Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
11 марта 2004 г.

Шарону трудно, но ЦАХАЛ ему не мешает

Спекуляции на тему заговора «армейской верхушки» против политических планов премьер-министра весьма далеки от реального понимания израильской ситуации

Дов Конторер

События минувшей недели были истолкованы рядом обозревателей как попытка «армейской верхушки» торпедировать политический план Ариэля Шарона, рассчитанный на «одностороннее отделение» от основных палестинских районов. В данной связи упоминались антитеррористическая операция ЦАХАЛа в секторе Газы, обострение конфликта между главой правительства и начальником Генерального штаба и некоторые другие, менее значительные факты. В Израиле спекуляции подобного рода воспринимаются крайне скептически, но за пределами нашей страны они пользуются известным доверием – если не в компетентной среде политиков и дипломатов, то в средствах массовой информации.

В пользу именно такой, конспирологической, интерпретации израильских событий часто высказываются палестинские официальные лица, включая Ясера Арафата. Нынешний премьер-министр Израиля не принадлежит к числу тех политиков, которых палестинская пропаганда готова рассматривать как условно положительных деятелей, бессильных перед лицом всевозможных военно-поселенческих заговоров, но наработанные демагогические шаблоны срабатывают почти машинально: если в Израиле обсуждается план отступления, то у него обязательно должны быть злокозненные противники в армейской среде.

Однако действительная картина событий весьма далека от того драматизма, которым пытаются окружить ее палестинцы и западные журналисты. В ходе операции ЦАХАЛа в лагерях беженцев Эль-Бурейдж и Нусейрат в минувшее воскресенье было убито 11 вооруженных боевиков и четыре подростка, оказавшихся в районе военных действий. По утверждению израильских офицеров, метавшиеся по улицам подростки погибли от взрывов ручных гранат, которыми палестинские боевики забрасывали бронетехнику ЦАХАЛа. С израильской стороны обошлось без потерь, и в целом антитеррористический рейд, предпринятый в сектор Газы разведывательным батальоном бригады «Гивати» при поддержке танковой роты, был чрезвычайно успешным.

Чем была вызвана эта операция и может ли она быть увязана с планом одностороннего отступления из Газы? Некоторые авторы, избегая слишком неубедительных спекуляций, подразумевающих намеренное противодействие израильских генералов Ариэлю Шарону, все же находят такую связь, вспоминая, что уходу американцев из Вьетнама предшествовала активизация воздушных ударов по базам Вьетконга, а выводу советских войск из Афганистана – наступательная операция против повстанческой группировки Ахмад-шаха Масуда. Примеров подобного рода немало в мировой практике, однако предпринятый Израилем рейд в лагеря беженцев Эль-Бурейдж и Нусейрат не относится к их числу.

Примерно раз в месяц дивизия ЦАХАЛа, охраняющая границу сектора Газы и расположенные в данном районе еврейские поселения, проводит активную наступательную операцию. Формальные поводы, с которыми связываются израильские рейды, носят более или менее случайный характер: ликвидация мастерских по производству оружия и взрывчатки, пресечение минометных обстрелов, уничтожение террористической инфраструктуры в том или ином населенном пункте и т.п. Истинная причина израильской практики состоит в том, что, ограничивая себя выполнением постоянных задач оборонительного характера, ЦАХАЛ позволяет противнику удерживать тактическую инициативу, выбирая время и место каждой следующей конфронтации.

Опыт показал, что такое положение вещей играет на руку террористам, и в течение последних двух лет израильская сторона время от времени совершает активные действия в глубине сектора Газы, «вызывая на бой» вооруженные отряды противника. Первая операция подобного рода была предпринята в марте 2002 года в лагере беженцев Джебалия, и с тех пор израильские рейды следуют с указанной частотой – примерно раз в месяц.

