Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Марина Карпова (Санкт-Петербург)

СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО
преподавателей и сотрудников еврейских учебных заведений и образовательных программ на территории бывшего СССР

Постановка проблемы

В настоящее время в систему еврейского образования на территории бывшего СССР входят 74 дневные еврейские школы, около 200 воскресных школ и множество различных образовательных программ (кружков, клубов) для всех возрастных групп, действующие при различных еврейских культурных и религиозных центрах.

Организационные признаки еврейских учебных заведений и программ, то есть структуры, способствовавшие их открытию и осуществляющие их поддержку, различны.

Различаются дневные школы и по составу предметов так называемого «еврейского цикла» (или «этнокультурного компонента») — в одних изучаются только три предмета (иврит, история еврейского народа, традиция), в учебный план других включены еще и еврейская литература, классический иврит, география Израиля, идиш, еврейские танцы и др.

В разных школах на еврейские дисциплины отводится от двух до восьми часов в неделю.

Учебные программы воскресных школ и всевозможных образовательных проектов также имеют качественные отличия: от полуторачасовой встречи раз в неделю до полного учебного дня, включающего изучение иврита, еврейской истории, танца и музыки.

С другой стороны, анализ деятельности различных еврейских учебных заведений показывает, что их сотрудникам и руководителям приходится сталкиваться практически с одним кругом проблем.

Отметим основные проблемы из этого круга:

  1. отсутствие стратегии еврейского образования для диаспоры;

  2. отсутствие адаптированных учебных программ для стран бывшего СССР;

  3. отсутствие современных адаптированных учебных пособий;

  4. удаленность учебных заведений от крупных образовательных центров;

  5. внутренняя замкнутость учебных заведений отдельных регионов;

  6. различная идеологическая направленность еврейских школ;

  7. трудности повышения квалификации преподавателей еврейских школ;

  8. трудности лицензирования еврейских учебных заведений.

Наиболее эффективными условиями решения этих проблем, с нашей точки зрения являются: отработка новых моделей содержания еврейского образования, новых организационно-правовых форм еврейских образовательных институтов, новых моделей управления образованием, а также внедрение сетевого характера взаимодействия еврейских образовательных институтов.

Рассмотрим основные параметры сетевых сообществ

Хорошая образовательная система (по И. Илличу1) должна удовлетворять трем следующим требованиям.

  1. Обеспечивать всем желающим доступ к имеющимся ресурсам в любое время и независимо от их возраста и/или опыта работы.

  2. Поддерживать усилия всех, кто хочет поделиться своими знаниями и умениями, в поиске тех, кто хочет у них научиться.

  3. Предоставлять всем желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности свои результаты.

Субъектами сетевого образовательного сообщества могут являться:

ПРЕПОДАВАТЕЛИ-КОЛЛЕГИ, с которыми можно обмениваться опытом, спорить и соглашаться;

СТУДЕНТЫ: учащиеся, заинтересованные во вхождении в корпоративные, территориальные и профессиональные сообщества;

ПЕДАГОГИ (ТЬЮТОРЫ), способные выстроить многопозиционную образовательную коммуникацию персонально для конкретного участника сообщества, а также сопровождать персональные образовательные траектории;

ЭКСПЕРТЫ, которые могут оценить достигнутые результаты, а также могут научить тому, чего другие участники сообщества пока не знают;

РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТОВ: одним из условий пребывания в образовательной зоне является участие в работе небольших проектов (мини-групп), которые развивают общую тему, решают общую проблему и пользуются общими ресурсами и общим сетевым пространством. Руководитель проекта ведет проект и регулярно публикует отчет о деятельности и достигнутых результатах;

РУКОВОДИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ/ПРОГРАММ: участвуют в формировании заказа на образование для своих школ (программ, курсов…), в выборе того или иного образовательного ресурса;

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СМЕЖНЫХ С ПЕДАГОГИКОЙ НАУК И ПРАКТИК: формируют команды под определенные задачи, набирают сотрудников, делятся опытом с участниками данного образовательного сообщества; выступают в роли педагогов (тьюторов) и экспертов;

ОРГАНИЗАТОР, ПРОЕКТИРОВЩИК И КООРДИНАТОР сетевого образовательного сообщества.

