|
Педагогический Альманах |
Рав Шимшон Рафаэль Гирш ТОРА ВОСПИТАНИЯ Из шатров Авраама Во всей истории человечества не найти примера, когда влияние воспитания на национальный облик было бы столь решающим, как у народа Израиля. И ненавистники, и друзья признают уникальность его духовного образа, расходясь лишь в отношении к нему. Этот образ сотворила чудесная сила воспитания, на которой изначально зиждилось само существование Израиля и его предназначение во всемирной истории. Посмотрите, какое великое доверие родительскому влиянию оказал Творец человечества: в заблудившемся мире, противящемся своему духовному предназначению, Он избрал единственную чету, семью Авраама, призвав ее нести духовное избавление семье народов. И этой чете Он даровал единственного сына Ицхака, сохранившего преемственность и продолжившего ее в последующих поколениях. Предназначение этой семьи Творец человечества выразил в ясных словах:
Стремление Авраама следовать путем Господним, творя добро и добиваясь справедливости, доселе живо в сердцах его потомков, рассеянных по всему свету. И в этом проявляется удивительная стойкость традиции еврейского воспитания, которая зародилась некогда в шатрах кочевника Авраама и его жены Сары и распространилась оттуда на многие поколения и страны, дожив до наших дней. Будущее в детской Сегодня в мире задули новые ветры. В нем господствуют разнообразные воззрения, единые лишь в одном: надежды на желанные перемены и упования на улучшение жизни люди связывают с успешной деятельностью правительств своих стран, с эффективностью влияния, которое их правительства оказывают на мировые тенденции и процессы. Поглощенные мечтой, люди игнорируют единственное прочное основание, которое могло бы послужить фундаментом лучшего будущего. Это основание каждому доступно, не за морем оно и не на небе, а у нас под ногами, ибо каждый отец в силах «заповедать своим сынам и дому своему после себя соблюдать путь Господень, творя добро и правосудие». Будущее мира выходит из детской. Если бы все люди, готовые признать нравственность, духовность, справедливость, прямодушие, истину и закон высшим предназначением человечества, — если бы все эти люди сделали практические выводы из своих убеждений, воплотив их в своем образе жизни и системе воспитания своих детей, миру не пришлось бы дожидаться грядущего в конце дней Избавления, ибо оно пришло бы сейчас. Неверно представление, что хорошие времена рождают добрых людей! Как раз наоборот: добрые люди рождают хорошие времена. Любой ребенок — частица будущего. Трудясь над его воспитанием в духе справедливости и милосердия, каждый отец участвует в исправлении мира. Сегодня все повторяют фразу: «Дети — наше будущее». Однако на деле сознание важности этой фразы выражается в борьбе за направление школьного образования, тогда как воспитание упускается из виду. Его не забывают совсем, но воспитание становится всего лишь одной из целей образования. Так получается, что школа вынуждена внедрять уважение к истине и нравственные ценности в качестве предмета преподавания. Следует предостеречь родителей, считающих такое положение нормальным: центр тяжести любого воспитания в семье. Школа, помимо прочего, может заниматься и воспитанием, но ни одно образовательное учреждение не нацелено на личность каждого отдельного ребенка, а потому упущения и недочеты родителей некому будет исправить. Святая задача «Воспитывай ребенка в соответствии с его путем; тогда и состарившись он не сойдет с него» (Мишлей, 22:6). Эти слова искони начертаны на знамени еврейского воспитания. Они послужили основой самого понятия «воспитание», «хинух». «Хинух» происходит от «ханука», что означет «посвящение в святость», инициация святости того, чему предназначено быть святым. В этом значении слово «ханука» употреблено в псалме «Песнь Давида на освящение Храма» (Теиллим, 30:1) и в Пятикнижии: «Вот освящение жертвенника» (Бамидбар, 7:84). Таким образом, воспитание — это приготовление молодого человека к принятию завета и своего предназначения, к святому человеческому служению в мире. Суть этого служения нам сообщил во всех подробностях Творец человечества, возложив его на всех нас, великих и малых, «от дровосека до водоноса» (Дварим, 29:10). Каждый ребенок, рождающийся на свет, наделен человеческим предназначением и призван к человеческому служению в мире. Он вручен своим родителям как будущая святыня храма, имя которому человек, под их ответственность и на их попечение. Держа на руках младенца, который лепечет и улыбается им, родители чувствуют, как счастье переполняет их. Однако это ощущение счастья предшествует настоящей работе воспитания, способной оправдать светлые родительские мечты. Все ростки будущего, заключенные в ребенке: его