Школьный театр |
Ханука-2000. Восемь звезд над головой. Сценарий ханукального представления.
Алексей Брахман
Для входа детей в зал стоит подобрать музыку "космического"
плана. Еще бы, нам предстоит космическое путешествие.
Ведущий: Шалом! Дорогие друзья, в этом году на праздник
Ханука мы отправимся в космическое путешествие. Почему бы и нет? В прошлом
году мы совершили полет на Машине времени - помните? Так что для нас
нет ничего невозможного - тем более, что дни Хануки - дни чудес. Я -
ваш капитан корабля. Внимательно слушайте меня и все повторяйте, что
скажу:
- Экипаж к полету готов? А вы отвечайте: - Готовы!
- Включить приборы! (имитирует нажатие кнопок) Чик!Чик!
- Дети: Есть включить приборы! Чик! Чик!
a.. Подать напряжение! (имитирует включение рычага)
У-У! Снова играют и на этот раз после "взлета" свет меняется,
снова звучит "космическая" музыка.
Ведуший: Начинается невесомость! Ой-ей-ей! А у нас 1 класс
летит без привязных ремней! И они теперь летают по всему космическому
кораблю в невесомости, их крутит, разворачивает, иногда несильно сталкивает,
и никак они не могут собраться вместе, схватятся за руки и рассыпаются,
пробуют в круг собраться, ничего не получается. (Это все, конечно, под
музыку происходит, я бы рекомендовал "Арию" Иогана Себастьяныча. Нечеловеческая
музыка!) Ну ничего! Сейчас я их соберу с помощью космического пылесоса.
Вот они все ко мне собираются, а я теперь пылесос переключаю и он их
сдувает на стульчики, где они и усядутся и привяжутся накрепко. А я
пока расскажу зачем мы летим.
Нам нужны для школьной ханукии свечи и для шамаша
огонек! Накануне Хануки,здесь в космосе возникают ненадолго особенные
области, планеты, туманности: Если мы успешно пройдем испытания, то
получим то, что ищем. Но кто это приближается к нашему звездолету?
(Приближаются ученики из второго, третьего и четвертого
класса, может быть не все - Это буквы Алефбета, о чем говорят их нагрудные
повязки.)
Алеф: Мы буквы еврейского алфавита, алефбета!
Бет: По еврейским легендам мы существовали задолго
до Сотворения Мира!
Гимел: Когда Гашем решил создать Землю и населить
ее, мы буквы, явились к нему!
Тав: Я - буква Тав и я сказала: О Владыка Вселенной!
Рукой Моше Ты дашь Израилю Тору! Так Начни Сотворение Мира с меня, с
буквы Тав! Но Гашем отказал мне.
Шин: Я- Буква Шин. И я просила: О Владыка мира! Одно
из Твоих имен - Шаддай начинается с меня. Сотвори мир мною!Но мне было
отказано, так как с Шин начинаются также слова Шав - ложь и Шекер -
обман.
Рейш: Я буква Рейш. И мне не разрешили стать началом
Сотворения. Потому что Рейш стоит в начале слов Ра-зло и Раша- злодей.
Но зато Гашем сделал меня началом своего имени Милосердный - Рахум.
Коф: И мне и мне отказали! А ведь с меня начинается
слово Кодеш - святой! Почему?
Ведущий: Почему?
Другие буквы: Почему?
Коф: Потому что мной начинается слово Клала- проклятие.
Цади: Зато я -буква Цади! С меня начинается слово
Цадик- праведный.
Пей: Но и тебе было отказано: Слово Царот - Несчастья
Израиля тоже начинаются с Цади.
Ведущий : А ты кто?
Дети: А ты кто?
Пей: Я буква Пей. И грустно мне, потому что, хотя
слово Подэ- искупитель и начинается с меня, но и слово Пэша -прегрешение-
тоже с моей буквы.
Аин: Я - буква Аин. Слово Анава - скромность начинается
с меня. Но еще- слово Эрва - срам. (пошатнулась и чуть не упала)
Самех: (поддерживает ее) Я буква Самех. И это одно
из имен Всевышнего: Самех - поддерживающий падающих. Но и мне было сказано,
что я должен продолжать свое дело.
Нун: Зато с меня начинается слово Нер - свеча Всевышнего,
и это душа человека. Но и меня не выбрали.
Мем: (проталкиваясь вперед) Пропустите, пропустите
меня: Я Мем, с меня начинается слово Мелех-царь, это одно из достоинств
Всевышнего в мире: Мелех ха Олам! С меня, с меня надо начать:Нет? Почему?
(вздохнула) С меня начинается слово Мегума - суета. Ведущий: А это что
за буква?
Дети: Ламед!
Ламед: Я - Ламед! Я возглавляю слово Лухот- Скрижали
завета.
Ведущий: Но ведь со скрижалями не все было благополучно.
Что стало с первыми скрижалями?
