ПРЕПОДАВАНИЕ КНИГИ РУТ
 
[назад] [Главная страница]

Автор:
  Татьяна Курилова, Самара
  Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования,
  ЕКЦ "Маккаби"

СОДЕРЖАНИЕ

Цели занятия

Гуманистическое воспитание на образах и ситуациях Книги Рут.
Знакомство с законами еврейской жизни и еврейской морали.

Идеи реализации:

  • причины и смысл наказания;

  • велика награда тем, кто делает добро;

  • отношение к материальному;

  • отношение к земле и Хозяину Земли;

  • законы социальной защиты бедняков;

Содержание занятия:

  • в стране голод, Элимелех уходит в Моав (причина голода, смысл наказания);

  • женитьба и смерть сыновей Элимелаха;

  • «гиюр», который сделала Рут;

  • возвращение Наоми и «возвращение» Рут;

  • законы, связанные с жатвой ячменя и пшеницы;

  • законы и цель левиратного брака;

  • драматургия отношений Боаза и Рут, роль Наоми;

  • у Наоми «сын»;

  • Рут — «има шель малхут»(мать царства),

  • Родословная царя Давида;

  • связь книги Рут с праздником Шавуот.

Материалы для занятий:

Тексты Книги Рут (по количеству учеников);
карта Израиля и окружающих стран.

Сценарий занятия

Введение

ТаНаХ — еврейская библия. Исторический фон событий Книги Рут. Понятие «наказание», «добро»; отношение к земле и к Хозяину Земли; человек и общество (социальная защищенность).

Дополнительные вопросы (для учащихся продвинутого уровня):

Почему пророк Шмуэль написал Книгу Рут? Трактовка слов «Суд судей». Поведение народа — причина голода. Наказание. Смысл и цели законов Субботнего года.

Вспомогательный материал для учителя:1

1. Почему пророк Шмуэль написал Книгу Рут?

В Талмуде говорится, что пророк Шмуэль написал около четверти своей книги- книги «Шмуэль», книгу «Шофтим» и книгу Рут.

Многими комментаторами обсуждается, почему Шмуэль решил написать книгу Рут? Поскольку Шмуэлю выпала доля помазать первого и второго царя в Израиле, то можно понять, что ему хотелось описать историю предыдущей,очень длинной эпохи, когда царя еще не было и это сам пророк Шмуэль повторяет несколько раз на протяжении книги Шофтим: «Тогда не было еще царя в Израиле, и каждый делал, что ему вздумается, что прямо в его глазах». Почему он захотел написать книгу Рут, вопрос не такой очевидный, потому что, несмотря на то, что сама история очень трогательная и захватывающая, и образ Рут такой яркий, мало вероятно, что пророк только для того, чтобы познакомить нас с этой историей и этим образом стал бы составлять целое сочинение. Поэтому коммертаторы ищут каких-то более глубоких причин, и обычно связывают это с тем, что Рут, являясь прабабкой Давида, тем самым стала родоначальницей нашей царской династии, и получила в народе почетное звание: «има шель малхут» — «мать царствования». Самое сильное мнение…о причине, по которой Шмуэль написал книгу Рут, состоит в том, что он написал эту книгу для того, чтобы показать, как велика награда тем, кто делает добро.

То есть, в конечном счете мудрецы хотят здесь видеть причину не столько общественно-политическую, сколько самую простую человеческую коренную проблему: на сколько оправдывает себя то, что человек делает добро.

2. Трактовка слов «Суд судей»

…эта эпоха была очень сумбурной и люди то и дело впадали в идолопоклонство, перенимали всякие дурные обычаи и культы у своих соседей.

Шмуэль начинает книгу Рут знаменитыми словами: «И было в дни суда судей». Мидраш толкует эти слова так, что «суд судей» означает, что народ судил своих судей. Как говорит популярная в те времена пословица, что судья говорит кому-то: «Вынь соломинку между зубов», а он отвечает судье: «А ты сперва бревно между глаз вытащи». Когда судья подвержен такой нелицеприятной критике, то это означает, что порядок в обществе сильно нарушен.

