Некоторые истории не нуждаются в историках — они как бы рассказывают себя сами. Если бы неделю назад мне необходимо было привести наглядный пример, иллюстрирующий глубину и отчаянный характер экономического кризиса, в котором находится Израиль, я бы, наверное, затянул песню о фактическом крахе принадлежащего государству банка «Ле-питуах ве-таасия». Куда уж дальше — в стране, где можно на глазах у изумленной публики обанкротить государственный банк, нельзя доверять ни одной общественной структуре. Но сегодня в этой длинной и многотрудной истории уже нет нужды. Жизнь одарила нас драмой еще более увлекательной, а, главное, простой как мычание.
В воскресенье 25.8.2002 стало известно, что Смадар Эльханани, экономический советник финансовой комиссии кнессета, разослала своим подопечным, пребывающим на каникулах членам вышеупомянутой комиссии, документ, в котором не без изящества показывается, что утвержденный правительством проект госбюджета на 2003 год является фикцией. Другими словами, бюджетный документ, вызвавший немалую политическую драму и едва не ставший причиной досрочных выборов, является не слишком хитро устроенной филькиной, для чайников, бумаженцией, оставляющей правительству практически полную свободу тратить — или не тратить — деньги. Громовые речи министра финансов Сильвана Шалома, обещавшего народу самый бескомпромиссный бюджет в истории Израиля, оказались пиарным блефом. На деле правительство национального единства, дискутировавшее бюджет чуть не до рукоприкладства, ухитрилось и невинность соблюсти, и капитал приобрести. То есть: и успокоить мировое финансовое сообщество, грозящее наказать Израиль за неимоверный бюджетный дефицит драматическим снижением кредитного рейтинга, и обеспечить себе возможность свободно тратить деньги в год выборов, когда, как известно, всякая экономия от лукавого. Шалому, пообещавшему драматически сократить госбюджет, удалось провести и министров, и членов кнессета, и журналистов, не потрудившихся чуть-чуть поработать калькулятором. Между тем, ларчик открывается довольно просто, чем не преминула воспользоваться Смадар Эльханани, добросовестно выполнившая свои профессиональные обязанности.
Итак, миф первый: правительство обязалось сократить число государственных служащих и вообще, начать урезать госсектор. Вот как выглядит это сокращение на деле. Если в 2002 году число госслужащих составляло 55.073, то в 2003 оно запланированно дойдет до 56.767. Сокращение вылилось в более, чем трехпроцентный прирост.
Миф второй (самый драматичный): правительство обещало урезать свои расходы то ли на 8, то ли на 10 миллиардов шекелей. Эльханани обнаружила, что это сокращение свелось в бюджетной брошюре к следующему вычислению. Если в 2002 году расходный бюджет правительства (то есть весь госбюджет за вычетом сумм, выделенных на возврат долгов) составлял 170,4 миллиарда шекелей, то в 2003 он составит 173,3 миллиарда — прирост на целые 1,7%. Во избежания недоразумений подчеркну — речь идет об бюджетных ассигнованиях в реальных ценах, ценах 2002 года. Инфляционная поправка еще впереди.
Миф третий: обещанное трехмиллиардное сокращение бюджета министерства обороны. Тут правительство пошло на нехитрую комбинацию. Бюджет МО на 2002 год был изначально определен в 41 миллиард шекелей. Затем правительство в единоразовом порядке выделило МО еще 4,5 миллиарда, доведя экстренный бюджет 2002 года до 45,5 миллиарда. На 2003 год изначально определены 42,2 миллиарда — больше, чем на 2002. недурное сокращение.
