Борис Левин (Новосибирск)
ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ
Учебный курс1
ОТ РЕДАКЦИИ
Всякий, кто заглядывал в Талмуд, знает, как много места в этой книге отведено имущественным отношениям. Эти отношения так тщательно регулируются еврейским законодательством именно потому, что занимали огромное место в реальной жизни. Весь строй этой жизни (особенно в галуте) был пронизан деловыми связями и отношениями, тем, что сегодня назвали бы словом «бизнес». Едва ли не каждый еврей был «частным предпринимателем» — цирюльник в своей цирюльне, лавочник в своей лавке, винодел на своем винограднике, купец на своем корабле. Наши предки накопили огромный опыт жизни «при капитализме», которого пока так мало у нас. Мудрецы, торговавшие с дальними странами, праведники, отвешивающие товар в лавочках, законоучители, нанимающие батраков, — все они стремились оставаться честными богобоязненными людьми, и в большой мере им это удавалось.
В некоторых еврейских школах (особенно в Прибалтике) старшеклассники изучают основы бизнеса уже сейчас. В других школах намереваются ввести этот предмет. Однако не секрет, что «этика бизнеса» в СНГ больше похожа на закон джунглей, чем на цивилизованные деловые отношения. Считается, что честному человеку нечего делать в бизнесе. Правда ли это?
Возможно, сегодня так оно и есть. Но школа думает о завтрашнем дне. Обучая старшеклассников основам бизнеса, она должна научить их беречь человеческое лицо, — в надежде, что кто-то из будущих ротшильдов захочет следовать примеру сэра Мозеса Монтефиоре, а не свежеиспеченных мафиозных магнатов.
Введение
Этике взаимоотношений в бизнесе посвящено немало литературы, изданной в США и других странах.2 Есть в этом списке и книги, рассматривающие вопрос в свете еврейской традиции. Однако ни одна из этих книг не может быть использована в качестве готового пособия для обучения этике бизнеса в еврейских школах. Этим и обусловлена необходимость данного курса.
Курс разбит на пять тем, из которых три первых по сути являются вводными. Преподавание каждой из тем может потребовать от одного до нескольких учебных часов. В случае надобности вторую и третью темы несложно объединить. Вопросы и групповые задания можно использовать в качестве домашних заданий, а одну или две важнейшие дискуссии стоит провести не как короткие классные обсуждения, а в форме дополнительных мероприятий, возможно, во внеурочное время.
Глоссарий включает минимум необходимых терминов и понятий, и его лучше раздать до начала занятий.
Текст курса не рассчитан на определенный возраст и уровень подготовки. Он обращен к преподавателю, в надежде на то, что тот сам адаптирует или расширит и пояснит содержание курса в той мере, в какой это необходимо ученикам.
Первое занятие
БИЗНЕС И ЭТИКА
Английское слово «business» за последние пятнадцать лет претерпело существенные изменения в русском языке: от зловеще-презрительного оттенка в словосочетаниях «американский бизнесмен», «тайный бизнес», бизнес на крови», до почтительно-заискивающего «известный бизнесмен», «иметь свой бизнес», «американская школа бизнеса».
А между тем business — это прежде всего «дело», «занятие», «обязанность», а уж затем — «коммерческая деятельность», «фирма», «торговое предприятие». Точнее всего понимать под словом «бизнес» деятельность, направленную на создание и коммерческую реализацию материальных благ в виде товаров или услуг, разрешенных законодательством страны и межгосударственными соглашениями.
Итак, but let’s mind our own business!3 Нас будут интересовать проблемы этики отношений в законном бизнесе и способы их разрешения на основе этических принципов еврейской традиции.
Ни один из видов бизнеса не обходится без межличностных контактов внутри фирмы, между представителями сотрудничающих или конкурирующих фирм и между производителями и потребителями товаров и услуг. Независимо от вида бизнеса, есть существенное отличие межличностных контактов в бизнесе от межличностных контактов в других видах человеческого общения: ЦЕЛЬЮ КОНТАКТОВ В БИЗНЕСЕ ПОЧТИ ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ. Если же эта цель не достигается, бизнес не может существовать долго, ибо бесприбыльное предприятие не является бизнесом.
Разумеется, получение прибыли может быть отсрочено на значительный, а иногда и на неопределенный срок; сама прибыль может иметь разную форму. Однако в любом случае подразумевается или реально существует количественное выражение прибыли и приемлемый для производителя срок окупаемости товаров и услуг.4
Стремление к прибыли довольно часто заставляет людей забывать о морально-этических принципах. Однако из этого еще не следует, что соблюдение этих принципов пагубно сказывается на прибыли. В перспективе следование им укрепит позиции фирмы благодаря установлению хороших отношений в коллективе и укреплению ее авторитета на рынке.
Конечно, фирма должна действовать в рамках законов государства. Однако такие законы не могут предписывать «нравственного поведения». Они запрещают или требуют соблюдения тех или иных формальных правил. При этом в реальные отношения вступают все же люди, а не поименованные в законе структуры. Межличностные отношения всегда гораздо сложнее формальных правил, регулирующих экономическую деятельность, и это неминуемо приводит к разрыву между законами и реальной жизнью. Поэтому поведение человека и в бизнесе зачастую определяет именно мораль, основанная на этических принципах.
Этические принципы являются важнейшей составной частью еврейской религии и культуры. Религия имеет четыре «рычага», позволяющие ей воздействовать на экономическую жизнь.
Практическое исполнение заповедей.
Религиозно-социальное учение.
Религиозное образование и его психологическое влияние.
Этические озарения и переживания, на которых зиждется религия.5
Мы рассмотрим две группы проблем:
К первой группе относятся такие нарушения этики, как воровство, ложь или поведение, вводящее в заблуждение, а также продажа опасных и дефектных товаров, подкуп и внеэкономическая конкуренция, нанесение вреда окружающей среде.
Ко второй группе относится уважение к человеческой личности, трудовая мораль, забота о репутации другого человека, поддержка ближнего в трудный час, справедливость к слабому и бережное отношение к ранимому, этичное отношение к иноверцу.
Вопросы к занятию
Определение понятия «бизнес».
Главное отличие отношений между людьми в бизнесе и вне его.
Изменение отношения к бизнесу в России: позитивные и негативные стороны этого изменения.
Дискуссия
Всегда ли хороший бизнес честен, а честный бизнес — хорош?
Игра в малых группах или домашнее задание
Разработка «кодекса чести» для работников «фирмы» и кодекса «честных партнерских отношений» фирм.
Второе занятие
ЭТИКА И ВЕРА В БОГА
Существуют заповеди, определяющие отношения между человеком и Богом, и заповеди, определяющие отношения между человеком и человеком. Суды Торы еврейской общины ведали всеми вопросами, касающимися этих двух групп заповедей, включая и те, которые сейчас рассматриваются гражданскими судами: заработная плата, аренда, мошенничество, договоры, налогообложение, брак и развод, завещание, право собственности на недвижимость, отношения между соседями и нормы общественного поведения. Компетенции судов Торы подлежало и уголовное право.
Понятие «религия» связано с двумя латинскими словами: re-ligere — проявлять строгость (в соблюдении ритуалов) и religa-re — поддерживать связь (с Богом). В иврите нет слова, передающего это понятие. Слово дат (персидского происхождения), используемое в современном иврите, обозначает закон или образ жизни, но используется для перевода на иврит термина «религия». В понятие дат включались все важнейшие аспекты личной и общественной жизни еврея. Вот почему иудаизм справедливо рассматривался как образ жизни, а не только как вероисповедание. Отсутствие в библейском иврите слова для обозначения религии объясняется именно тем, что религии как чего-то отдельного от жизни, выделенного в особую сферу человеческого духа, попросту не существовало. Лишь в новейшее время, когда большая часть вопросов, касающихся межличностных отношений, перешла под юрисдикцию светских государственных судов, еврейский суд и община получили название «религиозных», а иудаизм стал называться религией в ряду прочих.
