|
Арье Ротман
ПОЕЗДКА ПО ОБЩИНАМ ПОВОЛЖЬЯ
В последних числах августа педагогический клуб «Новая еврейская школа» и редакционная коллегия нашего альманаха совершили блиц-тур по городам Поволжья — от Череповца до Саратова. За две недели немолодой микроавтобус «Тойота» проделал, быть может, самое длинное путешествие в своей жизни, преодолев, с учетом обратного пути, около пяти тысяч километров. Стремительная поездка была затеяна перед самым началом учебного года не случайно — педагоги уже собрались из отпусков, а занятия в школах еще не начались.
Основной целью поездки было навестить старых друзей и обзавестись новыми. Однако клуб не был бы педагогическим, если бы не использовал всякую возможность для учебы. Поэтому встречи с коллегами и читателями происходили в основном в форме семинаров и уроков. Первый такой семинар был проведен в Рыбинске, бывшей хлебной житнице Петербурга.
К сожалению, во многие общины, лежавшие на пути, заехать не удалось за недостатком времени. Уже далеко за полночь, миновав промышленные джунгли Череповца, «Тойота» выкатилась на берег Рыбинского водохранилища. Здесь за ней больше часа гналась банда мотоциклистов. Боевое крещение, таким образом, было получено в самом начале экспедиции.
Рыбинская община встретила нас чудесными приветливыми лицами своих представителей. Такой человеческой теплоты не найдешь в городах-гигантах. Глава общины Леонид Хаимович Берковский, подвижный и бодрый, несмотря на солидный возраст, пригласил земляков и гостей на «пир души», как назвал он наше общение. Духовное пиршество состоялось в более чем скромной двухкомнатной квартирке — офисе и культурном центре общины.
Отрадно было встретить в российской глубинке такого интересного и самобытно мыслящего человека, как Лев Мошинский. Это, кстати, единственный еврей на богатый раввинами край, который по собственной инициативе организовал кружок изучения Танаха. Однако было бы прегрешением против истины утаить, что интерес к Библии в Рыбинске, как и всюду в наши дни, проявляют не только евреи…
В том, что иудаизм — не единственная религия, возродившаяся в Рыбинске, мы убедились на следующий день, когда в самом центре города плотник, чинивший старинную постройку, плюнул нам вслед и истово перекрестился топором.
Ярославль оказался следующим пунктом на пути еврейской экспедиции из Санкт-Петербурга. Сразу бросилось в глаза, что, в отличие от многих других городов, еврейская жизнь в нем мирно течет под одной кровлей — в просторном здании ярославской синагоги, возвращенной евреям городскими властями.
В трудный час во главе Израиля становится женщина. Вспомним пророчицу Дебору, царицу Эстер и Голду Меир. На подобном фоне понятно, откуда в наши дни берутся такие женщины, как Надежда Носова, директор воскресной школы и руководитель общины. Это она повела евреев на штурм синагоги, отбив которую, пришлось приложить неимоверные усилия для того, чтобы вернуть загаженное здание к жизни.
Педагогический клуб «Новая еврейская школа» привез свои печатные издания, среди которых главное место занимал, конечно, альманах.
Со своими пособиями по еврейской детской литературе познакомила преподавателей Ярославской воскресной школы Анна Молчанова, ведущий методист педклуба по еврейской литературе.
Хана Ротман, методист по преподаванию иврита и классических текстов, соединяющая университетскую эрудицию с большим педагогическим опытом, поделилась своей методикой преподавания иврита как разговорного и классического языка одновременно.
Дмитрий Баргман, большой знаток Торы и преподаватель питерской гимназии «При Ицхак», провел занятия для учителей традиции и всех желающих.
На галахические вопросы ответил настоящий иерусалимский раввин, обаятельный и интеллигентный рав Шломо Нахат, не забывший русский язык за 30 лет, проведенных в Израиле.
Наконец, по просьбе читателей НЕШ был устроен литературный вечер Арье Ротмана, автора этих строк.
И, разумеется, все не прошло бы так гладко и дружески, если бы Александра Чернина постоянно не улаживала множества мелких проблем — иногда одной своей милой улыбкой.
Оказалось, что у некоторых учителей Ярославской воскресной школы уже есть собственные разработки и материалы, способные заинтересовать читателей. Педклуб взялся помочь методическими материалами по курсу еврейской детской литературы. Этот курс после визита Анны Молчановой начали преподавать и в Ярославле.
