Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Нехама Лейбович

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИЦХАКА1

Работа с комментариями

ОТ РЕДАКЦИИ

В жертвоприношении Ицхака видели пережиток человеческих жертвоприношений, обряд инициации, фрейдистский конфликт поколений. Нет смысла спорить с подобными трактовками, каждая из них имеет внутреннюю логику. Однако одно несомненно: этнология, психоанализ — не школьные предметы.

Библейская «биография» Авраама начинается с того, что он приносит в жертву свое прошлое: покидает дом, родину и, ведомый гласом Божьим, отправляется в неведомое. А завершается эта «биография» тем, что Бог просит Авраама принести в жертву также свое будущее — сына, наследника, единственного продолжателя дела жизни Авраама. Но в том-то и суть, что наследником Авраама не может стать просто его генетический потомок. Жертвоприношение Ицхака стало испытанием, освятившим преемственность отца и сына, Авраама и Ицхака. И элемент жертвоприношения, и элемент инициации присутствуют здесь, но смысл событий не вмещается в них.

Как преподавать детям эту сложную, драматическую, возвышенную историю? Стоит ли вообще браться за это? Ведь «жизненный опыт детей едва ли позволит им до конца понять, что такое „испытание“», — пишет Нехама Лейбович. Однако смысл все-таки есть: «Но когда они повзрослеют, когда испытание придет, они, возможно, вспомнят то, что изучали в школе, вспомнят Акеду, и она подскажет им правильное поведение».

В этой истории исток духовного величия Израиля, вся его заслуга перед Отцом небесным… Поэтому не стоит жалеть времени и сил на ее изучение.

Рабби Ицхак Абарбанель

Акедат Ицхак — одна из центральных тем не только книги Берешит, но и всей Торы. Тема эта настолько емкая и многозначная, пробуждающая столько вопросов, что на ее изучение хотелось бы отвести не одну неделю. Однако в школе, даже в старших классах, делать этого ни в коем случае нельзя, чтобы не вызвать у детей отвращения к учебе. Как правило, без риска утратить внимание учеников педагог может посвятить одной теме не более трех-четырех уроков. Поэтому каждый преподаватель сам должен решить, на каких моментах заострить внимание, а от чего отказаться. Надо только помнить общий принцип: меньшее зло изучать Тору фрагментарно, чем поверхностно. Основательное изучение избранных отрывков принесет больше пользы, чем беглое прочтение целых книг.

При изучении Танаха структура урока не может оставаться шаблонной. Она должна изменяться в соответствии с характером изучаемого материала, заинтересованностью класса, педагогическими целями. Не стоит приучать детей к одному стандартному подходу, будь то «от общего к частному», «от анализа композиции к анализу содержания» или любой другой. Один урок можно начать с чтения текста, особенно если это такой художественно выразительный текст, как Акеда. Другой — с пересказа мидрашей.2 Последнее особенно уместно, если дети не впервые соприкасаются с текстом. Изучение темы «Жертвоприношение Ицхака» в этом случае хорошо начинать с мидраша И встал, и пошел… — «И встал, и пошел…» из сборника Танхума. Этот мидраш приводится ниже. Он позволяет сравнить то, как освещает события Письменная и Устная Тора и от этого сравнения перейти к общей идее и подробному изучению Акеды.

Выбор зависит от учителя. Я же в качестве примера предлагаю самый простой путь: чтение первого стиха Акеды и постановку вопроса к нему.

Берешит 22:1
И было: после этих событий3 Бог испытал Авраама…

 Берешит 22:1

Философский вопрос: если Господь всеведущ, для чего Ему испытывать человека? Что нового Он может узнать о нем, если итак знает все?

Методический совет

Если мы хотим, чтобы ученики действительно задумались над этим вопросом, предложим им прямо на уроке написать короткое сочинение в один абзац. Пусть прочитают весь текст Акеды и попробуют ответить: «Зачем Бог испытывал Авраама?».

Почему бы не устроить на эту тему устную дискуссию? Потому, что в классе наверняка найдется ученик, знающий «правильный» ответ, и он навяжет его остальным. Мы же хотим, чтобы дети подумали над ответом, а не «узнали» его. Не стоит задерживаться на маленьких сочинениях учеников, читать их на уроке. Задание имело другой смысл: дети должны увидеть проблему, лично столкнуться с ней. Если это произойдет, они с интересом воспримут комментарии, отвечающие на тот же вопрос.

Теперь обратимся к классическим истолкованиям и попробуем сравнить их со своими предположениями.

Рамбан (Нахманид) пишет в комментарии к этому месту:

«Бог испытал Авраама». Испытание необходимо для того, чтобы могла проявиться свобода воли, которой Создатель наделил человека. Бог обращается к человеку с пожеланием, которое человек если захочет — исполнит, а не захочет — не исполнит.