Задачи, которые удается решать в рамках образовательного сообщества

  1. Обсуждать результаты своей деятельности как с преподавателями-экспертами, так и с коллегами-участниками сообщества.

  2. Реализовывать принципы непрерывного и персонально организованного образования.

  3. Реализовывать образовательные запросы участников сетевого образовательного сообщества (для тех, кто не может удовлетворить их в существующих образовательных организациях).

  4. Выстроить многопозиционную образовательную коммуникацию.

  5. Собрать максимум возможностей для любого рода конструирования, в том числе конструирования социальных отношений и собственной идентичности.

  6. Приблизить образование к реальным и передовым наукам и практикам.

  7. Внести свой вклад в решение практических проблем образования.

Архитектура сетевого сообщества строится через задание ряда технологий и механизмов, обеспечивающих формирование среды, поддерживающей разные типы эффективного взаимодействия разных категорий участников с существующими образовательными программами и ресурсами сферы сетевого образования.

Среди базовых технологий создания сетевых образовательных сообществ выделяют:

  1. Введение принципа персональных образовательных траекторий.

  2. Обеспечение тесной связи со сферами практики и деятельности.

  3. Складывание идентификационной общности вокруг определенных целей и задач за счет задания ряда сетевых проектов.

  4. Создание специальной сложно организованной образовательной среды.

  5. Создание систем сравнений и сопоставлений разных ресурсов и образовательных программ (например, экспертных систем оценки качества образования).

  6. Формирование ассоциаций связанных друг с другом образовательных организаций, которые обеспечивают создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности различных групп населения.

  7. Адаптацию авторских средств к их использованию в рамках сетевых образовательных коллективов, научно-материальное обеспечение деятельности сетевых сообществ.

  8. Формирование развернутой и прозрачной системы многократной оценки результатов образовательной деятельности.

Таким образом, исходя из анализа работы различных образовательных сообществ, мы предположили, что внедрение модели сетевого взаимодействия еврейских образовательных учреждений станет наиболее эффективным для обновления содержания еврейского образования, качественного изменения систем ресурсного обеспечения и модернизации системы еврейского образования на территории бывшего СССР в целом.

С ноября 2001 года на базе Педагогического клуба «Новая еврейская школа» мы начали внедрять ряд технологий сетевого взаимодействия с целью создания Сетевого образовательного сообщества сотрудников еврейских учебных заведений бывшего СССР и других стран диаспоры. Проект получил название Virtual Learning Community и подготовлен совместно с Фондом развития еврейских общин в России и на Украине (Нью-Йорк) и Еврейским агентством (Иерусалим), при поддержке Федерации еврейских общин Нью-Йорка.

В ходе развития проекта появляется общее информационное пространство Виртуальной общины, позволяющее участникам:

  1. предоставлять информацию о своей индивидуальной деятельности другим участникам сети;

  2. получать информацию о деятельности других участников сети;

  3. создавать собственные каналы информации;

  4. становиться частью других информационных каналов.

В настоящее время проект VLC объединяет более 250 преподавателей и сотрудников еврейских и нееврейских учебных заведений и образовательных программ из стран бывшего СССР и других стран диаспоры.

В рамках проекта действуют 6 листов рассылки.

  1. История еврейского народа.

  2. История антисемитизма и Катастрофы.

  3. Еврейская (иврит) литература.

  4. Детская еврейская литература.

  5. Традиция.

  6. Педагогика.

Участники проекта принимают участие в виртуальных лекциях и конференциях; летом у них была возможность пройти обучение на семинаре по повышению квалификации преподавателей еврейских школ и в творческой лаборатории. Слушатели семинара получили сертификаты Института открытого образования (Москва) о прохождении 72-часового курса повышения квалификации для преподавателей.

В рамках проекта VLC в апреле-июле 2002 г. была организована работа Объединенной экспериментальной группы по преподаванию Книги Рут. Результатом деятельности группы стал сборник учебно-методических материалов по Свитку Рут и празднику Шавуот «С полей Моава».