ощущения и чувства, мышление и логика, воля и желания, созидательные силы физического роста, импульсы и страсти, — все это силой воспитания предстоит соединить в единую систему ценностей, освященную человеческим предназначением. Из рук Творца не вышло ни единого создания, которое изначально было бы злом. Таков один из важнейших принципов воспитания. Зло возникает благодаря неправильному развитию тех или иных задатков, которые сами по себе не являются злом. Те самые импульсы, которые увлекают человека и общество в преисподнюю, могли бы подтолкнуть его к самому возвышенному служению. Педагоги и родители должны знать: бесполезно бороться с природными наклонностями ребенка. Их невозможно окончательно подавить, искоренить, заменить другими. Каждый человек призван к служению таким, каким он создан; задача воспитания — понять, к чему устремлено развитие ребенка, и воспитать его на этом пути — на пути его собственного служения. Такие часто встречающиеся недостатки, как гнев и ненависть, гордыня и упрямство, лень и равнодушие, — все это суть упущенные возможности воспитания. Ненависть и гнев поначалу были направлены на несправедливость и зло, гордость и упорство были даны ребенку, чтобы хранить верность добру и истине, терпение и выдержка должны были помочь ему переносить тяготы и смиряться с тем, что он не в силах изменить. Но отсутствие ясной цели — святого человеческого служения в мире — не позволило воспитанию направить к этой цели становление ребенка, и предоставленные самим себе его природные задатки стали служить эгоизму и себялюбию, превратившись из достоинств в пороки. Собственная воля Отрочество и юность — период эмансипации от чуждых влияний. Отроческий бунт позволяет молодому человеку, еще сохранившему гибкость и способность к изменениям, очиститься от наносного и отторгнуть чужеродное. В юности ненавистно зло; молодой человек стихийно устремляется навстречу самому себе, своему личному предназначению, доделывая то, что упущено воспитанием. «Трудный возраст» — это прекрасный творческий период, и педагоги, которые жалуются на него, просто недостойны своего звания. Настоящий педагог знает, что упорное стремление к самовыражению создает предпосылки для воспитания, делая его плоды устойчивыми к будущей непогоде. Если бы ребенок был мягким как воск, педагогу пришлось бы возложить на себя немыслимую задачу всю жизнь оберегать его от внешних влияний. В процессе юношеского бунта человек приобретает устойчивость и твердость — черты характера, которые позволят ему в будущем сохранить верность тем идеалам и ценностям, которые вложило в него воспитание. Для того, чтобы в реальной жизни следовать правилу: «Истину приобретай, но не продавай» (Мишлей, 23:23), надо иметь сильный характер. Чтобы воплощать сказанное: «Исполняй Его волю как свою» (Авот, 2:4), прежде всего надо иметь эту свою, собственную волю. «В соответствии с его путем» Полный успех воспитание может иметь лишь в том случае, если воспитатель будет руководствоваться этим принципом во всем. Воспитатель должен увидеть путь, по которому ребенок пойдет и без его влияния — в силу своих естественных склонностей, окружающей среды, своего происхождения и т. п. Лишь на этом пути возможно эффективное руководство созреванием человеческого существа. Время и место, семья, социальный круг, товарищи, профессия — все это может помогать педагогическим усилиям, а может противиться им. Однако мудрый педагог всегда будет искать в природных задатках ребенка и во внешних факторах его бытия союзников, а не врагов. Таков один из традиционных принципов еврейского воспитания. Среди педагогов народов мира распространена иная точка зрения. Не конкретный идеал развития каждого отдельного ребенка, в соответствии с его задатками и условиями жизни, а единый педагогический идеал, которому должен соответствовать каждый, — своего рода образ идеального человека и гражданина, на который следует равняться. Чем больше эта педагогическая концепция торжествует победу в общем и целом, тем полней ее тайное поражение в каждом отдельном случае. Еврейский педагог должен помнить, что индивидуальное человеческое предназначение, к принятию которого он готовит ребенка, суть святое и возвышенное, и воспитатель не вправе ничего в нем изменить. Неверно отыскивать в характере и склонностях ребенка, что больше угодно Торе, а что меньше. Тора, знание и понимание которой делает человека евреем, свидетельствует о своей полноте — это «Тора целостная» (Теиллим, 19:8). Будучи сама целостной, она целиком охватывает человека, принимает каждого во всем его своеобразии и человеческой полноте. То, что последние столетия называют «еврейской религией», т. е. Тора и ее заповеди, — не есть нечто далекое и труднопостижимое. Тора