…даже если мы поймем эти слова: «дни суда судей» не в таком гипертрофированном варианте мидраша, а по-простому, что, действительно, судьи судили людей, а не наоборот, то — это тоже плохо, потому что роль судьи должна была состоять в том, чтобы мудро руководить людьми, а не доводить до того, чтобы их следовало судить, потому что главное занятие «шофета» — судьи, состояло в том, чтобы мудро править народом, защищать его от внешних врагов. Конечно не бывает так, чтобы народ жил, и некого было судить. Известна эта история про то, как Бен Гуриону сообщили, что поймали вора, и он сказал: «Ну, слава Б-гу, наконец, у нас уже и свои воры есть».

3. Поведение народа — причина голода. Наказание.

«…был голод в стране» Почему был голод?

В те времена наиболее естественным было искать причину голода в поведении народа: что они сделали плохого, и за что наказанием является голод? (.. сохранилось и поныне в Израиле). Мудрецы объясняют, что голод, о котором говорится в начале главы, был наказанием народу за то, что они поленились достойно похоронить Йеhошуа Бен Нуна. И поскольку не описано, что народ проявил какое-то особое почтение к руководителю, то считается, что его похоронили очень скромно. Господь очень сурово относится к такому поведению людей.

4. Смысл и цели законов Субботнего года

Труд на земле — не самоцель. Обработка земли в Эрец Исраэль сама по себе является большой заповедью и содержит святость, но с другой стороны, тут нужна какая-то мера. Мишна говорит, что галут — изгнание со своей земли, является наказанием народу за 4 преступления (не обязательно все вместе): кровопролитие, прелюбодеяние, идолопоклонство — три известные тягчайшие преступления; а четвертое — это несоблюдение законов Субботнего года. …почему Субботнего года, а не Субботнего дня? Мудрецы объясняют, что Субботний день является совершенно необходимым звеном в течении времени для того, чтобы у человека не создалось очень опасного ложного впечатления, будто бы превращение обезьяны в человека произошло в процессе трудовой деятельности и только благодаря ей. Такой взгляд очень опасен, потому что любая трудовая деятельность необходима не только в экономическом отношении, но и для того, чтобы человек не впадал в безделье, которое чревато очень нехорошими последствиями. В книге Ваикра: "Если будете вести себя хорошо, по Моим уставам ходить …то дам вам благословление". И не сказано, что будет дано просто изобилие а говорится: "У вас жатва будет доходить до сбора урожая фруктов; сбор урожая фруктов будет доходить до посева"; то есть вы не будете успевать делать передышки, и это очень хорошо, чтобы на вас не навалились недуги бездельников. То, что "Лень — мать всех пороков", следует и из мнения наших мудрецов. Праздность — очень опасна, и человек должен трудиться, но при этом помнить, что — это не самоцель, и поэтому Субботний день нужен для того, что бы один день в неделю человек перестал тудиться, перестал осваивать землю, повышать надои, урожаи, а встал бы в разряд всех сотворенных и вспомнил о том, что есть Бог, который сделал меня по Своему подобию, и я должен к Нему приближаться и поговорит с Ним.

И та же цель у законов Субботнего года,когда у человека есть право и обязанность обрабатывать землю и извлекать из него большой урожай — это все можно, нужно и очень хорошо, но при этом седьмой год я должен вспомнить о том, что земля не является моей абсолютной принадлежностью, потому что Земля Израиля принадлежит Всевышнему, и ей следует дать отдохнуть не только для того, чтобы набраться сил. Знаменитая дилемма: "Мы отдыхаем, чтобы работать, или работаем, чтобы отдыхать" не имеет однозначного ответа., а скорее этот цикл работы и отдыха предназначен для того, чтобы человек был в здоровом человеческом состоянии, и мог приближаться к исполнению задачи, ради которой он сотворен и помещен на землю, а именно —"делать человека". …Б-г сердиться и посылает голод. …сказано: "Земля возжелает своих Суббот и т. д." Т.е., если вы игнорировали и не соблюдали законы в Субботнем году, так теперь вы будете 70 лет в изгнании за те 350, в которые вы не соблюдали законы шмиты. Итак — это диагноз того, за что был послан голод в качестве наказания народу.