В отличие от христианства, иудаизм не осуждает стремление к благосостоянию, как и другие естественные человеческие стремления. Однако он видит в обогащении средство, а не цель. Мудрецы предостерегали от соблазнов, сопутствующих обогащению, усматривая в нем не только благо, но и опасное испытание для человека. От богатого человека требуется достойно применять свое богатство. Тот, у кого есть больше других, должен больше других давать на общее дело, больше других помогать нуждающимся, причем так, чтобы щедрость не оскорбляла чувств принимающего пожертвования.
Успех в финансовых и торговых делах не был заслугой ни в глазах Бога, ни в глазах людей. Критерий добродетели — «Тора, молитва и добрые дела», а деловой успех мог в лучшем случае претендовать на роль добавочного свидетельства достоинств человека. Некоторые мудрецы считали такой успех знаком милости Божьей, за которую следует благодарить «Посылающего богатство». Другие, в силу личного опыта или социального положения, не верили в связь добродетели и богатства. Однако ни те ни другие не осуждали самого стремления к материальному благополучию и не превозносили идеал бедности. Мудрецы не считали бедность благом, видя в ней ниспосылаемое Богом испытание, сносить которое следует терпеливо.
Однако приемлемы ли религиозно-этические принципы для человека, не считающего себя религиозным?
Ответить на этот вопрос каждый должен себе сам. Несомненно одно: большинство людей, независимо от цвета кожи, вероисповедания, национальности, стремятся жить достойно и вырастить достойными людьми своих детей. Человек по самой своей природе склонен к альтруизму и милосердию, он питает отвращение ко злу, причем даже тогда, когда вынужден мириться с ним или прислуживать ему. Все это, разумеется, еще не доказывает существования Бога, но делает необходимой этику. Этика — философский термин, однако ее истоки лежат за пределами философии. Любое рациональное обоснование этики сводит ее к личному или групповому эгоизму, т.е. лишает этику смысла и унижает человека, объявляя его неспособным к подлинному бескорыстию. Религиозная этика не такова. Человек, созданный по образу и подобию Всевышнего, несет в душе высочайшие нравственные качества, бескорыстную любовь к ближнему и жажду справедливости. Но всегда ли самый справедливый и бескорыстный человек умеет безошибочно воплотить свою волю к добру в этичные поступки?
Никому не придет в голову создавать собственную математику, физику, литературу, игнорируя опыт и достижения других людей, минувших поколений. Чем же в этом смысле отличается этика? Должны ли мы отринуть многовековой еврейский этический опыт только потому, что его носителями были мудрецы и пророки — все сплошь верующие? Это, по меньшей мере, неразумно. Если мы доверяем еврейской традиции настолько, что готовы признавать себя евреями, для нас естественно руководствоваться и еврейской этической традицией, как наиболее органичной и заслуживающей нашего доверия. При этом важно не столько то, в каких понятиях — религиозных, философских, даже естественнонаучных мы интерпретируем свое стремление к этичному поведению, сколько то, в какой мере мы в действительности стремимся к нему, в какой мере потребность в этическом поведении сильна в нас самих.
Бизнес — игра, в которой победные очки приносит прибыль. Не существует игры без правил. Благодаря правилам игра остается игрой, не превращается в драку. Существуют экономические, юридические, психологические правила игры. За соблюдением одних следит закон. Другие надо соблюдать, чтобы не понести ущерба; третьи помогают добиться успеха.
В отличие от них, этические правила не являются частью игры. Они не направлены на получение победных очков. Подчас эти правила входят в противоречие с экономической целесообразностью и апеллируют не к контрольным инстанциям и не к выгоде, а к совести и нравственности человека. Этичное поведение становится целесообразным не в контексте бизнеса, а в собственном, морально-этическом контексте. Для еврейского народа таким контекстом издревле была его вера, основанная на Торе.
Вопросы к занятию
Как еврейская традиция относится к бедности? Видит ли она в ней идеал?
Как еврейская традиция расценивает стремление к благосостоянию?
Какое из двух мнений мудрецов вы разделяете (обоснуйте свой ответ):
Работа в малых группах (может служить подготовкой к дискуссии)
Выберите и обоснуйте одно из следующих мнений:
Нравственность — индивидуальная черта характера.
Нравственность — результат общественного соглашения, результат требований закона или воли власть имущих.
Нравственность — Божественный закон, данный человеку.
Дискуссия
Что происходит с миром, в котором этические принципы лишаются абсолютной (Божественной) основы и на их место приходят национальные, корпоративные или классовые интересы и основанная на них мораль?
Третье занятие
ЗАПОВЕДИ
В моменты озарений человек способен подниматься к заоблачным высям, откуда мир открывается от края до края. Но он редко способен удержаться на этих вершинах. Человеческая жизнь протекает на земле. Подъем сменяется спадом, накатывает душевная усталость, оживают казалось бы изжитые недостатки. Человек не только высок и одухотворен, он еще и уязвим, капризен, предубежден, эгоистичен, ревнив, тщеславен. Как же удержаться от ошибок, не совершить грехов, не нанести вреда себе и ближним?
Иудаизм требует от человека внутренней дисциплины, которая достигается с помощью системы заповедей. Эти заповеди, обязательные к исполнению независимо от того, в каком расположении духа человек пребывает в данный момент, позволяют ему удержать внутреннее равновесие, защищают от необдуманных поступков и дурных влияний, побуждают к добру и приближают к Богу.
Выше уже говорилось, что существуют заповеди, касающиеся отношений между человеком и Богом, и заповеди, касающиеся отношений между людьми. Заповеди «между человеком и Богом», помимо прочего, помогают человеку выполнять наиболее трудные из заповедей «между человеком и человеком». Например, молитва, очищающая душу, ослабляет в ней привычку ко злу и помогает человеку творить добрые дела.
Согласно еврейской традиции, мир вручен человеку незавершенным, не завершено и само сотворение человека. Высшая, кульминационная стадия сотворения требует человеческого участия. Человек призван вести самого себя и весь мир к совершенству, ибо именно этого ждет от него Всевышний. «Цель заповедей — содействовать совершенствованию природы человека» — провозглашает мидраш.7 Научно-технический прогресс, одним из двигателей которого является бизнес, во многих своих аспектах, как духовных, так и материальных, может служить улучшению мира и совершенствованию человека. Вопрос лишь в том, к какой цели направлены усилия.
Западная цивилизация (которую иначе называют иудеохристианской) зиждется на двух основаниях: эллинском и иудейском. Если греки вложили в цивилизацию философские, познавательные и эстетические идеи и ценности, то евреи принесли в мир Божественное откровение, в центре которого — взаимоотношения мира и его Творца, Бога и человека. Именно эти взаимоотношения являются источником библейской морали, принятой в западном мире. Хотя библейское учение, опосредованное христианством, стало достоянием всего Запада, его корни наиболее глубоки в еврейской традиции, с ее опытом откровения и мудрости, насчитывающим несколько тысячелетий.
Тора содержит 613 заповедей (предписывающих и запрещающих), однако лишь меньшую часть этих заповедей возможно исполнить на практике после разрушения Храма, в диаспоре. В течение многих веков делались различные попытки классифицировать заповеди. Одну из классификаций разработал рабби Шимшон Рафаэль Гирш в середине ХIХ века. Его целью было убедить современников, что исполнение заповедей не означает отказа от участия в общественной жизни, а напротив — требует от еврея активной жизненной позиции, где бы он ни жил.
В соответствии с этой классификацией, те заповеди Торы, которые применимы в настоящее время, делятся на 5 групп.
Справедливость по отношению к людям. Заповеди, составляюшие основу социального законодательства Торы.
Справедливость по отношению к окружающему миру. Заповеди, регулирующие использование окружающего мира и наслаждение его благами.
Любовь к ближнему и забота о людях. Заповеди, стимулирующие большую чуткость в осознании нужд других людей.