Дети: Их разбил Моше!
Ламед: Да, я забыла об этом.
Кав: Зато я - буква кав, с меня начинается Кисе - престол
Всевышнего, Кавод - слава Всевышнего и Кетер - корона Всевышнего. Вот
сколько у меня заслуг!
Йод: Всевышний ответил тебе, что каф- ладони и он
горько всплеснет ладонями, видя страдания Израиля, и поэтому ты не подходишь.
А вот я - Йод, я - первая буква тайного имени Всевышнего:
Что? Не подхожу? С меня начинается Йецер ха-ра - злое намерение:
Тет: Я - Тет, с меня начинается Тов - добро.
Хет: Я - Хет, с меня начинается Ханун - милосердный.
Заин: Я Заин. С меня начинается Захор - помни, - помни
день субботний.
Гей и Вав: Нет,нет, нет! Истинное добро - для грядущего
мира!(отошла Тет) В слове Хатаа - грех тоже Хет! (отошла Хет) А твое
слово Заин - значит оружие, в тебе образ войны.
Далет: Я Далет - с меня начинается Давар - слово Гашема.
А вы кто такие?
Гей и Вав: Мы Гей и Вав. И мы составляем неизреченное
имя Гашема. Поэтому нам тоже отказано, но только потому что мы слишком
возвышены.
Гимел: А про тебя Далет сказано, что с тебя начинается
Дин - суд, а строгий суд без любви и снисхождения не годится для этого
мира. А вот я Гимел. Я напоминаю о великом-Гадоль. (вздохнул) Только
и Гемуль - воздаяние - это тоже Гимель - вот мне и отказали.
Бет: А я просто сказала: О Владыка мира, все живущие
в мире, каждый день возносят к тебе молитвы через меня: Барух! Благословен
Всевышний! Амен!
Дети: Амен!
Бет: И моя просьба была принята! Мир начался словами:
Дети: Берешит бара Элохим эт ха шамаим вэ эт ха арец.
Ведущий: Ой кого это не было среди этих букв:
Дети: Буквы Алеф.
Алеф: Меня спросил Гашем: отчего ты не просишь как
все буквы? А я и ответила, пока другие буквы просили - у них были высокие
заслуги и я молчала, когда уже выбрали букву Бет, что теперь просить?
И тогда мне тоже была оказана высокая честь! Какая, кто знает?
Дети: С Алеф начинается первая заповедь: Анохи Адонай
элохеха.
Алеф: За то что вы так хорошо знаете буквы мы подарим
вам Шамаш - это служебная свеча. А вот эту свечку мы даем вам как первую
для ханукии. А если Хотите получить огонек для шамаша, то догадайтесь,
какое важное для Хануки слово начинается с буквы Алеф?
Дети: Ор! Свет!
Алеф: Вот вам Огонек для шамаша. Зажигает бенгальский
огонь или фонтанчик.
Ведущий: Дорогие буквы, мы летим дальше, давайте споем.
Не на прощание, а в честь праздника!
(песня)
Внимание, внимание, полет продолжается! Перед нами
простирается область Силы и Ловкости. Я вижу, что навстречу нам на одиночном
космическом корабле летит. Ой кто это?
Судья: Я главный судья космической Маккабиады! Это
военно-космические соревнования на приз Братьев Хасмонеев. Будете участвовать?
Ведущий: А ну-ка ребята
Ребята: Будем!
Ведущий : А что от нас требуется?
Судья: Две команды по 10 человек.
(проходит конкурс)
Судья: Вот вам честно заработанные свечи: Эта за победу!
А эта за волю к победе! Потому что и у Хасмонеев были и победы и тяжелые
поражения, но благодаря воле к победе они все-таки победили.
(песня)
Ведущий: Всем подняться на борт. Помните за стеной
корабля безвоздушное пространство. И космический холод. Мы влетаем в
туманность Рассеянной мудрости. Здесь все время борются с рассеянным
склерозом. Особенно детским. Нас встречают хахамим - мудрецы.
1 Мудрец: (важно) Мы мудрецы - хранители знаний!
2 Мудрец: У нас не все дома!
3 Мудрец: (почти плача) Мы кое-что забыли!
Ведущий: Много забыли? Может быть мы поможем? У нас
то вроде все дома.
Поможем, ребята?
Дети: Поможем!
Мудрецы задают вопросы и предлагают варианты ответов.
Дети выбирают правильный вариант, а мудрецы "записывают" его в свои
книги.
1 Мудрец: Ученье-свет, А неученье:. Забыл. Что-то
нехорошее!
Дети: Тьма!
2 Мудрец: За ваши знания вручаем вам свечу для ханукии!
3 Мудрец: А если вы споете:
1 Мудрец: А может быть залаете.. А может промычите:(двое
других мудрецов начинают его толкать локтями, чтоб в себя пришел)
Ведущий : Да конечно споем! Споем ребята?