Нижний Новгород встретил нас массовым гуляньем на местном «арбате», где помещается только что отремонтированная синагога. В синагогальной гостинице нас разместили, а в благотворительной столовой накормили — стоило лишь рассказать молодому симпатичному раввину, кто мы и откуда.
В помещении культурного центра Елена Деречинская организовала для нас знакомство с местными учителями. Приятно было встретить молодых, горящих энтузиазмом педагогов, которые расхватали привезенные нами книги и пособия как горячие пирожки. Общение почти сразу вылилось в форму занятий и респонсов — так же, как в Ярославле и других городах.
В Нижнем Новгороде у НЕШ появилось сразу десятка два новых подписчиков. Отрадное впечатление произвело присутствие на встрече студентов Нижегородского университета. Общине, в которой учащаяся молодежь тянется к еврейским знаниям, можно позавидовать.
Казань, город за широкой, как море, рекой, счастливо соединила в себе две черты: университетского центра и периферийного города, где удивительным образом сохранились интеллигентские традиции прежней России. Еврейская Казань знаменита как родина рава Ицхака Зильбера, воспитавшего многие сотни учеников. Одним из них оказался и раввин Шломо Нахат. Может быть, благодаря тому, что Казань — родина праведника, здесь мы встретили особенных людей, каких хотелось бы побольше видеть и в других общинах России.
Мы посетили казанскую еврейскую школу и в общинном культурном центре встретились с ее педагогами. Поразила организованность мысли и действия казанских учителей. Они сами разделились на группы, окружили питерских коллег и буквально забросали нас вопросами. Директор школы Ольга Львовна Трупп представила оригинальную концепцию школы — плод коллективного творчества педагогов. В Казани, в отличие от многих других мест, понимают, что еврейское образование немыслимо в отрыве от классических текстов, и нащупывают собственные подходы к их изучению.
Самара — город наших старинных друзей — встретила нас хлебом солью в лице местного мецената Марка Шмуклера. Гостеприимство хозяина вспоминалось на следующее утро без головной боли благодаря высокому качеству напитков, лившихся рекой в рыцарском зале феодального замка. Разговор у камина затянулся глубоко за полночь, и оказалось, что разочарование в существующих формах еврейской жизни — болезнь не одних питерских интеллектуалов.
Не стоит город без праведников, есть своя праведница и в Самаре. Что заставляет Татьяну Курилову, директора еврейского культурного центра «Маккаби», бескорыстно отдавать все свое время, силы, нервы и таланты детскому саду, воскресной школе и семейному клубу? Сама она не находит ответа на этот вопрос.
Саратов запомнился, прежде всего, своей синагогой — уютным комплексом одноэтажных зданий, где есть общежитие, столовая, учебная аудитория и, конечно, молитвенный зал. Отведав стряпни поварихи Гали, я от всей души позавидовал саратовским беднякам, питающимся в благотворительной столовой. Уж если и быть бедняком — то в Саратове!
В городе мы застали две замечательные компании учителей-энтузиастов, две чудесные воскресные школы, почему-то рассорившиеся между собой.
Здесь экспедицию едва не постигло заурядное российское несчастье — запил водитель, и неухоженная «Тойота» без движения замерла на синагогальном дворе. Пока другие члены экспедиции обсуждали планы спасения на самолете и поезде, мне пришла в голову замечательная в своей простоте мысль: найти замену нашему ужаленному зеленым змием Автомедонту и ехать дальше, везя его с собой в качестве багажа. Как раз в этот момент в подвальчик, где приютилась одна из воскресных школ, спустилась солидная еврейская дама, к которой я и обратился с просьбой о содействии. Предчувствие не обмануло: Лидия Романовна Сернова оказалась генеральным директором фирмы, приютившей под своей крышей упомянутую школу.
Через два часа мы уже выезжали с синагогального двора, и за рулем сидел совершенно трезвый, более того — вообще не пьющий водитель Николай.
Еще сутки с лишним непрерывного пути — и мы дома. Гигантский марафон завершен. Главный вывод, который можно сделать: еврейским образованием всюду занимаются чудесные люди, не всегда достаточно подготовленные, но всегда преданные любимому делу. В этой любви и преданности — залог человеческого и профессионального роста.
…На одни вопросы ответы были получены, на другие найти их так и не удалось. Среди этих других такой: почему ни в одной общине мы не нашли кружка самообразования еврейских учителей, во главе которого стоял бы авторитетный (и зачастую единственный в городе) знаток Торы и Талмуда — местный раввин?
Ответственный редактор НЕШ Арье Ротман
|
|