Миф четвертый: увеличение инвестиций в инфраструктуры и другие полезные вещи. На 36-й странице трактате о бюджете написано следующее: «Передача инфраструктурных проектов частным подрядчикам существенно удорожает их исполнение». Вероятно, под этим соусом правительство и не выделило никаких дополнительных средств на инфраструктурные проекты. Эльханани пишет, что если у правительства и есть какие-либо замыслы в плане развития инфраструктур, выражения в бюджете они не нашли. Это же относится и к не так давно принятому закону о поощрении инициативы в частном секторе — ни единого шекеля. Начисто отсутствует еще один важнейший параграф бюджета — о финансировании перехода государственных служащих с госбюджетной пенсии на накопительную. На эту тему в бюджете ни полслова, ни агоры.
Миф пятый (самый интересный): правительство вообще хоть что-то утвердило. Эльханани убедительно показала, что утвержденный правительством документ не имеет никакого практического значения. Дело в том, что все тот же пресловутый документ уполномочивает министра финансов подогнать проект бюджета на 2003, сформированный на базе цен 2002 года, под цены и реалии 2003 года. Это вовсе не техническая процедура. По существу, министр финансов может заложить в новый бюджет все, что захочет — любой инфляционный прогноз, любой курс доллара, любые цены на сырье, необходимость любых закупок и т.д. По существу, минфин получает люфт в 8,7 миллиардов шекелей, которым может распоряжаться по собственному усмотрению. Захочет — оставит часть этих денег в резерве, не захочет — не оставит. Поскольку этот люфт больше, чем все реальные разногласия по бюджету, получается, что правительство ничего не утвердило. С тем же успехом бюджет мог составить 170 или 175 миллиардов шекелей — какая, собственно, разница? 8,7 миллиарда позволяют правительсву развернуться.
Миф шестой: статистический. В проекте бюджета начисто отсутствуют важнейшие макроэкономические данные, позволяющие проанализировать его смысл. Так, в постановление о бюджете нет данных, на базе которых можно установить размер предполагаемого дефицита на будущий год. И не одного только дефицита. Минфин вообще не представил ни правительству, ни парламенту исходные данные, на базе которых рассчитаны бюджетные параметры. Так, никому не известно, какой объем государственных доходов запланирован на будущий год, каково будет влияние на него налоговой реформы (еще не забыли?), что еще важнее — каковы прогнозы относительно государственных доходов и ВНП на текущий 2002 год. Что и каким образом должен будет утверждать парламент?
Эльханани отмечает, что без этих данных невозможно даже приблизительно определить, удасться ли правительству уложиться в не так давно установленный потолок госдефицита — 15,2 миллиарда; кроме того, как известно, правительство обещает, что дефицит не превысит 3% ВНП. Как можно оценить экономическую политику правительства без этих данных, не зная даже, каким - хоть примерно — будет ВНП... Как можно в таких условиях планировать фискальную политику на 2003 год?
Смадар Эльханани, исправный (-ая) государственный (-ая) служащий (-ая), предлагает кое-какие конструктивные меры, позволяющие хоть отчасти исправить положение. Она просит правительство представить кнессету недостающие макроэкономические данные с тем, чтобы финансовая комиссия могла вовремя их утвердить — а вместе с ними и бюджетные рамки. Лишь затем, по ее мнению, следует перейти к детальному обсуждению и утверждению статей бюджета. Парламент, полагает она, должен знать, что утверждает.
Спорить с ней трудно — как работник кнессета она совершенно права. Однако подноготная всей этой истории, к сожалению, лежит гораздо глубже. Вся наша экономическая статистика фальшива и не отражает реалий. Наш настоящий дефицит вдвое, втрое или вчетверо (зависит от года) больше, чем публикуемый, наш государственный долг вдвое больше, чем признанный, наша финансовая устойчивость неизмеримо ниже, нежели мы стараемся себя убедить. Ничего нового тут нет. И все же свежеиспеченная история просто изумительна. В любой западной стране если не отправился бы на пенсию — шутка ли, серьезная попытка обмануть парламент, едва не путч!
А что у нас? У нас все в полном порядке. Минфин официально заявил, что не заинтересован «на данном этапе» реагировать на письмо Эльханани. Все остальные молчат в тряпочку.