Герман Левин (Рига)
Шаг в еврейский мир.
Концепция
интегрального комплекса
учебных программ
еврейского цикла
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 сентября 1989 года… Я смотрю в окно второго этажа, вижу внизу людское море и ощущаю, что на моих глазах происходит нечто небывалое, немыслимое, невозможное. Тогда я еще не знал об исходе из Египта и боялся слова «чудо». Думаю, никто из людей, стоявших тогда на школьном дворе, не представлял, что нам предстоит в ближайшем будущем. Но, как сказали евреи у горы Синай, «наасе ве-нишма» — «сделаем и услышим», начнем делать и поймем. И мы начали делать. Какие споры разгорались в первый год существования школы, как хотелось нам во всем разобраться, найти место для своего еврейства в «общекультурном пространстве»! Школа находилась в центре внимания еврейской интеллигенции, той самой, о которой так умно писал А. Львов [1].*
Время шло, многие горячие энтузиасты, как водится, уехали. Заграничные любители поучить других утратили интерес к «первенцам» постсоветского галута. Оставшиеся интеллигенты озаботились поиском хлеба насущного. А школа осталась, и надо было проводить уроки, учить детей. Была разработана образовательная концепция, но предметы национального цикла преподавали приезжие учителя, у которых был собственный взгляд на вещи. Предпочтение с самого начала отдавалось разговорному ивриту. История и традиция оказались на периферии. Их преподавали порой очень интересные и разные люди — настолько разные, что общей линии никак не получалось. Предметы еврейского цикла были слабо связаны между собой. Да и дидактическая преемственность хромала на обе ноги: каждый новый педагог начинал с собственной точки отсчета.
«Шаг в еврейский мир» — попытка выстроить единую целостную систему национального воспитания, включающую историю и традицию в комплексе с ивритом и рядом общеобразовательных предметов, с воспитательной работой классных руководителей, внеклассной учебно-воспитательной деятельностью и научно-исследовательским творчеством школьников.
Но как добиться, чтобы у наших, воспитанных на иных ценностях учеников, не возникла стойкая реакция отторжения? Готовых рецептов нет. Отторжение возникает в ответ на идеологическое давление — так постараемся его избежать. Не будем настойчиво подталкивать наших учеников к еврейству, а просто пригласим их сделать первый шаг в еврейский мир, узнать, что там, за оградой «замкнутого сада», как поэтично именуют этот мир мудрецы. Быть может, кто-то сделает последующие шаги, но даже те, кто остановится на пороге, будут представлять, какое богатство дожидается их прихода — и тогда есть надежда, что еврейский мир когда-нибудь станет родным если не для них самих, то для их детей и внуков.
Концепция интегрального комплекса
учебных программ национального цикла
в рижской еврейской школе
имени Ш.Дубнова
Основные компоненты педагогического процесса:
учебные программы,
урок Шаббат,
календарные праздники,
праздник традиционного совершеннолетия,
олимпиада по национальной самоидентификации,
еврейское краеведение,
научная работа по национальной тематике,
подготовка классных руководителей.
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ ПРЕПОДАВАНИЯ ТРАДИЦИИ И ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
Еврейские традиции и основы иудаизма в РЕСШ им. Ш. Дубнова до последнего времени преподавались учителями, которых направляли различные, в основном зарубежные организации. Эти учителя приезжали на сравнительно короткий срок. Они не успевали стать членами педагогического коллектива школы, проникнуться общими идеями и ценностями. Еврейскую историю преподавали «по остаточному принципу» израильские учителя иврита. В таких условиях учебная программа не могла строиться вокруг единой концепции и постоянно менялась. Надо ли говорить, какой ущерб это наносило образовательному процессу.
В этом учебном году мы, наконец, приступили к составлению постоянных программ изучения еврейской традиции и основ иудаизма, а также еврейской истории. Далеко не все школьники учатся в еврейской школе с первого класса. Для учеников, пришедших позже, необходимы специальные программы ускоренного ознакомления с предметом. Такие программы нам также предстоит создать.
ТРАДИЦИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА. ОСНОВЫ ИУДАИЗМА
При составлении программы по этому предмету мы руководствуемся следующими принципами.
