Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Герман Левин (Рига)

Шаг в еврейский мир.
Концепция
интегрального комплекса
учебных программ
еврейского цикла

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 сентября 1989 года… Я смотрю в окно второго этажа, вижу внизу людское море и ощущаю, что на моих глазах происходит нечто небывалое, немыслимое, невозможное. Тогда я еще не знал об исходе из Египта и боялся слова «чудо». Думаю, никто из людей, стоявших тогда на школьном дворе, не представлял, что нам предстоит в ближайшем будущем. Но, как сказали евреи у горы Синай, «наасе ве-нишма» — «сделаем и услышим», начнем делать и поймем. И мы начали делать. Какие споры разгорались в первый год существования школы, как хотелось нам во всем разобраться, найти место для своего еврейства в «общекультурном пространстве»! Школа находилась в центре внимания еврейской интеллигенции, той самой, о которой так умно писал А. Львов [1].*

Время шло, многие горячие энтузиасты, как водится, уехали. Заграничные любители поучить других утратили интерес к «первенцам» постсоветского галута. Оставшиеся интеллигенты озаботились поиском хлеба насущного. А школа осталась, и надо было проводить уроки, учить детей. Была разработана образовательная концепция, но предметы национального цикла преподавали приезжие учителя, у которых был собственный взгляд на вещи. Предпочтение с самого начала отдавалось разговорному ивриту. История и традиция оказались на периферии. Их преподавали порой очень интересные и разные люди — настолько разные, что общей линии никак не получалось. Предметы еврейского цикла были слабо связаны между собой. Да и дидактическая преемственность хромала на обе ноги: каждый новый педагог начинал с собственной точки отсчета.

«Шаг в еврейский мир» — попытка выстроить единую целостную систему национального воспитания, включающую историю и традицию в комплексе с ивритом и рядом общеобразовательных предметов, с воспитательной работой классных руководителей, внеклассной учебно-воспитательной деятельностью и научно-исследовательским творчеством школьников.

Но как добиться, чтобы у наших, воспитанных на иных ценностях учеников, не возникла стойкая реакция отторжения? Готовых рецептов нет. Отторжение возникает в ответ на идеологическое давление — так постараемся его избежать. Не будем настойчиво подталкивать наших учеников к еврейству, а просто пригласим их сделать первый шаг в еврейский мир, узнать, что там, за оградой «замкнутого сада», как поэтично именуют этот мир мудрецы. Быть может, кто-то сделает последующие шаги, но даже те, кто остановится на пороге, будут представлять, какое богатство дожидается их прихода — и тогда есть надежда, что еврейский мир когда-нибудь станет родным если не для них самих, то для их детей и внуков.

Концепция интегрального комплекса
учебных программ национального цикла
в рижской еврейской школе имени Ш.Дубнова

Основные компоненты педагогического процесса:

  1. учебные программы,

  2. урок Шаббат,

  3. календарные праздники,

  4. праздник традиционного совершеннолетия,

  5. олимпиада по национальной самоидентификации,

  6. еврейское краеведение,

  7. научная работа по национальной тематике,

  8. подготовка классных руководителей.

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ ПРЕПОДАВАНИЯ ТРАДИЦИИ И ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

Еврейские традиции и основы иудаизма в РЕСШ им. Ш. Дубнова до последнего времени преподавались учителями, которых направляли различные, в основном зарубежные организации. Эти учителя приезжали на сравнительно короткий срок. Они не успевали стать членами педагогического коллектива школы, проникнуться общими идеями и ценностями. Еврейскую историю преподавали «по остаточному принципу» израильские учителя иврита. В таких условиях учебная программа не могла строиться вокруг единой концепции и постоянно менялась. Надо ли говорить, какой ущерб это наносило образовательному процессу.

В этом учебном году мы, наконец, приступили к составлению постоянных программ изучения еврейской традиции и основ иудаизма, а также еврейской истории. Далеко не все школьники учатся в еврейской школе с первого класса. Для учеников, пришедших позже, необходимы специальные программы ускоренного ознакомления с предметом. Такие программы нам также предстоит создать.

ТРАДИЦИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА. ОСНОВЫ ИУДАИЗМА

При составлении программы по этому предмету мы руководствуемся следующими принципами.

