ТУ-БИ-ШВАТ
Цель:
Познакомить учащихся с историей праздника,
обычаями, связанными с праздником.
I Материал для учителя
Ту-Би-Шват буквально значит "15-й день
месяца шват". В этот год мы празднуем Новый год деревьев. Большинство людей
в древности было связано с землей, т.е. были крестьянами и поэтому все,
связанное с землей, и природой было для них очень важно. Но для израильтян
деревья были особенно ценны. Израиль - жаркая страна. В засушливые годы,
когда выпадало мало дождей, урожаи были очень маленькими. Но деревья, корни
которых уходят в землю, продолжали плодоносить даже в засуху и помогали
пережить тяжелые дни. Уже в те времена наши предки знали, что леса защищают
почву от разрушения и не позволяют плодородным участкам превратиться в
пустыню. Поэтому они берегли каждое дерево. Деревья давали тень и прохладу
в летний зной, съедобные плоды. Материал для строительства. Из древесины
делали все для дома. Люди зависели от деревьев и заботились о том, чтобы
их число не уменьшалось, а, наоборот, возрастало. Чем больше было лесов
и садов, тем земля делалась богаче и благороднее. Так, уже в древности
в Израиле возникла традиция сохранять и умножать зеленые насаждения. Сажали
не только плодовые, но и лесные деревья. Существовал обычай сажать деревья
в честь каждого новорожденного. В честь дочери сажали кипарис, а в честь
сына - кедр. Рос человек и вместе с ним росло дерево. Месяц шват приходится
на самый разгар зимы, когда вся земля скована морозом и покрыта снегом.
Но в Израиле в это время тепло. И люди имеют возможность посадить деревья.
Праздник превратился в День памяти. Евреи не только сажают деревья. В этот
день принято есть плоды, выращенные в Израиле: миндаль, финики, гранаты.
(По возможности нужно иметь к уроку и угостить детей.)
Чтение
Однажды какой-то старик сажал в своем саду
дерево. Как раз в это время проезжал мимо царь. Остановился царь и спросил:
Что ты сажаешь старик?
Дерево, - отвечал старик.
А скоро ли это дерево принесет плоды?
Через семьдесят лет.
Удивился царь и рассмеялся.
- Неужто ты надеешься дожить до того дня,
когда можно будет отведать плодов?
- Нет, не надеюсь, - сказал старик.
Но я ел плоды с того дерева, которое посадил
мой дед. И мои внуки будут есть плоды с этого дерева.
Герой этой мудрой притчи говорит нам:
человек трудиться не только для себя, но и для будущих поколений. В самом
деле, посмотрите вокруг, почти все, чем мы сегодня пользуемся, создали
люди, жившие до нас. Приходя в этот мир, мы получаем и дом, в котором живем,
и школу, в которой учимся, и шоссе, по которому мы ездим, и сказки, которые
любим слушать и множество других необходимых и прекрасных вещей. Все это
придумали и сделали другие люди. А что же мы сами. Сегодня наш народ живет
на своей древней земле. И деревья важны не меньше, чем в прежние времена.
Когда войдете в страну, посадите в ней плодоносные деревья, говорится в
Торе. Таких лесов, какие покрывали Землю Эрец-Исраэль в древности,
еще нет сегодня. Но пройдут годы и наша земля покроется рощами и лесами.
Уже теперь Израиль зеленая и цветущая страна. И с каждым годом она становится
все теплее, красивее, богаче. Ведь лес это не только деревья. Это и цветы,
и грибы, и птицы, и животные, и влага, и прохлада. Лес - это жизнь.
(Рассказ сопровождается иллюстрациями…)
Вырежи и приклей картинки деревьев
ИГРЫ
"ПТИЦЫ НА ДЕРЕВЕ"
Дети стоят в парах лицом друг к другу
и держатся за руки.
Внутри каждой пары - птичка (один ребенок).
Несколько "птичек не имеют домиков".
Дети произносят слова:
Птичка, птичка, ты свободна.
Улетай, улетай.
С этими словами дети, стоящие в парах,
поднимают руки и выпускают птичек.
Птичка, птичка, где твой домик?
Поскорей залетай.
С этими словами дети в парах опускают
руки, а "птички" стремятся попасть в какой-нибудь домик.
Те, кто остался без домика, ждут следующего
раза, чтобы "влететь" в домик.
"ЧТО ЭТО"
Учитель по секрету говорит одному ученику,
что нарисовать (на основе изученных событий еврейской истории).
Ученик рисует, а его команда угадывает.
За правильный ответ - очко.
"КОЛЛАЖ"
Поговорите с детьми, что дает людям
дерево.
Как сохранять деревья?
Нарисуйте дерево и дайте детям задание
подобрать картинки из газет, журналов или даже просто из цветной бумаги.
Сделайте аппликацию.
"ЗАПОЛНИТЕ КАРТИНКУ"
На большом листе плотной бумаги большими буквами
названия праздников, символов, еды и т.д.
Отдельно подготовьте картинки с рисунками,
соответствующими надписям. Ученики по очереди подходят к плакату и приклеивают
рисунок на надпись, которую укажет ведущий.
Приклеивать картинки нужно при помощи
клейкой ленты, которую сворачивают колечком клейкой стороной наружу и приклеивают
к надписи так, чтобы часть колечка была на надписи, а часть в воздухе,
готовая к картинке.
|