Алла Вольфсон
ДЕНЬ ИЕРУСАЛИМА
Цель:
Познакомить учащихся с историей города Иерусалима.
Материал для учащихся
Иерусалим стал столицей еврейского
государства 3 тысячи лет назад при царе Давиде. Царь Соломон построил в
Иерусалиме Храм. С тех пор и до наших дней Иерусалим свят для каждого еврея.
Для еврея Иерусалим - это не просто город среди других городов и даже не
самый лучший среди городов. Иерусалим - это символ вечности израильского
народа. Еврейская община существовала в Иерусалиме всегда. Время от времени
она пополнялась теми, кто пытался вернуться на родину. Из года в год евреи
во всем мире повторяли "В следующем году - в Иерусалиме".
14 мая 1948 г.
была зачитана Декларация независимости Израиля. Но уже на следующий день
пять арабских стран атаковали новорожденное государство. Многочисленные
враги со всех сторон окружили еврейские поселения и старались уничтожить
их. Самые жестокие и кровопролитные бои велись за Иерусалим.
В сущности
битва за Иерусалим началась еще до провозглашения государства. Арабы подкладывали
взрывчатку в еврейские учреждения и жилые здания. Они пытались заставить
еврейское население покинуть город. Все дороги на Иерусалим были перерезаны.
Город оказался в осаде, невозможно было подвозить продовольствие. Арабам
удалось перекрыть водопровод, по которому в Иерусалиме поступала вода.
Жители страдали от голода и жажды. Евреи сражались мужественно и упорно.
Но несмотря на все усилия, им не удалось отстоять Старый город. Арабы овладели
Еврейским кварталом, разрушили все синагоги, защитников квартала увели
в плен, а остальных жителей выгнали за пределы городских стен. Почти во
всех других районах страны арабское население потерпело поражение. Евреям
удалось занять территорию даже большую, чем им отводилась по плану раздела.
Было заключено перемирие. Однако Иерусалим, самый дорогой для евреев город,
оказался разделенным на две части. Евреи не могли больше молиться у Стены
плача, и даже прижаться к ней им не позволяли. Еврейский университет, самая
большая больница в городе - тоже были отрезаны от Еврейских кварталов.
Город, вытянувшийся вдоль вражеской границы, ни одного дня не мог жить
нормальной спокойной жизнью. Посреди жилых районов проходила линия раздела
- колючая проволока и глухие бетонные стены отделяли еврейские дома от
арабских. Между двумя рядами колючей проволоки лежала "ничейная полоса".
Не раз с арабской стороны без всякой причины открывали огонь, и среди еврейского
поселения оказались убитые и раненые. Израилю приходилось терпеть эти "инциденты",
потому что он не хотел новой войны. Арабские страны не желали смириться
с существованием еврейского государства.
5 июня 1967 г. они вновь двинули
свои войска к нашим границам. Снова крошечный Израиль один на один сражался
со многими врагами и снова победил. Но главное, Иерусалим вновь был воссоединен.
Был освобожден Еврейский квартал. Жители смогли вернуться в свои
дома. Храмовая гора и Стена плача снова стали еврейскими.
После окончания
Шестидневной войны Иерусалим начал быстро восстанавливаться. Появились
новые районы. Сразу же после окончания боев была расчищена площадь перед
стеной плача и начались работы по восстановлению разрушенных синагог. Иерусалим
был освобожден 28 ияра.
С тех пор каждый год мы отмечаем этот день
как День Иерусалима. Десятки тысяч евреев со всех концов света приезжают
в этот день помолиться у Стены плача и поблагодарить Бога за то, что Он
вернул Свой народ в Эрец-Исраэль и и Святой Иерусалим. Обычно в этот день
проводится Марш Иерусалима, в котором участвуют тысячи израильтян. Взволнованные
и радостные люди проходят по улицам древней еврейской столицы, своим присутствием
свидетельствуя о возрождении Сиона к новой жизни.
|
ЧУДО, СЛУЧИВШЕЕСЯ В ИЕРУСАЛИМЕ
Много лет тому назад, когда еще стоял
Иерусалимский Храм, евреи со всех концов страны совершали туда паломничество
три раза в год: на Песах, на Шавуот и на Суккот.
Добраться до Иерусалима была задача
не легкая; он был построен на высокой горе; дороги к нему петляли и тяжело
было подниматься по ним в гору. Паломники брали с собой жертвоприношения,
что еще больше затрудняло путь в горах. Но вера и радость исполняемого
долга побуждали паломников преодолевать все трудности. Так продолжалось
многие-многие годы.
Один раз, перед праздником Суккот,
поднимался в Иерусалим с приморской равнины караван паломников. В их багаже
было множество животных для жертвоприношений, подарки для Храма; и все
это было навьючено на ослов, медленно тянувших груз в гору. Стояли жаркие
дни конца лета, вода, которую везли с собой паломники, почти иссякла; все
- и люди, и животные - испытывали сильную жажду. Ослы почти падали под
тяжестью груза; и уже вблизи города остановились, не в силах идти дальше.