Изучение содержания книги РУТ

Глава 1. Чтение

Стихи 1 — 6. Рассказ о значении слова «пожить». Обсуждение смысла выражения «пожить». Имена персонажей Книги. Смысловое значение имен персонажей. Причины наказания семьи Элимелеха.

Стихи 8 — 10. Пожелание Наоми своим невесткам. Гуманное, доброжелательное отношение к ним. Наказание Наоми.

Стихи 11 — 14. «...очень мне горько за вас, ибо постигла меня рука Господня!» Обсуждение возможности ибума (левиратного брака).

Стихи 14 — 15. «...вот невестка твоя вернулась к народу своему и к богам своим».

Стихи 15-17. Бескорыстие Рут и ее решимость присоединиться к народу Израиля.

Стихи 16 —17. «..Твой народ (это) мой народ и твой Б-г  — мой Б-г».

Стих 19. И пошли они обе пока не пришли в Бейт-Лехем. Работа с картой: путь Моав (Иордания) — Бейт–Лехем.

Стихи 20-21. «ушла Наоми — вернулась Мара».

Вспомогательный материал для учителя

1. Глава 1. стихи: 1- 6. Обсуждение выражения «...пожить..»

И было: «И пришли они в степи Моава, и — были там». Мидраш не пропускает без внимания это выражение и говорит, что первоначальное их намерение — «пожить», а потом оказалось, что они уже «были там», что означает гораздо более устойчивое проживание. И дальше: «И проживали (слово, означающее еще более основательное поселение) они там 10 лет». (Понятие ериды).

2. Перевод с иврита имен персонажей книги.

Как говорит само его имя — Элимелех, которое обозначает «мне надлежит царствовать», он был реальным кандидатом на царскую должность, как старший сын князя колена Йеhуды. И когда разразился голод, он решил уйти на время в степи Моава.

Размышления над именами (перевод с иврита): Наоми, Махлон и Кильон.

3. Причины наказания семьи Элимелеха

Можно ли предположить, что уход Элимелеха объясняется тем, что он хотел, чтобы за ним последовали остальные евреи и тем самым спаслись?

Он принял решение, которое напоминает решение Авраама, которому было сказано идти в эту землю, но там разразился жестокий голод, и Авраам решает спуститься на время в Египет и переждать голод. Авраам несет ответственность за себя и за свой дом, и, приняв решение, он весь свой дом забирает с собой. В отличие от этого, Элимелех забирает только свою семью, за что, будь он рядовым человеком, его особенно строго бы не спросили, потому что человек для спасения своей семьи от голода имеет право уехать из Земли Израиля в то место, где он может прокормиться. И это один из случаев, когда человек имеет право покидать пределы Эрец Исраэль. Но Элимех был очень богат. Кроме того, он был из самых выдающихся руководителей народа. Элимелеха упрекают в том, что он дезертировал, не желая заниматься благотворительностью в двух смыслах. Во-первых он понимал, что при таком тяжком голоде ему придется открывать свои закрома, и кормить весь голодный народ, а это бывает нелегко, когда твое добро уходит. Во-вторых, он как разумный человек не мог не понимать, что голод не сваливается так, а является наказанием за дурное поведение народа, что означает, что ему как руководителю придется их воспитывать, что тоже нелегко.

Человек, у которого есть больше, чем ему нужно для удовлетворения своих нужд, и который не делится с теми, у кого не хватает, проявляет отсутствие реалистического восприятия устройства мира. И это тяжелый дефект.

