В Израиле действует пропорциональная система парламентского представительства, при которой территория всей страны рассматривается как единый избирательный округ. Это означает, что участвующая в выборах партия получает число депутатских мандатов, пропорциональное общему количеству голосов, поданных за нее на всех избирательных участках (их в Израиле свыше семи тысяч). Таким образом, на представительство в Кнессете может рассчитывать даже сравнительно небольшая политическая, этническая, социальная или религиозная группа — ведь ее электорат исчисляется по всей стране, а не в рамках отдельного территориального округа. Иначе говоря, пропорциональная избирательная система дает реальную возможность участия во власти всем разнородным группам, составляющим уникальный пасьянс израильского общества, предупреждая тем самым развитие негативных процессов гражданской отчужденности.
Участники выборов голосуют за партийные списки, поданные в Центральную избирательную комиссию и утвержденные ею; проголосовать за конкретного кандидата на выборах в Кнессет невозможно. Многие полагают, что это освобождает кандидатов от чувства личной ответственности по отношению к избирателям, лишенным возможности «наказать» своего избранника, если тот не оправдал возлагавшихся на него надежд. Данная оценка в чем-то соответствует истине, но преимущества пропорциональной системы перед мажоритарной (выборы по одномандатным территориальным округам) проявляется в иных областях. В том, например, что пропорциональная система предопределяет основной интерес избирателя к общегосударственным проблемам — за счет вопросов местной политики, обретающих доминантное значение при проведении личных выборов по округам.
Формирование партийных списков осуществляется одним из трех способов: всеми членами партии (праймериз), голосованием представительного партийного Центра или посредством назначения, осуществляемого духовным лидером партии. Последний способ используется, как правило, ультраортодоксами, но в некоторых светских партиях функции «духовного лидера» принимает на себя т.н. «распределительная комиссия» («ваада месадерет»), составляющая список кандидатов. В настоящее время предлагается обязать к проведению праймериз все партии, имеющие в Кнессете свыше 15 депутатов, но обсуждение данной инициативы состоится уже после выборов.
Партии, списки, фракции, движения — в чем состоит разница между этими терминами, столь часто используемыми вперемежку, иногда — как синонимы?
Партией в Израиле называется «группа людей, объединившихся для того, чтобы законным образом, через представительство в Кнессете, добиваться реализации политических и социальных целей» (из Закона о партиях от 1992 года). В отношении партий действуют четкие правила регистрации, финансирования, управления собственностью и т.п. Существуют также ограничения, согласно которым в Израиле не может быть зарегестрирована партия, отрицающая за нашей страной право на существование в качестве еврейского и демократического государства, ведущая пропаганду расизма, выступающая в поддержку вооруженной борьбы против Израиля со стороны иностранного государства или террористической организации. Следует, однако, признать, что недавнее решение БАГАЦа выхолостило эти формулировки, ставшие теперь мертвой буквой израильского закона.
Список кандидатов может быть подан одной или несколькими партиями, объединившимися с целью совместного представительства в Кнессете. Так, Ликуд в свое время являлся совместным списком старого Херута (не путать с нынешним списком Михаэля Кляйнера) и Либеральной партии. Маарах (в одной из своих исторических ипостасей) являлся совместным списком Партии труда и Объединенной рабочей партии (МАПАМ). На прошлых выборах Авода, МЕЙМАД и Гешер выдвинули своих кандидатов в рамках общего списка Исраэль ахат. Подобных примеров — великое множество. Куда интереснее то, что израильским законом допускается создание списков, в которых к кандидатам определенной партии присоединяются представители общественных организаций, не имеющих партийного статуса. Так, на выборах в Кнессет 15-го созыва в рамках Объединенного арабского списка (РААМ) баллотировались кандидаты Арабской демократической партии и Исламского движения, которое в качестве партии не регистрировалось.
Формальным образом в отношении списков действуют те же ограничения, что и в отношении партий: к выборам в Кнессет не допускается список, отрицающий за Израилем право на существование в качестве еврейского и демократического государства, но, как было отмечено выше, реальной силы данная норма уже не имеет.
