Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Д-р Леонид Смиловицкий

Воскресная школа в Речице

--------------------
Леонид Смиловицкий — научный сотрудник в Институте диаспоры при Тель-Авивском университете. Сотрудничает с фондом Стивена Спилберга в Лос-Анджелесе, Институтом еврейской политики в Лондоне, Институтом изучения Холокоста в Вашингтоне, редакцией Краткой еврейской энциклопедии в Иерусалиме. Автор книг «Евреи Беларуси: из нашей общей истории, 1905—1953 гг.» (Минск, 1999 г.), «Катастрофа евреев в Белоруссии» (Тель-Авив, 2000 г.).
--------------------

Современная Речица внешне полностью лишена следов еврейской истории, а ведь еще в начале ХХ века евреи составляли почти половину ее жителей. Расположенный в Белоруссии город мало пострадал в годы немецкой оккупации. Осенью 1943 г. он был освобожден Красной Армией, причем большинство жилых домов и предприятий уцелело. Из семи тысяч речицких евреев, до войны составлявших третью часть населения города, половина успела эвакуироваться, а оставшиеся погибли в ходе массовой акции уничтожения 25 ноября 1941 г. Послевоенная политика советских властей не позволила возродить еврейскую жизнь, старательно нивелировала любые ее проявления. Возвратившиеся из эвакуации еврейские семьи каждая по-своему пережили борьбу с космополитами, «дело врачей» и другие зигзаги политики государственного антисемитизма. Слова «еврей» и «еврейский» сделались неприличными. Идиш остался уделом стариков, которые не слишком старались убедить молодое поколение в необходимости его изучения.

Началась перестройка, и грянул Чернобыль. Речица оказалась в опасном соседстве, окружающая среда стала источником постоянной угрозы здоровью. Беспокоясь о судьбе детей, многие горожане стали продавать дома и покидать родные места. Распад Советского Союза в 1991 г. подстегнул массовый выезд евреев.

Мог ли кто-то предположить тогда, что еврейская жизнь здесь не только не угаснет окончательно, но даст новые всходы? Между тем, так случилось. Одним из таких нежданных всходов стала еврейская воскресная школа. Она была организована в 1997 г. Помощь Речице оказал Израильский культурный центр в Минске. Это его усилиями, при поддержке местных активистов, была создана школа. Здесь изучают иврит, историю еврейского народа и традицию. Школу посещают 20 детей в возрасте от 6 до 15 лет, старшие переходят в молодежный клуб. Отсев есть, но в основном по естественным причинам: ребята взрослеют и у них меняются интересы. Кто-то репатриируется в Израиль или просто уезжает из города. Но большинство остается, и каждый год занятия возобновляются.

Собственного помещения у школы нет, несмотря на то, что до войны чуть ли не половина жилья в Речице принадлежала евреям. Община уже третий год арендует для школы половину небольшого деревянного дома. До этого школа сменила два адреса, но оба помещения оказались неприспособленными: негде было хранить книги, наглядные пособия, инвентарь. Первое помещение еврейской школе предоставили городские власти в Доме культуры. Потом, по доброте душевной, школу приютило городское Общество инвалидов. Когда же была образована речицкая иудейская религиозная община, насчитывающая ныне около 40 членов, она взяла школу под свою опеку.

Первых учеников приглашали директор воскресной школы Регина Андреева и Алла Шкоп. Преподавать еврейскую историю и традицию уговорили речичанку Татьяну Зезюлину — выпускницу историко-юридического факультета Гомельского государственного университета. После отъезда Регины Андреевой в Израиль Татьяна стала вторым директором воскресной школы. Сначала было трудно — детей собирали по знакомым, которых убеждали приводить детей и внуков. Многие сомневались в необходимости школы — ведь община насчитывала меньше 500 человек, большинство речицких евреев переселились в Израиль. Казалось, скоро в городе вообще не останется евреев. Некоторые полагали, что даже если воскресной школе удастся набрать достаточное число учеников, ходить на занятия дети все равно вскоре перестанут: ассимилированная среда не позволит возродить интерес к еврейству. И совсем мало было оптимистов, надеявшихся, что школа просуществует больше года. Пессимисты же и сегодня полагают, что текущий учебный год окажется последним.

Контраст между евреями, оставшимися в Речице, и уехавшими в Израиль, в самом деле разительный. Здесь горстка евреев, по большей части пожилых, немноголюдная субботняя молитва, скромные праздники… Какое уж там молодое поколение! А там, на родине предков, каждую первую субботу июня в лесу Бен Шемен под Тель-Авивом собираются сотни машин, слышится громкая речь, в ясное субботнее небо поднимаются дымки мангалов — это бывшие речицкие евреи, три с половиной тысячи новых израильтян, празднуют свою ежегодную встречу.

Однако надежда не потеряна: несмотря ни на что, школа продолжает работать. Пусть каждый год кто-то уезжает, взрослеет. Места ушедших занимают новые ученики. Непонятно, откуда они берутся — но они приходят из года в год.

Занятия проходят по выходным и длятся не более трех часов. Израильский культурно-информационный центр в Минске предоставил литературу и учебные пособия. Однако уроки лишь отчасти напоминают занятия в обычной школе. Нет разбитых на главы и параграфы учебников, нет обязательных домашних заданий, отметок. Закрепление пройденного материала происходит в виде игры или разгадывания кроссворда. Главная цель — освоить ограниченное число важнейших тем, ведь школа воскресная, и детей нельзя перегружать.