Последний антитеррористический рейд оказался особенно удачным, и палестинцы испытывают потребность в том, чтобы он был воспринят международной общественностью как нечто экстраординарное. Их недовольство усугубляется тем, что за несколько дней до операции в Эль-Бурейдже и Нусейрате три палестинские организации – ФАТХ, ХАМАС и «Исламский джихад» – предприняли совместное нападение на израильский блокпост у промышленной зоны «Эрез», завершившееся для террористов болезненным фиаско.

В этой атаке использовался особый реквизит, включая два джипа, которым был придан вид израильских патрульных машин, и, тем не менее, в результате хитроумно организованной диверсии погибли пять террористов и один палестинский полицейский – без потерь с израильской стороны. Кроме того, в результате произведенных террористами взрывов получили ранения пятнадцать палестинских рабочих, что стало естественным поводом для недовольства в секторе Газы. Отмеченные факты породили заинтересованность ПА в придании исключительного, драматического характера успешной, но, в общем-то, заурядной операции ЦАХАЛа на этой неделе.

Дополнительным поводом для спекуляций на тему едва ли не заговора «армейской верхушки» против Шарона стал, как уже отмечалось, конфликт между премьер-министром и начальником Генерального штаба. Моше Яалон заявил недавно, что одностороннее отступление из Газы «наполнит попутным ветром паруса терроризма». Он допускает, что наблюдаемая в последние недели эскалация террористической активности «может быть связана» с обсуждаемым в Израиле планом.

Эти высказывания начальника Генерального штаба тревожат премьера по двум причинам. Во-первых, они могут сказаться на голосовании министров в тот момент, когда Ариэль Шарон предложит свой план израильскому правительству. Во-вторых, идея «одностороннего отделения» тщательно изучается сейчас Белым домом, которому нужно решить, может ли президент Буш связать свою репутацию с этой инициативой. В данной связи американцам существенно знать, как оценивают ее перспективы и вероятные практические последствия израильские специалисты (с этой целью был приглашен в Вашингтон директор ШАБАКа Ави Дихтер). Публичные высказывания Яалона против «одностороннего отделения» не могут не сказаться на отношении США к этому плану, и премьер-министр проявляет в данной связи определенную нервозность.

У Шарона нет особых проблем с министром обороны Шаулем Мофазом, не имеющим собственной политической базы в Ликуде и находящимся в полной зависимости от него (Мофаз не является депутатом Кнессета и в случае своего отстранения от должности он будет попросту вытеснен из политики). Возражения Мофаза против отвода подразделений ЦАХАЛа из района израильско-египетской границы в секторе Газы остались в прошлом и теперь, в ходе своего визита в Париж и Вашингтон, министр обороны характеризует «одностороннее отделение» так, как нужно Шарону. В создавшейся ситуации главе правительства было важно достичь взаимопонимания с начальником Генерального штаба, и последний был приглашен на днях в его канцелярию.

Этот вызов можно рассматривать и комментировать по-разному, но в действительности мешающие Шарону высказывания начальника Генштаба носят очень сдержанный, минорный характер. Сам Шарон, будучи командиром бригады, дивизии и командующим округом, доставлял куда больше проблем политическому руководству страны, предъявляя свои суждения по актуальным в ту пору вопросам.

Должность начальника Генерального штаба является в Израиле основным «интерфейсом» армии, точкой соприкосновения военных и гражданских инстанций. Почти любое высказывание начальника Генштаба может быть истолковано двояко: как необходимая профессиональная оценка факторов риска, связанных с обсуждаемым планом правительства, или как грубое вмешательство генералитета в решение политических вопросов.

Хранить абсолютное молчание в сегодняшней ситуации, когда на повестку дня встал вопрос об одностороннем отводе израильских войск из сектора Газы, начальник Генерального штаба просто не мог, однако реальный характер его высказываний не дает пищи для комментариев на тему «военного заговора». Спекуляции подобного рода способны поднять тираж того или иного издания, но они весьма далеки от адекватного понимания израильской ситуации, с присущим ее разделением функций и абсолютным приоритетом гражданского правительства.


[назад] [Израиль сегодня]