Фракцию составляют кандидаты партийного (или многопартийного) списка, ставшие в результате выборов депутатами Кнессета. Отдельные фракции могут после выборов объединиться в новую фракцию, равно как и наоборот: фракция определенной партии может в течение каденции расколоться на несколько новых групп. Поправка к Закону о финансировании политических партий от 1973 года предусматривает в данной связи кое-какие ограничения, но их недостаточный характер вполне очевиден. Этот факт был признан недавно юридическим советником Кнессета.
Движение не имеет формального определения в израильском праве. Чаще всего это слово используется как более благозвучное самоназвание различными партиями: дескать, мы не часть, не осколок общества (такова этимология слова «партия», особенно ощутимая в иврите: «пилуг» — «мифлага»), а могучее движение. Но, помимо словесной эквилибристики, в выборе данного термина иногда заключен дополнительный смысл. «Движение» может зарегистрироваться в качестве общественного объединения, определяемого юридически как «амута», и лишь незадолго до выборов переоформиться в партию. Таким образом удается обойти многие ограничения, предусмотренные израильским законом в отношении финансирования политических партий.
* * *
Выборы в Кнессет проводятся раз в четыре года, но по решению премьер-министра или большинства депутатов они могут быть объявлены досрочно. Так, досрочными (по решению большинства парламентариев) были выборы в Кнессет 2-го, 5-го, 10-го, 11-го, 13-го, 14-го и 15-го созывов. Выборы в Кнессет 16-го созыва проводятся досрочно по инициативе премьер-министра.
При определенном стечении обстоятельств парламентская каденция может длиться больше четырех лет, поскольку автоматической датой выборов является третий вторник еврейского месяца хешван в тот год, когда завершился четырехлетний срок полномочий уходящего Кнессета. В григорианском календаре хешван примерно соответствует октябрю-ноябрю. Так, выборы в Кнессет 17-го созыва состоятся 18 октября 2007 года — в том случае, разумеется, если они не будут объявлены досрочно. Кроме того, срок парламентской каденции может быть продлен квалифицированным большинством при наличии чрезвычайных обстоятельств. Так, выборы в Кнессет 8-го созыва были отложены на два месяца из-за Войны Судного дня.
Активным избирательным правом при проведении выборов в Кнессет пользуются граждане Израиля, которым к моменту голосования исполнилось 18 лет. Пассивным избирательным правом (быть избранным) пользуются граждане Израиля в возрасте 21 года и старше. Не могут быть кандидатами в Кнессет президент Израиля, государственный контролер, судьи государственных и религиозных судов, кадровые офицеры армии и полиции, а также ответственные государственные служащие (точный перечень лиц, относящихся к данной категории, установлен законом). К числу законодательных актов, определяющих статус Кнессета, порядок проведения выборов, методы предвыборной пропаганды и т.п. относятся:
Основной закон о Кнессете;
Основной закон о правительстве;
Закон о выборах в Кнессет (методы предвыборной пропаганды) от 1959 года;
Закон о выборах в Кнессет (объединенная версия) от 1969 года;
Закон о финансировании политических партий от 1973 года;
Закон о политических партиях от 1992 года.
Кроме того, в каждом случае может иметь значение законодательная норма, непосредственно связанная с проведением данных выборов, например: Закон о досрочных выборах в Кнессет 16-го созыва от 2002 года (имеет статус временного постановления). Данный закон содержит одноразовые технические поправки к Закону о выборах в Кнессет (объединенная версия) от 1969 года, обусловленные лишь тем, что нынешние выборы проводятся досрочно.
Как было отмечено выше, даже сравнительно небольшая группа может претендовать в Израиле на представительство в высшем законодательном органе. Тем не менее, на пути к вожделенным парламентским креслам существует немаловажное техническое препятствие: электоральный барьер, то есть тот минимум голосов, который необходимо набрать, чтобы оказаться в Кнессете. До выборов 1992 года электоральный барьер составлял в Израиле один процент от общего числа правильно поданных бюллетеней (см. ниже). При проведении выборов в Кнессет 13-го созыва он был впервые повышен до полутора процентов, и это сразу же обернулось провалом нескольких партий, которые в прежних условиях могли бы собрать необходимое им число голосов. Отметим, что и полуторапроцентный электоральный барьер — существенно ниже принятого в большинстве парламентских демократий. Многие требуют дополнительно повысить его с целью поощрения тенденции к консолидации в рамках крупных политических блоков.