Программа по традиции и основам иудаизма

базируется на концепции «школы эклектического типа» [3], обеспечивающей ученикам возможность максимально широкого знакомства с еврейской традицией (в том числе и с практикой иудаизма). В то же время, школа оставляет за учениками право выбора своего жизненного пути;

использует идею тематических блоков (Р. Карачун — [4]);

предполагает тесные межпредметные связи с историей еврейского народа, изобразительным искусством‚ курсом еврейской литературы и ивритом, а также с географией, этикой и основами бизнеса;

предполагает использование современных средств мультимедиа и коммуникации, в частности, интернет [5];

направлена на развитие еврейской самоидентификации. При этом она не вступает в противоречие с официально принятым в латвийском образовании направлением по воспитанию толерантности в отношениях между национальными группами;

акцентирует внимание учащихся на традиционных еврейских текстах.

Ниже перечислены основные тематические направления и намечены межпредметные связи учебных дисциплин еврейского цикла с 5-го по 12 й класс.

5-й класс

«Наша история в праздниках» — курс совместный с историей еврейского народа. Историческая линия в Торе и упомянутые в ней праздники (в том числе Шаббат).

Межпредметные связи: иврит, литература [6], общая история (Междуречье, Египет), изобразительное искусство.

Учебник — [8].

6-й класс

Продолжение темы 5-го класса (праздники, установленные мудрецами). «Дети заповедей» — дарование Торы и заповеди, подготовка и проведение праздника бар- и бат-мицва.

Межпредметные связи: еврейская история, иврит, литература [7], общая история (Греция, Рим), ), изобразительное искусство.

Учебник — [8].

7-й класс

«О чем рассказывают наши мудрецы?» — галерея персонажей времен Танаха и Талмуда, средневековые мыслители.

Межпредметные связи: еврейская история, иврит, общая история (Средневековье), география (евреи на карте мира), изобразительное искусство.

8-й класс

«Словарь и практика иудаизма» — основные понятия, традиционный образ жизни и его особенности в различных общинах, представление о различных течениях в иудаизме.

Межпредметные связи: материал 6-го класса, еврейская история, иврит, география, общая история (Новое время), изобразительное искусство.

Учебник — [9].

9-й класс

«Еврейские Пророки» — к чему призывали еврейские Пророки, роль Пророков в сохранении и развитии иудаизма, еврейские Пророки и мировая цивилизация, идеология сионизма и идеалы Пророков.

Межпредметные связи: еврейская история (6-й и 9-й класс), иврит, изобразительное искусство.

Примечание. На основе [8] предполагается разработать «экспресс-курс» для тех, кто пришел в школу в 5–9-м классе.

10-й класс

«Размышления о еврейских праздниках», «Главные книги еврейской традиции».

Межпредметные связи: курсы еврейской истории и традиции за 5 – 9 классы со всеми их межпредметными связями.

Учебник — [9].

11-й класс

«Еврейская этика и основы веры» на основе [10], «Правовые вопросы в Талмуде».

Межпредметные связи: материал 7-го, 9-го, 10-го класса, основы бизнеса, этика.

Учебник — [9].

12-й класс

«Введение в философию иудаизма» — различные идейные течения в иудаизме, выдающиеся представители еврейской мысли.

Межпредметные связи: материал 7-го, 8-го классов, еврейская история, основы философии.

Примечание. На основе [9] предполагается разработать «экспресс-курс» для тех, кто пришел в школу в 10–12-м классе.

ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

Общие положения программы изучения традиции приложимы и к программе по еврейской истории (за исключением принципа тематических блоков).

Программа изучения еврейской истории предполагает максимально возможную согласованность с программой по всеобщей истории и истории Латвии и тесную взаимосвязь с программой по традиции и основам иудаизма, а также усвоение основных понятий и терминов на иврите.

Аналогично изучению общей истории, программа по еврейской истории предполагает два хронологических цикла от древности до наших дней (5–9-й и 10–12-й классы).

5-й класс

Совмещенная программа (см. программу по традиции)

6-й класс

Период от завоевания Ханаана до восстания Бар-Кохбы включительно.

7-й класс

Средние века — от Вавилонии до Испании; история еврейских общин Европы и Азии.

