|
Педагогический Альманах |
ЕВРЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЖИЗНИ И В СПРАВОЧНИКЕ ВМЕСТО ЭПИГРАФАПо сравнению с 1999/2000 учебным годом в 2000/2001 учебном году количество учебных заведений и число учеников сократилось, а число преподавателей, напротив, возросло… Из вступительной статьи «Тенденции изменений по всем типам еврейских образовательных учреждений», справочник:
У каждого своя настольная книга. С тех пор, как я занялась мониторингом еврейского образования, моей настольной книгой стал справочник «Еврейские учебные заведения на территории СНГ и стран Балтии», издание которого после двухлетнего перерыва возобновилось в Петербургском институте иудаики. Листая страницы справочников за 2000 и 2001 годы, я обнаружила странные превращения хорошо известных мне школ и людей, работающих в них. Читать рецензию на справочник — не самое увлекательное занятие. Однако вдруг странные метаморфозы, которыми он полон, коснулись и вас, дорогой читатель, а вы об этом не знаете? «ЗАКРЫТЫЕ» ШКОЛЫ«Отказ в даче информации» — именно так в Справочнике за 2000/20011 учебный год названа причина, по которой из него исчезла информация о некоторых школах (дневных и воскресных) и детских садах в разных регионах бывшего Союза. Канули в Лету пять воскресных и одна дневная школа в Беларуси (в Витебске, Минске, Барановичах, Рогачеве и Речице — всего 292 ученика); детский сад и воскресная школа в Кубе, в Азербайджане, открытые еще в 1998 г. и, слава Б-гу, благополучно существующие и по сей день. Не повезло и детскому саду в Вильнюсе, воскресной школе курортного города Юрмала. Были еврейские школы в Дубне, Твери и Миассе, но видно никто не поднял трубку в ответ на междугородний звонок из Петербурга — и ах, нет их! По мнению составителей Справочника, еврейское образование «потеряло» (к счастью, только на бумаге) 679 учеников и около 40 учителей из 14 учебных заведений. ЭТО ЕЩЕ ЧТО…С исчезновением из Справочника информации об учебных заведениях «по отказу» вроде бы уже все понятно. Однако остается загадкой, по какой причине Петербургский институт иудаики «закрыл» существующие и активно работающие школы Донецка, Миргорода, Таллинна, Курска, Казани и Гомеля? Никаких примечаний в Справочнике за 1999/2000 учебный год по этому поводу не было. Но все же… Возникла проблема, и мы постарались ее разрешить. К счастью, разобраться в этом не составило труда и не заняло много времени. В донецкой дневной школе сменился номер телефона, но у школы есть электронный адрес. С коллегами и старшеклассниками из Таллинна мы встречаемся на учебных он-лайн конференциях нашего Педклуба. Не стану утомлять читателя дальнейшим перечислением: оказалось, что все школы, к счастью, на своих местах, все работают. Но вы ошибетесь, если подумаете, будто школы «закрыли», семьсот учеников и 65 преподавателей списали, и на этом все кончилось. Как бы не так. Учеников у нас мало и разбрасываться ими нельзя, да и каждый педагог на счету. Проблему «кадров» авторы Справочника решили, а как — ответ не далече, его можно найти на с. 52, где черным по глянцево-белому написано: «количество учащихся в дневной школе с совместным обучением (государственное учебное заведение) № 2 г. Биробиджана — 840». Постойте, как же так? Ведь в предыдущем выпуске этого же Справочника в школе числится всего 140 учеников! На самом деле, учащихся еврейского отделения в этом учебном заведении — всего 75. По информации местного раввина Исраэля Шавульского, в самое последнее время город покинули еще 400 еврейских семей. Однако составителей Справочника это обстоятельство не смущает — скорее всего, потому что оно им неизвестно. Откуда же взялась цифра 840? Это общее число учеников в средней школе, чье еврейское отделение за год не выросло в шесть раз, а напротив, сократилось вдвое. Ошибкой было бы считать, что Справочник только закрывает школы. По крайней мере одной, действительно закрывшейся воскресной школе города Харькова, составители великодушно продлили существование. Иногда