В то время жил в Иерусалиме почтенные
еврей по имени Накдимон. Услыхал он про трудности, с которыми столкнулись
паломники, и захотел им помочь. Но у него у самого не было воды, чтобы
напоить целую партию людей и животных. Он долго искал выход, пока у него
не созрел план действия. По соседству жил один богатый римлянин, который
черпал воду из подземных источников, входивших прямо на его участок. К
нему-то и обратился Накдимон Бин-Гурион с просьбой: "Пожалуйста, одолжи
мне двенадцать мехов воды, чтобы напоить паломников. Через две недели я
тебе эту воду возвращу полностью. Если не найду воду, верну тебе за нее
двенадцать таланов серебра". Римлянин дал ему воду и очень был доволен
сделкой: никогда еще ему не предлагали за воду такую цену. Ему казалось,
что Накдимон не сможет достать воду к сроку и вынужден будет расплатиться
звонкой монетой.
Паломники поднялись к Храму. Они
принесли жертвы в честь этого события и горячо молились Богу. В молитвах
они просили послать им дождь, так как жара продолжалась, а с нею и сушь,
и в небе не было видно ни облачка. Кончился праздник, и паломники начали
собираться в обратный путь. Все еще не было дождя, и бочки для дождевой
воды стояли пустыми. Когда пришел срок, послал римлянин к Накдимону напоминание:
"Возврати мне либо воду, сколько взял, либо уплати двенадцать таланов серебра,
как обещал". Тот ему отвечал: "Сейчас еще утро, до вечера верну тебе либо
воду, либо деньги, как обещал".
Накдимон полагался на Всевышнего
и ждал дождей. Он подумал: "Паломники должны вернуться домой, и им нужна
вода; и мне она тоже нужна, чтобы вернуть долг. Бог нам поможет в беде".
Пришло время предвечерней молитвы; Накдимон вышел в Храм с печальным лицом:
еще немного - закончится день, а у него ни воды, ни денег. Накинул он талит
и вознес молитву к Богу: "Владыка мира! Ты знаешь, что не ради себя и не
ради своей семьи взял воду я в долг. Из милосердия, чтобы дать твоим почитателям,
сделал это. Они пришли в Храм молиться Тебе, как предписано Торой. А сейчас
им надо возвращаться по домам, и нет у них воды. А как я верну воду римлянину?"
В тот же миг небо заволокло тучами, и пролился обильный дождь. Быстро наполнил
он водой двенадцать мехов, и они были отнесены римлянину. Осталось еще
много воды и для паломников; ее им хватило, чтобы вернуться домой.
Очень удивился римлянин, когда получил
воду обратно. Накдимон же вернулся в Храм поблагодарить Бога за чудо, которое
тот совершил для него и для пришедших в Иерусалим евреев.
|
СТЕНА ПЛАЧА - СТЕНА БЕДНЯКОВ
В давние времена правил в Иерусалиме царь,
который был умен и почитал Бога. Звали его Соломон. Во все его правление
в стране царил мир, а сам он был богат и счастлив. Счастье и подсказало
ему построить в Иерусалиме Храм в честь еврейского Бога, сохраняющего мир
и защищающего народ Израилев.
Царь хотел, чтобы Храм стал самым укрепленным
и самым красивым в мире. Он обратился к соседним правителями просил их
прислать самые крупные и красивые деревья, которые у них росли, самые большие
красивые камни, которые только можно найти для постройки. А когда он собрал
нужные камни и деревья, решил он нанять лучших строителей.
В ночь перед началом строительства ему
явился во сне ангел и сказал: "Слушай, Соломон - царь израильский! Храм,
который ты строишь, - Храм для всего народа; весь народ и должен его строить,
а не наемные рабочие. Обратись к народу; все пожелают участвовать в стройке.
Каждый по своим возможностям".
Утром вспомнил царь слова ангела. "Правильно,
- подумал он, - если люди построят Храм своими руками, они его будут любить
и будут к нему большие привязаны". Вышел он к народу и повелел всем собраться
возле дворца.
- "Народ израилев! Богатые и бедные, министры
и священнослужители, офицеры и их помощники! - воззвал он. - Я хочу построить
дом для еврейского Бога; роскошный Храм, большой и красивый, как и подобает
Богу мира. Сейчас я брошу жребий для каждого из вас; и все будут строить
свою часть. Так мы и построим Храм, Храм для всех".
Записал Соломон четыре части Храма по
их положению к четырем частям света. Каждой группе жителей выпало строить
свою часть в соответствии со жребием: богатые должны были строить восточную
часть Храма; министры и их помощники - северную часть, а также колонны
и лестницы; священнослужители - южный придел, шкаф для свитков Торы и закрывающий
его занавес; а на долю бедняков выпало строить западную стену.
Вышли все на работу. А богачи, министры
и их помощники, священнослужители наняли местных умельцев и даже привозили
издалека опытных строителей. Они платили им большие деньги, так как искренне
хотели построить великолепный Храм, большой и достойный Бога. Они приказали
своим работникам строить его как можно быстрее, чтобы закончить в срок,
установленный царем.
Только бедняки все не начинали. У них
ведь не было денег, чтобы нанять строителей, а все же хотелось им сделать
и свою часть не хуже других, как и приличествует Божьему дому. Они присматривались,
как делали остальные, и повторяли все лучшее из увиденного. С огромным
энтузиазмом начали они строить свою часть. Каждый глава семьи приводил
всех своих близких строить Храм: жену, детей, старых дедов - все тяжело
трудились, чтобы закончить свою часть постройки.
|