Программа по традиции и основам иудаизма
базируется на концепции «школы эклектического типа» [3], обеспечивающей ученикам возможность максимально широкого знакомства с еврейской традицией (в том числе и с практикой иудаизма). В то же время, школа оставляет за учениками право выбора своего жизненного пути;
использует идею тематических блоков (Р. Карачун — [4]);
предполагает тесные межпредметные связи с историей еврейского народа, изобразительным искусством‚ курсом еврейской литературы и ивритом, а также с географией, этикой и основами бизнеса;
предполагает использование современных средств мультимедиа и коммуникации, в частности, интернет [5];
направлена на развитие еврейской самоидентификации. При этом она не вступает в противоречие с официально принятым в латвийском образовании направлением по воспитанию толерантности в отношениях между национальными группами;
акцентирует внимание учащихся на традиционных еврейских текстах.
Ниже перечислены основные тематические направления и намечены межпредметные связи учебных дисциплин еврейского цикла с 5-го по 12 й класс.
5-й класс
«Наша история в праздниках» — курс совместный с историей еврейского народа. Историческая линия в Торе и упомянутые в ней праздники (в том числе Шаббат).
Межпредметные связи: иврит, литература [6], общая история (Междуречье, Египет), изобразительное искусство.
Учебник — [8].
6-й класс
Продолжение темы 5-го класса (праздники, установленные мудрецами). «Дети заповедей» — дарование Торы и заповеди, подготовка и проведение праздника бар- и бат-мицва.
Межпредметные связи: еврейская история, иврит, литература [7], общая история (Греция, Рим), ), изобразительное искусство.
Учебник — [8].
7-й класс
«О чем рассказывают наши мудрецы?» — галерея персонажей времен Танаха и Талмуда, средневековые мыслители.
Межпредметные связи: еврейская история, иврит, общая история (Средневековье), география (евреи на карте мира), изобразительное искусство.
8-й класс
«Словарь и практика иудаизма» — основные понятия, традиционный образ жизни и его особенности в различных общинах, представление о различных течениях в иудаизме.
Межпредметные связи: материал 6-го класса, еврейская история, иврит, география, общая история (Новое время), изобразительное искусство.
Учебник — [9].
9-й класс
«Еврейские Пророки» — к чему призывали еврейские Пророки, роль Пророков в сохранении и развитии иудаизма, еврейские Пророки и мировая цивилизация, идеология сионизма и идеалы Пророков.
Межпредметные связи: еврейская история (6-й и 9-й класс), иврит, изобразительное искусство.
Примечание. На основе [8] предполагается разработать «экспресс-курс» для тех, кто пришел в школу в 5–9-м классе.
10-й класс
«Размышления о еврейских праздниках», «Главные книги еврейской традиции».
Межпредметные связи: курсы еврейской истории и традиции за 5 – 9 классы со всеми их межпредметными связями.
Учебник — [9].
11-й класс
«Еврейская этика и основы веры» на основе [10], «Правовые вопросы в Талмуде».
Межпредметные связи: материал 7-го, 9-го, 10-го класса, основы бизнеса, этика.
Учебник — [9].
12-й класс
«Введение в философию иудаизма» — различные идейные течения в иудаизме, выдающиеся представители еврейской мысли.
Межпредметные связи: материал 7-го, 8-го классов, еврейская история, основы философии.
Примечание. На основе [9] предполагается разработать «экспресс-курс» для тех, кто пришел в школу в 10–12-м классе.
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
Общие положения программы изучения традиции приложимы и к программе по еврейской истории (за исключением принципа тематических блоков).
Программа изучения еврейской истории предполагает максимально возможную согласованность с программой по всеобщей истории и истории Латвии и тесную взаимосвязь с программой по традиции и основам иудаизма, а также усвоение основных понятий и терминов на иврите.
Аналогично изучению общей истории, программа по еврейской истории предполагает два хронологических цикла от древности до наших дней (5–9-й и 10–12-й классы).
5-й класс
Совмещенная программа (см. программу по традиции)
6-й класс
Период от завоевания Ханаана до восстания Бар-Кохбы включительно.