8-й класс

Новое время — Гаскала, Восточная Европа, хасидизм, появление евреев в Латвии и становление здесь еврейской жизни, предпосылки и зарождение сионистского движения.

9-й класс

XX век — панорама еврейской жизни в разных странах, расцвет еврейской жизни в Латвии, Холокост, сионизм, алия, образование государства Израиль.

10-й класс

История древнего Израиля (хронологически соответствует материалу 5–6-й классов).

11-й класс

История еврейской диаспоры (до истоков сионизма). Евреи на территории Латвии.

12-й класс

Пути еврейского народа (Европа, Россия, Америка), евреи в Латвийской республике, Холокост в Латвии, зарождение и развитие сионизма, история современного государства Израиль.

Что касается учебников по еврейской истории, пока нет лучшей возможности, чем следовать по проторенным «Тропам еврейской истории» и К°. Недостаточная обеспеченность учебниками делает особенно актуальным обмен опытом и методическими материалами. Для ускоренной подготовки «новобранцев», перешедших в еврейскую школу из других школ, весьма пригодится новый учебник М. Мельцина, как только он станет доступен.

УРОК ШАББАТ

Урок Шаббат проводится в конце каждой недели. Этот урок создает общее представление о субботних традициях и дает практические навыки ученикам, чьи семьи не ведут традиционный образ жизни. Урок не ставит задачу приучить учеников к соблюдению Субботы в полном объеме.

Основные компоненты урока:

  1. ритуальная часть,

  2. новости еврейской (израильской) жизни,

  3. содержание текущей недельной главы,

  4. выступление учеников или гостей (инсценировка недельной главы, праздник и др.),

  5. игра, связанная с календарной или другой еврейской тематикой.

Первые три компонента обязательны. Из последних двух компонентов присутствует, по крайней мере, один. При подготовке к уроку используются [6],[7],[11] и [12].

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Тема еврейского календаря и праздников обычно является центральной в курсе традиции. На заре еврейского образования в бывшем СССР (в том числе и у нас) к изучению этой темы зачастую сводилось все обучение.

В данной концепции эта тема рассматривается следующим образом:

  1. изучение на уроках в 5–6-м классах (основные сведения) и в 10-м классе (углубленное рассмотрение);

  2. в остальных классах — систематическое экспресс-повторение: опорная таблица, содержащая ключевую (знаковую) информацию по праздникам. Она оформлена в виде наглядного пособия в классе традиции и в виде компьютерной таблицы;

  3. практическое закрепление знаний и навыков: регулярные внеклассные мероприятия.

ПРАЗДНОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОГО СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ

Напомним, что РЕСШ является государственной нерелигиозной школой. Поэтому мероприятие строится по мотивам бар- и бат-мицвы. Оно включает:

  1. активизацию суммы знаний по теме «Дарование Торы. Заповеди» (из учебного плана по традиции для 6 класса);

  2. подготовку каждым участником персонального альбома об истории своей семьи;

  3. торжественное празднование.

Мероприятие организуется при сотрудничестве с посольством Израиля и синагогой.

ОЛИМПИАДА ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

Всемирная олимпиада по еврейской самоидентификации дает ученикам, добившимся успехов в изучении предметов национального цикла, возможность проявить себя. Олимпиаду, как известно, проводит израильская сторона. Школа, в свою очередь, организует факультативные занятия по подготовке к олимпиаде и внутренний отборочный тур. Так как на занятия в принципе приглашаются все желающие, появляется возможность за счет соревновательного элемента повысить мотивацию к изучению еврейских предметов.

ПРОГРАММА ЕВРЕЙСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ «ШОРАШИМ» (КОРНИ)

Инициатива создания этой программы исходила от израильской стороны. Очевидное разделение обязанностей: организационное обеспечение — израильское посольство, методическое — школа. Программа предполагает изучение истории, традиции и образа жизни балтийских евреев. Работа делится на 3 основных этапа:

  1. предварительный (ознакомительный) этап — проводится на уроках до экскурсии;

  2. экскурсия;

  3. завершающий этап (рефлексия) — закрепление полученных знаний и творческая работа.