Так испытание выглядит с точки зрения испытуемого. А с точки зрения Испытующего? Допустим, Творец читает в человеческом сердце любовь и преданность и желает вознаградить за них. Но для этого прекрасные качества должны быть проявлены. Они не могут остаться лишь в сердце человека. Как же лучше человек может продемонстрировать любовь и преданность Богу, чем добровольно исполнив Его волю, даже если это сопряжено с тяжким испытанием? Таким образом, испытание — способ актуализации (перевода из потенциального в актуальное) намерений и чувств человека, за которые Бог хочет вознаградить его.

Методические советы

1. Необходимо объяснить ученикам ключевое понятие «актуализация», которое мы встретим не только здесь. Возможно, они сами захотят привести известные им примеры, скажем, из физики: переход потенциальной энергии в кинетическую, связанный с действием.

2. Вероятно, слова «испытуемый» и «Испытующий» понятны старшеклассникам, однако это следует проверить.

3. Может быть, стоит проверить и то, насколько ясно ученики понимают отличие «испытания», которому подвергаются праведники, от «наказания», постигающего злодеев.

4. Понятие «вознаградить» требует уточнения. Возможно, достаточно просто объяснить, что высшей наградой и самым большим благом Рамбан (Нахманид) считал духовную высоту, близость к Богу, к которой сам всю жизнь стремился. Поэтому слово «награда» в его устах означает не столько вознаграждение — в этом мире или в том, — сколько духовное возвышение, приближение к Богу.

Комментарий Рамбана удачно дополняется истолкованием рабби Овадии Сфорно:

«Бог испытал Авраама» — чтобы дать ему возможность проявить [актуализировать] ту любовь и благоговение, которые Авраам испытывал в своем сердце. Тем самым Авраам больше уподоблялся Богу, который не только желает миру блага, но и на деле [актуально] творит его. Ведь целью сотворения человека было его уподобление Богу, насколько это возможно, и об этом свидетельствуют слова:

Берешит 1:26
Сотворим человека образом Нашим, как подобие Наше…

Берешит 1:26

Уяснив комментарий Сфорно, перейдем к развернутому ответу на наш вопрос, который дает в своем великом философском труде Рамбам (Маймонид):4

Знай, что всякое испытание, о котором говорится в Торе, не для чего иного приходит, как чтобы познали люди, как им надлежит поступать. Поэтому, когда приходит какое-нибудь испытание, то главное в нем — не само физическое деяние, сопряженное с этим испытанием, а урок, который это испытание несет людям — чтобы они выучили этот урок и сделали из него практические выводы в своем поведении.

И об этом сказано в Торе:

Дварим 13:4
Ибо испытывает вас Господь, Бог ваш, чтобы знать, любите ли вы Господа, Бога вашего, всем сердцем вашим и всей душою вашей.

 Дварим 13:4

«Знать» означает здесь не «познать прежде неведомое», ибо всеведущ Господь, а то, о чем сказано в Торе:

Шмот 31:13
Только субботы мои соблюдайте, ибо это знамение [знак] между Мною и вами в роды ваши, чтобы знать, что Я — Господь, освящающий вас.

Шмот 31:13

«Знать» здесь — поставить знак, знамение, свидетельствовать, чтобы знали народы… [то есть соблюдение субботы призвано, помимо прочего, свидетельствовать перед всем миром о завете Израиля с Богом].

Авраам показывает нам, до каких пределов может простираться любовь к Богу и благоговение перед Ним. В самом деле: почитаемый и богатый человек, достойный стать прародителем народа — и при этом бездетный, тоскующий по ребенку. И вот, после того, как он уже отчаялся, у его жены рождается желанное дитя. Как же Авраам должен любить своего сына! Но из любви и благоговения перед Богом он решается исполнить Его заповедь и после трехдневного пути принести в жертву горячо любимого сына, отказавшись от всех связанных с ним надежд. Для чего понадобились три дня пути? Чтобы Авраам действовал обдуманно, а не под влиянием минуты, тотчас после получения заповеди. В дороге у него было время взвесить каждый свой шаг, хорошенько обдумать то, что он собирается сделать…

Ведь надобно знать всем людям, как должно служить Бо-гу — служить из любви и благоговения, а не в предвкушении награды или из страха наказания. Об этом и сказал Аврааму ангел Господень: «Теперь Я знаю, что ты воистину богобоязнен…» (Берешит 22:12). Это означает, что из поступка Авраама все люди узнают, что такое истинная богобоязненность и каков ее предел…

На этом фрагменте из Рамбама стоит задержаться. Обратим внимание, что, помимо прочего, философ объясняет причину трехдневной отсрочки: она понадобилась для того, чтобы исключить из мотивации Авраама всякую импульсивность. Однако возникает другой вопрос: откуда Рамбаму известно, что Авраам действовал не ожидая награды и не боясь наказания? Этот вопрос неплохо поставить перед старшеклассниками, но не исключено, что недостаток жизненного опыта помешает им найти правильный ответ. Посоветуйте им взглянуть на ситуацию глазами их собственных родителей: какое наказание может быть хуже, чем потеря ребенка, за которого отец и мать готовы отдать жизнь? И какая награда может быть больше, чем на старости лет обрести сына — отраду и утешение, давно чаемого наследника, единственного, кому отец может завещать дело своей жизни?

