Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
29 января 2004 г.

День борьбы с антисемитизмом

Антисемитизм уже не видится израильтянину как набор экзотических предрассудков, имеющий непосредственное значение лишь для евреев диаспоры, добровольно выбирающих свою участь при наличии сионистской альтернативы. В этом явлении наконец разглядели мощную действующую силу, которая приводит в движение важнейшие механизмы мирового сообщества, обрекая Израиль на политическую изоляцию и отводя ему роль гонимого государства-еврея

Дов Конторер

27 января отмечается в Европе как День Холокоста. Целый ряд европейских правительств и некоторые учреждения ЕС выбрали эту дату – день освобождения Освенцима – для проведения траурных и воспитательных мероприятий в память о планомерном уничтожения еврейского населения Европы гитлеровской Германией и ее пособниками в оккупированных нацистами странах. В Израиле в память о Холокосте установлена иная дата: День Катастрофы и героизма европейского еврейства, отмечаемый ежегодно 28 нисана (в апреле), в день подавления восстания в Варшавском гетто. Этот выбор Давида Бен-Гуриона был обусловлен желанием подчеркнуть, наряду с трагедией геноцида, важный для сионизма аспект еврейского сопротивления, самым значительным фактом которого стало вооруженное выступление узников гетто в Варшаве.

Почему европейцам оказалось так важно установить альтернативную дату в память о Холокосте? Прежде всего, здесь нужно отметить практическое удобство: в странах, живущих по григорианскому календарю, достаточно трудно следить за «плавающей» по нему еврейской датой, которая может к тому же выпасть на неудобный день (чей-то национальный праздник и т.п.). Кроме того, членам Евросоюза было, наверное, не с руки следовать в данном случае решению израильского парламента, признавая тем самым Государство Израиль главным носителем исторической памяти и смыслового наследия Холокоста.

Можно отметить и еще один факт: израильская дата приурочена к событию, в котором активной, действующей стороной являлись евреи – восставшие узники гетто. Европейцам показалось приличнее выбрать такую дату, которая увековечит память их «собственного» благого деяния: освобождение нацистских лагерей смерти войсками союзников. Пусть Освенцим был освобожден Красной армией, а с запада наступали (и освобождали), главным образом, американцы, но логика европейского выбора такова, что День Холокоста чествует торжество сил добра над силами зла, отводя евреям абсолютно пассивную роль (спасаемых, но, увы, не спасенных).

Так или иначе, в последние годы траурные мероприятия, проводимые 27 января, обрели традиционный для Европы характер. Это поставило Израиль перед определенной проблемой: нужно ли отмечать европейский День Холокоста здесь и, если да, то не станет ли это обременительным посягательством на привычную для страны символику Дня Катастрофы? Компромиссное решение было найдено в том, что, с одной стороны, европейская дата в Израиле не отмечалась, а, с другой, израильские политики принимали участие в проводимых в Европе мероприятиях. Иногда это участие осуществлялось на самом высоком уровне, с привлечением первых персон государства, но все же – без попыток перенести в Израиль атмосферу церемониального траура, подобающую столь существенной дате.

В самое последнее время этот компромисс, очевидно ущербный, был подвергнут ревизии, и 27 января в Израиле начали отмечать как День борьбы с антисемитизмом. В таком решении заложена своеобразная поэтическая справедливость: все наши национальные даты отмечаются по еврейскому календарю, но антисемитизму, явлению враждебному и чужому, выделена григорианская дата. Можно даже сказать, что Израиль, сознательно или нечаянно, ответил Европе любезностью на любезность.

Своевременность принятого решения стала вполне очевидной на фоне наблюдаемого в последние годы всплеска антисемитских настроений в Европе и в других частях света. К традиционному антисемитизму правоконсервативного толка прибавился куда более заметный сегодня антисемитизм ультралевых, не говоря уже об исламской юдофобии, которая служит порой столь важным связующим звеном между давними европейскими антиподами. Израиль, со своей стороны, впервые осознал антисемитизм как активный фактор международной политики, составляющий стратегическую угрозу его интересам.