Дело в том, что Б-г создал всех на свете и тем самым на Нем лежит обязательство давать им прокорм. Иначе это не соответствовало бы Его важнейшему качеству Справедливости. И это не может быть подвергнуто сомнению. Однако есть разница между тем, что Б-г любому существу, любому человеку должен обеспечивать «прокорм» и тем,. что некоторым людям дают больше, чем им надо. Б-г говорит, что они поделятся с теми, у кого не достает. Если человек этого не делает, то с ним происходит что-то подобное описанному в мидраше к книге Дварим, где говорится об отделении десятины. Мидраш приводит притчу о том, что у человека было замечательное плодородное поле, которое он оставил в наследство сыну, а сын решил, что не надо отделять десятину от такого богатого урожая. Через год он получил урожай в два — три раза меньше, а еще через год — еще меньше и т.д., а через три года он стал получать десятую долю от урожая, которую получал отец. И люди говорили: «Посмотрите, Всевышний поменялся с ним местами: отец давал Всевышнему десятину, а этому Всевышний дает десятину». Это не какая–то заумная мистическая картина, а суровая правда жизни. Так действует Небесное Управление. Элимелеху инкриминируется отсутствие профессиональной подготовки, как следует поступать богатому человеку. И он за это заплатил жизнью.

4. Наказание Нооми

Говорится в книге: «И пошли они обе (Наоми и Рут)» пока не пришли в Бейт-Лехем. Когда пришли они в Бейт-Лехем, весь город собрался к ним и сказали женщины: «Это ли Наоми?» Ясно, чему было удивляться. Перемена, произошедшая с Наоми за эти 10 лет, была чудовищой: уходила женщина, полная сил, обаяния и доброты. И вот, ее постигло самое страшное несчастье: она потеряла мужа и сыновей. Комментаторы высказывают такое мнение, что Наоми не была наказана так сильно, как ее муж Элимелех, потому что, в вонце концов, жена следует за мужем. Но, тем не менее, она все-таки была наказана, поскольку умная и праведная жена, как правило, все-таки может остановить мужа от неправильного поступка. Примером может служить персонаж из книги Бемидбар в разделе Корах. Там перечисляются основные участники бунта Кораха, и в том числе, - он из колена Реувена. Его жена убеждала, что ему ходить с бунтовщиками не надо, но он ответил, что обещал товарищам. Тогда она, поступив дерзко, простоволосая уселась у входа в шатер, и не пустив его, тем самым спасла жизнь мужу. Поэтому, можно сказать, что Наоми, очевидно, как-то недостаточно употребила свое влияние на мужа, хотя она была женщиной очень умной и проницательной, как мы увидим в конце книги. Это была великая женщина. Из того, что невестки так прилепились к ней, следуют две вещи. Во-первых, это говорит что-то о характере обеих сторон, поскольку отношения свекрови с невестками не абсолютно всегда бывают безоблачными. Здесь же они настолько прилепились к ней, что настаивают на своем намерении идти за ней куда-то в совершенно чужую им местность.

5. Бескорыстие Рут и ее решимость присоединиться к народу Израиля

Про Рут скажут, что она «вернулась» в Бейт-Лехем. И есть красивые поэтические ответы: что значит «вернулась»? Она же там никогда не бывала! Но мидраш говорит, что та капелька добра, которая исчезла с Лотом из дома Авраама, наконец вернулась на место. И тут нечего возразить. В мета-историческом плане это, конечно, абсолютно правильный ответ: не может добро пропадать бесследно, когда-нибудь оно должно вернуться. Но в плане прикладном трудно понять, почему у Рут такая уверенность. Когда она говорит, что не отстанет от Наоми, то это понятно: она очень добрая и любит свою свекровь. Однако, когда она говорит: «Твой народ — мой народ», что она знает про этот народ? И Что она знает о Б-ге Израиля? Мидраш говорит, что Элимелех совершил тяжкий поступок,и он за него страшно наказан, но, наверное, в этой семье были такие необычные отношения, что Рут не хотела для себя другой семьи. То есть, у нее было ощущение от этого народа такое, что она хотела принадлежать этому народу. Б-г ее вразумил, безусловно, но мы об этом ничего не знаем. Были и какие-то психологические мотивы, объясняющие почему Рут так определенно захотела прилепиться к этому народу. Возможно, что здесь надо сказать похвальное слово и Элимелеху, и покойным его сыновьям, и, конечно, прежде всего, Наоми. И главное, здесь не рассказы, которые она могла слышать и о стране и о Б-ге, а главное то, что сами отношения между людьми создают атмосферу. И, попав в такую атмосферу, Рут могла почувствовать, что в ней еврейская душа. При всем при этом .... никакой человек не может считаться гером, если он родился не евреем, пока он не окунется в микве. Без этого физического действия нет гиюра.

