КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПО ТРАДИЦИЯМ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА В YI КЛАССЕ
"ДЕТИ ЗАПОВЕДЕЙ"
( ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ ЦИКЛА II - YI - X КЛАССЫ )

1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 32 ЧАСА В ГОД

№№
ТЕМ,

УР.
НАЗВАНИЕ ТЕМ И УРОКОВ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКОВ
ЧАСЫ,
ДАТЫ
МЕЖ-
ПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД
ИСТОЧНИКИ И ДОПОЛНИ- ТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
I
тема
Дети заповедей

23 часа


1
Вводный урок Задачи курса, необходимое оборудование и литература. Особенности системы оценок по курсу. Знакомство с ребятами класса, возможно заполнение ознакомительных анкет.
1
Иврит - понятие "масорет", система работы на совместных уроках.
Выход - начало составления генеалогического древа.
"Бар Мицва" стр. 6-13 Пиркей Авот 5:21, Берешит Раба 63:10,
2
Особенности твоего возраста Характерные особенности 12-13 летних. Биологические, психологические, социальные изменения. Еврейские мудрецы об этом возрасте. Гематрия о 13-летии. Отличия в созревании детей в разных географических и политических условиях.
1
Иврит - счет лет, характеристика возрастных групп по еврейским мудрецам.
Выход - продолжение составления своего генеалогического древа.
Генеалогические древа ребят предыдущих лет обучения, Элиезер Шульман "Последователь- ность событий в Библии", Таблица возрастных особенностей по еврейским мудрецам.
3
Ты и твоя семья Генеалогическое древо. Ты - как продолжатель рода. Как передается еврейство по hалахе и по Закону о репатриации. Имеешь ли ты право на репатриацию. Еврейские мудрецы о жизни в диаспоре и об алие.
1
Иврит - название родных и близких на иврите, семья,
Выход - создание своего генеалогического древа с переводом на иврит.
Опорная таблица № 1,
"Закон о репатриации", "Бар Мицва", еврейские мудрецы об алие
4
Повтори-
тельно- обобщающий урок
Повторение основных вопросов и проблем, изученных на прошлых уроках. Выставление первого блока оценок по итогам работы с генеалогическим древом.
1
Иврит- закрепление изученного раннее материала.
Выход - выставка лучших работ ребят по созданию генеалогического древа.
Опорная таблица №1,
Генеалогические древа ребят.

Подтема: Наши заповеди
13


5
( 1 )
Возможность поверить Взгляды на религию вообще и на иудаизм в частности с исторической, этической, научной и теологической точек зрения. Аргументы в защиту веры. Понятие атеизма как особой веры.
1
Иврит- работа над понятиями - религия, храм,иудаизм.
Выход - составление таблицы аргументов в защиту веры.
Л. Келлеман "Возможность поверить", Г.Вук "Это Б-г мой".
6
( 2 )
Возможность поверить Урок-диспут на следующие темы: "Мои вопросы раввину", " Что бы я сказал сомневающемуся" и т.п. Возможно мини-сочинение на те же темы как вариант урока.
1
Иврит- продолжение работы над понятиями прошлого урока.
Выход - мини-сочинение на указанные темы.
Л. Келлеман "Возможность поверить",Г.Вук "Это Б-г мой".
7
( 3 )
Мицвот Понятие Бар и Бат-Мицва. Понятие заповеди. Виды классификации заповедей. Тора и мудрецы об отношении к заповедям. Работа над составлением классификационной таблицы.
1
Иврит - работа над терминами десяти основных мицвот на иврите.
Выход - заполнение опорной таблицы №2 по группам.
Тора, Ваикра 19:1 - 18 Бар мицва", А.Кармель "Иудаизм как образ жизни".
Опорная таблица № 2.
8
( 4 )
Заповеди между человеком и человеком Разбор следующих заповедей: любовь и уважение к людям, отношение к неевреям, отношение к врагам и пленникам. Составление опорной таблицы по классификации этой группы заповедей.
1
Иврит- разбор терминов из содержания изучаемых на уроке мицвот на иврите
Выход - составление опорной таблицы №3 по группам.
Тора,
Опорная таблица №3
,
Авраhам Шталь "Человек с человеком".
9
( 5 )
Заповеди между человеком и человеком Разбор следующих заповедей: благотворительность, гостеприимство, посещение больных, спасение жизни. Составление опорной таблицы по классификации этой группы заповедей.
1
Иврит- разбор терминов из содержания изучаемых на уроке мицвот на иврите
Выход - составление опорной таблицы №3 по группам.
Тора,
Опорная таблица №3,