Но даже полуторапроцентный барьер перескочить удается не всем. Вполне очевидно, что многие списки, принимающие участие в нынешних выборах, впустую растратят голоса своих избирателей. Для понимания действующих в этой связи механизмов необходимо прежде всего объяснить, что такое «правильно поданные голоса» («колот кшерим»). Ваш голос не будет сочтен поданным правильно и, как следствие, вовсе не будет учитываться при подсчете результатов голосования, если вы:
вложите в конверт чистый лист бумаги;
вложите в конверт более чем один бюллетень одной и той же партии;
вложите в конверт бюллетени разных партий;
вложите в конверт один бюллетень, надписав на нем что-либо, изрисовав его или повредив иным способом.
Иными словами, избирателю, желающему оказать влияние на исход выборов, надлежит вложить в конверт единственной бюллетень той партии, за которую он намерен проголосовать, — и ничего более. С закрытием избирательных участков подсчитывается общее число правильно поданных голосов и устанавливается практический показатель электорального барьера. Чему он будет равен?
При проведении прямых выборов премьер-министра 6 февраля 2001 года в Израиле было зарегистрировано 4 миллиона 510 тысяч избирателей, из которых 410.000 составляли лица, находящиеся за границей длительное время. Данная категория включала и давно скончавшихся эмигрантов (никто не известил об их смерти израильское МВД, и они остались в реестре даже по достижении мафусаилова возраста). Таким образом, реальное число обладающих правом голоса оценивалось тогда в 4,1 миллиона человек.
В настоящее время в Израиле зарегистрировано около 4,75 миллиона избирателей. Допустим, что число израильтян, находящихся за границей длительное время (включая мертвые души), выросло за эти два года до 450 тысяч. В таком случае в Израиле имеется сейчас 4,3 миллиона реальных избирателей.
Согласно опросам общественного мнения, в выборах твердо намерены принять участие 74 процента обладающих правом голоса. Эта цифра вполне реальна: в 1999 году в выборах в Кнессет участвовало 78,7 процента израильских избирателей, в 1996 году — 79,3 процента, в 1992 году — 77,4 процента, в 1988 году — 79,7 процента. Рекордно низкими в плане электоральной активности были прямые выборы премьер-министра два года назад (62,3%), но их бойкотировали арабские избиратели, так что ориентироваться на этот показатель мы не станем. Предположим, что 28 января правом голоса воспользуются 78 процентов израильских граждан.
При подготовке данной статьи мне не удалось установить, берется ли этот процент от общего числа обладающих правом голоса (4,75 миллиона) или от числа реально живущих в Израиле избирателей. В первом случае 78 процентам соответствуют 3 миллионам 705 тысяч душ, во втором случае — 3 миллиона 354 тысячи. На выборах в Кнессет 15-го созыва за партии, преодолевшие электоральные барьер, было отдано 3.112.323 голоса, но и из этого невозможно сделать однозначного вывода, поскольку количество голосов, отданных за прочие партии, нигде не приводится. Исчисляя электоральный барьер по минимуму, предположим, что уровень электоральной активности определяется по числу реально живущих в Израиле избирателей. Итак, нам осталось взять 1,5 процента от 3 миллионов 354 тысяч. Получаем 50.310 голосов. При исчислении по максимуму, то есть по общему числу зарегистрированных избирателей, тот же показатель составит 55.575 голосов.
Полагаю, что последнее — ближе к истине, поскольку уровень электоральной активности, скорее всего, определяется в отношении общего числа зарегистрированных избирателей. Если на выборы явится свыше 78 процентов обладающих правом голоса, соответственно поднимется планка электорального барьера. При 80-процентном участии этот показатель составит 57.000 голосов. Партии, не набравшие искомого количества, останутся за порогом Кнессета. Отданные за них голоса не окажут вообще никакого влияния на исход выборов.
Допустим, что таких голосов окажется двести тысяч. После того, как они будут сброшены со счетов, Центризбирком разделит оставшееся количество на 120, по числу депутатов Кнессета, и таким образом будет получен электоральный коэффициент одного парламентского мандата. С учетом рассматриваемых нами данных естественно предположить, что он составит около 30.000 голосов. Примерно такой окажется «цена» одного мандата в Кнессете 16-го созыва.
