Многие в Израиле считают, что в последние десять лет положение израильских арабов улучшилось кардинальным образом. Однако, парадоксальным образом, заключение в 1993 г. соглашения между правительством Израиля и ООП, а также дальнейшее продвижение переговорного процесса между сторонами, поставило израильских арабов в крайне непростую ситуацию. По словам известного арабского общественного деятеля, профессора социологии Хайфского университета Маджеда эль-Хаджа, они оказались как бы «дважды на периферии»: большинство израильтян считают, что сделанных палестинцам уступок более чем достаточно и не готовы на какие-либо дополнительные шаги в сторону признания коллективных прав израильских арабов. Палестинские же лидеры, вернувшиеся на территории после десятилетий жизни в странах диаспоры, зачастую относятся к израильским арабам как к живущей бок о бок с «сионистским врагом» «пятой колонне», пренебрегающей национальными интересами.
После заключения Норвежских соглашений израильские арабы осознали, что их интересы игнорируются как палестинским руководством, так и израильским правительством. В последние годы израильские арабы заняты созданием собственных национальных институтов. Они копируют сионистскую модель «государства в пути» и уже создали комиссию мэров арабских населенных пунктов, которая выполняет ту же роль, которую играл Ваад ха-ишув — руководящий орган еврейского самоуправления во времена британского мандата. В конце 2001 года ими был создан Земельный фонд — аналог еврейского Керен каемет ле-Исраэль. И это — не считая комиссий по градостроительству и проектированию и исследовательских центров, десятков общественных организаций, действующих в самых различных областях: здравоохранение, просвещение, борьба за гражданские права, недвижимость.
В хайфском районе Хадар ха-Кармель находится офис созданного четыре года назад товарищества «Аль-Итиджаа» — головной организации израильских арабов. Интересно, что эта организация, открыто декларирующая свои сепаратистские устремления, действует в Хайфе — городе, считающемся символом арабо-еврейского сосуществования.
Недавно были созданы такие арабские общественные ассоциации как «Алаан» (занимающаяся общественным развитием), «Ансар аль-Саджин» («Друзья заключенных») и «Аот Амаль», ведающая вопросами образования в арабском секторе. Для борьбы за придание официального статуса арабским деревням был создан «Союз 40». Большинство этих организаций финансируется различными западными фондами, перечисляющими им миллионы долларов. Один из ведущих деятелей «Аль-Итиджаа» Амир Махуль, как и другие националистически настроенные политические лидеры арабского населения, видит в этих организациях основу инфраструктуры будущей автономии израильских арабов. «Мы должны создать влиятельный орган, который будет представлять интересы арабских организаций как в Израиле, так и на международных форумах», — так определяет А. Махуль цели «Аль-Итиджаа», которая борется за право палестинских беженцев на возвращение, за передачу арабам отобранного у них некогда имущества... Мнение Махуля разделяет лидер организации «Адалла» Хасан Джебарин, не сомневающийся в том, что «израильские арабы должны получить культурную автономию».
Показательно, что данные устремления не находят понимания ни у израильских, ни у палестинских политических лидеров. Для израильтян болезненные уступки палестинцам должны были, среди прочего, именно предотвратить превращение Израиля в двунациональное еврейско-арабское государство. Отказавшись от контроля над территориями Иудеи и Самарии (и в том числе, над такими значимыми для истории еврейского народа городами как Хеврон, Шхем, Бейт-Лехем и Иерихо), израильтяне в подавляющем большинстве своем полны решимости сохранить еврейский характер государства, поэтому ни о какой национальной автономии арабов в самом Израиле не может быть и речи. С другой стороны, значительное большинство палестинских лидеров до сих пор не смирилось с самим фактом существования Израиля, и с их точки зрения те, кого они определяют как «палестинские арабы, находящиеся под сионистской оккупацией с 1948 года», должны бороться не за автономию внутри Государства Израиль, а за его ликвидацию и создание единого палестинского государства на всей территории британского мандата. Подобное неприятие стремлений израильских арабов как израильтянами, так и палестинцами ставит эту группу населения в крайне уязвимое положение, последствия которого достаточно трудно предсказуемы.
