Дов Конторер
Место на карте
Поселение Псагот было создано в начале 80-х годов с конкретной стратегической целью: очертить восточную границу Рамаллы, предотвратив разрастание этого города и примыкающих к нему арабских поселков в сторону Иорданской долины. Последняя воспринималась тогда как зона первостепенных израильских интересов, подлежащая непременной аннексии в случае территориального компромисса в Иудее и Самарии.
Аналогичными соображениями был продиктован выбор места для соседних еврейских поселений – Бейт-Эля, Кохав-Яакова и Офры. Шоссе "Алон" протянулось на север, дублируя уязвимую транспортную магистраль в Иорданской долине, а цепочка еврейских поселений возле Рамаллы защитила новую дорогу от арабской экспансии со стороны Нагорья.
По соседству с Офрой находится гора Бааль-Хацор – самая высокая точка в центральной части Эрец-Исраэль (1016 метров над уровнем моря). На ней расположена станция раннего оповещения, обеспечивающая ЦАХАЛу эффективный контроль за ситуацией в Иордании. Военные утверждают, что по своему значению эта станция не уступает знаменитому комплексу на Хермоне, который все еще именуют "глазами страны".
Незадолго до прошлогодних выборов Эхуд Барак заявил, что "Бейт-Эль и Офра навсегда останутся в наших руках", и его слова были поняты специалистами как признание стратегической важности Бааль-Хацора. Казалось, что бывший начальник Генерального штаба не поступится израильскими интересами в данном районе.
В 80-е годы к востоку от Псагота и соседствующих с ним поселений не было крупных арабских деревень, и это позволяло надеяться, что со временем их удастся соединить с израильской инфраструктурой в Иорданской долине. Псагот и сейчас еще не является еврейским анклавом в гуще арабского населения, но за годы, прошедшие после подписания Норвежских соглашений, палестинцы немало преуспели в том, что сами они называют "стратегическим строительством". Сросшаяся с Рамаллой Эль-Бира намеренно застраивалась так, чтобы блокировать главный въезд в поселение, а с юга к Псаготу потянулись выселки арабской деревни Кафр-Акаб.
Линия фронта
Над въездом в поселение нависают теперь многоэтажные здания, служащие удобной позицией для палестинских снайперов. В ходе нынешних столкновений с отрядами Арафата полуторатысячное население Псагота оказалось в зоне боев, напоминанием о которых служат выбоины в стенах, пулевые отверстия в оконных стеклах детского сада и неутихающий рокот вертолетов. Посетителю, приехавшему сюда после долгого перерыва, может показаться, что Псагот превратился в военную базу: прикрытые песком и бетоном стрелковые позиции, армейские палатки возле жилых домов, танки и бронетранспортеры на окружающей поселение грунтовой дороге.
Дети Псагота получают письма и посылки от своих сверстников, живущих в безопасных – пока? – районах Израиля. Им желают мужества и терпения. Обещают, что скоро все образуется, и они смогут вернуться к нормальной жизни. Бетонные плиты, выставленные возле изрешеченного палестинскими снайперами детского сада, заставляют предположить, что это произойдет не скоро.
Из Псагота просматривается площадь Манара, на которой свершилась недавно расправа над двумя резервистами ЦАХАЛа, захваченными палестинской полицией. Это событие было расценено израильским правительством как casus belli, позволивший нашим военно-воздушным силам пощекотать Арафата. Следующая ночь выдалась в поселении тихой: здесь впервые за две недели не слышали выстрелов, не вглядывались в тревожные всполохи на горизонте.
Несколькими днями раньше, когда ситуация в этом районе достигла предельной напряженности, командир региональной бригады "Биньямин" порекомендовал арабам Рамаллы, живущим в примыкающих к Псаготу зданиях, покинуть свои дома. В его словах угадывался намек на возможность использования танковых орудий для подавления огневых позиций противника. Но до этого дело так и не дошло: правительство отказало армейскому командованию в разрешении на артобстрел.