Обогащение окружающего мира. Заповеди, выполнение которых приближает к Богу весь мир, наполняя его служением Всевышнему.
Жизнь духа. Заповеди, обращенные к уму и сердцу и способствующие приближению к Богу.
Заповеди первых двух групп (справедливость к людям и миру) преследуют цель установления справедливых отношений сначала с другими людьми, а затем и со всем окружающим миром.
Цель заповедей третьей группы (любовь к ближнему) — поднимать на новый уровень отношения с другими людьми. Одной справедливости уже не достаточно, люди должны любить друг друга и заботиться о ближних.
Заповеди четвертой группы (обогащение мира) поднимают на новый уровень отношения человека и мира: от справедливых отношений человека с окружающим миром к духовному обогащению этого мира.
Наконец, пятая группа (жизнь духа) охватывает духовные качества, которые лежат в основе всех заповедей и, по сути дела, являются их конечной целью.
Этика бизнеса опирается главным образом на заповеди, составляюшие основу социального законодательства Торы. Эти заповеди относятся к первой группе и требуют справедливого отношения к людям. Кроме того в этику бизнеса входит и ряд общих этических понятий иудаизма, которые мы рассмотрим ниже.
Великий философ и кодификатор галахи Рамбам выделил 13 ключевых положений, «догматов» еврейской веры. Одиннадцатый «догмат» постулирует веру в воздаяние по делам, иными словами вознаграждение за добро и наказание за зло.
Почему же воздаяние наступает не сразу после содеянного? Почему оно часто скрыто от наших глаз? Если бы кара настигала человека сразу, на глазах окружающих, человек был бы лишен свободы выбора и превратился в марионетку. Но Божественный суд (как, впрочем, и человеческий), возможен лишь потому, что человек свободен. Он сознательно выбирает образ действий и потому несет полную ответственность за свой выбор.
Мудрецы различают два вида вознаграждений:
«пейрот» — непосредственные плоды добрых деяний, своего рода «прибыль»;
«керен» — «фонд», в который откладываются добрые дела, так сказать «основной капитал». Это же слово означает «сияние» добрых дел, которым окружены души праведников в раю.
Вот деяния, от коих человек пользуется пейрот (плодами) в этом мире, а керен (сияние или «основной капитал») сохраняется за ним в будущем мире: почитание отца и матери, благотворительность, водворение мира среди людей…
Трактат Пеа 1
Согласно Рамбаму, за любое добро, сделанное ближнему, человек получает вознаграждение еще в этом мире. Разумеется, вознаграждение не обязательно понимать как материальное благо, такое как здоровье, богатство, удача, успехи в учебе, радость семейной жизни. Награда может прийти к человеку и в виде испытания, даже болезни. Например, черствый эгоистичный человек, пожалевший кого-то, может удостоиться награды, которая поможет ему измениться к лучшему, и не исключено, что эта награда придет к нему в облике материального ущерба или болезни. Однако пройдя испытание и изменившись к лучшему, человек понимает, от какой беды спас его Всевышний в награду за доброе дело.
Как и грех, любое доброе дело вызывает «цепную реакцию»: люди стремятся отплатить добром за добро, а Всевышний, видя это, воздает им сторицей. Таковы плоды добрых дел.
В то же время их «керен» накапливается и растет для будущего мира. Исполнение заповеди подобно малому семени, бесследно, казалось бы, падающему в землю. Но из каждого семени в Будущем мире поднимется колос, полный семян.
Помимо добрых дел, человек совершает грехи. Грех несет расплату уже в себе самом: он обесценивает человеческую личность, наносит урон внутренним свойствам человека, отдаляет его от Бога. К счастью, грех поддается искуплению. В трактате «Законы раскаяния» Рамбам пишет:
…кто причинил вред другому человеку или нанес ему ущерб, то грех его не считается искупленным, даже если он возместил убытки, — до тех пор, пока он не исповедуется и не решит никогда не совершать такого поступка, как написано об этом (Бамидбар 5:6): Если… сделает какой-либо грех против человека… то пусть исповедуется в грехе своем…»
Искупление, по Рамбаму, не бывает эффективным без раскаяния. Ведь дело не только в возмещении ущерба, который нанесен другому, но и в исправлении испорченного в собственной душе.
К числу трудно исправимых грехов относится хилуль а-Шем, осквернение Божьего имени. Это специфически еврейский грех, которого надо особенно остерегаться. Народ Израиля несет на себе Божье имя, и каждый еврей обязан помнить об этом. Совершая неблаговидный поступок по отношению к иноверцу, еврей подрывает авторитет Всевышнего в глазах народов мира, втаптывает в грязь имя Божье. «Обобрать нееврея — худшее прегрешение, чем обобрать еврея, из-за сопряженного с этим осквернения имени Божьего», — делает вывод Талмуд.
Поэтому в бизнесе надо больше опасаться обмануть нееврея, чем еврея.
Позволительно ли обобрать иноверца с точки зрения галахи? Талмуд задает этот вопрос и отвечает, ссылаясь на мнение р. Акивы: обобрать иноверца недопустимо, еврейский закон в равной мере охраняет собственность и еврея, и нееврея (Бава Кама 113а, б).
Вопросы к занятию
Какова главная цель заповедей?
Чем различаются «плоды» (пейрот) добрых дел и их «сияние» (керен)?
Почему обмануть иноверца — больший грех, чем обмануть еврея?
Четвертое занятие
ЭТИКА БИЗНЕСА
Иудаизм требует служения Всевышнему на всех путях, не исключая бизнес. Одни еврейские законы предписывают порядок молитвы, другие — порядок управления фирмой, но их нельзя разделить на «религиозные» и «светские». Ритуал действительно занимает видное место в еврейском законодательстве, однако почти четверть законов еврейского права в галахическом кодексе Йосефа Каро «Шульхан арух» посвящены «производственной этике» и деловым отношениям.
Сегодня сами евреи подчас разделяют представление о том, что еврей в бизнесе — это прежде всего ловкий мошенник. Мы должны отдавать себе отчет, что в той мере, в какой это обвинение соответствует действительности, оно свидетельствует о тягчайшем грехе, ничуть не меньшем, чем разбой или нарушение Субботы. Когда нечестный бизнесмен-еврей действует в нееврейской среде, он совершает еще и «хилуль а-Шем» (см. выше), т. е. богохульствует. Что же делать, если обман, преступление, подкуп являются непременным условием ведения бизнеса? Оправдывает ли это нашу собственную нечестность? Вопрос можно поставить шире: живя в мире, далеком от совершенства, вправе ли мы делать этот мир еще более греховным? Оправдывает ли наши собственные грехи то, что их сплошь и рядом совершают другие? Ответив на этот вопрос положительно, мы тем самым отказываемся от всякой надежды и упования на Бога, смиряемся с властью зла и сами начинаем служить злу. В таком контексте религия теряет смысл, превращается в бессмысленный набор ритуалов и заклинаний, в идолопоклонство.
Безусловно, у человека, в том числе у бизнесмена, должны быть открыты глаза на реальность, в которой ему приходится действовать. Никто не обязывает говорить правду вору, который спрашивает, где спрятаны твои деньги. Бесполезно обращаться с этическими увещеваниями к разбойникам, но их можно провести. Не несет наказания тот, кто «украл» у вора обратно похищенную тем вещь. Но ясно одно: чем сомнительней и опасней деловое окружение бизнесмена, тем большей моральной стойкости, ума и мужества требуется для честного ведения дел.
Этичное ведение бизнеса — не просто заповедь иудаизма. Это обширная сфера законодательства, детально разработанная в Талмуде. Первый вопрос, который задают душе на небесном суде: «Честно ли ты поступал в делах твоих?».8 Не о соблюдении шабата или кашрута, не о благотворительности и не о соблюдении ритуалов спрашивают в первую очередь, а именно о честности в бизнесе.