сама свидетельствует о своей близости к человеку: «Не в небесах она» (Дварим, 30:12). Каждый человек — микрокосм, и каждый неповторим. «Подобно тому, как нет одинаковых лиц, не бывает одинакового образа мысли», — говорили мудрецы. И потому становление каждого человека происходит особым, уникальным образом — на его собственном пути. Настоящий педагогический дар в том и состоит, чтобы разглядеть этот путь и направить на него ребенка. У каждого свой идеал, и каждый идет к нему собственным путем. То общее, что объединяет людей в стремлении к совершенству, — это максимальное соответствие своему личному человеческому предназначению, иными словами — полнота служения Богу, а не единый «правильный» образец этого служения. Ребенок вырастает, его учителя и воспитатели не вечно будут с ним. А вот природные склонности навсегда остаются с человеком, и рано или поздно их влияние возобладает. Именно поэтому педагогические усилия должны быть сосредоточены на развитии и облагораживании этих склонностей. Поэтому так важно вести ребенка «его путем». Влияние среды Вторым постоянно действующим фактором будет влияние окружающей ребенка и взрослого человека среды. И горе тому ребенку, которого воспитывал слепец, не считающийся с этим влиянием. Педагог не вправе закрывать глаза на особенности культурного и социального окружения, в котором приходится жить ребенку. Эти особенности часто бывают негативными, но, как все привычное, не кажутся таким уж большим злом. Еврейская жизнь в диаспоре требует умения противостоять окружению. Однако недостаточно настойчиво внушать ребенку «не делай так, а поступай эдак». Ведь и среда нашептывает ему то же самое, а ее влияние, как уже говорилось, продолжительней влияния педагога. По-настоящему устойчивым может быть лишь духовно независимый человек, крепко стоящий на собственных ногах. Поэтому педагогу не только не следует поощрять детский конформизм, несомненно, облегчающий ему жизнь, но напротив: следует бороться с нерассуждающей исполнительностью и бездумным послушанием. Если ребенок будет отдавать себе отчет в истинных мотивах своих поступков, это свойство сохранится у взрослого человека. Если же главным мотивом поведения будет послушание взрослым и стремление угодить, то место воспитателя впоследствии займет окружающая среда и собственные опасные склонности, а привычка угождать останется. Ребенка закаливают, чтобы он не простужался. Уподобим нежелательные влияния холоду: нельзя чрезмерно кутать ребенка, выпуская на улицу в зимний день, но в то же время он должен быть достаточно тепло одет, а главное — закален. «Одеждой» в данном случае являются его собственные культурные покровы, а «закалкой» — внутренняя проясненность ценностей и мотивов, интеллектуальная и духовная зрелость, сила характера. Пример с податливой, как глина, душой ребенка, из которой якобы можно вылепить все, что угодно педагогу, в нашем случае совершенно неуместен. Воспитатель должен стремиться как раз к обратному: чтобы душа ребенка питалась от собственных корней и так же упорно держалась за свое человеческое предназначение, как дерево, раскалывающее скалу. В прошлом и настоящем Отсталость народов, среди которых сыны Израиля жили в прошлом, приводила к сегрегации чужаков. Жизнь в гетто, подобно любому насильственному заключению, не только лишала света и воздуха, но и защищала от опасностей окружающей среды. В гетто не нужно было противопоставлять себя внешнему миру, ибо сами условия существования толкали к обособленности от него. Духовные потрясения и социальные сдвиги мало задевали узников гетто; отголоски исторических катаклизмов доносились до них в виде все новых угроз и притеснений. Однако внутри гетто жизнь не замерла, и евреи разных общин поддерживали тесное общение во всех сферах. В эту эпоху духовную жизнь нашего народа питал единственный источник, чистейший источник Торы. И это наполняло жизнь особенным счастьем, оживляя славное прошлое, которое обрело в гетто свое бесплотное отражение. Гетто существовало вне времени. При всей своей уязвимости и стесненности, оно было не только юдолью слез, но и пристанищем блаженных грез. Надо ли говорить, насколько условия гетто благоприятствовали работе воспитателя! Достаточно было научить ребенка черпать из того источника, из которого черпали все окружающие. Вся жизнь строилась вокруг Торы; все иное, внешнее, чужое, расценивалось как враждебное, да, по сути, и было таковым. Не существовало разрыва между педагогическим и общественным идеалом, ценности школы, дома и социальной среды если не полностью совпадали, то гармонировали в главном. Времена изменились. Стены гетто пали, и врата еврейского образования широко распахнулись перед европейской наукой, впитав ее несомненные достижения. Культура