Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Пинхас Полонский (Иерусалим)

К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНОЙ СТРУКТУРЫ ЕВРЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ИЗРАИЛЕ

Исследования религиозной структуры израильского общества, регулярно на протяжении последних десятилетий[1]1 проводимые центром Гутмана при Израильском институте демократии при поддержке Фонда Ави Хай, являются одними из наиболее полных в этой области. Последнее исследование, опубликованное в феврале 2002 г.[2],2 дает картину на 2000 г. Ниже мы хотели бы проанализировать один из аспектов этого исследования.

Исследование центра Гутмана обращает наше внимание на то, что обычная терминология, используемая для описания религиозной структуры еврейского общества в Израиле, не дает адекватного описания этой структуры. В частности, при опросе на «религиозную идентичность» [2, с. 5], картина существенно отличается от опроса на «самооценку степени соблюдения религиозных традиций» [2, с. 6]. Вот результаты обоих опросов.

Самоопределение на религиозную идентичность Самоопределение по степени соблюдения традиций
Ультраортодоксы 5% Строго соблюдают 16%
Религиозные 12% Соблюдают в большей степени 20%
Традиционные 35% Соблюдают в некоторой степени 43%
Нерелигиозные 43% Вообще не соблюдают 21%
Антирелигиозные 5%    

Ввиду такого резкого «несоответствия» результатов, а также в целях более углубленного изучения социально-религиозной структуры общества, исследователи центра Гутмана предлагают свою, новую шкалу религиозной идентичности («Шкала Гутмана»), которая строится на «совмещении» этих двух опросов и которую они кладут в дальнейшем исследовании в основу своего анализа различных социально-общественных параметров. Шкала эта такова.
Ультраортодоксы 5%
Религиозные, строго соблюдающие 7%
Религиозные, соблюдающие в большей степени 4%
Традиционные, соблюдающие в большей степени 16%
Традиционные, соблюдающие в некоторой степени 17%
Нерелигиозные, соблюдающие в некоторой степени 29%
Нерелигиозные, вообще не соблюдающие 18%
Антирелигиозные 4%
ВСЕГО 100%

Данная шкала, конечно, весьма небезынтересна, и она даст, в некоторых аспектах, новый взгляд на израильское общество (исследователи центра Гутмана подчеркивают, что в данном исследовании впервые, по их словам, выделена группа «нерелигиозные, но соблюдающие в некоторой степени», что является важным моментом в понимании жизни израильского общества).

Однако, нам представляется, что данная градация обладает некоторыми существенными недостатками. Проблема состоит в том, что данная шкала построена на «самооценке» респондентов, которая осуществляется ими без заранее заданных критериев. А именно, никто не определяет заранее критериев, что такое «соблюдение в большей степени» и где его граница с «соблюдением в некоторой степени»; и поэтому, например, из двух людей, находящихся реально на одной и той же степени соблюдения, один может считать, что он соблюдает «в большей степени», а другой — что он соблюдает «в некоторой степени»; один отнесет себя к «традиционным, немного соблюдающим», а другой — точно такой же — к «нерелигиозным, немного соблюдающим» и т. п. Таким образом, отсутствие четкой границы между используемыми понятиями может существенно смазать всю картину.

Поэтому весьма существенным представляется найти более четкие и объективные границы для построения шкалы религиозной идентичности израильского общества. И, оказывается, что при внимательном изучении материалов данного исследования, можно найти основу для построения такой шкалы, хотя авторы исследования не используют собственные данные в этом направлении.

Например, на с. 7 отчета [2] приведена таблица «соблюдения на практике» различных религиозных традиций, по которой авторы исследования замечают лишь, что «разнообразие весьма велико», но не пытаются выделить на основании его, различные подгруппы в обществе; мы же попытаемся сделать это. (К сожалению, ввиду того, что в нашем распоряжении имеются только опубликованные результирующие данные, а не сам файл результатов опросов, наши оценки могут быть недостаточно точными, поэтому, в частности, мы даем ниже немного округленные цифры распределения). Представляется, что предлагаемая нами шкала религиозной идентичности является более объективной, чем шкала Гутмана.3

А именно, анализ приведенного в исследовании Гутмана распределения по соблюдению различных элементов традиции, позволяет выявить следующие группы, являющиеся явными «ступеньками» в уровне соблюдения заповедей и традиций.
A.Полностью соблюдающие 15%
B. Почти полностью соблюдающие 10%
C. Соблюдающие «субботу в целом» и строго кашрут 15%
D. «Празднующие субботу» (в различной степени) и соблюдающие кашрут 20%
E. Соблюдающие праздники 10%
F. Празднующие праздники 15%
G. Не придерживающиеся в обычной жизни традиций вообще 15%

Иллюстрация, демонстрирующая наложение граций A-G (предлагаемое в статье) на график распределения по степени соблдения традиций [2, c.7]

  1. 98% евреев-израильтян устанавливают на двери дома мезузу;

  2. 85% в той или иной форме всегда принимают участие в пасхальном седере;

  3. 71% всегда зажигают ханукальные свечи;

  4. 68% не едят квасного на Песах;

  5. 67% постятся в Йом Кипур;

  6. 58% употребляют только кошерную пищу;

  7. 55% проводят специальную субботнюю трапезу;

  8. 53% тем или иным способом отмечают Пурим;

  9. 51% зажигают субботние свечи;

  10. 48% совершают киддуш в канун субботы;

  11. 44% разделяют молочную и мясную посуду;

  12. 41% строят на Суккот шалаш согласно предписаниям;

  13. 41% избегают прилюдно работать в субботу;

  14. 27% избегают ездить в субботу;

  15. 26% мужчин постоянно налагают филактерии (тфиллин);

  16. 25% молятся каждую субботу в синагоге;

  17. 24% не включают в субботу электрическтва

  18. 16% всегда ходят с покрытой головой;

  19. 15% ежедневно молятся в синагоге.