Авраhам Шталь "Человек с человеком".
10
( 6 )
Заповеди между человеком и человеком Разбор следующих заповедей: забота о слабом, сироте и вдове, милосердие к людям, жалость к живому. Составление опорной таблицы по классификации этой группы заповедей.
1
Иврит- разбор терминов из содержания изучаемых на уроке мицвот на иврите
Выход - составление опорной таблицы №3 по группам.
Тора,
Опорная таблица №3,

Авраhам Шталь "Человек с человеком".
11
( 7 )
Заповеди между человеком и человеком Разбор следующих заповедей: злословие, правда и ложь, правосудие, Составление опорной таблицы по классификации этой группы заповедей.
1
Иврит- разбор терминов из содержания изучаемых на уроке мицвот на иврите
Выход - составление опорной таблицы №3 по группам.
Тора,
Опорная таблица №3,

Авраhам Шталь "Человек с человеком".
12
(8)
Повтори-
тельно- обобщающий урок
Повторение основных вопросов и проблем, изученных на прошлых уроках путем проверки опорной таблицы №3. Выставление второго блока оценок.
1
Иврит- разбор терминов из содержания изучаемых на уроке мицвот на иврите
Выход - составление опорной таблицы №3 по группам.
Тора,
Опорная таблица №3,

Авраhам Шталь "Человек с человеком".
13
( 9 )
Заповеди между Б-гом и человеком. Разбор следующих заповедей: истоки наших заповедей, изучение Торы, отношения с Б-гом, молитва. Составление опорной таблицы по классификации этой группы заповедей.
1
Иврит- разбор терминов из содержания изучаемых на уроке мицвот на иврите
Выход - составление опорной таблицы №4 по группам.
Тора,
Опорная таблица №4,
.
Арье Кармель "Иудаизм. Образ жизни"
14
( 10 )
Заповеди между Б-гом и человеком. Разбор следующих заповедей: календарь евреев, праздники еврейского народа, соблюдение шабат и праздников, указанных в Торе Составление опорной таблицы по классификации этой группы заповедей.
1
Иврит- разбор терминов из содержания изучаемых на уроке мицвот на иврите
Выход - составление опорной таблицы №4 по группам.
Тора,
Опорная таблица №4,

Арье Кармель "Иудаизм. Образ жизни"
15
( 11 )
Заповеди между Б-гом и человеком. Разбор следующих заповедей: тфилин, цицит, талит, омовение рук, мезуза. Составление опорной таблицы по классификации этой группы заповедей.
1
Иврит- разбор терминов из содержания изучаемых на уроке мицвот на иврите
Выход - составление опорной таблицы №4 по группам.
Тора,
Опорная таблица №4,

Арье Кармель "Иудаизм. Образ жизни"
16
( 12 )
Заповеди между Б-гом и человеком. Разбор следующих заповедей: кошер, выкуп первенца, швиит, трума, маасер. Составление опорной таблицы по классификации этой группы заповедей.
1
Иврит- разбор терминов из содержания изучаемых на уроке мицвот на иврите
Выход - составление опорной таблицы №4 по группам.
Тора,
Опорная таблица №4,

Арье Кармель "Иудаизм. Образ жизни"
17
( 13 )
Повтори-
тельно- обобщающий урок
Обобщение изученного материала путем организации урока-диспута, или сочинения - размышления на тему "Заповеди, которые я уже могу выполнять". Выставление 3 блока оценок.
1
Иврит- разбор терминов из содержания изучаемых на уроке мицвот на иврите
Выход - составление опорной таблицы №4 по группам.
Тора,
Опорная таблица №4,

Арье Кармель "Иудаизм. Образ жизни"