Дальнейший ход палестино-израильского (и в более широком смысле, арабо-израильского) противостояния будет оказывать решающее воздействие на статус и самоидентификация арабских граждан Израиля. После того, как в конце сентября 2000 г. палестинская администрация вновь обратилась к террору как к средству политического давления на Израиль, уровень вовлеченности израильских арабов в антигосударственную (а зачастую, и откровенно террористическую) деятельность резко повысился. Опрос общественного мнения, опубликованный в начале июня 2001 г., — первый репрезентативный опрос израильских арабов со времени начала второго витка интифады — продемонстрировал всю глубину их отчуждения от Государства Израиль. Всего 33% из 1.202 опрошенных израильских арабов сказали, что термин «израильтянин» наиболее точно соответствует их идентификации. В 1995 году подобный ответ дали 63% респодентов. 35% чувствуют, что израильские евреи им ближе, чем палестинцы с Западного берега и из сектора Газа. В 1995 году таких было 50%. 46% респондентов отказывают Израилю как сионистскому государству в праве на существование. В 1995 году это мнение разделяли 35%. Большинство опрошенных (58%) убеждены, что интифада отдалила их от государства, гражданами которого они являются.
Сразу после начала «интифады Эль-Акса» многие тысячи израильских арабов вышли на улицы в знак солидарности с борьбой палестинского народа. Особо серьезные столкновения между евреями и израильскими арабами произошли в городе Назарет 8 октября 2000 г. Полиция применила резиновые пули и слезоточивый газ, в результате один израильский араб был убит и четверо — ранены. Были арестованы десятки человек. Всего же в ходе беспорядков в октябре 2000 г. погибло тринадцать израильских арабов. Несмотря на все усилия тогдашних политических лидеров страны Э. Барака и Ш. Бен-Ами по налаживанию отношений с арабским сектором, выразившееся, в частности, в беспрецедентном решении о создании Государственной комиссии по расследовании деятельности полиции в ходе событий октября 2001 г., израильские арабы бойкотировали выборы премьер-министра страны, состоявшиеся 6 февраля 2001 г. В день выборов по арабским населенным пунктам ездили колонны автомобилей с черными флагами в знак памяти о тринадцати погибших израильских арабах. Участники этих демонстраций, организованных Исламским движением, призывали своих соплеменников воздержаться от голосования, таким образом выразив протест против действий правительства и полиции Израиля в октябре 2000 г.
Важно отметить, что когда в декабре 1987 г. началась первая интифада, линия поведения большинства израильских арабов была совершенно иной. Известные аналитики З. Шифф и Э. Яари так описывают состояние израильских арабов в то время: «Они испытывали гнев и скорбь из-за растущего числа жертв, и гордость за то, что палестинцы осмелились замахнуться на Армию обороны Израиля. Но где-то в глубине души они испытывали и страх за то, что радикально настроенные израильские лидеры смогут использовать это восстание для оправдания массовой резни палестинцев, их депортации, и неизбежного изменения их собственного положения как полноправных граждан демократического государства».
Во многом поэтому израильские арабы провели четкую границу между декларативной поддержкой интифады и своим непосредственным в ней участием. Очень точное определение данной позиции можно найти в словах одного из них: «Есть разница между игроками и болельщиками. Мы — болельщики. Наша цель — жить в Израиле и иметь равные гражданские права, в то время как цель жителей Западного берега — создать собственное государство». И хотя некоторые израильские арабы не остановились только на моральной поддержке, а проводили митинги солидарности, отправляли гуманитарные грузы на территории, сдавали кровь и т.п., но все же эти действия были далеки от того, на что рассчитывала ООП. А расчет был вполне очевиден: через израильских палестинцев «импортировать» интифаду с территорий внутрь государства. Надо ли говорить, что сочетание внешнего и внутреннего палестинского давления поставило бы Израиль в крайне сложное положение. Именно эта опасность больше, чем какая-либо другая, угрожает самому выживанию еврейского государства.
