|
Педагогический Альманах |
Нехама Лейбович ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИЦХАКА1 Работа с комментариями ОТ РЕДАКЦИИ В жертвоприношении Ицхака видели пережиток человеческих жертвоприношений, обряд инициации, фрейдистский конфликт поколений. Нет смысла спорить с подобными трактовками, каждая из них имеет внутреннюю логику. Однако одно несомненно: этнология, психоанализ — не школьные предметы. Библейская «биография» Авраама начинается с того, что он приносит в жертву свое прошлое: покидает дом, родину и, ведомый гласом Божьим, отправляется в неведомое. А завершается эта «биография» тем, что Бог просит Авраама принести в жертву также свое будущее — сына, наследника, единственного продолжателя дела жизни Авраама. Но в том-то и суть, что наследником Авраама не может стать просто его генетический потомок. Жертвоприношение Ицхака стало испытанием, освятившим преемственность отца и сына, Авраама и Ицхака. И элемент жертвоприношения, и элемент инициации присутствуют здесь, но смысл событий не вмещается в них. Как преподавать детям эту сложную, драматическую, возвышенную историю? Стоит ли вообще браться за это? Ведь «жизненный опыт детей едва ли позволит им до конца понять, что такое „испытание“», — пишет Нехама Лейбович. Однако смысл все-таки есть: «Но когда они повзрослеют, когда испытание придет, они, возможно, вспомнят то, что изучали в школе, вспомнят Акеду, и она подскажет им правильное поведение».
Рабби Ицхак Абарбанель
Акедат Ицхак — одна из центральных тем не только книги Берешит, но и всей Торы. Тема эта настолько емкая и многозначная, пробуждающая столько вопросов, что на ее изучение хотелось бы отвести не одну неделю. Однако в школе, даже в старших классах, делать этого ни в коем случае нельзя, чтобы не вызвать у детей отвращения к учебе. Как правило, без риска утратить внимание учеников педагог может посвятить одной теме не более трех-четырех уроков. Поэтому каждый преподаватель сам должен решить, на каких моментах заострить внимание, а от чего отказаться. Надо только помнить общий принцип: меньшее зло изучать Тору фрагментарно, чем поверхностно. Основательное изучение избранных отрывков принесет больше пользы, чем беглое прочтение целых книг. При изучении Танаха структура урока не может оставаться шаблонной. Она должна изменяться в соответствии с характером изучаемого материала, заинтересованностью класса, педагогическими целями. Не стоит приучать детей к одному стандартному подходу, будь то «от общего к частному», «от анализа композиции к анализу содержания» или любой другой. Один урок можно начать с чтения текста, особенно если это такой художественно выразительный текст, как Акеда. Другой — с пересказа мидрашей.2 Последнее особенно уместно, если дети не впервые соприкасаются с текстом. Изучение темы «Жертвоприношение Ицхака» в этом случае хорошо начинать с мидраша — «И встал, и пошел…» из сборника Танхума. Этот мидраш приводится ниже. Он позволяет сравнить то, как освещает события Письменная и Устная Тора и от этого сравнения перейти к общей идее и подробному изучению Акеды. Выбор зависит от учителя. Я же в качестве примера предлагаю самый простой путь: чтение первого стиха Акеды и постановку вопроса к нему.
Философский вопрос: если Господь всеведущ, для чего Ему испытывать человека? Что нового Он может узнать о нем, если итак знает все?
Методический советЕсли мы хотим, чтобы ученики действительно задумались над этим вопросом, предложим им прямо на уроке написать короткое сочинение в один абзац. Пусть прочитают весь текст Акеды и попробуют ответить: «Зачем Бог испытывал Авраама?».
Почему бы не устроить на эту тему устную дискуссию? Потому, что в классе наверняка найдется ученик, знающий «правильный» ответ, и он навяжет его остальным. Мы же хотим, чтобы дети подумали над ответом, а не «узнали» его. Не стоит задерживаться на маленьких сочинениях учеников, читать их на уроке. Задание имело другой смысл: дети должны увидеть проблему, лично столкнуться с ней. Если это произойдет, они с интересом воспримут комментарии, отвечающие на тот же вопрос. Теперь обратимся к классическим истолкованиям и попробуем сравнить их со своими предположениями. Рамбан (Нахманид) пишет в комментарии к этому месту:
Методические советы
1. Необходимо объяснить ученикам ключевое понятие «актуализация», которое мы встретим не только здесь. Возможно, они сами захотят привести известные им примеры, скажем, из физики: переход потенциальной энергии в кинетическую, связанный с действием. 2. Вероятно, слова «испытуемый» и «Испытующий» понятны старшеклассникам, однако это следует проверить. 3. Может быть, стоит проверить и то, насколько ясно ученики понимают отличие «испытания», которому подвергаются праведники, от «наказания», постигающего злодеев. 4. Понятие «вознаградить» требует уточнения. Возможно, достаточно просто объяснить, что высшей наградой и самым большим благом Рамбан (Нахманид) считал духовную высоту, близость к Богу, к которой сам всю жизнь стремился. Поэтому слово «награда» в его устах означает не столько вознаграждение — в этом мире или в том, — сколько духовное возвышение, приближение к Богу.