Первые два этапа существенно зависят от того, представляет ли наша школа принимающую сторону или наши ученики едут в другую страну.

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕМАТИКЕ

В образовательной системе Латвии популярна такая форма деятельности, как ученическое научное общество. Регулярно проводятся конференции, начиная от школьных и заканчивая республиканскими.

В рамках ученического научного общества могут быть подготовлены работы по национальной тематике (например, по программе «Шорашим»), которые затем проходят презентацию на ученических научных конференциях. В результате формируется представление:

  • об оформлении научной работы;

  • об иудаике как серьезной научной дисциплине.

Школа налаживает сотрудничество с отделением иудаики Латвийского университета. Возможно, ученические работы смогут претендовать на включение во «взрослый» научный оборот. Обсуждается предложение об организации обучения старшеклассников в Открытом университете Израиля.

РАБОТА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ

Ключевой фигурой в школьном воспитании является классный руководитель. Его отношение к еврейскому миру‚ несомненно, сказывается на учениках. Классные руководители должны овладеть еврейскими знаниями хотя бы в объеме, необходимом для проведения мероприятий с классом. Эти знания помогут им планировать текущие мероприятия по национальной тематике и позволят принимать участие в ученических проектах.

Наиболее практичным (компактным и достаточно емким) пособием для классных руководителей автору представляется книга Р. Козодой [13].

*  *  *

Создание комплексной и в то же время гибкой, ненавязчивой еврейской учебно-воспитательной среды требует согласованных творческих усилий от преподавателей предметов национального цикла, общеобразовательных дисциплин и классных руководителей. Важно также, чтобы усилия школы органично сочетались с деятельностью еврейских организаций города, посольства Израиля и местных органов образования.

Что же дает основания для осторожного оптимизма в отношении этих усилий? Ведь предварительные знания о еврействе у детей, поступающих в нашу школу, как правило, почти отсутствуют, их национальная идентификация весьма расплывчата, мотивация к изучению еврейских предметов слаба и неконкретна. И все же у большинства учеников РЕСШ отношение к еврейству положительное независимо от школьного «стажа». Они любят еврейскую школу и чувствуют себя в ней защищенными.

Всякий раз, начиная преподавать детям то, что мы сами, по нашим словам, ценим и любим, мы проходим испытание на искренность своих чувств и правдивость деклараций. Дети не простят нам лжи, но оценят нашу искренность. Преподавание еврейских предметов в наших условиях — всегда риск. Не навредим ли мы, берясь за дело, которое не успели научиться делать как следует? Ведь нас самих не учили в школе ни еврейской истории, ни традиции, ни языку. И все же стоит рискнуть. Кредит доверия нам дан, и его нужно использовать, не забывая, однако, что он не безграничен.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Львов А. В поисках русского еврея \\ Еврейская школа. №1–2. 1996.

  2. Львов А. Наше «сегодня» в истории \\ Новая еврейская школа (далее – НЕШ). №4. 1999.

  3. Фридман А. Еврейская школа малой общины бывшего Советского Союза (пример Риги) \\ Евреи в меняющемся мире. Рига,1996.

  4. Карачун Р., Пас М. Система планирования уроков традиций в еврейских светских школах постсоветской диаспоры \\ НЕШ. № 2. 1998.

  5. Рубрика «Еврейский интернет — учителю» Выпуск 1 Выпуск 2 \\ НЕШ. № 7, 8.

  6. Библейские истории \ Обработка А. Офек. Ч. 1. Иерусалим, 1993.

  7. Библейские истории \ Обработка А. Офек. Ч. 2. Иерусалим, 1993.

  8. Что значит быть евреем? (Введение в еврейскую традицию). Иерусалим, 1995.

  9. Еврейская традиция \ Под ред. проф. Г. Брановера. Иерусалим, 1997.

  10. Телушкин Й., р. Еврейский мир. М., 2000.

  11. Бен-Эфраим. Беседы о недельных главах Торы. М., 1997.

  12. Путешествие в мир Торы (компакт-диск). СПб., 2000.

  13. Козодой Р. Еврейские праздники. Иерусалим, 1988.


* Цифрами в квадратных скобках обозначены ссылки на источники, список которых дан в конце статьи. — Прим. ред. назад

обсудить статью на форуме

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]