Однако в последнее время тенденция к усилению палестинской составляющей самосознания израильских арабов обострилась. Власти Палестинской администрации уже долгое время пытались склонить арабов-граждан Израиля на свою сторону. Прежде это не удавалось, и в период первой интифады израильские арабы соблюдали почти полный нейтралитет. Однако в ходе нынешней интифады, а фактически военного конфликта Израиля и Палестинской администрации, значительная часть арабов не только стала активно помогать террористам (провозили террористов-самоубийц, оружие и так далее), но и сами стали заниматься террористической деятельностью. Наибольшую известность получил террористический акт в Нагарии, который совершил в октябре 2001 г. израильский араб, житель Галилеи. Впервые в истории страны израильский араб пополнил ряды террористов-самоубийц.
Однако этот террористический акт не был единственным. 22 ноября 2000 г. в находящемся на полпути от Тель-Авиве к Хайфе городе Хадера была взорвана машина: два человека погибли и около сорока получили ранения. Почти сразу же после этого следователи Общей службы безопасности (ШАБАКа) начали отработку версии о причастности израильских арабов к исполнителям происшедшей террористической акции. В опубликованном сообщении о задержании боевиков говорилось, что ШАБАК располагает информацией о том, что им содействовали израильские арабы. Сотрудники ШАБАКа отметили, что именно арабы — граждане страны снабдили шхемских террористов перекисью водорода, которая используется при изготовлении взрывчатки. По этому делу были арестованы четверо израильских граждан арабского происхождения — житель Восточного Иерусалима, предприниматель Маджади Кемаль Кереш, и трое жителей Хайфы.
В январе 2001 г. были арестованы четверо членов радикальной группировки израильских арабов, связанных с организацией «Исламский джихад». Арестованные подозревались в планировании и осуществлении террористических актов на территории Израиля. Всего же, по информации первого канала израильского телевидения, в 2001 году на территории Израиля сотрудниками служб безопасности была раскрыта деятельность 25 террористических ячеек организаций ХАМАС, ФАТХ, «Хизбалла» и других.
Каковы же могут быть прогнозы на будущее? Прежде всего, каждой из сторон необходимо понять, что они обречены сосуществовать рядом друг с другом. Для Израиля же задача превращения арабских жителей страны в полноценных граждан, идентифицирующих себя с государством, в котором они живут, является вопросом первостепенной важности. Необходимо помнить, что уровень рождаемости израильских арабов — 4,6 ребенка у одной женщины, т.е. почти вдвое больше, чем у евреев (2,6); при таком уровне рождаемости через двадцать лет арабы составят треть населения страны. Несмотря на то, что за годы, прошедшие после провозглашения независимости Израиля, в страну прибыло более двух с половиной миллионов иммигрантов — евреев и членов их семей, удельный вес арабов среди жителей государства увеличился примерно на 50%: с 14% в 1949 году — до 21% в настоящее время. На сегодняшний день, темпы еврейской иммиграции в Израиль значительно замедлились (исключение составляют только выходцы из Аргентины, несколько тысяч которых прибыли в Израиль после экономического и политического кризиса, произошедшего в этой стране в 2001 году), а потому удельный вес израильских арабов в общей численности населения страны будет расти еще более интенсивно. Важно отметить, что темп естественного прироста арабов территорий выше, чем у израильских арабов; он особенно высок в секторе Газа, будучи там едва ли не самым высоким в мире. Бедственное положение в Газе приводит к переезду арабов в Израиль на законных (объединение семей, браки с израильскими арабами) и незаконных основаниях. Несмотря на активное противодействие израильских властей, согласно экспертным оценкам, с 1967 года в Израиль перебрались порядка 100 тысяч палестинских арабов.