Другой талмудический отрывок говорит о роли бизнеса в передаче еврейской мудрости. Есть два пути овладения этой мудростью: либо делить свое время между зарабатыванием денег и изучением Торы, либо честно, по законам Торы ведя свои дела, материально поддерживать изучающих Тору.9
Мидраш приравнивает честность в делах к исполнению всех заповедей Торы,10 поскольку от этого зависит доверие людей друг к другу. Не случайно изучение Талмуда начинают с имущественного законодательства.11 А мошенничество, нечестность в делах приравнено к прелюбодеянию, к нарушению одной из Десяти заповедей.12
По мнению Рамбама,13 одно из качеств, умудряющих человека в учении, — его честность в делах. Первой молитвой, которую произносил Первосвященник в Йом Кипур, выйдя из Святая Святых, была молитва о средствах к существованию в наступившем году.14 И это не случайно: успех в делах прямо связан с раскаянием и очищением души в Судный день.
Мудрецы и пророки древности по большей части были земледельцами, но изгнание оторвало евреев от земли. Величайшие праведники и законоучители еврейского народа добывали средства к существованию «частным предпринимательством», своим примером доказывая, что бизнес и мошенничество — отнюдь не синонимы. Крупнейший галахический авторитет нашего времени рабби Исраэль Меир а-Кохен («Хафец Хаим») многие годы содержал продуктовую лавку, а выдающийся современный комментарий к Мишне написал Пинхас Кегати, еврейский банкир в Эрец Исраэль.
Есть совершенно недвусмысленные заповеди Торы (например, «не кради»), относящиеся к сфере бизнеса, но большинству заповедей дается расширенное толкование. Например, заповедь: «Не делайте неправды в суде, в измерении, в весе, в мере. Весы верные, гири верные… да будут у вас»15 — эта заповедь кроме прямого смысла заключает в себе требование отчетливых критериев справедливости — и не только в бизнесе.
Однако даже нарушение явных заповедей в реальной жизни не всегда бывает не очевидным. Перейдем теперь от теории к практике и рассмотрим несколько нарушений этических принципов в экономической сфере, в сфере бизнеса. Выясним, как еврейская традиция обосновывает недопустимость их нарушений.
Воровство
Одна из Десяти заповедей («не кради») запрещает воровство даже в малых размерах. Как бы вы определили понятие «воровство»?
Методическое указание
Преподаватель выслушивает и систематизирует мнения слушателей, записывая их на доске.
Одно из наиболее распространенных определений воровства — попытка забрать чужое, взять вещь без разрешения владельца. Однако это определение слишком общее и потому неточное. Ведь если ребенок без разрешения берет карандаш со стола своего отца, его еще нельзя назвать вором. И дело не в том, что в семье каждый имеет право на имущество другого — сын, забравший со стола отца стодолларовую бумажку, совершает самую настоящую кражу. Так что же, воровство зависит от суммы, и укравший у нищего последнюю копейку — не вор?
Еврейское законодательство не устанавливает минимальной ценности похищенного. Сумма не имеет значения, если совершена именно кража.16 Так в чем же, в таком случае, разница между карандашом и стодоллоровой купюрой?
Попробуем задаться вопросом: как отнесется сам отец к тому, что ребенок возьмет у него карандаш или залезет к нему в бумажник? Именно это предполагаемое отношение послужит ключом к наличию «состава преступления». Ребенок, заимствуя карандаш, совершенно уверен, что будь здесь отец, он не стал бы возражать. Но юный оболтус, залезающий в отцовский бумажник, прекрасно понимает, что застигни его отец за этим занятием — трепки не избежать.
Таким образом, когда мы доподлинно знаем, что владелец не стал бы возражать против того, чтобы у него взяли ту или иную вещь, мы не рассматриваем это действие как воровство. Воровство — это присвоение чужого при условии, что владелец хоть в какой-то мере возражал бы против присвоения его собственности.
ПОЧЕМУ ЖЕ ВОРОВСТВО ЗАПРЕЩЕНО ЗАПОВЕДЬЮ?
Методическое указание
Преподаватель просит слушателей записать возможные доводы в пользу запрещения воровства. Впрочем, если кто-то захочет, он может привести доводы и в оправдание воровства, скажем, с позиции вора.
Мнения аудитории собираются и систематизируются. Скорее всего, будут высказаны следующие точки зрения.
1. Красть неразумно, разумнее не красть. Логика этого высказывания предполагает зависимость действия от цели, поскольку разум подсказывает поступки, наиболее эффективно приводящие к цели. Но если такая цель — обогащение, а воровство остается безнаказанным, то оно может очень эффективно вести к ней. Следовательно, рациональное, «разумное» действие вовсе не обязательно является моральным.
2. Красть нельзя потому, что так решило большинство; либо так постановили богачи, захватившие власть. Запрет на воровство, согласно этому мнению, имеет социальное происхождение. Общество само устанавливает для себя законы, и оно вправе их изменять. Означает ли это, что если в каком-то обществе будет разрешено грабить (скажем, евреев), то это вполне морально? Оказывается, социально-одобренное действие также совсем не обязательно является моральным.
3. Красть опасно. Вора ловят и сажают в тюрьму. Так значит и вправду «не пойман — не вор»? Ловкому проходимцу все сойдет с рук, и воровать не следует только таким недотепам, как мы с вами, которых обязательно застукают и посадят?
4. Воровство противоречит законам природы. Нет, не противоречит: лиса таскает кур, мелкие хищники крадут яйца из птичьих гнезд. Не противоречит воровство и природе человеческого общества: в прошлом, да и теперь известны племена, у которых разбойные нападения, похищение людей и угон скота, пиратство и всевозможные поборы были своего рода «народным промыслом», важнейшим источником благосостояния.
Итак, ни одно из рациональных объяснений не оказалось достаточно убедительным. Остается согласиться с тем, что происхождение заповеди «не укради» такое же, как и заповеди «не убий».17 Бог не хочет, чтобы человек становился вором и убийцей — конечно же, потому, что желает человеку добра.
Дело не только, а может быть даже не столько в ущербе, который вор наносит чужому имуществу. Принимая значительные размеры, воровство разрушает общественные устои, убивает искренность человеческих взаимоотношений, разобщает людей, заставляя их с недоверием и враждебностью коситься друг на друга. Нарушая запрет «не укради», вор как бы во всеуслышание провозглашает: «Воля Бога — ничто перед алчностью и корыстолюбием человека. В мире нет ни воздаяния, ни справедливости, в нем торжествуют ложь, жестокость и бесстыдство. Выигрывает всегда тот, кто презирает закон, равнодушен к ближним, свободен от нравственных уз».
Великий комментатор Раши,18 цитируя Талмуд,19 напоминает, что, хотя поколение Потопа было виновно во множестве преступлений, именно воровство оказалось тем грехом, который навлек разрушение мира. Нагло присваивая плоды чужого труда, допотопные люди демонстрировали открытое презрение к Богу. Не удивительно, что сама ткань человеческого общества сгнила в таком мире. Мир не мог больше существовать, он распадался, разъеденный своим внутренним злом.
Именно потому, что в любой краже заключено прямое отрицание Бога, еврейское законодательство не знает принципиального различия между «большой» и «малой» кражей. В судебной практике отсутствуют понятия «особо крупных» и «мелких» хищений. Тора требует от судей рассматривать дела об ущербе вне зависимости от их материальной значимости, в том порядке, в каком они представлены суду.20
Есть, однако, различие, между кражей и грабежом, которое признает еврейский закон. Это различие выражается в тяжести наказания. Грабитель должен возместить нанесенный ущерб; вор же платит вдвойне.21
В чем здесь разница? Разумеется, в том, что кражу легче совершить, и потому возрастает устрашающая роль наказания. Но не только в этом. Грабитель, отчаянная голова, не боится ни Бога, ни человека. Вор же трусит, но он боится человека больше, чем Бога. За это он и должен расплачиваться вдвойне.
