ТУ-БИ-ШВАТ

Цель:

Познакомить учащихся с историей праздника, обычаями, связанными с праздником.

I Материал для учителя

Ту-Би-Шват буквально значит "15-й день месяца шват". В этот год мы празднуем Новый год деревьев. Большинство людей в древности было связано с землей, т.е. были крестьянами и поэтому все, связанное с землей, и природой было для них очень важно. Но для израильтян деревья были особенно ценны. Израиль - жаркая страна. В засушливые годы, когда выпадало мало дождей, урожаи были очень маленькими. Но деревья, корни которых уходят в землю, продолжали плодоносить даже в засуху и помогали пережить тяжелые дни. Уже в те времена наши предки знали, что леса защищают почву от разрушения и не позволяют плодородным участкам превратиться в пустыню. Поэтому они берегли каждое дерево. Деревья давали тень и прохладу в летний зной, съедобные плоды. Материал для строительства. Из древесины делали все для дома. Люди зависели от деревьев и заботились о том, чтобы их число не уменьшалось, а, наоборот, возрастало. Чем больше было лесов и садов, тем земля делалась богаче и благороднее. Так, уже в древности в Израиле возникла традиция сохранять и умножать зеленые насаждения. Сажали не только плодовые, но и лесные деревья. Существовал обычай сажать деревья в честь каждого новорожденного. В честь дочери сажали кипарис, а в честь сына - кедр. Рос человек и вместе с ним росло дерево. Месяц шват приходится на самый разгар зимы, когда вся земля скована морозом и покрыта снегом. Но в Израиле в это время тепло. И люди имеют возможность посадить деревья. Праздник превратился в День памяти. Евреи не только сажают деревья. В этот день принято есть плоды, выращенные в Израиле: миндаль, финики, гранаты. (По возможности нужно иметь к уроку и угостить детей.)


Чтение

Однажды какой-то старик сажал в своем саду дерево. Как раз в это время проезжал мимо царь. Остановился царь и спросил:

Что ты сажаешь старик?

Дерево, - отвечал старик.

А скоро ли это дерево принесет плоды?

Через семьдесят лет.

Удивился царь и рассмеялся.

- Неужто ты надеешься дожить до того дня, когда можно будет отведать плодов?

- Нет, не надеюсь, - сказал старик.

Но я ел плоды с того дерева, которое посадил мой дед. И мои внуки будут есть плоды с этого дерева.

Герой этой мудрой притчи говорит нам: человек трудиться не только для себя, но и для будущих поколений. В самом деле, посмотрите вокруг, почти все, чем мы сегодня пользуемся, создали люди, жившие до нас. Приходя в этот мир, мы получаем и дом, в котором живем, и школу, в которой учимся, и шоссе, по которому мы ездим, и сказки, которые любим слушать и множество других необходимых и прекрасных вещей. Все это придумали и сделали другие люди. А что же мы сами. Сегодня наш народ живет на своей древней земле. И деревья важны не меньше, чем в прежние времена. Когда войдете в страну, посадите в ней плодоносные деревья, говорится в Торе. Таких лесов, какие покрывали Землю Эрец-Исраэль в древности, еще нет сегодня. Но пройдут годы и наша земля покроется рощами и лесами. Уже теперь Израиль зеленая и цветущая страна. И с каждым годом она становится все теплее, красивее, богаче. Ведь лес это не только деревья. Это и цветы, и грибы, и птицы, и животные, и влага, и прохлада. Лес - это жизнь.

(Рассказ сопровождается иллюстрациями…)

Вырежи и приклей картинки деревьев


ИГРЫ

"ПТИЦЫ НА ДЕРЕВЕ"

Дети стоят в парах лицом друг к другу и держатся за руки.

Внутри каждой пары - птичка (один ребенок). Несколько "птичек не имеют домиков".

Дети произносят слова:

Птичка, птичка, ты свободна.
Улетай, улетай.

С этими словами дети, стоящие в парах, поднимают руки и выпускают птичек.

Птичка, птичка, где твой домик?
Поскорей залетай.

С этими словами дети в парах опускают руки, а "птички" стремятся попасть в какой-нибудь домик.

Те, кто остался без домика, ждут следующего раза, чтобы "влететь" в домик.


"ЧТО ЭТО"

Учитель по секрету говорит одному ученику, что нарисовать (на основе изученных событий еврейской истории). Ученик рисует, а его команда угадывает.

За правильный ответ - очко.


"КОЛЛАЖ"

Поговорите с детьми, что дает людям дерево.

Как сохранять деревья?

Нарисуйте дерево и дайте детям задание подобрать картинки из газет, журналов или даже просто из цветной бумаги.

Сделайте аппликацию.


"ЗАПОЛНИТЕ КАРТИНКУ"
На большом листе плотной бумаги большими буквами названия праздников, символов, еды и т.д.

Отдельно подготовьте картинки с рисунками, соответствующими надписям. Ученики по очереди подходят к плакату и приклеивают рисунок на надпись, которую укажет ведущий.

Приклеивать картинки нужно при помощи клейкой ленты, которую сворачивают колечком клейкой стороной наружу и приклеивают к надписи так, чтобы часть колечка была на надписи, а часть в воздухе, готовая к картинке.


[Цель] [Материал для учителя] [Чтение]
Игры:  [Птицы на дереве] [Что это] [Коллаж] [Заполните картинку]


содержание материала "Мир еврейской традиции"

[назад]

переход на главную страницугостевая книга
Педагогический Клуб "Новая Еврейская Школа"
Ваши отзывы, замечания и предложения посылайте по адресу:
197022 Россия, Санкт-Петербург, а/я 44 "Новая Еврейская Школа"
тел./факс: +7 (812) 310-0244  e-mail: gallit@pedclub.ru,  inform@pedclub.ru
Webmaster: Нина Галеркина
© При перепечатке материалов не забудьте поставить ссылку на наше издание:http://www.ort.spb.ru/nesh/njshome.htm