Израильское руководство приняло еще далеко не все возможные меры, направленные на снижение политического влияния арабского меньшинства. Самым простым и даже напрашивающимся шагом могло бы стать решение позволить израильским гражданам, проживающим за границей, участвовать в выборах в Израиле, чтобы уменьшить вес арабских голосов. Можно было бы вернуться в той или иной форме к политике расселения еврейских жителей в проблемных с точки зрения демографии районах, особенно в Галилее, Изреэльской долине и Негеве. Эта политика, призванная исключить создание сплошных блоков арабского населения, активно проводилась в 1950-х годах, однако в последние десятилетия она фактически сошла на нет. Массовая волна иммиграции из СССР/СНГ после окончания «холодной войны» представляла собой значимый ресурс, который мог быть использован в этом направлении, однако переход в 1990 г. на политику практически нерегулируемой государственными структурами «прямой абсорбции» привел к тому, что подавляющее большинство иммигрантов осело в окрестностях Тель-Авива и в прибрежной полосе — от Ашкелона и Ашдода на юге до пригородов Хайфы на севере, а не в Галилее и в Негеве. Однако подобные меры могут иметь лишь краткосрочный эффект. Куда более важным является превращение Израиля в государство, где бы национальные меньшинства на практике имели бы те же права и возможности, что и еврейское большинство.
Еще в 1980-х гг. профессор С. Самуха охарактеризовал Израиль как «этническую демократию», при которой арабское меньшинство пользуется индивидуальными и коллективными правами, но преобладание еврейского большинства институционализируется через символику государства, его законы и учреждения. Сходную теорию выдвинул и Йоав Пелед: он определяет Израиль как «этнореспубликанское государство», где арабы наделяются правами, полагающимися им как частным лицам, но «благом общества» считается только то, что имеет отношение к евреям. И хотя после провозглашения независимости Израиля все правительства страны подчеркивали свою приверженность принципу равенства перед законом, а кабинет И. Рабина 23 мая 1976 г. принял официальное постановление, где говорилось, что необходимо позаботиться о «включении арабских граждан Израиля в жизнь государства на основе полного гражданского равноправия, при уважительном отношении к их религиозному и культурному своеобразию», на практике говорить о равенстве израильских арабов не приходится. И проблема состоит не столько в том, что принятый в 1950 г. Закон о возвращении распространяется исключительно на евреев и членов их семей, сколько в том, что защищаемый всеми лидерами сионистских партий еврейский характер государства плохо сочетается с провозглашаемым ими же намерением предоставить нееврейским меньшинствам полное гражданское равноправие.
В 1978 г. из 2.324 высоких руководящих постов в государственной администрации лишь 37 занимали арабы. В 1988 г. в директораты государственных компаний входило около 4 тысяч человек, в том числе только один араб; в 1993-1994 гг. членами правлений этих компаний стали 341 еврей и только три араба Исследование середины 1980-х показало, что более 80% арабских жителей страны задействованы на израильском рынке труда, но при этом 60% из них заняты на малоквалифицированных работах (среди по найму евреев этот показатель составляет 29%) и только 13% — на работах, требующих высшего образования (при 31% в еврейском секторе). Арабы, получившие среднее специальное и высшее образование, затрудняются найти на израильском рынке труда соответствующую своей квалификации работу, и вынуждены искать ее в пределах арабского сектора. В Израиле нет ни одной крупной экономической структуры — банка, промышленной или сельскохозяйственной компании, — во главе которой стоял бы араб. Ничтожно мало число представителей арабского населения и в высших учебных заведениях. В высшей социально-экономической когорте Израиля и в близкой к ней прослойке общества арабы практически не представлены. На всем протяжении истории страны ни один араб не занимал министерской должности, а ни одна из независимых арабских партий не была присоединена к правительственной коалиции. Из всех чрезвычайных и полномочных послов Израиля в зарубежных странах, лишь посол в Финляндии является израильским арабом. Расширение представительства израильских арабов в органах государственной власти, в экономической и в академической элитах могло бы способствовать значительному усилению ощущения связи арабской общины с Государством Израиль.