К началу 2002/2003 учебного года был организован проект по составлению методического пособия по преподаванию Книги Ионы. Одной из главных целей проекта стало составление сборника текстов и упражнений, который могли бы использовать в своей работе преподаватели самых разных еврейских школ и образовательных программ. Участники данной группы получили возможность:

  • познакомиться со сборником заданий и упражнений, готовым к использованию на уроках традиции и истории еврейского народа;

  • познакомиться с дополнительными учебно-методическими пособиями по преподаванию Книги Ионы;

  • обменяться опытом преподавания Книги Ионы с коллегами-участниками проекта;

  • представить собственные учебно-методические материалы по преподаванию Книги Ионы;

  • получить консультации у специалистов по вопросам преподавания еврейской традиции и истории;

  • стать участником редакционной группы проекта;

  • опубликовать свои материалы в итоговом сборнике.

К началу нового учебного года было приурочено также открытие нового листа рассылки, посвященного вопросам преподавания иврита.

Задачи развития сетевого образовательного сообщества в 2002/2003 учебном году

Результатом прошедших семи месяцев работы проекта можно считать создание условий для сетевого взаимодействия образовательных учреждений, входящих в систему еврейского образования в бывшем СССР, среди которых:

  1. возможности для проявления собственной инициативы участников проекта;

  2. обеспечение коллективной поддержки и оценки инициативы;

  3. предоставление возможности участия в поддержке и оценке других инициатив;

  4. обеспечение возможность участия в формировании общих критериев эффективности деятельности проекта (сообщества);

  5. возможность представлять совместную деятельность;

  6. возможность участия в управлении совместной деятельностью, влияние на распределение ресурсов для осуществления деятельности.

Конечно, в своей деятельности мы не смогли избежать ряда трудностей, которые, впрочем, характерны для многих сетевых образований. Однако первые результаты работы позволяют прогнозировать успешное разрешение проблем.

Подводя итоги этого небольшого аналитического отчета, можно выделить основные задачи развития сетевого взаимодействия участников проекта VLC в 2002/2003 учебном году.

  1. Разработка системы ресурсного (финансового) обеспечения сетевого взаимодействия и развития инновационного центра повышения квалификации сотрудников еврейского образования.

  2. Отработка схемы сетевой экспертизы, в том числе результатов апробации новых программ и учебников для дневных еврейских школ.

  3. Апробация системы управления сетевым взаимодействием.

И в заключение приглашаем вас, коллеги, присоединиться к формирующемуся Сетевому образовательному сообществу.

Подписка на участие в проекте открыта на сайте Педагогического клуба НЕШ: http://www.ort.spb.ru/nesh/vlc/anons.htm

Также вы можете прислать заявку на участие на электронные адреса проекта: inform@pedclub.ru или pedclub@mail.infostar.ru

При подписке указывайте, пожалуйста, интересующие вас темы рассылок (перечень тем см. выше) и не забывайте написать несколько слов о себе и об образовательном учреждении, в котором вы работаете.

Библиография

Моисеев А., Капто А. и др. Нововведения во внутришкольном управлении. М., 1998.

Патракин Е. Сетевые сообщества и образование. Источник:
http://dll.botik.ru/educ/PUSTYN/lib/self/communities.ru.html.

Патракин Е. Краткий конспект и перевод 6-й главы из книги И. Иллича «Deschooling Society». Источник: http://uic.nnov.ru/pustyn/lib/illich/learnweb.ru.html

Пейперт С. Переворот в сознании. Образы учащегося общества. Источник: http://uic.nnov.ru/pustyn/lib/mindstorm.ru.html

Ротман Х., Рохлин З. Состояние учебно-методического комплекса предметов еврейского цикла в общеобразовательных школах с этнокультурным еврейским компонентом. СПб., 2002.

Сергеева В. Управление образовательными системами. М., 2001.

Цирульников А. Сетевое образование: контуры новой парадигмы // Первое сентября. 2002.

Illich I. Deschooling Society. N. Y., 1972. Источник:
http://uic.nnov.ru/pustyn/lib/illich/deschool.ru.html.


1 Illich I. Deschooling Society. New York: Harrow and Row, 1972.
http://uic.nnov.ru/pustyn/lib/illich/deschool.ru.html.
Иллич (Illich) Иван (р. 1926) — социолог культуры, популярный на Западе мыслитель леворадикальной ориентации, руководитель международного научного семинара по выработке «институциональных альтернатив технологическому обществу», основатель находящегося в Мексике Центра межкультурной документации (Center for interkultural Dokumentation). назад

обсудить статью на форуме

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]