Если Рут и не прошла гиюр, то, прилепившись к Наоми, она воспринимается как член этой разбитой семьи.

6. «ушла Наоми — вернулась Мара»

«…возвратил меня Господь с пустыми (руками)» — Рут пока не является для Наоми кем-то очень важным.

Главы 2 и 3. Чтение и обсуждение

Вспомогательный материал для учителя

1. Глава 2. Родственник Нооми — Боаз

…у Наоми есть близкий родственник ее мужа, «иш гибор хайл»-«муж доблестный» из семьи Элимелеха. Имя его Боаз. По объяснению мидраша он родной брат Элимелеха, т.е., оба они, так же как отец Наоми, были сыновьями Нахшона бен-Аминодава. Это была выдающаяся семья — царская линия в колене Иеhуды. Наоми была племянницей своего мужа и двоюродной сестрой Боаза. Каким образом получилось так, что Элимелех со своей семьей ушли будучи выдающимися богачами, а теперь Наоми вернулась, и они — совершеннейшие бедняки? В тексте это никак не описывается. Не видно, чтобы это объяснялось в мидрашах. Поэтому, куда девалось их богатство — совершенно не понятно. Мы видим, что они полнейшие бедняки из того, Рут отправляется собирать колоски. И из этого так же становится ясно, что все происходит в период жатвы ячменя то есть, это время принесения карбан омера начало счета омера. Пшеница созревает заметно позже ячменя. Разница между ячменем и пшеницей состоит в том, что ячмень в те времена был пищей скота, а пшеница — пищей человека. И для того, чтобы от скотского уровня перейти к человеческому, мы считаем 7 раз по 7 — счет омера.

Среди законов подарков бедным существует множество таких, по которым хозяин поля обязан заботиться о бедных. В начале жатвы он должен край поля оставлять несжатым. Во время жатвы, если падает один или два колоска, то жнец не имеет права поднимать их, а обязан оставить бедным; если упало три или больше, то он не обязан их оставлять. Если упал сноп, то его можно положить на место. Если же жнец связал колосья в снопы, и собирает эти снопы, чтобы сложить их в скирду, но случайно пропустил какой-то сноп и не сложил его, то это называется «забытый сноп», и он не имеет права возвратиться и забрать его. Во всех законах подарков бедным есть система приоритетов, по которой первым правом пользуются евреи этого города, и пока они не прошли, жители других мест не имеют права приходить, хотя, если в данном городе не так много желающих, то другие могут с их согласия приходить и раньше. Талмуд говорит, что, когда две волны собирателей прошли, то поле открыто для любого, даже и для небедного.

2. Глава 3, стихи 1 — 18

Итак, Боаз благословляет Рут и говорит, что этот ее поступок заслуживает еще большей похвалы, чем предыдущий: то, что она так привязалась к свекрови и заботилась о ней, и вошла в народ Израиля. И тут, вот, она не пошла гоняться за юношами, а обратилась к нему, потому что он близкий родственник. …Что можно сказать о выражении «близкий родственник»? Можно предположить, что существовал очень древний обычай, по которому, если человек умер бездетным, его жена не должна уходить куда-то к чужому мужчине, а ее должен взять в жены кто-то из родственников по мужской линии, чтобы она осталась в отчем доме. И это очень понятно, потому что жили отчими домами, и хозяйство требовало соединения большого количества мужской силы. Сын, женившись, всегда приводил жену к себе, а дочь, выходя замуж, уходила в отчий дом мужа. Поэтому, забирая дочь, давали выкуп за то, что «оттягивалась» людская сила из дома.

