполагает передачу под палестинский суверенитет площади и мечетей, расположенных на Храмовой горе, тогда как израильский суверенитет будет распространяться на ее недра: ведь нам важны археологические пласты и историческая память, а не молельни магометан. Второй вариант связан с упоминавшимся выше проектом создания синагоги, примыкающей к Стене плача со стороны Храмовой горы. Оба предложения были отвергнуты руководителями раввината.
Предупреждение Щаранского
В тот самый день, когда Эхуд Барак вел переговоры с турецкими лидерами, Натан Щаранский встречался с главой оппозиции Ариэлем Шароном. Получив информацию о том, что закулисные контакты с палестинцами выходят на финишную прямую, председатель ИБА прервал свой отпуск, чтобы не оказаться вдали от Израиля, когда правый блок предпримет решающую попытку остановить премьер-министра. Но оказалось, что до 18 сентября Ликуд не планирует парламентских мероприятий, предполагающих возможность голосования по вотуму недоверия правительству.
Отчасти это связано с активизацией неформального диалога, который ведет с Шароном через доверенного посредника Эхуд Барак (ранее данную функцию выполнял бывший глава "Натива" Яаков Кедми, но теперь политические контакты ведутся через другое лицо). Шарон опасается, что предложения Барака – совместное осуществление "секулярной революции" или, в более мягкой форме, "гражданской реформы" – носят неискренний характер, имея своей истинной целью выигрыш времени для заключения соглашения с палестинцами, а также дискредитацию Ликуда в глазах религиозных партий. Тем не менее, лидер оппозиции исходил из того, что решающий прорыв в ходе нью-йоркского саммита оставит ему возможность кинуться наперерез Бараку 18 сентября.
Натан Щаранский изложил в беседе с Шароном куда более тревожный сценарий возможного развития событий. Запланированное шестидневное пребывание Эхуда Барака на юбилейной сессии ООН с 5 по 11 сентября может быть продлено еще на несколько суток, и прямо там, в присутствии президента США, руководители Израиля и ПА объявят о завершении переговоров. Это может произойти 13 сентября – в символическую дату заключения Норвежских соглашений семь лет назад.
В таком случае попытка оппозиции вынести вотум недоверия правительству запоздает, оставив в силе результат переговоров с Арафатом, который будет немедленно одобрен международным сообществом. Разумеется, у правых останется в запасе референдум (или досрочные выборы), но политическая ситуация обретет к тому времени качественно иной характер.
Встревоженный предупреждением Щаранского, Ариэль Шарон немедленно созвонился с координатором парламентской фракции Ликуда Реувеном Ривлиным, но никаких практических инициатив, предполагающих экстренный созыв внеочередного заседания кнессета за этим пока не последовало. Таким образом, Эхуд Барак отправится через неделю в Нью-Йорк, располагая минимальной, но вполне достаточной для него свободой маневра. Согласие Арафата смягчить бескомпромиссную палестинскую позицию по вопросу Иерусалима может привести к решающему прорыву на переговорах и к заключению соглашения, воплощающему худший из кошмаров национального лагеря.
"Вести",
31 августа 2000