Запреты воровства и убийства входят в число заповедей, которые Бог обязал соблюдать всех потомков Ноаха, всех людей, включая евреев. Заповеди «не укради» и «не убий» вошли также в состав Десяти заповедей, воспринятых Израилем при даровании Торы на горе Синай.
Поведение, вводящее в заблуждение
Воровство совершает не только тот, кто прямо покушается на чужую собственность, непосредственно присваивая ее. «Косвенным» воровством является также поведение, направленное на достижение преимуществ в бизнесе путем обмана. Речь идет не о явном мошенничестве, которое, по сути, не отличается от воровства и может преследоваться по закону, а о недостатке порядочности в деловых отношениях. Мы согласились, что этика бизнеса не допускает воровства. Но разве не вправе каждый заботиться в первую очередь о себе, а не о партнере? Если покупатель не осведомлен об истинной цене товара и готов переплатить за него — что ж, тем лучше для продавца, его счастье.
Однако Тора не разрешает оставлять другого человека в заблуждении, и уж тем более запрещено намеренно вводить ближнего в заблуждение. Об этом сказано:
Не проклинай глухого и не помещай камня преткновения перед слепым, бойся твоего Бога, Я — Господь.22
Раввинистическая литература видит за прямым смыслом этих слов запрет на любые действия, использующие для получения выгоды чью-то недостаточную осведомленность или ошибочные представления. Человеку легко поддаться подобному соблазну, поэтому заповедь содержит суровое предостережение.
Другой стих Торы гласит:
И если будете продавать что ближнему своему или покупать что у ближнего своего, не обижайте друг друга… И не обижайте один другого, бойся же Бога твоего, ведь Я — Господь, Бог ваш.23
Эти слова истолковываются как запрещение заламывать чрезмерную цену или приобретать товар (услугу) за бесценок, когда другой стороне неизвестна его истинная цена. К сожалению, с нарушением этого запрета мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Например, когда шофер такси везет иностранца из аэропорта в отель самым длинным путем, запросив к тому же баснословную цену, он использует неосведомленность приезжего. Но и книголюб, обнаруживший на копеечном «развале» библиографическую редкость, разве спешит обрадовать продавца этой новостью? А ведь приобрести дорогую вещь за бесценок — тот же обман, который лишь немногим лучше воровства.
Из приведенных выше слов Торы следуют и другие запреты.
а) Покупатель не должен делать вид, будто выбирает товар и надоедать продавцу расспросами о цене, если не имеет средств или намерения действительно купить у него что-либо.
б) Нельзя рекомендовать другому человеку заведение, которое заведомо не соответствует его запросам. Например, если человек нуждается в диетическом питании, его не следует посылать в ресторан вашего приятеля, где готовят острые блюда. А если он собирается надежно вложить деньги, нельзя уверять его, что рискованное начинание вашего родственника — самое верное место для денег.
И снова увещевание Торы заканчивается призывом бояться Бога и быть совестливым.
Из Мишны24 следует также правило: «Продавец не вправе смешивать разные категории продукции в одном объеме». Правило это не позволяет показывать «товар лицом», когда в действительности он этого «лица» не имеет. Рыночный торговец, прячущий зеленые ягоды клубники под красными, нарушает этот запрет.
Продавец не имеет права добиваться повышения цены за счет улучшения одного лишь внешнего вида товара и не заботясь об улучшении его основных потребительских качеств. Из этого, в частности, следует, что такой распространенный прием, как продажа того же самого изделия в более привлекательной упаковке и по завышенной цене, по сути является обманом покупателя.
Отношение к имуществу ближнего уподобляется в еврейской традиции отношению к его достоинству:
Да будет достоинство ближнего твоего дорого тебе как твое собственное.
Пиркей Авот де-рабби Натан
Эта параллель не случайна, ибо если к своему имуществу люди относятся по-разному, то достоинство свое человек бережет всегда.
Еврейская этика бизнеса требует правдивости и искренности между участниками деловых отношений. Иллюстрацией этого может служить история из Талмуда25 (ее подробности приведены в Шеильтот рава Ахаи26).
Это случилось, когда у рава Сафры оставалось немного вина для продажи. Покупатель вошел в лавку в тот момент, когда рабби читал вечернее «Шма». Он предложил свою цену за вино, но рав Сафра ничего не ответил, поскольку не мог прервать чтение «Шма». Покупатель принял молчание рабби за отказ (вполне возможно, предложенная цена действительно не устраивала рабби, но промолчал он не поэтому) и поднял цену. На сей раз она показалась раву Сафре приемлемой, но он все равно не ответил, поскольку еще не завершил чтение «Шма». Тогда покупатель поднял цену еще и еще раз.
Закончив, наконец, молиться, рав Сафра назвал не самую высокую цену, а ту, на которую мысленно согласился читая «Шма». Он не захотел воспользоваться неведением покупателя в еврейских обычаях и сохранил общую атмосферу правдивости в своем торговом деле — несмотря на то, что никакой закон не обязывал его отказаться от предложенной покупателем высокой цены.
Продажа товаров,
опасных для благосостояния и здоровья
потребителя и общества
Тора запрещает создавать источник риска для чужого благосостояния:
И если раскроет кто яму или выкопает кто яму и не покроет ее, и упадет в нее бык или осел, то хозяин ямы должен заплатить; серебром да вознаградит хозяина их, а туша [погибшего животного] будет его.27
Мудрецы Талмуда распространили этот принцип на любой фактор риска, лишенный соответствующей защиты. Не запрещено создавать ситуации повышенного риска, если этого требуют хозяйственные нужды — например, выкопать яму под погреб, выстроить высокое здание и т. п. Но человек обязан принять все необходимые меры для уменьшения риска. Только если такие меры достаточны, они освобождают владельца от ответственности за несчастный случай. Например, несет ли хозяин здания ответственность за гостя, по собственной неосторожности упавшего с крыши? Да, если хозяин не потрудился оградить опасное место:
Когда будешь строить дом новый, то сделай перила к кровле твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, если упадет кто-нибудь с него.28
В отличие от животного, человек понимает слова: может быть, достаточно просто сказать ему, что подходить к краю крыши опасно, или сделать предупредительную надпись? Нет, предупреждение само по себе еще не является оградой.
Как всегда, практическое применение правового принципа требует детальных пояснений, особенно в пограничных случаях его применения. Например, как быть, если по неосторожности владельца ущерб нанесен ему самому?
В одном из разделов уже цитировавшегося кодекса еврейского права ХII в. «Яд Хазака» его автор, рабби Моше бен Маймон (Рамбам), рассматривает ситуацию, когда кто-то поставил кувшин в людном месте (скажем, на базарной площади), и прохожий, наткнувшись на кувшин, разбил его.29
Кто кому в данном случае нанес ущерб, и есть ли виновные? Отвечает ли прохожий за разбитый кувшин? А если он поранил о кувшин ногу, должен ли владелец кувшина возместить ущерб? В бизнесе чаще встречаются именно такие, сложные юридические ситуации, вот только ущерб, к сожалению, измеряется не глиняными черепками. По мнению Маймонида, прохожий, разбивший кувшин, не отвечает за разбитое, поскольку в этом месте никак не мог ожидать, что споткнется о чужое имущество. А вот владелец кувшина несет ответственность, если прохожий поранился осколками.
Ниже в той же главе30 Маймонид применяет этот закон в ситуации, когда кто-то пролил воду на улице, а другой поскользнулся и упал. Ответственность сохраняется все то время, пока мостовая остается скользкой от влаги, даже если лужа вытерта.
В «Законах торговли»31 Маймонид рассматривает положения Мишны, запрещающей продажу товаров с изъяном. Подобными товарами можно торговать лишь в случае, если покупатель получит исчерпывающие сведения о природе изъяна и о риске, связанном с их неправильным использованием. Продажа дефектного товара без такой предосторожности нарушает сразу два запрета: запрет на продажу товара, имеющего опасный дефект, и запрет на продажу товара, создающего опасность для общества.