И Рут обращается к Боазу не в качестве заигрывания, а обращается к нему как к Гоалю - "избавителю", и просит позаботиться о них. И надо сказать, что здесь видно, как цадик отличается от обычного человека: ему все время не доставало решимости. А тут он понимает, что она абсолютно права. Но есть более близкий родственник (Тов, но здесь его зовут Плони-Алмони). Речь еще идет и о выкупе поля, которое все эти годы не принадлежало мужскому клану Элимелеха. Получается, что вместе с полем выкупающий должен взять и Рут маовитянку. Боаз обязуется все определить по закону того времени.

Глава 4. Чтение и обсуждение

Стихи 1 — 12. процедура заключения / отказа от левиратного брака.

Стих 13. Брак Рут и Боаза.

Стихи 14-16. «сын родился у Нооми».

Стихи 17 — 22. Родословная царя Давида.

Дополнительные вопросы (для учащихся продвинутого уровня):

Проблема Галахи в книге Рут.

Вспомогательный материал для учителя

1. Стихи 1 — 12

Плони-Алмони формально проходит процедуру отказа, и мы отсюда учим, как делается «халица»: снимается башмак и пр. (обряд отказа от левиратного брака).

Причем, когда речь шла о выкупе поля, то Плони-Алмони, человек состоятельный и добрый, соглашался выкупить, но, когда Боаз добавляет, что есть еще вдова — маовитянка Рут, тот говорит: «…не могу я выкупить для себя, чтобы не расстроить своего удела».

И весь народ и старейшины свидетельствовали, что Боаз законно взял в жены Рут.

2. Стих 13

Таким образом, как мы знаем, в истории Рут вроде бы все кончается хороша. Однако на самом деле история Рут невероятно печальна. Она, наконец, выходит замуж за Боаза, который умирает в тот же день, проведя одну ночь с Рут. И она второй раз оказывается вдовой.

3. Стихи 14 — 16

Всем важно, не то, что Рут родила сына, а то, что у Наоми появился внук.

4. Стихи 17 — 22

Описывается важный исторический факт — родословная царя Давида. Больше в книге сама Рут не фигурирует. Рут проявляет скромность и невероятные человеческие качества., и делает невозможное. Список «матерей» нашего народа уже давно закрыт: есть только четыре Праматери, но Рут все же попала и в список «матерей», она становится не «матерью народа», а « Матерью Царства», ее называют «има шель малхут». Мидраш описывает, что Рут прожила «довольно долго», и еще возлагала корону на голову Шломо.

5. Проблема Галахи в книге Рут.

Есть одна проблема, которая не кончается в поколении Боаза. Известно, что Санhедрин выносит постановление: «Маовитянин, но не маовитянка». И Рут сделала гиюр и вышла замуж за руководителя народа, родила сына и т.д. Все, вроде бы, хорошо, но мы видим, что в поколении ее внука Ишая мидраш описывает очень тяжелые его проблемы, когда люди начинают все громче говорить, что, вообще-то, Ишай такой видный человек, а на самом деле он — маовитянин, внук маовитянки Рут. И эти разговоры настолько «допекли» Ишая, что он отделяется от своей жены и дает условное освобождение своей рабыне. Т.е., своим поступком он, как бы, говорит: «Если я еврей, то это освобождает от отношения с женой, а если я маовитянин, то маовитянину и рабыня не запрещена». Знаменитый мидраш рассказывает, что эта преданная рабыня в последний момент впускает вместо себя свою госпожу, которая потом забеременела. Ишай не хочет раздувать скандал, и Давид рождается и живет долгие годы в некотором сомнительном статусе — он пасет овец. Только, когда ему уже было 28 лет, и Шмуэль приходит помазать его царем, только тогда выясняется праведность его матери. Все время получается, что наша царская линия идет через какие-то не очень благовидные повороты. (Тамар и Йеhуда. Рут выходит замуж предварительно улегшись ночью в ногах у мужчины посреди гумна).

Как и когда решаются окончательно проблемы с потомками Рут-маовитянки?

Когда Давид приходит в стан, стоящий против стана пелиштимлян, и Гольят вызывает на поединок, а Давид говорит, что пойдет с ним сражаться. Шауль задает вопрос своему военноначальнику Авнеру. Он спрашивает: «Чей сын этот юноша?». Странный вопрос.