Вышесказанное можно сумировать следующим образом:
(A) — общее количество правильно поданных голосов;
(B) — практический показатель электорального барьера, то есть B = Ax1,5:100;
(C) — количество голосов, отданных за все партии, не преодолевшие электоральный барьер, то есть получившие (каждая) меньше, чем показатель B;
(D) — количество голосов, отданных за все партии, преодолевшие электоральный барьер, то есть D=A-C;
(E) — электоральный коэффициент одного мандата, то есть E=D:120.
Полуторапроцентный электоральный барьер практически исключает прохождение в Кнессет одномандатных списков, поскольку, преодолев его, всякая партия почти сразу оказывается с двумя мандатами (1,5% от 120 составляет 1,8 мандата). Во всяком случае, с 1992 года таких случаев не было, и все существующие одномандатные фракции появлялись в результате расколов в более крупных партиях. Именно таким образом возникли списки Херут и Эзрах у-медина, имеющие сейчас по одному мандату.
* * *
Однако с установлением электорального коэффициента одного парламентского мандата работа Центризбиркома не завершается, ведь редкая партия получит такое количество голосов, которое будет в точности соответствовать определенному количеству депутатских мест. Если «цена» мандата — 30.000 голосов, а за партию Х проголосовали на выборах 140.000 человек, то эта партия получила 4 твердых мандата и еще 20.000 остаточных голосов, которые должны быть перераспределены определенным образом. При проведении выборов в Кнессет 2-го созыва и далее, до 1969 года включительно, весь этот остаток автоматически передавался партии, у которой оказалось наибольшее количество остаточных голосов. Данная система известна как метод Хеэра (the Hare method).
Начиная с выборов в Кнессет 8-го созыва (1973) в Израиле стала использоваться новая система распределения остаточных голосов — метод Бадера-Офера (по именам предложивших ее депутатов). Отметим, что аналогичная система используется во многих парламентских демократиях, но за пределами Израиля она известна как метод Хагенбаха-Бишоффа (де-Хондта), поскольку Йоханан Бадер и Авраам Офер не были ее изобретателями (the Hagenbach-Bischoff (de-Hondt) method). Проследим теперь за применением данного метода, начиная с последнего из рассмотренных выше этапов. Итак:
(E) — электоральный коэффициент одного мандата, то есть E=D:120;
(F) — количество голосов, полученных каждой из партий, преодолевших электоральный барьер, причем для обозначения партий используются строчные буквы (a, b, c… n), то есть Fa, Fb, Fc и т.д.;
(G) — количество мандатов, полученных партиями до пересчета остаточных голосов: Ga, Gb, Gc и т.д., то есть на данном этапе Ga=Fa:E, Gb=Fb:E, Gc=Fc:E и т.д.;
(H) — количество мандатов, которые предстоит распределить при пересчете остаточных голосов, то есть H=120-(Ga+Gb+Gc+…+Gn).
На этой стадии принимаются в расчет соглашения о распределении остаточных голосов («хескэмей-одафим»), заключенные между различными партиями. Если партии a и b заключили такое соглашение до выборов, то в данном контексте они рассматриваются как одна партия a+b. Если партия c ни с кем такого соглашения не заключила, то она рассматривается сама по себе, но в обоих случаях последующая процедура будет одинаковой. Состоит она в исчислении коэффициента конкретного списка (I), который определяется следующим образом: количество голосов полученных данной партией (или парой партий, заключивших соответствующее соглашение) делится на количество причитающихся ей (им) мандатов плюс один мандат. Таким образом, при наличии соглашения о распределении остаточных голосов I(a+b)=F(a+b):(G(a+b)+1), а в отсутствие такого соглашения Ic=Fc:(Gc+1).
Та партия (пара партий), у которых коэффициент I оказался самым высоким, получают один дополнительный мандат из числа мандатов H, подлежащих распределению на данной стадии. Затем «разыгрывается» второй мандат из того же числа H, причем партия (пара партий), получившая первый дополнительный мандат из игры не выбывает, но для нее меняется формула исчисления: I(a+b)=F(a+b):(G(a+b)+2) или Ic=Fc:(Gc+2), тогда как для прочих партий формула остается прежней. Процедура повторяется столько раз, сколько осталось мандатов для распределения. Иначе говоря, если H=5, то вычисление коэффициента конкретного списка производится пять раз. Таков второй этап распределения мандатов по итогам состоявшихся выборов в Кнессет.