окружающих народов стала доступной евреям; одновременно еврейская культура начала обретать общеевропейский контекст. Однако ее собственное влияние в этом контексте на удивление ничтожно. Из стен гетто вышел целый народ, чьим главным занятием на протяжении по крайней мере двух последних тысячелетий было изучение и комментирование Книги Книг, на которой зиждется европейская цивилизация. Почему же европейские мыслители и ученые проявляют такое равнодушие к духовному достоянию этого народа? Оно особенно разительно на фоне неподдельного интереса к культурам далеких стран, иных цивилизаций. Может быть, дело в том, что современная секулярная европейская культура построена на совершенно иных основаниях, ей чуждо представление о жизни как религиозном служении, основанном на Торе и заповедях. Так или иначе, народы Европы предпочитают черпать в каких угодно источниках, только не в еврейском. Выйдя из стен гетто, его вчерашние узники были ошеломлены шумным потоком новой европейской реальности, к которой их некому было подготовить. Нет ничего удивительного в том, что многих подхватил этот поток, постепенно размывший их еврейское самосознание. Через еврейскую общность пролегла глубокая трещина, расколовшая не только единые некогда общины, но и отдельные семьи. Чтобы выполнять свою задачу в новых условиях, еврейское образование должно было преодолеть разрыв между прошлым и настоящим, между замкнутым мирком гетто и изменившимся до неузнаваемости внешним миром, куда оно было выброшено из гетто. Прошлое несло в себе великие ценности, для которых предстояло завоевать место в настоящем, а настоящее открывало великие возможности, которые следовало укоренить в прошлом. В этом прошлом кругозор еврейского образования стесняли и искусственно ограничивали стены гетто; поэтому первое, в чем еврейское образование нуждалось теперь, было расширение горизонтов. Расширение горизонтов Почему европейская культура быстро подтачивает еврейское самосознание? Ответ будет шире, чем вопрос, и он касается не только евреев. Направление европейского духа, добившееся в наше время, на фоне упадка религии и роста национализма, господства в Германии и других европейских странах, во многом разрушительно для человека как такового и чревато страшными бедствиями для человечества. Поэтому попытки противопоставить языческой вере в прогресс и всемогущество человека традиционные еврейские ценности — в том виде, в каком они могут сохранить жизнеспособность сегодня, — это борьба не за сохранение еврейской самобытности, а борьба за сохранение человека, вернее, человеческого предназначения в мире. Подобная задача не впервые встает перед народом Торы, но, быть может, она еще никогда не казалась столь трудноисполнимой. Для того, чтобы успешно ее решить, надо заняться углублением еврейского самосознания, одновременно расширив его сферу. В современном мире существует немало альтернатив еврейскому восприятию жизни как священного служения, и все они оказывают влияние на человека. Сегодня недостаточно просто обучать детей Торе и заповедям, закрыв глаза на окружающий мир. Необходимо прививать ученикам историзм мышления, укреплять в них сознание миссии народа Израиля в мире, учить пониманию духовных процессов, протекающих в обществе. Сказанное выше означает, что учебные программы должны предусматривать изучение идейных течений и взглядов, в корне противоречащих иудаизму, особенно тех, которые задают тон в современном мире. Это особенно касается так называемой «библейской критики», обратившей свое острие против главной святыни Израиля и всего западного человечества. Злой умысел всегда рядится в почитаемые одежды, поэтому библейская критика и облеклась в мантию науки. Однако не бескорыстная любовь к истине движет ею. Бесполезно расточать хулу в адрес тех, кто подрывает устои мира, навлекая грядущие беды. У нас нет иного оружия в борьбе с этим злом, кроме знания. Ученики должны собственными глазами убедиться в том, какими методами оперирует библейская критика и как далека она от добросовестной научной объективности. Пусть исследуют и удостоверятся, насколько извращенное и поверхностное, вводящее в заблуждение представление о еврейских источниках создает эта наука. В ее арсенале коварная полуправда и откровенная ложь, уродующие смысл «исправления» и тенденциозный подбор вырванных из контекста цитат, призванных подкреплять псевдонаучные теории. Как всякое шарлатанство, библейская критика рассчитана на невежд, желающих легко и быстро составить представление о неведомом предмете. На деле она служит одной цели: разделаться с великим свидетельством Божественного откровения в мире, скомпрометировав главный документ этого свидетельства. Это вовсе не научная цель, но зато ее