7-й класс
Средние века — от Вавилонии до Испании; история еврейских общин Европы и Азии.
8-й класс
Новое время — Гаскала, Восточная Европа, хасидизм, появление евреев в Латвии и становление здесь еврейской жизни, предпосылки и зарождение сионистского движения.
9-й класс
XX век — панорама еврейской жизни в разных странах, расцвет еврейской жизни в Латвии, Холокост, сионизм, алия, образование государства Израиль.
10-й класс
История древнего Израиля (хронологически соответствует материалу 5–6-й классов).
11-й класс
История еврейской диаспоры (до истоков сионизма). Евреи на территории Латвии.
12-й класс
Пути еврейского народа (Европа, Россия, Америка), евреи в Латвийской республике, Холокост в Латвии, зарождение и развитие сионизма, история современного государства Израиль.
Что касается учебников по еврейской истории, пока нет лучшей возможности, чем следовать по проторенным «Тропам еврейской истории» и К°. Недостаточная обеспеченность учебниками делает особенно актуальным обмен опытом и методическими материалами. Для ускоренной подготовки «новобранцев», перешедших в еврейскую школу из других школ, весьма пригодится новый учебник М. Мельцина, как только он станет доступен.
УРОК ШАББАТ
Урок Шаббат проводится в конце каждой недели. Этот урок создает общее представление о субботних традициях и дает практические навыки ученикам, чьи семьи не ведут традиционный образ жизни. Урок не ставит задачу приучить учеников к соблюдению Субботы в полном объеме.
Основные компоненты урока:
ритуальная часть,
новости еврейской (израильской) жизни,
содержание текущей недельной главы,
выступление учеников или гостей (инсценировка недельной главы, праздник и др.),
игра, связанная с календарной или другой еврейской тематикой.
Первые три компонента обязательны. Из последних двух компонентов присутствует, по крайней мере, один. При подготовке к уроку используются [6],[7],[11] и [12].
КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Тема еврейского календаря и праздников обычно является центральной в курсе традиции. На заре еврейского образования в бывшем СССР (в том числе и у нас) к изучению этой темы зачастую сводилось все обучение.
В данной концепции эта тема рассматривается следующим образом:
изучение на уроках в 5–6-м классах (основные сведения) и в 10-м классе (углубленное рассмотрение);
в остальных классах — систематическое экспресс-повторение: опорная таблица, содержащая ключевую (знаковую) информацию по праздникам. Она оформлена в виде наглядного пособия в классе традиции и в виде компьютерной таблицы;
практическое закрепление знаний и навыков: регулярные внеклассные мероприятия.
ПРАЗДНОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОГО СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ
Напомним, что РЕСШ является государственной нерелигиозной школой. Поэтому мероприятие строится по мотивам бар- и бат-мицвы. Оно включает:
активизацию суммы знаний по теме «Дарование Торы. Заповеди» (из учебного плана по традиции для 6 класса);
подготовку каждым участником персонального альбома об истории своей семьи;
торжественное празднование.
Мероприятие организуется при сотрудничестве с посольством Израиля и синагогой.
ОЛИМПИАДА
ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Всемирная олимпиада по еврейской самоидентификации дает ученикам, добившимся успехов в изучении предметов национального цикла, возможность проявить себя. Олимпиаду, как известно, проводит израильская сторона. Школа, в свою очередь, организует факультативные занятия по подготовке к олимпиаде и внутренний отборочный тур. Так как на занятия в принципе приглашаются все желающие, появляется возможность за счет соревновательного элемента повысить мотивацию к изучению еврейских предметов.
ПРОГРАММА ЕВРЕЙСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ «ШОРАШИМ» (КОРНИ)
Инициатива создания этой программы исходила от израильской стороны. Очевидное разделение обязанностей: организационное обеспечение — израильское посольство, методическое — школа. Программа предполагает изучение истории, традиции и образа жизни балтийских евреев. Работа делится на 3 основных этапа:
предварительный (ознакомительный) этап — проводится на уроках до экскурсии;
экскурсия;
завершающий этап (рефлексия) — закрепление полученных знаний и творческая работа.
