Рыбинские евреи в отечественной истории
Владимир Рябой
(Фрагменты книги)
ВСЯК СУЩИЙ В НЕМ ЯЗЫК
История Рыбинска и края была бы сильно усечена, их значение принижено, если из нее выкинуть имена француза Мариуса Петипа-хореографа; американца Айры Олдриджа-театрального актера; поляка Андрея Сигзона-фотографа и ученого; немца Генриха Людвига-архитектора и изобретателя; наконец, еврея Исаака Маркона-ученого ориенталиста.
В начале века путешественник, посетивший Рыбинск и забредший на Пушкинскую улицу, словно бы попадал в уголок, где по воле творца разом разрешились проблемы межнациональных, межрелигиозных отношений. Словно бы на всемирном празднике человеческого взаимопонимания и расовой гармонии стояли здесь рядом в десятках метров друг от друга католический костел, православная Спасская церковь, лютеранская кирха, иудейская синагога. В то время всерьез рассматривался вопрос о строительстве здесь мусульманской мечети.
Вряд ли кто осмелится сказать, что эти здания были только декоративными элементами в архитектуре города. Отнюдь, они обслуживали интересы конкретных людей, живших в городе постоянно, или приезжавших сюда на долгое время.
Мы не говорим об идиллии, царившей в области межнациональных взаимоотношений в дореволюционном Рыбинске. Было всякое. К примеру, в 1913 году во время строительства шлюза здесь между рабочими – русскими и татарами – произошла кровавая драка. Об этом написала тогда газета «Правда».
Но мы говорим о воле, позиции властей (именно местных), если не помогавших активно, то хотя бы не противодействовавших объективным процессам, развивавшимся в обществе.
Эта книга посвящена вкладу рыбинской еврейской общины в экономику, культуру, науку края, страны и мира, той роли, которую сыграли евреи, родившиеся здесь в мировой истории, как и роли евреев, тесно связанных с нашим краем в отечественной истории.
Попробуем вглядеться в эти факты, общие и частные. Без предубеждения и без экзальтации.
Первый рыбинский Абрам, живой или мертвый?
Безымянный автор «Описания города Рыбинска» 1811г., изданного ровно через 100 лет ученым-этнографом и географом Давидом Золотаревым, среди всего населения города мужского пола числом в 1498 человек, отыскал 2-х евреев.
Судя по всему, эти два легендарных еврея должны были быть постоянными жителями Рыбинска, а не «челноками», посетившими город на непродолжительное время.
Но это свидетельство никак не согласуется с юридическими нормами того времени, во времена царствования Екатерины II и Александра I, касающимися евреев. Екатерина Великая своим указом от 23 декабря 1791 года запретила евреям селиться во внутренних российских городах.
«…А только дозволено им пользоваться правом гражданства и мещанства в Белоруссии, а также в Новороссийском крае».
Так была проведена на российской политической карте т.н. «черта оседлости».
Александр I указом от 1 января 1808 года еще раз напомнил евреям, какое место в тогдашней России отводит им высшая российская власть.
«…Никто из евреев ни в какой деревне или селе не может содержать никаких аренд, шинков, кабаков и постоялых дворов… и даже жить в них».
И все было бы просто и понятно в статусе 2-х мужчин еврейской национальности, якобы поселившихся в Рыбинске в начале XIX века, если бы не брат Давида Золотарева, Алексей, писатель и краевед.
Авторитетность его краеведческих оценок и высказываний редко подвергалась сомнению. А он в своей рукописной работе «Некрополь» (Исторический словарь г. Щербакова) написал буквально следующее:
«Старое еврейское кладбище находится к западу от старого староверческого. Еще и сейчас можно видеть его остатки. Основано д.б., еще в XVIII веке. А. Золотарев, 4/10 – 1949г.».
До последнего времени никак не удавалось отыскать в архивах города и области документальных подтверждений даже временного проживания в Рыбинске евреев в начале XIX, не говоря уже о постоянном проживании.