Подкуп и взяточничество
Эти действия, как известно, составляют две стороны коррупции, борьба с которой ведется чуть ли не во всех странах мира разными методами: от физического уничтожения коррупционеров до предложения узаконить коррупцию, ограничив ее размеры и сферу действия.
В Тope нет текста, который можно было бы трактовать как прямой запрет подкупа в деловых отношениях, но вместе с тем сурово осуждается подкуп в судопроизводстве:
Мзды не принимай, ибо мзда ослепляет зрячих и извращает слова правды.32
Что может быть названо подкупом в бизнесе? Мишна приводит слова рабби Иегуды о том, что торговцу не следует раздавать детям сладости и орехи, чтобы заманить их вместе с родителями в свою лавку.33 Как бы мы отнеслись к подобным действиям сегодня?
То, против чего возражает рабби Иегуда, на современном языке называется «внеэкономической конкуренцией». Инструментами экономического соперничества служит повышение качества товаров и услуг, снижение цен и т. п., но никак не манипуляция человеческими, а тем более детскими слабостями. Однако другие мудрецы разрешают практику «внеэкономической конкуренции» на том основании, что другим лавочникам также не возбраняется баловать детей сладостями. По их мнению, внеэкономическая конкуренция подобного рода создает вокруг торговли особую доброжелательную атмосферу, вносит в нее элемент праздника. Но насколько далеко может зайти такая игра?
Ярким примером современных методов внеэкономической конкуренции (разумеется, не считая бандитизма, коррупции и сутяжничества) служит реклама. Телевизионные ролики и огромные рекламные щиты на дорогах как правило несут мало информации о потребительских свойствах товара. Зато они ловко приковывают внимание потребителя, апеллируя к низменным сторонам человеческой натуры, эксплуатируя понятное человеческое стремление к успеху, респектабельности, «сладкой жизни». Такая реклама не информирует, а соблазняет покупателя. Здоровяки с прекрасным цветом лица затягиваются сигаретным дымом на палубах роскошных яхт, соблазнительные красотки подсаживаются к обладателям престижных автомобилей, средства от перхоти способствуют решению личных проблем, а дорогая офисная мебель приносит головокружительный коммерческий успех. Вместо сладостей и орехов подобная реклама раздает несбыточные обещания, ее жертвы чувствуют себя обманутыми простаками. Что же касается производителей, то они снижают требования к потребительским свойствам продукции, поскольку спрос формирует уже не столько качество, сколько все более дорогостоящая реклама.
Можно ли с точки зрения еврейской традиции срывать уже почти состоявшиеся сделки, перехватывать у конкурента товар или отбивать клиентов? Вот что рассказывает об этом Талмуд.
Рав Гидал вел переговоры о покупке участка земли, когда рабби Аба пришел и купил этот участок. Гидал пожаловался раву Ицхаку Нафхе. Нафха встретил рабби Абу и спросил его:
— Бедняк ждал возле скирды [чтобы собрать забытый сноп, предназначенный для бедных]. Пришел другой человек и забрал сноп. Что скажешь об этом?
Рабби Аба ответил:
— Скажу, что он скверно сделал.
— Тогда почему ты поступил так же с Гидалом?
— Но я ничего не знал!
— Продай землю Гидалу, — посоветовал рав Нафха.
Ответил рабби Аба:
— Не стану продавать. Ведь я только начинаю торговлю, и эта земля — первый купленный мною участок. Если я продам ее теперь, это послужит дурным предзнаменованием. Но я отдам ее Гидалу в дар.
Однако рав Гидал не принял дара, и земля поступила в ведение законоучителей.34
Разумеется, из этой истории нельзя сделать вывод, что начав переговоры с потенциальным покупателем, продавец лишается права вести переговоры с третьим лицом. Подобное правило, несмотря на его кажущуюся справедливость, на практике породило бы множество злоупотреблений. Рав Нафха понимал это, и потому начал с притчи о бедняке. Для рава Гидала покупка участка земли — давно лелеемая мечта. Скорее всего, он долго искал участок, который был бы ему по карману, затем вел нелегкие переговоры, добиваясь снижения цены. И вот, когда он уже был близок к своей цели, явился торговец недвижимостью, соблазненный дешевизной участка, и перехватил его у бедняка.
У этой истории есть еще один, пожалуй даже более важный аспект. Еврейская традиция признает понятие «ожидаемого экономического вознаграждения». Сноп в притче еще не был «забыт», а бедняк уже «занял на него очередь», выжидая. В данном случае его преимущество перед другим бедняком сводится к месту в этой очереди: кто раньше всех занял ее, тот имеет право на первый сноп.
На языке современных деловых отношений сформулируем это правило так: если конкурент близок к совершению сделки и у него есть обоснованная надежда на удачное развитие событий, нельзя лишать его ожидаемой выгоды, неожиданно вмешавшись с контрпредложением. Конкуренты, как бегуны, должны стартовать одновременно и бежать каждый по своей дорожке. Даже если нет соответствующей законной санкции за срыв чужой сделки, подобное поведение в бизнесе считается предосудительным.
Регулирование конкурентной борьбы — важный аспект еврейского законодательства, стремящегося к справедливости в мельчайших деталях. Например, согласно Талмуду, рыбак не имеет права раскидывать сети возле своего товарища, даже если тот напал на уловное место. А правовой источник ХII в. выдвигает еще более жесткое требование: если лавка находится в конце тупика, конкурент не имеет права открыть другую лавку у входа в этот тупик. Смысл правила понятен: успех в конкурентной борьбе должны определять профилирующие, а не привходящие обстоятельства, в данном случае — цена и качество товара, а не «тупиковое» местоположение конкурента.
При всем уважении к собственности, еврейское право не абсолютизирует ее. Хотя воровство приравнивается к святотатству, как сказано: «Отнять ближнего собственность — все равно что присвоить посвященное Богу», еврейский суд наделен правом конфискации имущества злостного нарушителя, чьи действия наносят ущерб общественным интересам или собственности.35 Наше право на собственность обусловлено тем, как мы ею пользуемся. Пока мы используем ее на благо общества, она — наша, если же во вред ему — мы лишаемся этого права.
Дискуссии по итогам занятия
Дискуссии строятся вокруг конкретных ситуаций, моделирующих один из видов нарушения этики: воровство, поведение, вводящее в заблуждение и подкуп. Для проведения дискуссий удобно имитировать заседание «суда присяжных», перед которым состязаются «защита» и «обвинение». Соответственно, участники делятся на три группы: присяжные, обвинители и защитники. Каждая группа выбирает своего лидера: «судью», «прокурора» и «адвоката».
Перед началом «судебного заседания» его участники получают «дело», на изучение которого группам отводится 5–10 минут.
«Обвинение» подбирает обвинительные доводы, «защита» — оправдательные, а «присяжные» подыскивают принципы еврейской деловой этики, на которых может основываться «приговор».
«Суд» желательно заканчивать кратким обсуждением, в ходе которого полезно обсудить схожие жизненные ситуации.
ВОРОВСТВО
Покупатель расплатился за покупку и, забрав сдачу, отправился домой. Дома он обнаружил, что вместо сторублевой купюры получил на сдачу пятисотрублевую. Покупатель обрадовался удаче и решил оставить лишнюю сдачу себе. Можно ли назвать его действия воровством?
Возможные доводы защиты
Покупатель ни у кого не просил эти деньги. Он не обязан отвечать за невнимательность кассира.
Покупатель никого не обманул, у него и в мыслях не было украсть. Почему же он должен чувствовать себя вором?
Покупатель получил сдачу из рук кассира и даже не пересчитал. Он доверял кассиру, хотя тот мог ошибиться не в его пользу. Поэтому теперь он вправе воспользоваться ошибкой кассира.
Магазин принадлежит не кассиру, и непонятно, кто в данной ситуации стал бы возражать против того, чтобы деньги были присвоены покупателем.
Кассир, совершивший ошибку, не является собственником денег, у него не больше прав на них, чем у покупателя.