В частности, согласно приведенному опросу, группа А характеризуется тем, что они всегда ходят с покрытой головой и ежедневно молятся в синагоге, В — тем, что они избегают ездить в субботу, молятся каждую субботу в синагоге, не включают в субботу электричества и мужчины ежедневно по будням совершают наложение тфиллин, — то есть практически соблюдают заповеди полностью, избегая, однако, заявлять об этом публично (и таковы целых 10% еврейского населения страны — факт, весьма мало известный общественному мнению!). Группа С характеризуется в проведенном опросе тем, что они избегают прилюдно работать в субботу и разделяют молочную и мясную посуду. D — наименее гомогенная из всех групп — в основном характеризуется соблюдением кашрута и, в той или иной степени, празднованием субботы, (а именно, согласно опросу, они употребляют только кошерную пищу, часто проводят специальную субботнюю трапезу, с той или иной частотой зажигают субботние свечи и совершают киддуш в канун субботы). Группа Е характеризуется тем, что они стремятся соблюдать праздники — постятся в Йом Кипур, не едят квасное в Песах, зажигают ханукальные свечи; в то время как группа F лишь отмечает праздники (в той или иной форме принимают участие в пасхальном седере); для группы же G еврейские традиции вообще нерелевантны в бытовой жизни.

Если теперь мы попытаемся дать выделенным нами группам более приемлемые наименования, то мне кажется уместным считать группы А и В религиозными (дати), при этом А — «явные религиозные», В — «скрытые религиозные», то есть соблюдающие, но не демонстрирующие это.4 Группы С и D — традиционалисты (месорати), при этом С — сильные традиционалисты, D — умеренные традиционалисты; группы F и G — нерелигиозные (хилони), при этом F — продолжающие «по праздникам» быть связанными с традицией, а G — вообще утерявшие в быту эту связь.

Относительно группы Е возможны два подхода: их можно считать, как «традиционалистами, но в слабой степени», так и «нерелигиозными, но сохраняющими повышенную связь с традицией». Если учесть при этом, что «традиционализм» (месоратийут) самой своей установкой выражается именно в соблюдении тех или иных религиозных ограничений и запретов, в то время как «повышенное внимание к религии» у нерелигиозных выражается в установке на празднование (праздников, бар-мицвы, обрезания и т. п.), то мы должны сделать вывод, что относительно группы Е, которую характеризуют именно «запреты праздников» (хамец Песаха и пост Йом Кипура) было бы логично следовать первому, а не по второму из предложенных вариантов, то есть определить их как «несколько традиционных».

Итак, по реальной степени соблюдения заповедей (но не самоопределению!) Распределение еврейского населения Израиля представляется следующим.
Религиозные («явные» и «скрытые») 25%
Традиционалисты (разной степени соблюдения религиозных запретов) 35-45%
Нерелигиозные (разной степени заинтересованности в праздновании религиозных событий) 30-40%

Возвращаясь к предложенной нами более подробной шкале уровней религиозности (АG), хотелось бы отметить, что как нам представляется, наложение на данную шкалу спектров ответов на остальные вопросы, задававшиеся в анкете из опроса, проводимого центром Гутмана, могло бы дать нам более подробную картину социально-религиозной структуры общества; а акцентирование общественным сознанием этой шкалы дало бы израильскому обществу возможность получить более адекватную реальной жизни понятийную систему, что позитивно влияло бы на степень его самоосознания.

Библиография

1. Katz E., Levy S., Levinsohn H. Beliefs. Observances and Social Interaction Among Israeli Jews. The Louis Guttman Israel Institut of Applied Social Research. Jerusalem, Dec. 1993.

2. Кац Э., Леви Ш., Левинсон Х. Евреи-израильтяне: портрет. Верование, соблюдение традиций и ценностная ориентация евреев Израиля 2000. Основные результаты углубленного исследования, проведенного центром Гутмана и Израильским институтом Демократии для Фонда Ави Хай. Иерусалим, 2002.

2003


1 Предыдущее исследование: Katz E., Levy S., Levinsohn H. Beliefs. Observances and Social Interaction Among Israeli Jews. The Louis Guttman Israel Institut of Applied Social Research. Jerusalem, Dec. 1993. назад

2 Русский сокращенный вариант: Кац Э., Леви Ш., Левинсон Х. Евреи-израильтяне: портрет. Верование, соблюдение традиций и ценностная ориентация евреев Израиля 2000. Основные результаты углубленного исследования, проведенного центром Гутмана и Израильским институтом Демократии для Фонда Ави Хай. Иерусалим, 2002. назад

3 Конечно, вопросы из опросника Института Гутмана, на которых построена предлагаемая нами шкала («Включаете ли Вы в субботу электричество?», «Всегда ли Вы едите только кошерную пищу?» и т. д. ), также, как и любые вопросы вообще, содержат в себе некоторый элемент самооценки и субъективности, но все же в основе своей это вопросы «на свидетельство», результаты ответов на которые гораздо более объективны, чем применяющиеся для построения «Шкалы Гутмана» чисто «самооценочные» вопросы («Считаете ли Вы себя религиозным или традиционным?», «Соблюдаете ли Вы в большей степени или в некоторой степени?» и т. п.). назад

4 В еврейском обществе США для определения групп А и В иногда применяются термины FTK (Full Time Kipa) и PTK (Part Time Kipa), однако в Израиле — ввиду того, что, как указывалось, наличие группы В практически не осознается обществом — подходящая терминология отсутствует. назад

обсудить статью на форуме

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]