Своим существованием школа обязана в первую оче-редь энтузиазму педагогов. Это преподаватель еврей-ской истории и традиции Татьяна Зезюлина, иврита — Дина Шутан, английского — Евгений Шутан, труда и домоводства — Белла Шех-тер. Педагогам активно помогают руководитель дет-ского клуба при еврейской общине Михаил Басс, председатель еврейского культурного общества «Ами» Алла Шкоп и габай иудейской религиозной общины Яков Плехов. Работают они по сути на общественных началах, но, как говорится «своя ноша не тянет». Культурному и профессиональному росту педагогов немало содействуют различные семинары, проводимые в республике. Татьяна Зезюлина учится в израильском Открытом университете, отделение которого создано в Минске.

Я спрашиваю у Татьяны: как ее знакомые относятся к тому, что вместо того, чтобы заниматься огородом, домом, наконец, просто выспаться и побездельничать, она каждые выходные отправляется в воскресную школу?

В ответ слышу: да, знакомые удивляются, не понимают, что заставляет ее работать по воскресеньям, и гадают, надолго ли у нее хватит энтузиазма.

В будни Татьяна преподает историю в речицкой средней общеобразовательной школе. Коллеги и администрация знают, что она руководит еврейской воскресной школой, и воспринимают это как должное.

Речица маленький город, здесь все на виду. Я задаю Татьяне вопрос:

— Как относится к еврейской школе местное руководство, родители и сами ученики?
— Детям в школе интересно, — отвечает Татьяна. — Ведь в противном случае они бы не стали туда ходить.

Любопытный факт: еврейскую школу посещают несколько русских и белорусских мальчиков и девочек, не имеющих никакого отношения к еврейству. Начинали просто «за компанию» с еврейскими сверстниками, своими приятелями, а потом втянулись. Заразить этих ребят антисемитизмом будет нелегко…

Вспоминается историческая параллель: в тридцатые годы белорусские дети нередко посещали еврейские школы. Иногда еврейская школа находилась ближе к их дому, иногда просто была лучше. Не мешало и то, что уроки велись на идише: этот язык знали многие белорусы, веками жившие бок о бок с евреями…

По словам Татьяны, городские власти спокойно восприняли создание в Речице еврейской воскресной школы. Никто не делал попыток помешать ее деятельности. Конечно, еврейская община не отказалась бы и от помощи, но пока ожидать существенной поддержки властей не приходится.

Ближайшая к Речице еврейская школа находятся в Гомеле. Там на базе еврейской воскресной школы родился единственный пока в Беларуси национальный учебный комплекс школа-сад «hа-Тиква».* Он включает в себя еврейский детский садик, начиная с трехлетнего возраста лет (три группы) и четыре класса начальной школы. Всего в Гомельском комплексе обучение проходят 156 учащихся и 40 учителей, воспитателей и сотрудников административно-технический персонала. В роли одного из ее организаторов около десяти лет назад выступил Гомельский отдел народного образования. Деятельность «Атиквы» – удачный пример сотрудничества государственного белорусского образования и Израильского культурно-информационного центра в Минске.

Что знают маленькие жители Речицы о еврейском прошлом своего города? Например, где в Речице были синагоги, как они выглядели, кто там собирался, и почему синагоги сначала закрыли, а потом разрушили? Оказывается, подобные вопросы пробуждают у детей интерес к прошлому еврейской общины. Но не все относятся с пониманием к этому интересу. Нелегко оказалось установить даже адреса бывших синагог. Прежнее руководство Речицкого краеведческого музея отказало в помощи, сославшись на неосведомленность. Но, к счастью, в Речице еще здравствуют старожилы, и они поделились воспоминаниями детства и юности.

Хотелось бы посоветовать речицким педагогам провести силами учащихся самостоятельный краеведческий поиск, попытаться спасти от забвения последние следы еврейской истории города. От сбора предметов обихода, почтовых открыток, писем, фотографий — до участия в воскресниках по благоустройству еврейского кладбища. Это помогло бы сделать более «осязаемыми» уроки истории в школе.

Любопытно, что современная воскресная школа расположена прямо напротив здания (на углу улиц Карла Маркса и Ленина), в котором до 1939 г. располагалась советская школа на идише, преобразованная в этом году в белорусскую. Всего же к началу войны в Речице действовало 13 начальных и средних школ (5874 ученика и 206 педагогов), педагогическое и медицинское училища. Два еврейских детских дома незадолго до войны были преобразованы в белорусские. Тогда же в город перестали поступать газеты «Дер Эмес» и «Дер Юнгер ленинец».

Но вернемся в наши дни. Когда ребятам исполняется 15 лет, они переходят из воскресной школы в еврейский молодежный клуб, в котором сегодня около 20 членов. Руководит клубом Александр Маленкович. Взрослые учитывают подростковую психологию, и в клубе больше внимание уделяется встречам по интересам, викторинам, поездкам. Учеба продолжается, но она организована с упором на самостоятельные задания. В клубе ребята чаще задумываются о своем будущем. Кто-то мечтает поехать в Израиль по различным молодежным программам или даже завершить свое среднее образование по программе НААЛЕ. Словом, есть перспектива, а это главное.

Однако ошибкой было бы думать, будто репатриация является единственной целью школы и клуба. Возможно, их выпускники захотят присоединиться к большинству своих земляков, выехавших в Израиль. Возможно, кто-то предпочтет остаться в республике. Но и тех, кто уедет, и тех, кто останется, еврейские корни будут связывать с Речицей. Здесь, в месте, с которым многих роднит семейная история, они обретут еврейское самосознание. И очень важно, что это самосознание придет к ним в детстве и юности, придет как ответ на впервые вставший вопрос «кто я и откуда?»


* В № 13 НЕШ будет помещен материал, посвященный национальному учебному комплексу «hа-Тиква». назад

обсудить статью на форуме

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]