И вот буквально в самый последний момент, когда книга уже была написана, но не были пройдены стадии макетирования и рецензирования, нам удалось отыскать «следы пребывания» в городе 1-го еврея. Причем, речь идет о человеке, который жил здесь постоянно, в течение 4-5 лет.
В первом десятилетии XIX века в Рыбинске насчитывалось около 3000 тысяч жителей.
Причем, число женщин и мужчин было приблизительно равным – около 1500. В городе функционировали заводы и фабрики: 2 кожевенных, два маслобойных, четыре свечных, три канатных, пять крупяных, четыре крашенинных, 11 кирпичных. За пределами городской черты – два солодовенных и гончарный.
В городе насчитывалось 243 купца, 816 мещан, 23 церковнослужителя, 27 дворян, 39 приказных, 67 солдат, 4 иностранца и 34 цыгана.
Современник отмечает:
«Рыбинцы живут довольно хорошо и трезво, но без роскоши, пищу употребляют здоровую, но нелокомую. В домах наблюдают чистоту и опрятность, а паче богатые, кои еще тем один против другого и щеголяют, так что есть дома внутри очень хорошо расписаны, а у многих и мебель красного дерева; да и у бедных у редкого чтоб не была горница общекотурена или бумажками цветными обита… Рыбинцы в рассуждении материи одеваются не без щегольства, у редкого, не говоря о богатых, из среднего состояния нет лисьей или волчьей шубы, покрытой английским сукном, и таковой же сибирки или кафтана; летом все почти насчет вседневного платья, кроме фраков и сюртуков, употребляют английские и русские нанки кто на сибирку, кто на халат; бедные же люди, занимающиеся работою, носят платье во всех частях русское… Что же касается женского пола, то он опрятностью своею не только праздничною, но и повседневного, а паче летнего платья, едва ли не чище одевается других городов Ярославской губернии».
Одним из портных, одевавших рыбинских модниц того времени в течение 4-5 лет и был еврей Ловаль Ошерович Гинзбург.
Вероятно, он появился в Рыбинске не раньше 1809 года, ибо именно в этот год, а не раньше в «Книге купцов и посадских – портных, сапожников, столяров разных уездов и сел из крестьян и дворовых людей» среди сотни русский фамилий встречается имя «еврея, портного, Витебского мещанина» Ловаля Ошеровича Гинзбурга. И далее в книгах ремесленной управы 1810, 1812 гг. он получает свидетельство портного не как приезжий, а как житель г. Рыбинска.
И если в Рыбинске когда-нибудь встанет вопрос об установке памятника первому еврею, то это должен будет памятник портному, как и допустим, в Нью-Йорке в районе Бруклина.
ТАК ЕСТЬ ЕВРЕИ В ГОРОДЕ, ИЛИ НЕТ?
Судя по ведомости Рыбинского полицейского управления, составленной для Всеподданнейшего отчета в 1852 году в городе проживало 10 иностранцев, не принявших подданства, 58 католиков, 10 лютеран и реформистов.
« Армян, татар, евреев, постоянно жительствующих в городе нет, кроме сих последних состоящих на службе в разных воинских командах – 7 человек мужского и 3 женского пола. А в летнее время хотя и приезжает таковых для отправления разного мастерства и хлебной торговли, но не в значительном количестве и на весьма короткие сроки».
В 50-е годах начинается процесс постепенного закрепления евреев в Рыбинске. Не имея права постоянной прописки, еврейские переселенцы тем не менее, находили способы продлить свое пребывание в городе сверх положенного, оговоренного временным свидетельством.
И уже в 1856 гуду, в первый год царствования Александра II в статистической отчетности полицейского управления появляются два документа, противоречащих друг другу.
По одному из них - «Число жителей по вероисповеданиям в 1856 году» - в Рыбинске на тот момент проживало 59 евреев – 39 мужчин и 20 женщин. По другому – «Наличное население евреев по разрядам в 1856 г.» - таковых в городе не было.