соглашения о распределении остаточных голосов между партиями, принимающими участие в выборах в Кнессет 16-го созыва
|
1
|
Авода-МЕЙМАД и МЕРЕЦ
|
2
|
Шинуй и Партия зеленых
|
3
|
Ихуд леуми и Исраэль ба-алия
|
4
|
МАФДАЛ и Ам эхад
|
5
|
ШАС и Яхдут ха-Тора
|
6
|
ХАДАШ и БАЛАД
|
Излишне объяснять, что если партия X заключила соглашение о распределении остаточных голосов с партией Y, а партия Y не преодолела электоральный барьер, то все отданные за нее голоса безвозвратно сгорают. Даже если партии X не хватает для получения дополнительного мандата одной только сотни голосов, а за дружественную ей партию Y проголосовали десятки тысяч человек, искомую сотню из этих десятков тысяч получить невозможно.
Однако и этим дело не исчерпывается, поскольку остается определить, какая из партий в паре a+b получит заработанный этой парой дополнительный мандат (или дополнительные мандаты). Здесь используется совсем уж хитроумная схема исчисления, которая обеспечивает преимущество более крупным партиям, но главным критерием для нее остается близость того или иного списка к следующему мандату. Иногда это дает неожиданные для стороннего наблюдателя результаты. Так, при проведении выборов в Кнессет 15-го созыва (1999 г.) от применения метода Бадера-Офера выиграли Ликуд, НДИ и Объединенный арабский список (РААМ), а проиграли ИБА, Шинуй и БАЛАД. Это видно из прилагаемой таблицы результатов голосования на выборах 1999 года, где розовым цветом выделены числа, отражающие влияние метода Бадера-Офера на распределение парламентских мандатов:
Список
|
Общее количество полученных голосов
|
Число мандатов при простом пересчете
|
Число мандатов по методу Бадера-Офера
|
Авода-Гешер-МЕЙМАД
|
670.484
|
26
|
26
|
Ликуд
|
468.103
|
18
|
19
|
ШАС
|
430.676
|
17
|
17
|
МЕРЕЦ
|
253.525
|
10
|
10
|
Исраэль ба-алия
|
171.705
|
7
|
6
|
Шинуй
|
167.748
|
7
|
6
|
Партия центра
|
165.622
|
6
|
6
|
МАФДАЛ
|
140.307
|
5
|
5
|
Яхдут ха-Тора
|
125.741
|
5
|
5
|
РААМ
|
114.810
|
4
|
5
|
Ихуд леуми
|
100.181
|
4
|
4
|
ХАДАШ
|
87.022
|
3
|
3
|
Наш дом — Израиль
|
86.153
|
3
|
4
|
БАЛАД
|
66.103
|
3
|
2
|
Ам эхад
|
64.143
|
2
|
2
|
Кстати, из той же таблицы видно, что среди партий, преодолевших электоральный барьер в 1999 году, минимальное количество голосов было получено профсоюзным списком Амира Переца (Ам эхад): 64.143 бюллетеня. Эта дает представление о практическом уровне электорального барьера на прошлых выборах и косвенным образом подтверждает наши расчеты. Более того, естественно ожидать, что в 2003 году планка электорального барьера окажется выше, чем допускается в данной статье, и это следует учитывать тем избирателям, которые собираются голосовать за разномастные списки с потенциалом в один-два мандата. Избежать фрустрации в ночь после выборов им поможет более трезвое отношение к фактам природы, политики и статистики.
В заключение позволю себе одно личное замечание. Голосовать — надо. Уклониться от выбора невозможно, ведь бездействие только кажется нам отказом от поступка, будучи в действительности поступком с противоположным знаком. Идеальных избранников в политике не бывает, но, не желая выбирать наименьшее зло, мы помогаем злу наибольшему. Оставаясь частью социума, человек не может «голосовать против всех». Такое «против» всегда превращается в «за» того, кому он меньше всех желает успеха.
При подготовке данной статьи использовались материалы, размещенные в различных разделах информационного сайта Кнессета
http://knesset.gov.il/