Первые два этапа существенно зависят от того, представляет ли наша школа принимающую сторону или наши ученики едут в другую страну.
НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕМАТИКЕ
В образовательной системе Латвии популярна такая форма деятельности, как ученическое научное общество. Регулярно проводятся конференции, начиная от школьных и заканчивая республиканскими.
В рамках ученического научного общества могут быть подготовлены работы по национальной тематике (например, по программе «Шорашим»), которые затем проходят презентацию на ученических научных конференциях. В результате формируется представление:
Школа налаживает сотрудничество с отделением иудаики Латвийского университета. Возможно, ученические работы смогут претендовать на включение во «взрослый» научный оборот. Обсуждается предложение об организации обучения старшеклассников в Открытом университете Израиля.
РАБОТА
С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ
Ключевой фигурой в школьном воспитании является классный руководитель. Его отношение к еврейскому миру‚ несомненно, сказывается на учениках. Классные руководители должны овладеть еврейскими знаниями хотя бы в объеме, необходимом для проведения мероприятий с классом. Эти знания помогут им планировать текущие мероприятия по национальной тематике и позволят принимать участие в ученических проектах.
Наиболее практичным (компактным и достаточно емким) пособием для классных руководителей автору представляется книга Р. Козодой [13].
* * *
Создание комплексной и в то же время гибкой, ненавязчивой еврейской учебно-воспитательной среды требует согласованных творческих усилий от преподавателей предметов национального цикла, общеобразовательных дисциплин и классных руководителей. Важно также, чтобы усилия школы органично сочетались с деятельностью еврейских организаций города, посольства Израиля и местных органов образования.
Что же дает основания для осторожного оптимизма в отношении этих усилий? Ведь предварительные знания о еврействе у детей, поступающих в нашу школу, как правило, почти отсутствуют, их национальная идентификация весьма расплывчата, мотивация к изучению еврейских предметов слаба и неконкретна. И все же у большинства учеников РЕСШ отношение к еврейству положительное независимо от школьного «стажа». Они любят еврейскую школу и чувствуют себя в ней защищенными.
Всякий раз, начиная преподавать детям то, что мы сами, по нашим словам, ценим и любим, мы проходим испытание на искренность своих чувств и правдивость деклараций. Дети не простят нам лжи, но оценят нашу искренность. Преподавание еврейских предметов в наших условиях — всегда риск. Не навредим ли мы, берясь за дело, которое не успели научиться делать как следует? Ведь нас самих не учили в школе ни еврейской истории, ни традиции, ни языку. И все же стоит рискнуть. Кредит доверия нам дан, и его нужно использовать, не забывая, однако, что он не безграничен.
ЛИТЕРАТУРА
Львов А. В поисках русского еврея \\ Еврейская школа. №1–2. 1996.
Львов А. Наше «сегодня» в истории \\ Новая еврейская школа (далее – НЕШ). №4. 1999.
Фридман А. Еврейская школа малой общины бывшего Советского Союза (пример Риги) \\ Евреи в меняющемся мире. Рига,1996.
Карачун Р., Пас М. Система планирования уроков традиций в еврейских светских школах постсоветской диаспоры \\ НЕШ. № 2. 1998.
Рубрика «Еврейский интернет — учителю» Выпуск 1
Выпуск 2 \\ НЕШ. № 7, 8.
Библейские истории \ Обработка А. Офек. Ч. 1. Иерусалим, 1993.
Библейские истории \ Обработка А. Офек. Ч. 2. Иерусалим, 1993.
Что значит быть евреем? (Введение в еврейскую традицию). Иерусалим, 1995.
Еврейская традиция \ Под ред. проф. Г. Брановера. Иерусалим, 1997.
Телушкин Й., р. Еврейский мир. М., 2000.
Бен-Эфраим. Беседы о недельных главах Торы. М., 1997.
Путешествие в мир Торы (компакт-диск). СПб., 2000.
Козодой Р. Еврейские праздники. Иерусалим, 1988.
*
Цифрами в квадратных скобках обозначены ссылки на источники, список которых дан в конце статьи. — Прим. ред.