Понятый таким образом антисемитизм уже не видится израильтянину как набор экзотических предрассудков, имеющий непосредственное значение лишь для евреев диаспоры, добровольно выбирающих свою участь при наличии сионистской альтернативы. В этом явлении наконец разглядели мощную действующую силу, которая приводит в движение важнейшие механизмы мирового сообщества, обрекая Израиль на политическую изоляцию и отводя ему роль государства-еврея, во многом напоминающую положение человека-еврея во враждебно настроенном к нему обществе.

В этом году День борьбы с антисемитизмом отмечался на специальном заседании Кнессета, проходившего при участии премьер-министра Ариэля Шарона. Форум Генерального штаба провел слушания по данной проблеме, пригласив на встречу с военачальниками министра по делам Иерусалима и еврейской диаспоры Натана Щаранского, курирующего вопросы борьбы с антисемитизмом по поручению израильского правительства. Но, быть может, самым важным мероприятием стал в данной связи семинар для руководящих работников системы образования, проведенный по инициативе министра просвещения Лимор Ливнат в иерусалимском Музее библейских стран.

То, что антисемитизм с таким опозданием осознается в Израиле как реальная политическая сила, объясняется естественной невосприимчивостью израильтян по отношению к данному явлению. То, что для живущего в диаспоре еврея является объективным фактом его повседневной жизни, может быть понято израильтянином лишь в том случае, если кто-то предпримет специальное усилие для того, чтобы объяснить ему «это». Но ужас состоит в том, что неактуальность антисемитизма для израильтянина является абсолютно иллюзорной.

В действительности мы долгое время наблюдали ситуацию, при которой на судьбы Израиля и израильтян воздействовал мощный фактор, вовсе не осознаваемый ими. Понятно, что защититься от подобного фактора в таких условиях – невозможно. Его не учитывали даже в наискромнейшем качестве расчетной поправки, принимая те или иные решения.

Своим частичным прозрением израильтяне обязаны конкретному развитию событий на международной арене – нацистскому кликушеству на конференциях ООН в Йоханнесбурге и Дурбане, резонирующему звучанию антисемитских лозунгов на демонстрациях пацифистов в Европе, все более частым поджогам синагог и нападениям на еврейские школы во Франции, публикации ядовитых карикатур в престижных западных изданиях, показу омерзительных антисемитских сериалов арабскими телеканалами, недавнему опросу Еврокомиссии и т.п. Но для того, чтобы своевременно понимать эти факты и делать на их основании верные выводы, необходим хоть какой-то фон восприятия. Дать его израильтянам может только начальная и средняя школа.

В конференц-зале Музея библейских стран собрались члены педагогического секретариата министерства просвещения, составители учебных программ, руководители округов, директора школ. В течение всего дня они слушали выступления политиков, общественных деятелей, ученых и дипломатов, рассматривающие антисемитизм не только в контексте еврейской истории, но также и в сегодняшнем его состоянии, как актуальное для Израиля политическое явление.

Открывая семинар, министр просвещения Лимор Ливнат начала с того, что Теодор Герцль, увы, ошибался, считая, что с созданием еврейского государства антисемитизм останется в прошлом. Его правота состояла в том, что, в отличие от многих своих современников, он не поверил интеллектуальным соблазнам просвещенного XIX века, сулившим, как многим тогда казалось, повсеместное торжество рационализма и окончательное искоренение предрассудков. Процесс Дрейфуса окончательно убедил его в том, что Европа превращается в ловушку для евреев, и такого же результата Герцль ожидал в любом другом месте, где евреи попытаются выжить в чужом окружении.

