Израиль сегодня |
"Вести",
«Сексуальная революция»
Право женщин на равную с мужчинами службу в ЦАХАЛе столкнулось с правом религиозных призывников служить, соблюдая базисные предписания Галахи * Армия не должна и не может решать ценностные конфликты * На чьей стороне практическая целесообразность?
Дов Конторер
Конфликт между учащимися армейских йешив системы «хесдер» и командованием ЦАХАЛа, взявшим курс на ускоренную интеграцию девушек-военнослужащих в боевых подразделениях смешанного состава, набирает силу, удостаиваясь при этом крайне тенденциозного освещения в израильских средствах массовой информации.
Вдумчивый анализ обстоятельств данного конфликта нередко подменяется скабрезностями в духе публикуемых партией Шинуй политических прибауток («Хесдерники боятся контактного боя» и т.п.). Пикантная тема «секс и религия» пользуется неизменно высоким рейтингом, однако будет досадно, если этим и исчерпается аналитический потенциал израильского общества в отношении сложной социальной проблемы. Феминистические организации требуют для женщин равноправия в армии, настаивая, среди прочего, на предоставлении им права служить в боевых подразделениях ЦАХАЛа наравне с мужчинами. Начальник Генерального штаба Шауль Мофаз с готовностью идет навстречу требованиям подобного рода. Некоторые обозреватели объясняют это тем, что в самом начале своей каденции Мофаз обжегся на «дамской проблеме», попытавшись повысить в должности бригадного генерала Нира Галили, уличенного в сексуальном домогательстве к подчиненной. После того, как БАГАЦ заставил его отменить принятое решение, начальник Генштаба избегает любых ситуаций, чреватых огульными обвинениями в мужском шовинизме. Закономерным итогом его политики стал на прошлой неделе роспуск существовавшего в израильской армии (и унаследованного еще от англичан) Женского корпуса («Хейль ха-Нашим»). Тем самым был дан сигнал к ускоренному зачислению девушек-военнослужащих в боевые подразделения смешанного состава. Указанная реформа в корне меняет прежнюю ситуацию, при которой в ЦАХАЛе было всего несколько смешанных боевых подразделений (особая Хевронская рота военной полиции, пехотная рота, несущая службу у мирной египетской границы, а также несколько рот в относящихся к полиции погранвойсках). В большинстве боевых частей девушки служили и служат на вспомогательных должностях, не будучи частью органических строевых подразделений. Кроме того, перед ними и прежде были открыты многочисленные должности штабного, инструкторского и технического характера, не связанные с пребыванием на линии огня. Таким образом, принятое начальником Генерального штаба решение ведет к кардинальному изменению практики, сложившейся в ЦАХАЛе со времен Войны за независимость. Данное обстоятельство вызвало энергичные протесты тысяч религиозных призывников, в авангарде которых оказались учащиеся армейских йешив системы «хесдер» и их раввины. Ссылаясь на свое право выполнять воинский долг в условиях, обеспечивающих возможность соблюдения базисных предписаний Галахи, религиозные призывники потребовали от начальника Генштаба отменить намеченное превращение боевых частей в подразделения смешанного состава. Право одних пришло в противоречие с правом других. Ценностные конфликты подобного рода затруднительны даже для гражданского общества, и, тем более, их решение не по силам армии. Наблюдая за развитием данного конфликта, позволительно заключить, что в обусловленных им обстоятельствах армейское командование должно исходить из соображений функциональной целесообразности, а не из своего сомнительного права определять иерархию ценностей для всего израильского общества. Именно этот момент представляется сейчас ключевым и принципиальным. Что же до практической целесообразности интеграции девушек-военнослужащих в боевых подразделениях смешанного состава, то ее отрицают все военные специалисты, включая авторитетных представителей израильского Генштаба. Их позиция зиждется на следующих аргументах:
Заметим, что все это - еще до столкновения с проблемой религиозных военнослужащих, многие из которых заявляют, что создание смешанных подразделений станет для них непреодолимым препятствием к выполнению воинского долга в соответствии с требованиями Галахи. Указанная проблема чревата для ЦАХАЛа серьезнейшими последствиями: ведь те, кто проходит сегодня службу в рамках армейских йешив системы «хесдер», могут пойти по пути ультраортодоксов, поступив в такие йешивы, учеба в которых освобождает от призыва в ЦАХАЛ. Велико ли число призывников, права которых будут задеты в случае создания смешанных подразделений? По данным Управления личного состава израильской армии, в ЦАХАЛ ежегодно призывается тысяча человек, выбирающих для прохождения службы йешивы «хесдер». Еще тысяча призывается из числа выпускников религиозных семинаров предармейской подготовки («мехинот кдам-цваийот»), близких по своему составу к йешивам «хесдер». И еще три тысячи – их числа выпускников так называемых «средних йешив» («йешивот тихонийот»), представляющих собой средние школы с углубленным изучением религиозных дисциплин. Таким образом, национально-религиозный лагерь ежегодно предоставляет ЦАХАЛу пять тысяч призывников, имеющих социальный профиль учащихся йешивы. К этому следует прибавить неизвестное число выпускников государственно-религиозных школ («тихон мамлахти-дати»), среди которых, наряду с людьми традиционалистского типа и вовсе индифферентными к религии, имеется немалая доля юношей, сохраняющих приверженность заповедям Торы. Но, даже выбросив из производимого здесь расчета эту категорию новобранцев, как предполагаемо равнодушную к проблеме службы в смешанных подразделениях, мы останемся с насчитанными ранее пятью тысячами ежегодного призыва. Во-первых, это заведомо больше числа девушек, которые изберут для себя службу в боевых частях и окажутся способными соответствовать ее требованиям. Во-вторых, отдача от указанного контингента призывников особенно велика, поскольку он избирает, в основном, службу в ударных и даже элитных подразделениях ЦАХАЛа, демонстрируя высокий уровень мотивации и дисциплины, а в дальнейшем – обеспечивает особенно высокий процент добровольцев, идущих на офицерские курсы. Ни для кого не секрет, что среди офицеров низшего и среднего звена, то есть среди тех, кто несет на своих плечах основные тяготы изнурительной полевой службы (командиры взводов, рот, батальонов), доля религиозных приближается порой к 40 процентам, что во много раз превосходит удельный вес соответствующей группы населения в израильском обществе. И, наконец, тот факт, что по окончании срочной службы эти пять тысяч окажутся в резервистах, причем в подавляющем своем большинстве они не пойдут по заманчивому и достаточно легкому ныне пути уклонения от сборов по медицинским причинам, в связи с длительным пребыванием за границей и т.п. Значение этой последней проблемы известно всем, кто знаком с реальным положением вещей в резервистских подразделениях ЦАХАЛа. Казалось бы, баланс резонов и интересов приводит нас к однозначному выводу по затронутому выше вопросу. При всем уважении к требованиям женского равноправия в армии, необходимо признать, что воинская служба обладает определенной спецификой, ограничивающей возможности реализации этих требований, – не из-за мужского шовинизма, а в силу объективной разницы между полами. Простой пример: недавнее ранение сержанта погранвойск Хани Абрамовой вызвало острый всплеск общественной дискуссии о целесообразности девичьей службы в районах ожесточенной конфронтации с палестинцами. И это – только одно ранение, а как заговорит наше общество в случае войны, когда ряды атакующей пехоты выкашиваются вражеским огнем? Когда горят экипажи танков? Когда сотни и тысячи изувеченных ложатся на госпитальные койки? Разумеется, тем девушкам, которые настаивают на своем праве служить в боевых частях, не следует в этом отказывать. Но для удовлетворения существующего спроса достаточно нескольких смешанных подразделений, тогда как пехотные и танковые бригады первой линии следует оставить в их нынешнем виде, сняв тем самым с повестки дня искусственно созданную проблему, решить которую ЦАХАЛ все равно не может.
|