Возможные доводы обвинения
Покупатель виноват в том, что не проверил сдачу тут же, у кассы.
Покупатель воспользовался чужой оплошностью и незаконно присвоил не принадлежащие ему деньги. Это то же самое, как если бы кто-то по ошибке положил их мимо своего кармана в его карман. Ясно, что покупатель обязан вернуть лишнюю сдачу.
Явно возражать против присвоения денег стал бы именно кассир. Хотя он не является собственником денег, но материально отвечает за точность расчетов, и именно ему пришлось бы компенсировать недостачу.
Этические принципы для «присяжных»
Определения воровства, сформулированные на занятии.
Хилуль а-Шем, если магазин не еврейский, а покупатель еврей.
Кидуш а-Шем, если магазин не еврейский, а покупатель еврей.
Сходная ситуация
Получение со склада продукции высшего сорта по накладной на продукцию обычного качества.
ПОВЕДЕНИЕ, ВВОДЯЩЕЕ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ
В магазинах города появились продукты питания, употребление которых способствует снижению веса и общему оздоровлению («Гербалайф»). Продукты были довольно дорогими, а ощутимый эффект достигался далеко не сразу.
Но однажды фирма «Лиса Алиса» выпустила в продажу яркие коробки с товаром, который, судя по рекламной информации и надписи на упаковке, вдвое повышал эффективность «Гербалайфа» и стимулировал быстрое снижение веса. Добавка была недорогой, и покупатели быстро раскупили товар. Однако в цветных коробках не обнаружили никакого порошка или таблеток, а только пластмассовую ложку для «Гербалайфа», вместимостью вдвое меньше штатной, и скакалку. Одни покупатели ограничились руганью в адрес ловких надувал, другие попытались вернуть свои деньги, обвиняя компанию в обмане, но нашлись и такие, кто принял все за чистую монету.
Представитель «Лисы Алисы» отмел обвинения в мошенничестве на том основании, что прием вдвое меньшей дозы «Гербалайфа» в сочетании с интенсивной физической нагрузкой действительно ускоряет снижение веса.
Можно ли назвать действия фирмы «Лиса Алиса» обманом покупателей?
Возможные доводы защиты
Предметы в коробках соответствовали заявленным целям.
Цена набора не была преувеличенной: она соответствовала содержимому и принятым нормам прибыли.
Закон допускает выпуск добавок, улучшающих действие основного товара, и нигде не сказано, что эти добавки должны быть пищевыми.
Фирма «Лиса Алиса» не нанесла ущерба компании «Гербалайф», так как ее продукция содействовала повышению интереса к «Гербалайфу».
Товар «Лисы Алисы» никого не разорил, ведь он стоил недорого. Можно рассматривать это как беззлобную шутку, рассчитанную на людей с развитым чувством юмора.
Возможные доводы обвинения
Фирма не указала на коробке конкретный состав продукта и тем самым ввела покупателей в заблуждение.
Сюрпризный, шутливый характер товара также должен быть указан в рекламе и на упаковке.
Добавка подрывала авторитет «Гербалайфа», так как намекала на его недостаточную эффективность.
Эффект от необоснованного уменьшения дозы «Гербалайфа» в сочетании с усиленной физической нагрузкой мог оказаться вредным для здоровья некоторых покупателей.
Этические принципы для «присяжных»
«Не проклинай глухого и не ставь преграды на пути слепого…»
«И если будешь продавать что ближнему своему или покупать что у ближнего своего, не обижайте друг друга…»
Сходная ситуация
Многочисленные примеры рекламы табачных изделий.
ПОДКУП И ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
Одной из образовательных услуг в вузах России является платный прием экзаменов, консультации и проведение лабораторных занятий после окончания сессии. Часть денег за сверхурочную работу получает преподаватель. Случается, что студенты, опасающиеся не сдать экзамен, намеренно сдают его не во время, а после сессии, за плату. Таким образом, у преподавателя появляется вполне законный дополнительный заработок.
Являются ли действия студентов завуалированным подкупом преподавателя?
Возможные доводы защиты.
Студент не платит деньги лично преподавателю, это делает дирекция, поэтому нельзя говорить о подкупе.
Преподаватель получает деньги за работу, которую легко проконтролировать, он просто не сможет завысить оценку.
Подкупить можно конкретное лицо, а не целую корпорацию. Ведь студент не знает заранее, кто будет принимать у него экзамен: возможно, совсем не тот преподаватель, на которого он рассчитывал.
Возможные доводы обвинения.
Хотя студент не сдает экзамен во время сессии, зарплата преподавателя от этого не страдает, и потому прием экзаменов после сессии оплачивается как бы дважды.
Преподаватель получает возможность умышленно «заваливать» студентов на сессии, чтобы вынудить их оплатить дополнительные экзамены.
Студент может еще в начале семестра сообщить преподавателю о своем намерении сдавать экзамен за плату и тем самым облегчить себе жизнь.
Этический принцип для «присяжных».
«…и мзды не принимай, ибо мзда ослепляет глаза зрячих и извращает слова правды…».
Похожая ситуация.
Журналист ведет репортаж с выставки продуктов питания. Он интервьюирует директоров нескольких фирм. Продукцию одной из фирм его просят попробовать и интервью с директором этой фирмы затягивается на несколько минут. Может ли такое интервью считаться скрытой рекламой, а действия директора — подкупом?
Пятое занятие
ЭТИКА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
И ОТНОШЕНИЕ К ИНОВЕРЦАМ
Правам и обязанностям нанимателя и работника уделяется большое внимание в еврейском законодательстве. Главную угрозу их отношениям создает обезличивание, когда работник рассматривает себя только как наемника, а хозяин — только как работодателя, забывая, что оба люди.
Велик соблазн выжать из каждого наемника максимальную прибыль. В условиях острой конкуренции на рынке труда, доведенные тяжелым экономическим положением до отчаяния, люди соглашаются работать в неблагоприятных условиях, до полного изнурения, довольствуясь мизерной оплатой. И потому, договариваясь об оплате и часах работы, работодатель обязан помнить, что работник — это человек, созданный, как и он сам, по образу и подобию Бога. В жестоком криминализированном обществе это чаще всего еще и человек, попавший в беду, вынужденный отдавать себя в кабалу, трудиться за бесценок. Но даже достойная оплата труда не избавляет наемника от мучений. В условиях английской промышленной революции заработок на ткацких мануфактурах вчетверо превышал доход ткача-кустаря, и все же ремесленники упорно держались за свои цеха и мастерские. Ведь каждый человек стремится обрабатывать свое поле, растить свой сад, хотя в индустриальном обществе лишь немногим это удается. Некоторым, за счет образования и высокой квалификации, удается добиться относительной независимости, но большинство наемных работников сохраняют низкий социальный статус, их удел — выполнять чужие указания. Не случайно Тора ставит наемника в один ряд с нищим и пришельцем, вместе с ними принимая его под свою защиту:
Не обижай наемника, нищего и неимущего из братьев твоих или пришельцев твоих, которые в стране твоей, в воротах твоих. В тот же день отдавай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того; ибо нищ он, и к ней [плате] стремится душа его; а то он возопит на тебя к Господу, и будет на тебе грех.36
Такое распространенное в наших условиях явление, как задержка заработной платы, подпадает под один из самых суровых запретов Торы, «исур бал-талин» — запрет оставлять у себя деньги, заработанные поденщиком, хотя бы на одну ночь. Рабочему или служащему, с которым работодатель заключил трудовой договор, зарплата должна выплачиваться точно в срок, обусловленный договором, и ни на день позже.
То обстоятельство, что наемный работник заведомо приравнивается к «социально-слабым» слоям населения (бедняку, эмигранту), объясняет ряд преимуществ, которыми пользуется работник в трудовом споре с работодателем. Например, Мишна устанавливает, что если работник жалуется в суд, что ему не заплатили, и клянется, что сказал правду, хозяин обязан заплатить, даже если сам он полагает, что рассчитался с работником сполна. Мудрецы Мишны не склонны подозревать наемника в обмане. Они считают более вероятным, что работодатель, занятый одновременно многими делами, действительно ошибся.