авторы Справочника принимают желаемое за действительное: например Международная общественная организация «Еврейский общинный центр „Мигдаль“» и Южноукраинский региональный методический центр под руководством Киры Верховской не собираются открывать в Одессе свою школу — напротив, они оказывают методическую помощь существующим школам региона. Однако в Справочнике фиктивная «дневная школа при центре „Мигдаль“» фигурирует начиная с предыдущего выпуска. «НОВЫЕ ЛИЦА»На смену летним каникулам приходит осень, и с нею новый учебный год. С деревьев опадают листья, а в учреждениях сменяются руководители. Вот уже несколько лет, как из некоторых школ ушли прежние директора, и на смену им пришли новые: в Биробиджанскую школу № 2 — Лилия Коммиссаренко, в воскресную школу Костромы — Вера Бруклич, Пензы — Евгений Вакуленко, Новороссийска — Лариса Семина, Павлограда — Борис Резников и т. д. Но составители Справочника по-прежнему числят на директорских постах их предшественников. И тут возникает странный вопрос: «От кого же они получают новую информацию об этих школах?» К сожалению, составители Справочника не слишком сведущи и в иврите. Иначе чем объяснить многочисленные, порой комичные, порой оскорбительные искажения названий и личных имен. На иврите, как и в русском языке, слово «рассвет», «Шахар», символизирует возрождение, в нашем случае — еврейской жизни в Бердичеве. С легкой руки составителей тамошнюю воскресную школу, клуб-семинар «Шахар», переименовали в «Сахар», так сказать, «подсластили». А уж как повезло некоторым директорам!.. Но тут, дорогие читатели, сами загляните на с. 36, 71, 108, 121 Справочника за 2001 г. «ТЕРРА ИНКОГНИТА»Эпоха Великих географических открытий закончилась лет двести назад, но, как видно, не для всех. Остались еще города в России и других регионах, где «не ступала нога» составителей Справочника по еврейскому образованию. Школы в Иркутске, Таганроге, Тамбове, Невинномысске, Мончегорске, Ангарске, Волгограде существуют уже не один год, местные учителя преподают еврейские предметы, пишут нам в «Новую еврейскую школу» письма. Свое шестилетие отметила воскресная школа в Ереване, ее филиалы создаются в других городах. Но до сих пор остается неизведанной «субботняя страна», как назвал Армению Мандельштам. Всего в таких «неоткрытых» Справочником школах скрипят перьями более четырехсот учеников, которые, даст Б-г, вырастут евреями даже без упоминания в реестре. И, в заключение: не все так плохо. Новые школы открываются не только на страницах справочников, и это не всегда плод чьей-то ошибки. По моим данным, которые постоянно уточняются и потому не претендуют на полноту, за последние два года открылось более тридцати учебных заведений разного типа. Количество учеников не уменьшилось, а увеличилось, чем и объясняется рост числа учителей.2 Координатор НЕШ по связи со школами
От редакцииСреди наших читателей, выросших в СССР, не так уже много наивных людей, верящих, что официальная статистика призвана отражать объективную картину реальности. Однако не хотелось бы заносить в мир еврейского образования заразу идеологической лжи, которая обычно предшествует политическому насилию. Особенно больно, когда подобные попытки поддерживает (верим, что не инициирует) своими деньгами и авторитетом региональный Джойнт. Чтобы не быть голословными, обратимся к предисловию к Справочнику. Вот, к примеру, Напомним: по данным Справочника, только 3% школ используют авторские разработки, и 22% — израильские. Какими же методическими источниками пользуются, согласно Справочнику, остальные школы? Или, иными словами, куда же составители Справочника дели освободившиеся проценты? Они отнесли их на счет Петербургского института иудаики, т. е. на свой собственный. По данным Справочника, целых 11% школ получают учебно-методическую поддержку исключительно от Института иудаики. И снова — по данным социологического бюро НЕШ, только четыре процента школ используют учебные материалы всех еврейских академических учреждений вместе взятых. Ответы на несколько анкет, разосланных Институтом иудаики по школам, по ошибке были направлены на адрес НЕШ. С гордостью убедившись, что в числе важнейших источников методической информации школы отмечают и НЕШ, мы передали анкеты по назначению. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что, по мнению составителей Справочника, источником методической информации для тех, кто получал ее от НЕШ, на самом деле являлся «город Петербург».3 Мы тщетно искали упоминания о себе на страницах официального справочника, финансируемого петербургским Джойнтом, кстати сказать, прекрасно осведомленным о нашем существовании. Что ж… Помню, школьная библиотекарша доказывала мне, семикласснику, что нет такого поэта «Осип Мандельштам», потому что он не числится в каталоге. Но только став взрослым, я понял, почему она говорила шепотом и тревожно оглядывалась на дверь. Любой учитель, проработавший в воскресной школе больше двух месяцев, не мог не слышать об ассоциации учителей еврейской традиции «Ламед», которая действует при институте Штейнзальца. Уж если кто принимает активное участие в развитии еврейского образования в СНГ, так это «Ламед». На его счету масса семинаров, методических разработок, публикаций и проч. Не будет преувеличением сказать, что в деле еврейского образования Петербургскому институту иудаики до «Ламеда» как до Луны. Однако из цитировавшейся выше таблицы «Ламед» исключен точно так же, как и НЕШ, а его достижения замаскированы безликими обобщающими графами: «неформальные источники в Израиле» или неопределенно-кратким «семинары».4 Подобные способы вытеснения конкурентов далеки от академической корректности. Но почему их должен финансировать Джойнт? Может быть, именно на это американские еврейские общины переводят благотворительные суммы своему «Распределительному комитету»? Поговорим теперь об учебных дисциплинах и их отражении в Справочнике. Если верить Справочнику, шире всего в еврейском образовании распространено преподавание музыки и танцев (в 25% школ). Затем идут традиция (23%), иврит (19%), еврейская история (18%) и т. д. Этот фантастический перечень вызывает недоумение. Ведь известно, что во всех общеобразовательных еврейских школах преподают иврит, историю, традицию, а как раз танцы и музыку — не везде. Думаем, составителям справочника об этом все же известно. Как же у них получились 18% еврейской истории и 25% танцев? Очень просто: посредством сложения яблок и груш, в сумме дающего «яблогруши». В основу такой, с позволения сказать, «статистики», были без разбору заложены все детские учреждения, включая детские сады, воскресные школы и т. п. Вот и получилось, что в 25% «детскодневных школосадов» танцуют, а в 19% учат иврит. Однако эту статистику мы не поймем, даже разобравшись в пестром конгломерате ее фактической базы. В самом деле, если сложить проценты преподавания разных предметов, в сумме получается 100%. Означает ли это, что в каждом учебном заведении преподается только один еврейский предмет, причем 25% школ и детских садов избрали для этого танцы, 18% — историю и т. п.? Справочник оставляет своего читателя в недоумении на сей счет. …Как и составители Справочника, мы не всегда поспеваем за развитием ситуации в еврейском образовании. Однако нам на помощь приходят сами учителя, наши читатели. Благодаря им в базе данных Педагогического клуба «Новая еврейская школа» хранится информация, полученная из первых рук. Обращайтесь за ней. Она полней и, главное, достоверней той, которую распространяет питерский Джойнт. Ответственный редактор НЕШ
2 С целью облегчить пользование Справочником мы составили таблицу исправлений его неточностей и ошибок. 3 К сожалению, у нас есть основания опасаться и того, что аббревиатуру НЕШ в анкетах составители Справочника подчас расшифровывали даже не как «город Петербург», а как «Петербургский институт иудаики». 4 Зато Институт иудаики занимает в таблице целых две строчки, ибо в скобках именует себя также «Петербургским еврейским университетом».
|