Необходимо отметить и то, что хотя арабский (наравне с ивритом и английским) провозглашен одним из государственных языков Израиля, лишь небольшая часть израильтян неарабского происхождения владеет им. Жестокая реальность арабо-израильского конфликта привела к тому, что в коллективном сознании израильтян арабский однозначно ассоциируется с языком стран, военное противостояние с которыми унесло жизни почти двадцати тысяч израильских граждан. Хотя начиная с VII-IX веков арабский язык стал разговорным языком большинства евреев, проживавших в странах Южного и Западного Средиземноморья, и хотя именно на арабском языке писали выдающиеся еврейские писатели и ученые средневековья, в том числе Саадия Гаон, который, в числе прочего, перевел Библию на арабский, Хай б. Шрира Гаон, среди других сочинений составивший по-арабски глоссарий трудных слов Библии и Талмуда, Ибн Гвироль, Иехуда ха-Леви и Маймонид, арабский не воспринимается в сегодняшнем Израиле как один из основных языков еврейской диаспоры. Подобное эмоциональное отчуждение от арабского языка привело к тому, что лишь около 50% израильских школьников изучают его на протяжении трех лет средней школы (в седьмом-девятом классах), как рекомендует программа Министерства образования. Поскольку изучение второго иностранного языка в израильских школах обязательно, существуют все возможности для того, чтобы школьники изучали арабский — язык, являющийся родным для значительной части населения страны (всех израильских арабов и многих евреев — выходцев из стран Северной Африки и Ближнего Востока) и на котором говорят жители всех граничащих с Израилем стран. Однако большая часть школьников отдают предпочтение французскому, а выходцы из стран СНГ — русскому. Арабский имеет в Израиле низкий статус — как в еврейском обществе в целом, так и среди самих выходцев из арабо-язычных стран, для которых с высоким социальным положением традиционно ассоциировался французский. Представляется, что значительное расширение и углубление преподавания арабского языка и культуры в еврейских школах могло бы во многом способствовать улучшению контактов между двумя крупнейшими национальными группами в стране.
Процессы религиозной радикализации среди израильских арабов (в особенности мусульман) также не могут не беспокоить. Согласно результатам представительного опроса, проведенного во второй половине 1990-х годов под руководством С. Самухи и А. Ганема, 46% арабов-мусульман и 38% арабов-христиан рассматривают религиозный аспект как основную составляющую собственной идентичности. При этом более 91% представителей каждой из групп желали бы, чтобы члены их семьи вступали бы в брак исключительно с представителями их собственной конфессии, причем среди мусульман почти половина (49,1%) отказываются приобретать не только родственников, но и друзей иного вероисповедания. 39% арабских граждан Израиля мусульманского вероисповедания поддержали идею ликвидации Государства Израиль и создания исламского государства, существующего по законам шариата, на всей территории Палестины. 44% израильских арабов выразили понимание и поддержку палестинским террористам, убивающим евреев. В этой ситуации происходящий буквально на глазах рост влияния исламского движения среди израильских арабов (достаточно сказать, что в то время как менее 49% опрошенных израильтян — евреев определили себя как «религиозные» в той или иной степени, среди арабов таковых было более 72%) ставит под сомнение саму возможность мирного существования между двумя крупнейшими национальными общинами в Израиле.
Ответ на вопрос о том, сможет ли Государство Израиль выжить в существующих непростых условиях, во многом зависит от того, сумеет ли оно найти пути интеграции еврейского и арабского населения в единое гражданское государство. Очевидно, что задача строительства государства, в котором бы соблюдался принцип гражданского равноправия при одновременном сохранении (в той или иной форме) еврейского национального характера, является крайне сложной. К сожалению, в последние годы происходят обратные процессы, оставляющие израильских арабов на периферии как израильской, так и палестинской социально-политической и культурной жизни. Существует реальная опасность того, что дальнейшее развитие этих тенденций приведет к значительному обострению обстановки в нашем регионе. От того, насколько Израиль сумеет решить задачу интеграции арабского меньшинства, пожалуй, больше, чем от какого-либо иного фактора зависит продолжение существования нашего государства.
Автор статьи — доктор философских наук, преподаватель кафедры социологии и политологии Открытого университета Израиля.