разделяют могучие силы, пробудившиеся в лоне европейской цивилизации и угрожающие существованию не только еврейского народа, но и самой этой цивилизации. Научные, в том числе естественнонаучные мифы, которые служат ныне незыблемой опорой научного мировоззрения, в действительности эфемерны, как паутина. История европейской науки показывает, как быстро меняются ее фундаментальные представления. То, что вчера казалось истиной в последней инстанции, сегодня выглядит архаичным заблуждением. Так, может быть, неосторожно класть естественнонаучные представления нашего времени в основу воспитания человека, заменяя ими вечные ценности, не раз доказавшие свою истинность? Если завтра окажется, что господствующие сегодня представления о природе и обществе ошибочны, что будет делать человек, приученный полагаться на них? Есть еще одна грань еврейского образования, на которую необходимо обратить внимание сегодня. В прошлом не требовалось как-то особо подчеркивать светлые стороны существования, основанного на еврейских ценностях. Но сегодня, когда эти ценности подорваны, мы вынуждены позаботиться о том, чтобы молодое поколение сознавало, чем именно привлекательна еврейская жизнь, исполненная служения, и почему это служение делает человека счастливым, осеняя его неизъяснимым духовным блаженством. Ученики должны понимать, что духовные дары, полученные ими, не являются дарами природы, которые останутся с ними всюду, куда бы они ни устремились. Свет и радость наполняют лишь те дома, в которых источником истины и откровения остается Тора. Природа свидетельствует о своем Творце Современное образование немыслимо без изучения естественных наук, раскрывающих тайны природы. По мере того как человеческий разум постигает законы, управляющие миром, человечество, казалось бы, должен охватывать священный трепет перед лицом удивительного единства бесконечно сложного и многообразного творения. Все в природе повинуется законам, данным Творцом; человек, как часть природы, также повинуется им. Но как разумное существо, наделенное свободой воли, он вознесен выше природы. Ему оставлен выбор: служить ли Всевышнему, следуя законам и заповедям, данным Им человеку, или противиться своему человеческому предназначению. Целью науки о Торе было и остается отыскание и изучение законов, данных Богом, — Израилю, каждому человеку, народу и обществу в целом, всему человечеству. Целью же науки о природе является отыскание и изучение законов, положенных Творцом в основу физического мира. Те и другие законы исходят из единого источника, и гармония природы говорит нам о том, что и человек мог бы быть гармоничным. Мы по-настоящему сбросим оковы гетто лишь тогда, когда сбереженное нами сокровище вновь станет источником вдохновения и творческих поисков, направленных на постижение мира и Божественного замысла, движущего им. Важная роль в этих поисках будет принадлежать естественным наукам, которые так привлекают современную молодежь. Единство образования и воспитания Свойственная еврейской традиции неразрывность интеллектуального и нравственного облика, мудрости и праведности, знания и поведения, отражается и в единстве образования и воспитания. Поэтому грубую ошибку делают те, кто призывает отделить одно от другого: воспитание поручить еврейским предметам, а образование — общеобразовательным. Некоторые заходят еще дальше, предлагая еврейское воспитание оставить всецело на усмотрение семьи, а школу сделать полностью светской. С другой стороны, неправы и те, кто упорно не желает допускать в еврейскую школу общеобразовательных предметов, превращая их тем самым в удел частных учителей. Утрата человеческой полноты и цельности и без того беда нашей эпохи. Для чего же изначально закладывать в душу ребенка раздвоенность? Ведь тем самым мы лишаем его духовного равновесия, обрекаем на внутреннюю дисгармонию. Возмужав, сегодняшний ученик все равно столкнется с миром, полным противоречий, подчас трагических, трудноразрешимых. Вместо того чтобы искусственно разделять в его сознании науку и религию, мы должны закалять ребенка перед лицом мучительных проблем нашего времени. Не скрывать от него болезненных и острых противоречий, которых все равно не утаишь, а помочь отыскать собственный путь в Торе и мире, путь своего собственного человеческого служения. Совместными усилиями школа и родители должны стремиться к тому, чтобы общеобразовательные предметы изучались с позиции Торы, а еврейские смотрели на себя глазами науки, используя ее новейшие достижения. Пусть взгляд преподавателя общих дисциплин на свою науку будет взглядом человека, умудренного Торой, а взгляд преподавателя Торы на свой предмет — взглядом ученого, обогащенного научными знаниями.
Вольный перевод с иврита Арье Ротмана
|