Комментарий Рамбана удачно дополняется истолкованием рабби Овадии Сфорно:
Уяснив комментарий Сфорно, перейдем к развернутому ответу на наш вопрос, который дает в своем великом философском труде Рамбам (Маймонид):4
И об этом сказано в Торе:
На этом фрагменте из Рамбама стоит задержаться. Обратим внимание, что, помимо прочего, философ объясняет причину трехдневной отсрочки: она понадобилась для того, чтобы исключить из мотивации Авраама всякую импульсивность. Однако возникает другой вопрос: откуда Рамбаму известно, что Авраам действовал не ожидая награды и не боясь наказания? Этот вопрос неплохо поставить перед старшеклассниками, но не исключено, что недостаток жизненного опыта помешает им найти правильный ответ. Посоветуйте им взглянуть на ситуацию глазами их собственных родителей: какое наказание может быть хуже, чем потеря ребенка, за которого отец и мать готовы отдать жизнь? И какая награда может быть больше, чем на старости лет обрести сына — отраду и утешение, давно чаемого наследника, единственного, кому отец может завещать дело своей жизни? Нет для отца ни награды больше той, которую Авраам обрел в Ицхаке, ни наказания горше утраты любимого сына. Поэтому в поступке Авраама нельзя отыскать меркантильную мотивацию, он весь от начала до конца продиктован безграничной преданностью, доверием и любовью к Богу. Как бы тяжко ни было на душе у Авраама, он не усомнился в Боге. Главную трудность для школьников в рассуждениях Рамбама представляет его истолкование слова «знать» как «довести до всеобщего сведения», «дать знак» Израилю и всем народам. Такая «юридическая» интерпретация может показаться искусственной. Поэтому имеет смысл немного поговорить с учениками о том, что они называют «знанием». В первую очередь это, конечно, знания, полученные в школе, из книг и т. п. Но не только это. Например, судебная процедура установления личности может показаться излишней, если подсудимого и так все знают, однако она совершенно необходима для вынесения приговора. А без паспорта трудно обойтись даже человеку, пользующемуся всемирной известностью. Мы видим, что иногда знанию требуется овнешненное свидетельство, придающее ему силу документа, непреложного «юридического» факта. После того как уяснен комментарий Рамбама, перейдем к сопоставлению мнений двух выдающихся светил Торы — Рамбама (Маймонида) и Рамбана (Нахманида). Чтобы избежать путаницы, будем называть их Маймонид и Нахманид. Начнем с вопроса, который, кстати, поможет нам понять, с каким заведомо неверным толкованием Акеды не соглашаются оба мудреца. Зададим вопрос: как понимать выражение — «Бог испытал Авраама»? Что значит «испытал»? Кому и зачем понадобилось это испытание? Методический советОтвет учеников должен быть коротким и однозначным. От них пока не требуется доказывать и обосновывать свое мнение — только высказать его, причем в двух словах. Недопустимо,— как здесь, так и вообще в подобных случаях, — подменять ответ пересказом сюжета. Теперь подумаем: с каким возможным и даже, на первый взгляд, очевидным ответом на этот вопрос спорят оба комментатора? Оба они не согласны с поверхностным впечатлением, будто жестоко испытывать Авраама понадобилось Богу — дабы выяснить или проверить его преданность — и оба доказывают, что это не так. Зафиксировав этот момент (возможно, даже письменно), перейдем к главному вопросу: чем отличаются интерпретации Акеды, данные Маймонидом (Рамбамом) и Нахманидом (Рамбаном)? Этот вопрос можно сформулировать так, чтобы он подсказывал ответ.
Противоречат ли взгляды обоих комментаторов? Очевидно, что они скорее дополняют друг друга. * * * Урок можно считать законченным. Жизненный опыт детей едва ли позволит им до конца понять, что такое «испытание». Но когда они повзрослеют, когда испытание придет, они, возможно, вспомнят то, что изучали в школе, вспомнят Акеду, и она подскажет им правильное поведение. Рекомендуемая литература на русском языке об «Акедат Ицхак»
1 Жертвоприношение Ицхака — устоявшийся в русском языке, но неточный перевод. Буквально («акедат Ицхак», или просто «акеда» ) означает «наложение пут», подобно тому как связывают агнца перед закланием. 2 См. список литературы на русском языке в конце статьи. — Ред. 3 Выше рассказывается о заключении Авраамом союза с филистимлянами в Беер Шеве. 4 Море Невухим. Путеводитель растерянных. Ч. 3. Гл. 24.
|