Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Герман Левин (Рига)

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КУРСА ЛЕКЦИЙ БОРИСА ЛЕВИНА
«ЭТИКА БИЗНЕСА В ТАЛМУДЕ»

в 11 и 12 классах Рижской еврейской средней школы им. Ш. Дубнова

ВВЕДЕНИЕ

Учащиеся РЕСШ, как, по-видимому, и других светских еврейских школ СНГ и Балтии, в большинстве своем воспринимают классические еврейские источники как некий «этнографический» материал. Он может вызвать у них познавательный, но не практический интерес. Такой подход, безусловно, в корне противоречит еврейской традиции, которая, напротив, считает эти тексты всегда актуальными. Для того чтобы сделать традицию более привлекательной в глазах самостоятельно мыслящих, но не живущих внутри нее старшеклассников, необходимо, очевидно, показать, что тексты, которыми она оперирует, «работают» на вполне современном материале. Интересным в данной связи представляется курс лекций Бориса Левина1 из Новосибирска «Этика деловых отношений в еврейской традиции». В работе представлены этико-правовые положения Талмуда, относящиеся к сфере бизнеса, и показана их актуальность. Курс предполагает предварительное знакомство учеников с основами бизнеса и представления о Талмуде по типу «книжного шкафа».2 Можно изучать курс и без предварительных знаний, но при отсутствии межпредметных связей результат, очевидно, будет беднее.

ОБЩАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Автор разделяет курс на 5 лекций. Однако, во-первых, это разделение предполагает университетский режим с двухчасовыми занятиями, во-вторых, лекции имеют различный объем. Для преподавания данного курса в старших классах средней школы предлагается следующее разделение материала.

  1. Бизнес и этика — 2 часа.

  2. Этика и вера в Бога — 2 часа.

  3. Заповеди — 2 часа.

  4. Этика бизнеса — 4 часа.

  5. Этика трудовых отношений и отношение к иноверцам — 2 часа.

  6. Итоговое занятие — 1 час.

Всего — 13 часов.

ПРИМЕР УРОКА

Ниже приводится пример урока по теме: «Этика и вера в Бога». Занятие рассчитано на два академических часа (желательно, в разные дни, чтобы ученики в ходе работы над домашним заданием самостоятельно переосмыслили изученный материал). В ходе урока используются методы критического мышления.

1. В начале 1-го часа все ученики за 2–3 минуты готовят и кратко записывают ответ на вопрос: «Предполагает ли вера в Бога этичное поведение?» Несколько человек зачитывают свои работы. Обсуждение не проводится.

2. Учитель раздает каждому по экземпляру изучаемого текста. Все читают методом INSERT, разделяя информацию на известную, новую, непонятную и такую, о которой им хотелось бы поспорить (15 минут). Обсуждение: много ли нового, что непонятно (отвечают все, учитель — последний), кто с чем не согласен (без дискуссии) — 5–6 минут.

3. 2 минуты — разделение на группы (4–5 человек) и раздача групповых заданий. Работа в группах — 8–10 минут. Представление групповых результатов — в сумме не более 5 минут.

4. Получение домашнего задания (вопросы, тема дискуссии) — 1 минута.

5. В начале 2-го часа — обсуждение ответов на вопросы домашнего задания (5 минут).

6. Дискуссия. Тема, продолжительность — по усмотрению учителя.

7. В конце урока обязательно свободное письмо — 5 минут.

8. Если время позволяет, можно почитать результаты свободного письма, написать отзывы об организации работы.

9. Последние 1–3 минуты — замечания учителя по ходу работы, домашнее задание — сочинение на тему урока.

Примечание

1. Для желающих углубиться в тему можно предложить работу с источниками, например, вместо первого домашнего задания.

2. Межпредметные связи — проверка сочинения преподавателем русского языка, «просьба» со стороны учителей английского и латышского языков рассказать им о Талмуде и бизнес-отношениях в нем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

План работы с другими текстами курса в принципе аналогичен. По завершении их изучения ученики пишут творческую работу с аннотацией на всех изучаемых ими языках (латышском, английском, иврите). Лучшие работы могут быть выдвинуты на ученическую научную конференцию.

Представляется полезным проведение итогового внеурочного мероприятия, завершающего работу по данной тематике. Например, написание сценария и постановка спектакля о еврейском бизнесмене, придерживающемся в своей работе принципов Торы. В качестве консультантов могут быть приглашены преподаватели основ бизнеса, истории евреев, литературы, учителя иврита или английского языка (в зависимости от места действия предполагаемой пьесы).


1 Родство последнего с автором данной статьи ограничивается происхождением из одного колена Израилева. назад

2 Метод, изучающий хронологию и структуру главных книг еврейской традиции, а не содержащийся в них текст. назад

обсудить статью на форуме

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]