В своей прежней жизни основоположник сионизма считал ассимиляцию естественным решением еврейской проблемы, но, оказавшись свидетелем антисемитской истерии во Франции, он осознал, что грядущая катастрофа опередит любые возможные темпы ассимиляционного процесса. Именно из этого трагического понимания, подчеркнула Лимор Ливнат, родилась невероятная энергия Теодора Герцля, в силу которой сионистское движение стало за считанные годы реальным фактором европейской политики, создав необходимые условия для принятия Декларации Бальфура в конце Первой мировой войны.

Но при этом Герцль ошибался, полагая, что с созданием еврейского государства антисемитизм утратит былое значение и постепенно сойдет на нет. Он ошибался даже не потому, что полного переселения евреев в Израиль пока не произошло. Антисемитский миф нуждается в своей жертве, и если главным фактом еврейского бытия оказалось теперь Государство Израиль, именно оно становится тем магнитом, который фокусирует на себе энергию ненависти.

Следующий оратор, Натан Щаранский, отметил, что современный антисемитизм часто воспринимается как некая совокупность инцидентов хулиганского свойства (уличное насилие в отношении евреев, осквернение кладбищ, нападения на синагоги и т.п.). Но такое понимание, считает Щаранский, весьма далеко от истины. Настоящая антисемитская катастрофа возможна лишь в результате целенаправленной демонизации евреев, в которой ведущая роль всегда принадлежит элитам. Именно таков процесс, наблюдаемый нами сегодня в средствах массовой информации и в университетских кампусах на Западе, не говоря уже об арабском мире, интеллектуальная активность которого в огромной мере направлена на подготовку еврейского геноцида.

Сегодняшний антисемитизм выдает себя за «легитимную критику» Государства Израиль, и для того, чтобы отделить его от действительно легитимной критики, необходимы более или менее четкие критерии, полагает Натан Щаранский. К таковым относятся, по его мнению, следующие признаки: демонизация Израиля традиционными средствами антисемитской пропаганды, предъявление особых стандартов к Израилю (по сравнению с прочими странами мира), отрицание за Израилем права на существование в качестве еврейского государства. При наличие одного из этих признаков «легитимная критика» тех или иных аспектов израильской политики превращается в завуалированную форму антисемитской пропаганды, готовящей почву для нового геноцида.

Председатель Сохнута Салай Меридор говорил о политических и дипломатических возможностях Государства Израиль в рамках актуальной сегодня борьбы с антисемитизмом. «Мы привычны к тому, что еврейский народ солидарен с нами, но теперь от Израиля требуется действенная солидарность с еврейством диаспоры, – сказал Меридор. – Мы должны добиться того, чтобы перед лицом антисемитской опасности ни один еврей не чувствовал себя одиноким». Коснувшись проблем, имеющих отношение к антиизраильской и антисемитской пропаганде в университетах на Западе, Меридор отметил: «У нас нет недостатка в образованной и решительной молодежи, которая может ответить на этот вызов, но нам не хватает смелых профессоров, способных уверенно выступать и отстаивать свои убеждения во враждебной аудитории».

Перед участниками семинара выступили также председатель комиссии кнессета по вопросам образования Илан Шальги, начальник педагогической службы ЦАХАЛа бригадный генерал Эльазар Штерн, председатель педагогического секретариата министерства просвещения профессор Яаков Кац, посол Франции в Израиле Джерар Арод, бывший главный раввин Израиля Исраэль-Меир Лау, представитель греческой православной церкви архиепископ Аристарх, директор Института изучения антисемитизма при Еврейском университете в Иерусалиме профессор Роберт Вистрич, руководители мемориального института «Яд ва-Шем» и другие лица.

Результатом этого насыщенного дня должно стать проведение серии семинаров по вопросам антисемитизма в израильских школах, а также разработка новых учебных программ по изучаемым еврейским дисциплинам. В конечном счете все это призвано обеспечить следующему поколению израильтян базисную восприимчивость по отношению к антисемитизму, которой так не хватает тем, кто политически и социально активен сегодня.


[назад] [Израиль сегодня]