Нет для отца ни награды больше той, которую Авраам обрел в Ицхаке, ни наказания горше утраты любимого сына. Поэтому в поступке Авраама нельзя отыскать меркантильную мотивацию, он весь от начала до конца продиктован безграничной преданностью, доверием и любовью к Богу. Как бы тяжко ни было на душе у Авраама, он не усомнился в Боге.

Главную трудность для школьников в рассуждениях Рамбама представляет его истолкование слова «знать» как «довести до всеобщего сведения», «дать знак» Израилю и всем народам. Такая «юридическая» интерпретация может показаться искусственной. Поэтому имеет смысл немного поговорить с учениками о том, что они называют «знанием». В первую очередь это, конечно, знания, полученные в школе, из книг и т. п. Но не только это. Например, судебная процедура установления личности может показаться излишней, если подсудимого и так все знают, однако она совершенно необходима для вынесения приговора. А без паспорта трудно обойтись даже человеку, пользующемуся всемирной известностью. Мы видим, что иногда знанию требуется овнешненное свидетельство, придающее ему силу документа, непреложного «юридического» факта.

После того как уяснен комментарий Рамбама, перейдем к сопоставлению мнений двух выдающихся светил Торы — Рамбама (Маймонида) и Рамбана (Нахманида). Чтобы избежать путаницы, будем называть их Маймонид и Нахманид.

Начнем с вопроса, который, кстати, поможет нам понять, с каким заведомо неверным толкованием Акеды не соглашаются оба мудреца. Зададим вопрос: как понимать выражение «Бог испытал Авраама» — «Бог испытал Авраама»? Что значит «испытал»? Кому и зачем понадобилось это испытание?

Методический совет

Ответ учеников должен быть коротким и однозначным. От них пока не требуется доказывать и обосновывать свое мнение — только высказать его, причем в двух словах. Недопустимо,— как здесь, так и вообще в подобных случаях, — подменять ответ пересказом сюжета.

Теперь подумаем: с каким возможным и даже, на первый взгляд, очевидным ответом на этот вопрос спорят оба комментатора? Оба они не согласны с поверхностным впечатлением, будто жестоко испытывать Авраама понадобилось Богу — дабы выяснить или проверить его преданность — и оба доказывают, что это не так.

Зафиксировав этот момент (возможно, даже письменно), перейдем к главному вопросу: чем отличаются интерпретации Акеды, данные Маймонидом (Рамбамом) и Нахманидом (Рамбаном)?

Этот вопрос можно сформулировать так, чтобы он подсказывал ответ.

  1. Согласно мнению Маймонида, испытание было ниспослано Аврааму для блага… (всего человечества, в том числе и нас, сидящих в этом классе — чтобы люди познали, как надлежит служить Богу).

  2. Согласно мнению Нахманида, испытание было ниспослано Аврааму для блага… (самого испытуемого, чтобы его высокие душевные качества могли воплотиться в действии).

Противоречат ли взгляды обоих комментаторов? Очевидно, что они скорее дополняют друг друга.

* * *

Урок можно считать законченным. Жизненный опыт детей едва ли позволит им до конца понять, что такое «испытание». Но когда они повзрослеют, когда испытание придет, они, возможно, вспомнят то, что изучали в школе, вспомнят Акеду, и она подскажет им правильное поведение.

Рекомендуемая литература на русском языке об «Акедат Ицхак»

  1. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей (по изданию Бялика и Равницкого) / Пер. С. Фруга. М., 1993. С. 32–36.

  2. Вейсман М. Мидраш рассказывает. Берешит. Иерусалим, 1990.

  3. Лейбович Н. Новые исследования книги Берешит в свете классических комментариев. Иерусалим, 1997. С. 127–145.

  4. Тора. Книга Берешит. Комментарии рава Ш.-Р. Гирша. Иерусалим, 1993. С. 148–153.

  5. Жертвоприношение Ицхака. Текст Торы с комментарием // Дни трепета. Сборник молитв и статей к праздникам Рош-hа-Шана и Йом Кипур . Иерусалим, 1991. С. 28–38.

  6. Танах рассказывает о них / Сост. Н. Левина. Иерусалим, 1990. С. 75–82.

  7. Зильбер И., рав. Беседы о Торе. Берешит, Шмот. Иерусалим, 1994. С. 34–36.

  8. Мешков З. Теория парадокса. Углубленное изучение тем книги Берешит в свете традиционных комментариев.

  9. Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Книга Бытия. М., 2002. С. 257–267.

  10. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993 (и другие издания).

А также:


1 Жертвоприношение Ицхака — устоявшийся в русском языке, но неточный перевод. Буквально акедат Ицхак («акедат Ицхак», или просто «акеда» ) означает «наложение пут», подобно тому как связывают агнца перед закланием. назад

2 См. список литературы на русском языке в конце статьи. — Ред. назад

3 Выше рассказывается о заключении Авраамом союза с филистимлянами в Беер Шеве. назад

4 Море Невухим. Путеводитель растерянных. Ч. 3. Гл. 24. назад

обсудить статью на форуме

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]