|
Педагогический Альманах |
Марина Карпова (Санкт-Петербург)
СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО
Постановка проблемыВ настоящее время в систему еврейского образования на территории бывшего СССР входят 74 дневные еврейские школы, около 200 воскресных школ и множество различных образовательных программ (кружков, клубов) для всех возрастных групп, действующие при различных еврейских культурных и религиозных центрах. Организационные признаки еврейских учебных заведений и программ, то есть структуры, способствовавшие их открытию и осуществляющие их поддержку, различны. Различаются дневные школы и по составу предметов так называемого «еврейского цикла» (или «этнокультурного компонента») — в одних изучаются только три предмета (иврит, история еврейского народа, традиция), в учебный план других включены еще и еврейская литература, классический иврит, география Израиля, идиш, еврейские танцы и др. В разных школах на еврейские дисциплины отводится от двух до восьми часов в неделю. Учебные программы воскресных школ и всевозможных образовательных проектов также имеют качественные отличия: от полуторачасовой встречи раз в неделю до полного учебного дня, включающего изучение иврита, еврейской истории, танца и музыки. С другой стороны, анализ деятельности различных еврейских учебных заведений показывает, что их сотрудникам и руководителям приходится сталкиваться практически с одним кругом проблем. Отметим основные проблемы из этого круга:
Наиболее эффективными условиями решения этих проблем, с нашей точки зрения являются: отработка новых моделей содержания еврейского образования, новых организационно-правовых форм еврейских образовательных институтов, новых моделей управления образованием, а также внедрение сетевого характера взаимодействия еврейских образовательных институтов. Рассмотрим основные параметры сетевых сообществХорошая образовательная система (по И. Илличу1) должна удовлетворять трем следующим требованиям.
Субъектами сетевого образовательного сообщества могут являться:ПРЕПОДАВАТЕЛИ-КОЛЛЕГИ, с которыми можно обмениваться опытом, спорить и соглашаться; СТУДЕНТЫ: учащиеся, заинтересованные во вхождении в корпоративные, территориальные и профессиональные сообщества; ПЕДАГОГИ (ТЬЮТОРЫ), способные выстроить многопозиционную образовательную коммуникацию персонально для конкретного участника сообщества, а также сопровождать персональные образовательные траектории; ЭКСПЕРТЫ, которые могут оценить достигнутые результаты, а также могут научить тому, чего другие участники сообщества пока не знают; РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТОВ: одним из условий пребывания в образовательной зоне является участие в работе небольших проектов (мини-групп), которые развивают общую тему, решают общую проблему и пользуются общими ресурсами и общим сетевым пространством. Руководитель проекта ведет проект и регулярно публикует отчет о деятельности и достигнутых результатах; РУКОВОДИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ/ПРОГРАММ: участвуют в формировании заказа на образование для своих школ (программ, курсов…), в выборе того или иного образовательного ресурса; ПРЕДСТАВИТЕЛИ СМЕЖНЫХ С ПЕДАГОГИКОЙ НАУК И ПРАКТИК: формируют команды под определенные задачи, набирают сотрудников, делятся опытом с участниками данного образовательного сообщества; выступают в роли педагогов (тьюторов) и экспертов; ОРГАНИЗАТОР, ПРОЕКТИРОВЩИК И КООРДИНАТОР сетевого образовательного сообщества. Задачи, которые удается решать в рамках образовательного сообщества
Архитектура сетевого сообщества строится через задание ряда технологий и механизмов, обеспечивающих формирование среды, поддерживающей разные типы эффективного взаимодействия разных категорий участников с существующими образовательными программами и ресурсами сферы сетевого образования. Среди базовых технологий создания сетевых образовательных сообществ выделяют:
Таким образом, исходя из анализа работы различных образовательных сообществ, мы предположили, что внедрение модели сетевого взаимодействия еврейских образовательных учреждений станет наиболее эффективным для обновления содержания еврейского образования, качественного изменения систем ресурсного обеспечения и модернизации системы еврейского образования на территории бывшего СССР в целом. С ноября 2001 года на базе Педагогического клуба «Новая еврейская школа» мы начали внедрять ряд технологий сетевого взаимодействия с целью создания Сетевого образовательного сообщества сотрудников еврейских учебных заведений бывшего СССР и других стран диаспоры. Проект получил название Virtual Learning Community и подготовлен совместно с Фондом развития еврейских общин в России и на Украине (Нью-Йорк) и Еврейским агентством (Иерусалим), при поддержке Федерации еврейских общин Нью-Йорка. В ходе развития проекта появляется общее информационное пространство Виртуальной общины, позволяющее участникам:
В настоящее время проект VLC объединяет более 250 преподавателей и сотрудников еврейских и нееврейских учебных заведений и образовательных программ из стран бывшего СССР и других стран диаспоры. В рамках проекта действуют 6 листов рассылки.