Дети: Споем, споем:
(песня)
Ведущий: Полет продолжается! Занять места по летному
расписанию. Приближаемся к Планете: планете: как же ее: склероз - это
не инфекционное? Такое квадратненькое - квадратненькое! И крутится!
Дети: Севивон!
Ведущий: Вот. Планета Севивон. Нас встречает человек-оркестр.
Человек-оркестр обвешанный музыкальными инструментами
(вдохновенно вещает).
Севивон, дрейдл, волчок! В древние времена еврейские
дети с его помощью обманывали греческих солдат, делая вид, что играют,
а на самом деле изучая Тору со своим учителем. Теперь севивон снова
стал игрушкой, но и напоминанием о том, что во время Освящения Храма
случилось чудо. Что написано на севивоне?
Дети: Нес гадоль хайя шам!
Человек-оркестр. Правильно. Играть в севивон можно
разными способами. Сыграем так: Четыре группы: Мальчики, девочки, учителя,
родители. (можно команды по пять человек) У каждой группы буква с одной
из сторон дрейдла. Какая буква выпадет, той команде и отдуваться-выходить
на середину и танцевать, какую бы музыку вы не услышали. Хоть рок-н-ролл,
хоть лезгинку, хоть фрейлехс.
Играют несколько раз.
Человек-оркестр: Вот теперь я вижу, что вы умеете
веселиться, как настоящие хасиды в праздник. Вот вам от меня свеча за
музыку и танцы!
Ведущий: По коням! То есть вперед, в ракету! Срочно
стартуем на планету поэзии, Будьте готовы к перегрузкам, летим на предельной
скорости. Все повторяйте за мной: лавируем в метеоритном потоке, ай-яй-яй,
какой нехороший метеор, подрезал: Поехали быстрее: Перегрузки..Право
руля! Лево руля!
Отдать концы! А впрочем рано, еще поживем. А вот и
планета Поэзии. Здесь притяжение очень слабое. Кто знает стихи о Хануке,
может их прочитать?
Дети: Знаем! (читают разные стихи)
Ведущий: Что-то не видно на планете хозяина! Зато
свеча стоит, ждет нас. Эй, Тут кто-нибудь есть?
Дети (шепотом): Есть Есть..
Ведущий: Или тут никого нет?
Дети: Нет.. нет.
Ведущий: Какие странные помехи
Дети: Эхо Эхо
Ведущий: Эхо? Много ли еще впереди планет?
Дети: Нет Нет
Ведущий: А что нам приносит рассвет?
Дети: Свет Свет
Ведущий: Так полетели?
Дети: Еле..Еле
Ведущий: Не еле-еле, а полетели! С песней!
(песня)
Ведущий: Пролетаем Млечный путь. Пахнет очень вкусно.
Не могу понять чем.
Кажется: Пончики! А кто у нас умеет готовить пончики?
Девочки? А мальчики?
Тогда специально для мальчиков и отдельных отсталых
родителей краткий курс по приготовлению. Проводит космический повар-кок.
(имитация приготовления пончиков)
Кок: Вручаю вам еще одну свечу для ханукии. Торопитесь,
на земле скоро вечер.
Ведущий: Разворачиваемся к Земле! Нам нужно найти
еще только одну свечу и я знаю, где она находится. Мы влетаем в область
Милосердия. Вот уж странное место - никто не знает большое оно или маленькое,
есть у него границы или их нет: Выполняем ли мы заповедь цдаки - вот
что определит - получим ли мы свечу. Кто к нам идет?
Шамаш: Я шамаш - служка в синагоге и служебная свечка
на ханукие. Вот что сделано с той цдакой, которая накопилась в школьных
коробочках. Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете более хорошо выполнять
эту заповедь. На Хануку принято давать хануке гелт детям.Мы знаем некоторые
семьи, где бы очень пригодились лишние денежки к празднику. Вот коробочка
для сбора цдаки!
(проводится сбор цдаки)
- Возьмите свечу для вашей ханукии! Дорога на Землю
прямо!
Ведущий: Включить моторы! Вперед в Ган-Хаму! Прибавить
скорости! Вижу знакомые огоньки! Слышу знакомые голоса! Это же мы песенку
поем!
(песня)
Нас встречает Реб Довид. Мы устанавливаем имитационные
свечи с огоньками. И говорим о том, что такой будет наша Ханукия к концу
праздника. Но у нас начинаются каникулы, поэтому все вместе мы сможем
присутствовать на зажигании первой свечи Хануки. Вот наш Шамаш, а вот
и бенгальский огонь от которого мы зажгем его. Теперь пришло время сказать
брахот. Зажигаем ханукальную свечу. Все исполняем "Маоз цур"
Ведущий: Внимание, внимание! Из Млечного пути и космического
камбуза по межзвездной нуль - транспортировке прибыли пончики! Ханука
самеах!
конец
|