Вставая на защиту социальных и юридических прав наемного работника, еврейское законодательство видит в нем не бессловесного исполнителя, а полноправного партнера деловых отношений, как бы «владельца» своего труда. На труд, понимаемый как товар, распространяются все требования, о которых мы говорили на предыдущем занятии: труд должен быть добросовестным и честным. Нарочитой медлительностью, заведомо пониженной производительностью или небрежностью наемный работник совершает тот же самый проступок, что торговец, подсовывающий покупателю порченый товар.
Со своей стороны, наниматель не может успокаивать себя мыслью, что справедливо рассчитался с работником за его труд. Низкая, пусть даже справедливо низкая, оплата труда все же не может быть мизерной. Талмуд обязывает нанимателя создать такие условия труда, чтобы заработная плата обеспечивала наемному работнику нормальный уровень жизни. Иными словами — даже минимальная оплата за труд должна покрывать основные потребности работника и его семьи.
Отношение к иноверцам
Существует заблуждение, распространенное в том числе и в еврейской среде, что, предписывая этичное отношение к ближнему, еврейская традиция имеет в виду только еврея. Однако это не так. Мотивы этичного отношения действительно могут быть разными, особенно когда окруждение враждебно к евреям. Но даже с отъявленным антисемитом, даже с тем, кто ненавидит евреев, Тора обязывает быть щепетильно честным и справедливым — из опасения нечестностью осквернить Имя Божье в глазах иноверцев, совершить «хилуль а-Шем».
Когда же иноверец ищет помощи и поддержки, к нему следует отнестись с той же самой, если не большей, доброжелательностью, что и к еврею. Запрещено использовать для своей выгоды стесненные обстоятельства другого человека, независимо от того, еврей он или нет. Тора предписывает в равной мере заботиться о бедняках и «пришельцах»:
Если обеднеет брат твой и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец он или поселенец, и да оживет он у тебя. Не бери с него лихвы и роста, бойся Бога твоего, и пусть оживет брат твой у тебя.37
Лихвой называется не только процент, но и любая услуга, оказанная должником заимодавцу — если существует подозрение, что тот не стал бы оказывать эту услугу, не будь он должен. Расценить как «лихву» можно даже подобострастие должника, знаки повышенного уважения с его стороны.
В связи с «лихвой» встает вопрос о банковских вкладах и кредитах. Можно ли пользоваться банковским процентом по вкладу? Считать ли коммерческие кредиты ссудой или инвестицией? Какой кредит можно назвать коммерческим?
Согласно правилу, утвержденному раввинами в ХVI веке, банк является коммерческим учреждением. Каждый вкладчик становится его деловым партнером, участвуя как в прибылях, так и в убытках. Об этом между сторонами подписывается соответствующий договор. По понятным причинам, вкладчик стремится снизить риск убытков. Банк вправе предоставить вкладчику дополнительные гарантии сохранности капитала, но за уменьшение коммерческого риска тому приходится расплачиваться уменьшением своей доли в возможной прибыли.
Что же касается кредитования, то банк исходит из того, что коммерческие кредиты, к которым прибегают его клиенты, инвестируются в дело. Например, в покупку дома, в котором хозяин намеревается жить сам: однако тот же дом может сдаваться в наем. На практике выдачей беспроцентных некоммерческих ссуд занимаются благотворительные фонды, «гмахи», создаваемые специально с целью поддержки нуждающихся.
Существует еще один важный аспект отношения к иноверцам: забота об их человеческом, религиозном и национальном достоинстве. Требуя: «не обижайте друг друга», Тора особо подчеркивает: «и чужака не обидь».38 От прозелита не требуется отвергнуть народ, в лоне которого он вырос. Талмуд говорит:
При прозелите до десятого поколения не отзовись презрительно об иноверце.39
Предписывая доброе отношение к пришельцу, Тора апеллирует к исторической памяти еврейского народа:
И когда будет жить у тебя пришелец в земле вашей, не притесняйте его. Как туземец среди вас да будет у вас пришелец, проживающий у вас; люби его, как самого себя, ибо пришельцами были вы в земле Египетской; Я Господь, Бог ваш. 40
Межличностные отношения в бизнесе в первую очередь служат совместному зарабатыванию денег, но как и все, что делает человек, они приближают или отдаляют воцарение добра и справедливости в мире. Ни одна форма человеческих взаимоотношений — не только в семье и синагоге, но и в бизнесе, на военной службе — не освобождает от соблюдения заповеди любви к ближнему. Однако эта заповедь сформулирована в Торе не как абстрактное благое пожелание и не как неисполнимое требование всеобщей любви, а прежде всего как конкретная альтернатива жестокому, отчужденному отношению людей друг к другу:
Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего своего как самого себя; Я Господь.
Вайикра 19:18
Требование любви к ближнему ограничено рамками любви к самому себе. Но разве это — самое сильное проявление человеческой любви? А как же любовь к детям, родителям, супругам? Приходится признать, что «любовь к себе» устанавливает минимальный барьер на пути низменных чувств. Как человек не делает зла себе, так он не должен делать его другому. На этом основано «золотое правило» практической этики, высказанное Гиллелем: «Того, что ненавистно тебе, не делай другому».41
Вопросы к занятию
Что на практике означает заповедь любви к ближнему? Какие качества и поступки противоположны этой заповеди и не позволяют исполнить ее?
Почему бедняк, наемный работник и пришелец упоминаются в Торе рядом. Что между ними общего, чем все они отличаются от зажиточного местного жителя, владельца собственного дела?
Чем с точки зрения галахи обусловлено требование честного и добросовестного труда наемного работника (выбери самый верный ответ):
работник обязан любить работодателя как самого себя, поэтому он и работать на него должен как на самого себя, т. е. честно и добросовестно.
поскольку труд — это товар, он должен соответствовать заявленному качеству и стоимости. Работодатель платит работнику за честный и добросовестный труд, следовательно, работник так и должен трудиться.
работник ожидает, что хозяин честно расплатится с ним за его труд, следовательно, он должен и сам быть честным по отношению к нему, чтобы не нарушить правило: «того, что ненавистно тебе, не делай другому».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Было бы ошибкой заключить, что требование этичного поведения в бизнесе причиняет один лишь ущерб. Само по себе этичное поведение дает человеку одно из важнейших чувств — чувство самоуважения. Однако и в повседневной практике бизнеса соблюдение этических норм нередко вознаграждается сторицей. Деятельность любой фирмы выиграет, когда в ней воцарится атмосфера справедливости, уважения и честности. Человечные отношения с конкурентами укрепят стабильность и веру в завтрашний день.
Мы кратко рассмотрели основные принципы этики деловых отношений в иудаизме, бегло коснувшись и некоторых общих положений еврейской этики. Полученных знаний, разумеется, недостаточно для того, чтобы решать галахические проблемы в сфере бизнеса и межличностных отношений. Но общий дух еврейского законодательства мы почувствовали. И если он пробудил в нас желание на практике следовать еврейским этическим принципам, ничто не помешает нам изучить их поглубже.
Краткий тезаурус
Десять заповедей (асерет а-диброт) — основные заповеди, полученные еврейским народом через Моше-рабейну (Моисея) у горы Синай после исхода из египетского рабства.
Семь заповедей потомков Ноаха (Ноя) — заповеди, данные после Потопа всем без исключения людям, включающие одно предписание — творить справедливый суд, и шесть запретов: идолопоклонства, богохульства, кровосмешения, убийства, кражи, поедания мяса живого животного.
Кидуш а-Шем (освящение имени Бога) — действия человека, возвеличивающие имя Бога, внушающие всем людям чувство преклонения перед Ним.
Хилуль а-Шем (хуление имени Бога) — действия человека, оскорбляющие имя Бога, принижающие Его величие в глазах всех людей.