Ишай самый знаменитый из людй царства, и Шауль сам просил его разрешить Давиду быть при нем музыкантом, а теперь он спрашивает, чей это сын, и Авнер тоже отвечает, что не знает, И тогда мидраш объясняет, что Шауль спрашивает не про то, кто его отец, а о том, какой ветви колена Йеhуды принадлежит Давид: является ли он потомком Зереха или потомком Переца. Если он потомок Зереха, то он — просто важный человек, но, если он потомок Переца, то он — возможный кандидат на царскую власть.

Заключение. Связь книги Рут с праздником Шавуот

Одно существенное объяснение состоит в том, что в праздник Шавуот нам не только была дарована ТОРА, но мы все прошли гиюр. А Рут — это образец настоящего гиюра во имя Неба, поэтому чтение этой книги — уместно.

Второе объяснение состоит в том, что Давид родился и умер в Шавуот, а Рут — его прабабка. Ради описания происхождения Давида Шмуэль и написал эту книгу. Одно из самых глубоких объяснений состоит в том, что праздник дарования Торы должен учитывать дарование не только Письменной Торы, но и Устной. История маовитянки, которая сделала гиюр и стала родоначальницей царской линии, важна еще и в том плане, что здесь, как мы видели из последнего мидраша, невозможно по-настоящему понять то, что написано в этом тексте книги Рут, без знания Устной Традиции и без знания мидрашей.

Вопросы к занятию (провокация)

  1. Рут — одна из двух женщин, именами которых названы отдельные книги ТаНаХа. Но ведь по традиции — она дочь Эглона — царя маовитского?

  2. Рут вернулась в Бейт-Лехем, но ведь она там никогда не была?

  3. Рут, покорная и мягкая, как мы видим из содержания книги, вначале не слушается Наоми и проявляет беспреклонность и твердое намерение идти, казалось бы, в чужую страну. Дочь царя — она идет в бедность. Почему?

  4. Рут — маовитянка. В чем проблема ее происхождения? В чем проблема ее брака? Как и когда окончательно решаются проблемы с потомками Рут в еврейском обществе?

  5. В книге Рут проводится параллель с Авраамом. Авраам — ушел из страны и Рут ушла из страны.
    Cказано Аврааму:…"Уходи из страны твоей, от родни твоей, из дома отца твоего (куда?) в Страну, которую я тебе укажу."
    Про Рут мидраш рассказывает:"…Оставила отца и мать свою и родную землю". Есть ли существенная разница?

РАБОТА В ГРУППАХ

Задания для учащихся начального уровня:

  1. Написать сюжет картины «Рут»

  2. Написать сценарий для фильма по Книге:

    1. для детей,
    2. для взрослых.
    (Группам предлагается обсудить основные сюжетные линии для будущего сценария; выделить главные моменты.)
  3. Составить мидраши:

    1. образ Рут;

    2. образ Наоми;

    3. образ Боаза;

    4. образ любого другого героя Книги.

  4. Собрать текст из нескольких фрагментов.
    (Для выполнения этого задания понадобится текст Книги, разрезанный на части.)

Задания для учащихся продвинутого уровня:

  1. Написать сценарий фильма по книге Рут для разных «аудиторий»:

    1. для начинающих  — изучать традицию;

    2. для "продвинутых" — с исследовательских позиций.

    (Группам предлагается обсудить основные сюжетные линии для будущего сценария; выделить главные моменты.)
  2. Составить мидраши:
    1. образ Рут;

    2. образ Наоми;

    3. образ Боаза;

    4. образ Элимелеха.

  3. Создать проект сайта, посвященного Книге Рут.
    (Группам предлагается выделить главные разделы будущего сайта.)

  4. Собрать текст из нескольких фрагментов.
    (Для выполнения этого задания понадобится текст Книги, разрезанный на части.)


1 Здесь и далее в разделе «Вспомогательный материал для учителя» использованы лекции д-ра З.Дашевского (Культурно-религиозный центр "Маханаим", Иерусалим. http://www.machanaim.org/holidays/in_shav.htm) назад