Подтема Еврейская молитва
6


18
( 1 )
История еврейской молитвы Понятие молитвы. Жертвоприношения и их роль в жизни евреев во времена Храма. История возникновения и развитие текстов молитв. Когда, как и почему молится еврей. Тора и мудрецы о молитве и обязанности молится.
1
Иврит - разбор и заучивание на иврите текста нескольких молитв.
Выход - изучение текстов нескольких молитв на иврите.
Дов Розен "Шма Исраэль".Сидур "Врата молитвы" Сборник молитв. А.Кармель "Иудаизм" Видеофильм "Семь ключей к иудаизму",
19
( 2 )
"Шма Исраэль" Каковы отношения между Б-гом и евреем и как они отражаются в молитве. Причины необходимости погружения в молитву, роль общинной молитвы.
1
Иврит - разбор и заучивание на иврите текста нескольких молитв.
Выход - изучение текстов нескольких молитв на иврите.
Дов Розен "Шма Исраэль". Сидур "Врата молитвы" Сборник молитв. А.Кармель "Иудаизм"
20-21
( 3-4 )
Мой "Сидур" Классические тексты еврейских молитв и история их появления. Понятие сидур. Место и время молитвы. Язык молитвы. Как и когда молятся женщины. Еврейские мудрецы о роли молитвы в жизни еврея.
2
Иврит - разбор и заучивание на иврите текста нескольких молитв.
Выход - изучение текстов нескольких молитв на иврите.
Дов Розен "Шма Исраэль". Сидур "Врата молитвы" Сборник молитв. А.Кармель "Иудаизм", "Мой первый сидур", Сборник молитв для детей.
22
(5)
Урок - экскурсия Посещение городских синагог, ешив с целью ознакомления ребят с теми местами, которые считаются у евреев центром общинной жизни и местом совместных молитв.
1
Иврит - изучение на иврите названия атрибутов синагоги.
Выход - создание макетов или рисунков атрибутов синагоги.

23
(6)
Повтори-
тельно- обобщающий урок
Обобщение изученного по теме материала путем составления текста своей молитвы, своего обращения к Б-гу в форме мини сочинения "Мое обращение к Всевышнему" Выставление третьего блока оценок.
1
Иврит - продолжение изучение на иврите названия атрибутов синагоги.

Выход - написание мини-сочинения на указанную тему, участие в конкурсе-выставке сочинений.


II
тема
В мире еврейских вещей

3часа


24-25
(1-2)
Атрибуты сына заповедей Кипа, тфилин, талит, цицит. Особенности еврейской одежды в разное время в разных общинах. Практическое занятие по накладыванию талита и тфилина.
2
Иврит - изучение на иврите названий атрибутов сына заповедей.
Выход - практикум по накладыванию талита и тфилина.
"Бар Мицва" гл. 5, Тора. Шмот, 13:6-9, 12-16. Дварим, 6:6-9, 11:18-20. Видеокассета "Семь ключей к иудаизму"
26
(3)
Особенности еврейского дома Характерные черты еврейского дома. Мезуза. Законы кашрута. Еврейский дом и шабат. Еврейские законы и обычаи о ценности мира в семье и о роли женщины в еврейском доме.
1
Иврит - изучение на иврите названий атрибутов традиционного еврейского дома.
Выход -
Герман Вук "Это Б-г мой".
III
тема
Готовимся к торжеству

6часов


27
(1)
Ты и твоя община Понятие еврейской общины в разные исторические периоды. Знакомство со структурой общины города. Характеристика основных еврейских организаций существующих в городе.
1
Иврит - изучение на иврите названий еврейских организаций и их функций.
Выход - составление опорной таблицы "Моя община"
"Бар Мицва", глава 6.
28
(2)
Ты и твое имя Отношение евреев к имени Содержание еврейских имен. Возможность двойного имени и изменения имени. Тора и еврейские мудрецы о значении имени. Выбор возможного нового имени для ребят.
1
Иврит - переводы еврейских имен с иврита и их значение. Библейские имена и их значение.
Выход - выбор нового имени для себя к Бат Бар -мицве.
Тора, Берешит, 17:5-15, 32: 25-29, 32:28 Берешит Раба 49:1, 37:7 Ваикра Раба 323:5.Зелда "У каждого человека есть имя",
29-30
(3-4)
Традиции и обычаи праздника История рождения обрядов Бар и Бат - мицвы. Содержание разных этапов обрядов. Роль и место родителей на празднике. Обряд Бар мицвы в Израиле. Традиции школы в проведении этого обряда.
2
Иврит - написание молитвы и обращения к родным на иврите.
Выход - написание текста своего выступления на празднике.
Шолом-Алейхем "Бар - мицва", Видеофильм "Бар - мицва",
31
(5)
Практическое проведение праздников Бар и Бат- мицвы. Проведение обрядов Бат-мицвы для девочек в школе и Бар-мицвы для мальчиков - галахических евреев в синагоге.
1
Иврит - написание молитвы и обращения к родным на иврите.
Выход - написание текста своего выступления на празднике.
Сценарии праздников прошлых лет. Видеофильм "Бар Мицва".
32
(6)
Урок подведения итогов курса. Написание сочинения - размышления на темы, связанные с ранее изученным материалом. Возможно устное собеседование на те же темы. Выставление итоговых оценок.
1

Выход - сочинение - размышление на предложенные темы.

содержание
содержание