Подобные факты могли свидетельствовать, с одной стороны о плохом знании местными чиновниками российских законов, касающихся евреев или плохом их исполнении (так скажем – сознательной или не сознательной «вялости» исполнения законов); а с другой стороны – о том, что к этому времени в городе жили евреи, которых можно было отнести к старожилам.
И только недреманное око высшего начальства из губернии и столицы следило за неукоснительным исполнением законов империи в этой части и чуть ли не ежегодно напоминало своим подчиненным на местах о строгом соблюдении положения о черте оседлости для еврейского «племени».
В 1857 году в экономической жизни России произошло событие, которое оказало большое влияние на развитие промышленности Рыбинска второй половины XIX века.
В этом году банкирский дом еврея Евзеля Гинцбурга, проживавшего в Германии, учредил «Общество судоходства по реке Шексне».
Гинцбурги и Ротшильды – две знаменитых на весь мир еврейских династии, банкиры и промышленники, сыгравшие особую роль в развитии экономики России и в частности, промышленности в нашем регионе. О Ротшильдах чуть позже, а вот благодаря инициативе Гинцбургов, возникло Шекснинское цепное пароходство, конторой которой долгое время руководил Илья Осипович Авербах. В этом пароходстве работали многие евреи переселенцы из других западных и южных губерний России. По сути, эта фирма было своего рода «патронажной» организацией, где находили прибежище люди, лишенные возможности работать по профессии, отслужившие в царской армии, не сумевшие проявить себя как ремесленники и торговцы. Эта фирма предоставляла рабочие места и многим русским.
ЦЕНТР ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЕВРЕЕВ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ
К концу 70-х годов XIX века в Рыбинске официально проживало 45 еврейских семей. Одним из верных признаков укоренения на верхневолжской земле еврейских переселенцев был тот факт, что число женщин среди еврейского населения города превысило 50%. Из 233 человек женщин было 118.
На тот момент среди 45 глав еврейских семейств 23 числились отставными и отпущенными в запас военнослужащими нижних званий, 4 – портными, 4 – часовых дел мастерами, 2 – перчаточниками, 2 – водочными мастерами, а также были купцы, юристы, матрасники и обойщики, золотых дел мастера, точильщики, пивовары, резчики печатей, машинисты и красильщики.
Словом, несмотря на пестрый профессиональный состав рыбинцев-евреев, можно заметить что эти переселенцы не были бездельниками и «торговцами» в нарицательном смысле этого слова и какими их рисуют и пытаются выставить иные ревнители этнической и расовой чистоты. Многие из представителей этих нужных и редких профессий конца XIX века, стали виртуозами своего дела, остались частичкой славной истории дореволюционного времени.
Доказательством оседлого проживания евреев в Рыбинске служат два факта. Один из них, это то, что уже в конце 70-х годов XIX века в Рыбинске была синагога, общественный раввин, эту должность исполнял Лейба Абрамович Миранский.
А второй – это решение думы о выделении земельного участка в 1886 году под новое еврейское кладбище.
Самым поразительным фактом из истории рыбинской еврейской общины является то, что в еврейских метрических книгах, сохранившихся в Рыбинском архиве с 1883 года ( а были и утерянные – более раннего периода) можно обнаружить записи фактов рождения и смерти евреев, проживавших в Ярославле., Угличе, Пошехонье, Данилове, Некоузе, Мологе, Ростове, Романове-Борисоглебске, Макарьеве, Красном Холме; Грязовце, Костроме, Кинешме, Бежецке, Лебедине, Владимире (!), Кашино, Сонково; селах Яковлевском, Вятском Даниловского уезда, Ильинско-Хованском Ростовского уезда, Макарьеве Костромской губернии, Карпунино и т.д.
Посмотрите на карту севера России – это получается целый северный регион России, который обслуживали рыбинские раввины.
Но это не все. Есть вещи еще более удивительные.