Жителям Псагота было рекомендовано ввести затемнение и не выходить на улицы, а раскинувшаяся по соседству Рамалла утопала в огне, наслаждаясь мирным досугом. Постреляв в евреев, палестинский боец мог зайти в любое из городских кафе, работавших в обычном режиме. Отдохнуть, взбодриться чашечкой кофе – и вернуться на безопасную позицию. Вопреки заранее подготовленным планам, правительство не дало приказа отключить электричество в арабских кварталах, из которых наносятся удары по поселениям.
Значительная часть Псагота отмечена как запретная зона из-за угрозы возобновления обстрелов. Главные ворота поселения не используются. Вместо прежнего въезда было поочередно проложено три новых дороги: первые две оказались недостаточно безопасными. Возвращаясь вечером с работы, местные жители с удивлением узнают, что дорога, по которой они выехали из поселения несколькими часами раньше, теперь перекрыта: палестинские пули заставили армию срочно проложить очередную грунтовку.
"Русские" жители Псагота, а их здесь немало, называют себя "псаготянами". Вместе со своими соседями они сохраняют поразительное присутствие духа, наблюдая за тем, как правительство их страны занимается политической эквилибристикой, уклоняясь от выполнения своего элементарного долга: обеспечения нормальных условий существования мирному населению, ставшему жертвой циничной агрессии.
Защитить псаготян было бы не так уж сложно, если бы ЦАХАЛ не ограничился пустыми угрозами и снес десяток зданий в Рамалле, построенных специально для того, чтобы навязать еврейским соседям режим перманентной блокады. Уступив палестинским снайперам главный въезд в поселение, армия может прокладывать каждый день по новой дороге, но все они станут со временем столь же уязвимыми, если правительство не потребует от военных обеспечить их безопасность любыми средствами.
Иерихонский прецедент
Требуя вывести израильский гарнизон, охранявший гробницу Йосефа в Шхеме, палестинские власти ссылались на иерихонский прецедент. Там, в Иерихоне, находится древняя синагога "Шалом аль-Исраэль", при которой действует израильская йешива. Ее учащиеся беспрепятственно приезжают в город из разных районов страны и изучают Тору под охраной палестинской полиции. Аналогичным образом может быть обеспечена безопасность йешивы в Шхеме – без того, чтобы местных жителей раздражало докучливое присутствие военнослужащих ЦАХАЛа.
Чем не способ ликвидировать лишний очаг напряженности, многократно становившийся в прошлом эпицентром кровавых столкновений?
Покинутая израильской охраной, гробница Йосефа была немедленно сожжена и разрушена. На ее месте появилась мечеть, и еврейская святыня стала собственностью торжествующего ислама. После этого потребность в "иерихонском прецеденте" сама собой отпала.
Синагога "Шалом аль-Исраэль" была отдана на поругание арабским погромщикам через пять дней после того, как такая же участь постигла йешиву в Шхеме. Палестинская полиция преградила дорогу пожарной машине, направлявшейся к месту происшествия, и "иерихонский прецедент" сгорел дотла. В ответ на это израильское правительство отдало приказ об обстреле противотанковыми ракетами еще одной базы противника, не забыв предупредить ее персонал о необходимости заблаговременно покинуть предназначенный к поражению объект. Вряд ли подобная санкция будет воспринята кем-то как грозная кара за совершенное преступление.
Автору этих строк знакомы многие из тех, кто не пожелал забыть о еврейских святынях Иерихона, после того, как город был отдан во власть Арафату. На протяжении шести лет жители ближних и дальних поселений изо дня в день съезжались в синагогу "Шалом аль-Исраэль" на совместную молитву, зная, что они остаются единственными носителями действенной национальной памяти, без которой не остается надежды на будущее. Смирившись с присутствием палестинской полиции, свыкнувшись с периодическими эксцессами на ее блок-постах, эти люди не дали превратить Иерихон в покинутую евреями землю.
От их имени я спросил пресс-секретаря израильской делегации в Шарм аш-Шейхе, предполагает ли достигнутая на саммите договоренность восстановление синагоги "Шалом аль-Исраэль" и гробницы Йосефа в Шхеме. Если стороны обещают вернуть ситуацию к доконфликтному состоянию, то и эти объекты, казалось бы, должны восстать из руин?
"Да, мы требуем от палестинцев выполнения данного требования, но в настоящее время трудно судить о том, будет ли оно осуществлено на практике", - было сказано мне в ответ.