Участники проекта принимают участие в виртуальных лекциях и конференциях; летом у них была возможность пройти обучение на семинаре по повышению квалификации преподавателей еврейских школ и в творческой лаборатории. Слушатели семинара получили сертификаты Института открытого образования (Москва) о прохождении 72-часового курса повышения квалификации для преподавателей. В рамках проекта VLC в апреле-июле 2002 г. была организована работа Объединенной экспериментальной группы по преподаванию Книги Рут. Результатом деятельности группы стал сборник учебно-методических материалов по Свитку Рут и празднику Шавуот «С полей Моава». К началу 2002/2003 учебного года был организован проект по составлению методического пособия по преподаванию Книги Ионы. Одной из главных целей проекта стало составление сборника текстов и упражнений, который могли бы использовать в своей работе преподаватели самых разных еврейских школ и образовательных программ. Участники данной группы получили возможность:
К началу нового учебного года было приурочено также открытие нового листа рассылки, посвященного вопросам преподавания иврита. Задачи развития сетевого образовательного сообщества в 2002/2003 учебном годуРезультатом прошедших семи месяцев работы проекта можно считать создание условий для сетевого взаимодействия образовательных учреждений, входящих в систему еврейского образования в бывшем СССР, среди которых:
Конечно, в своей деятельности мы не смогли избежать ряда трудностей, которые, впрочем, характерны для многих сетевых образований. Однако первые результаты работы позволяют прогнозировать успешное разрешение проблем. Подводя итоги этого небольшого аналитического отчета, можно выделить основные задачи развития сетевого взаимодействия участников проекта VLC в 2002/2003 учебном году.
И в заключение приглашаем вас, коллеги, присоединиться к формирующемуся Сетевому образовательному сообществу. Подписка на участие в проекте открыта на сайте Педагогического клуба НЕШ: http://www.ort.spb.ru/nesh/vlc/anons.htm Также вы можете прислать заявку на участие на электронные адреса проекта: inform@pedclub.ru или pedclub@mail.infostar.ru При подписке указывайте, пожалуйста, интересующие вас темы рассылок (перечень тем см. выше) и не забывайте написать несколько слов о себе и об образовательном учреждении, в котором вы работаете. БиблиографияМоисеев А., Капто А. и др. Нововведения во внутришкольном управлении. М., 1998. Патракин Е. Сетевые сообщества и образование. Источник:
Патракин Е. Краткий конспект и перевод 6-й главы из книги И. Иллича «Deschooling Society». Источник: http://uic.nnov.ru/pustyn/lib/illich/learnweb.ru.html Пейперт С. Переворот в сознании. Образы учащегося общества. Источник: http://uic.nnov.ru/pustyn/lib/mindstorm.ru.html Ротман Х., Рохлин З. Состояние учебно-методического комплекса предметов еврейского цикла в общеобразовательных школах с этнокультурным еврейским компонентом. СПб., 2002. Сергеева В. Управление образовательными системами. М., 2001. Цирульников А. Сетевое образование: контуры новой парадигмы // Первое сентября. 2002. Illich I. Deschooling Society. N. Y., 1972. Источник:
1
Illich I. Deschooling Society. New York: Harrow and Row, 1972.
|