На рыбинском еврейском кладбище похоронены многие евреи, умершие в других городах и селах губернии: Евзор Борухов Бейлин, умерший в 1913 году в Пошехонье; провизор Авриель Меер Бениаминович Брауде, умерший в том же году в Угличе; велижский мещанин Мендель Берков Гитцович, умерший в 1914г. в селе Копорье, Мологского уезда; мещанин Могилевской губернии и уезда, Белыничского еврейского общества Хаим-Мовша Залман-Нотов Литвин, умерший от удавления в г. Пошехонье в 1914 г.; Оршанская мещанка Могилевской губернии Глика Абрамовна Модель, умершая в 1914 г. в Ярославле; Новогрудская мещанка, девица Анна Овсеевна Спевак, покончившая жизнь самоубийством в с. Карпушине вследствие расстройства нервной системы; Мологская мещанка Софья Самуиловна Мархилевич, умершая в г. Мологе в 1916 г.; мещанин Абрам Лейба Месрович Жук, умерший в Романове-Борисоглебске в 1916 году и т.д.
КАК ЗАКРЫВАЛИ СИНАГОГУ
Весь 1918 год Рыбинск пребывал то на военном, то на осадном положении. В коротких промежутках слабые ростки мирной жизни лишь подчеркивали бессмысленность и неестественность происходящего, и выглядели как нелепые и надуманные кем-то вещи.
Вот городская газета печатает объявление:
«В дни еврейской Пасхи, начиная с 23 по 31 марта включительно, лицам еврейской национальности разрешается появление на улицах во всякое время, имея при себе документ, свидетельствующий о их национальности. Милиция должна предоставлять им по предъявлении указанных документов беспрепятственный пропуск»
Вот «вновь открыта еврейская народная библиотека имени Х.Н. Бялика с большим выбором еврейской и русской литературы, книг по еврейской истории и литературе» на углу Волжской набережной и Пушкинской улицы.
9 июня торжественно открыт еврейский рабочий клуб имени Бронислава Гроссера по Мышкинской ул., дом 30.
6 июля еврейский культурно-просветительский кружок объявляет об открытии молодежного рабочего клуба «в память известного еврейского писателя И.Л. Переца на углу Ивановской и Угличской, в доме № 30».
Но основной поток новостей и событий не столь оптимистичен:
Как выяснится позже, в январе 1918 года рыбинский казенный раввин В.Я. Пинус последний раз отсылает городской власти 4 метрические книги с записями родившихся, умерших, бракосочетавшихся и разведенных евреев.
В сентябре ликвидируются национальные советы беженцев.
Экспроприируют имущество, как например, у Авербаха, сына почетного гражданина города, так много для него сделавшего, Ю. Маркона, отца ученого-ориенталиста.
С 20-го года начинается долгий в 10 лет и мучительный для еврейской общины процесс закрытия синагоги и прекращения деятельности общины.
Члены общины решаются даже обратиться в Москву, в Наркомнац. Следует запрос в Рыбинский Совет. Ответ поражает своей логикой: «…среди темных масс носятся слухи, что синагогу якобы, возвращают евреям и решение этого вопроса в утвердительном смысле, в смысле возвращения приведет к нежелательным последствиям». И с этой логикой наверху вынуждены согласиться.
НОВАЯ ИСТОРИЯ ОБЩИНЫ
С января 1994 года начинается новая история общины. Связана она прежде всего с именем ее формального и неформального лидера Леонида Хаимовича Берковского.
Началось все с предложения от ярославского координатора Сохнута – организовать рыбинских евреев в культурное общество. Около года Леонид Хаймович был официальным представителем Сохнута – помогал репатриантам.
Теперь же главные усилия актива общины направлены на то, чтобы оказывать посильную помощь старикам, инвалидам.
И наверху российской еврейской религиозной иерархической лестницы и внизу – в общинах, понимают – еврейские общины в России сохранятся. И значит, работа предстоит большая.