При таком отношении к проблеме бессмысленно рассчитывать, что Арафат позаботится о восстановлении разрушенного. Только настойчивое давление со стороны израильской общественности вынудит Эхуда Барака вспомнить о том, к какому именно состоянию следует вернуть ситуацию в Шхеме и Иерихоне.
Тем же, кто в надежде на светлое будущее готов пожертвовать невесть где разбросанными святынями, можно сказать следующее: дело ведь не только в том, смогут ли евреи молиться у древних камней. Речь идет о способности израильского правительства добиться выполнения тех соглашений, которые оно подписывает с Арафатом. "Осло" обязывает палестинцев обеспечить израильтянам свободный доступ к гробнице Йосефа и иерихонской синагоге. Тот, кто не способен настоять на выполнении данной договоренности, никогда не добьется разоружения "Танзима".
Уроки минувшей войны
Как уже отмечалось на этих страницах, ЦАХАЛ учел трагический опыт событий, последовавших за открытием Хасмонейского туннеля в 1996 году, и как следует подготовился к нынешней конфронтации. В ходе вооруженных столкновений палестинцам не удается причинить Израилю ощутимых потерь, тогда как сами они потеряли за последние три недели около ста двадцати человек убитыми.
Можно, конечно, растерзать резервистов, по ошибке заехавших в Рамаллу, или застрелить в упор своего партнера по совместному патрулированию, но добиться серьезных успехов на поле боя противнику не удается. В то же время необходимо признать, что и палестинцы смогли извлечь некоторые полезные уроки из прежних столкновений с Израилем. Сделанные ими выводы во многом определяют характер сегодняшних событий.
В частности, палестинцы поняли, что солдаты ЦАХАЛа не стреляют в машины "скорой помощи" даже в тех случаях, когда те появляются в самых неподходящих местах и при самых подозрительных обстоятельствах. В результате сегодня у них значительно больше "амбулансов", чем у израильской службы "Маген-Давид адом". В большинстве случаев это обычные микроавтобусы, раскрашенные соответствующим образом. Никаким медицинским оборудованием они не оснащены, но на экранах телевизоров смотрятся как настоящие.
В некоторых случаях эти машины действительно используются для эвакуации раненых, но им находится и другое применение. Израильские офицеры не раз отмечали, что палестинцы используют "амбулансы" для переброски сил в районах боевых действий. Кто решится стрелять в такую машину, когда из любого окна за происходящим может следить доброжелательный телеоператор?
Но главное – это даже не переброска боевиков, а общий психологический эффект, возникающий от обилия подобных машин. Типичный репортаж с территорий выглядит в эти дни следующим образом: палестинская толпа, крутящаяся граната со слезоточивым газом, стреляющий из укрытия израильский солдат. И непременно – мчащийся "амбуланс" с красным полумесяцем на боку. Смотрится хорошо, наводит на мысль о гуманитарной катастрофе и обеспечивает нужный вес требованию о "международной защите".
То, что исход войны определяется на телеэкранах, осознано нашими противниками как стратегическая данность. Зверская расправа над израильскими резервистами в Рамалле была заснята четырьмя операторскими группами, направленными в город различными телекомпаниями. Палестинские власти быстро поняли, что позабавиться над беззащитными, конечно, приятно, но предстать перед западными зрителями в качестве каннибалов будет совсем невыгодно.
Из соответствующих инстанций поступило распоряжение: изъять у журналистов вредные пленки. Увы, эта мера чуть-чуть запоздала, и двум операторам удалось уберечь отснятый в Рамалле материал. Только одна компания - итальянское телевидение - решилась показать эти страшные кадры (в отцензурированном виде).
Главный израильский моралист профессор Аса Кашер объявил, что показ данного материала является надругательством над родственниками погибших. "Тот, кто решил, что трансляция этих кадров станет должным ответом на отснятое в Газе убийство палестинского мальчика, принял циничное решение", - считает он. Подход господина профессора предполагает, что Израиль не должен использовать стратегическое оружие, которое определит исход нынешней телевизионной войны. Если подобные поучения будут восприняты как руководство к действию, ЦАХАЛу не помогут никакие тактические успехи.