Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
27 ноября 2003 г.

«Комплекс Масады» как средство стратегического сдерживания

Будучи основным языком европейско-исламской интеграции, антисемитизм обретает все более внятное звучание в международной политике. Нужно вдуматься в результаты опроса ЕК: находящееся в вечной осаде еврейское государство признано главной угрозой миру и безопасности. Именно такой результат был бы получен и в 1943 году, если бы в нацистской Германии вздумали опросить население, чтобы выявить «самый опасный народ»

Дов Конторер

Постановка вопроса о стратегическом сдерживании, предложенная Амиэлем Унгаром на страницах журнала «Некуда», может показаться кому-то заостренной до неприличия. Даже те, кто ясно осознает чудовищный для Израиля характер современной международной конъюнктуры, стараются избегать рассуждений, в которых звучит намек на отчаянный вопль Самсона, низвергающего столпы святилища в Газе на победителей-филистимлян. Именно этот библейский образ стал указанием на последний козырь Израиля, ради которого создавался реактор в Димоне: «брерат Шимшон», то есть «выбор Самсона». Опция побежденного. Выбор того, кому нечего больше терять.

Опция эта и в самом деле не терпит казенного многословия. Израиль с должной тактичностью не предъявил ее миру даже в 1973 году, когда Моше Даяну на миг показалось, что под ударами вражеских танков «рушатся стены Третьего Храма». Но реально — именно эта опция определила тогда ограниченность стратегических замыслов египетско-сирийской агрессии. Определила — фактом наличия, но еще и тем, что никто в то время не сомневался: действительно побежденный, прижатый к стенке Израиль — сумеет ею воспользоваться.

Амиэль Унгар справедливо указывает на то, что теперь, по прошествии трех десятилетий, ключевая слабость наших позиций определяется страстным желанием Израиля принадлежать к той части цивилизованного мира, которая при любых обстоятельствах ведет себя деликатно и предсказуемо. В нас не подозревают более тех способностей, которые превратили еще не остывший пепел Освенцима в жесткий императив еврейского выживания. «Комплекс Масады» энергично высмеивался на протяжении многих лет израильской интеллектуальной элитой, полагавшей гарантией нашего будущего (и непременно: благополучного будущего) добрую волю народов.

Но такой гарантии — нет. Поступиться Израилем, если это только возможно, вполне естественно для человечества, особенно — для Европы. Даже безотносительно к антисемитизму как одному из реальных движетелей международной политики, этот соблазн становится актуальным: нейтрализовать взрывной потенциал исламского радикализма простым исправлением ошибки 1948 года. Вовсе нейтрализовать невозможно? Тогда в силу вступает подлый принцип ГУЛАГа: «Умри ты сегодня, а я — завтра».

Впрочем, игнорировать антисемитизм теперь уже незачем. Будучи основным языком европейско-исламской интерграции, он обретает все более внятное звучание в легитимной международной риторике. Нужно вдуматься в результаты опроса Еврокомиссии: находящееся в вечной осаде еврейское государство признано главной угрозой миру и безопасности. Именно такой результат был бы получен и в 1943 году, если бы в нацистской Германии вздумали опросить население, чтобы выявить «самый опасный народ».

Лишь отъявленные лжецы могут всерьез утверждать, что отмеченное настроение европейцев является результатом «жесткой политики Шарона» на контролируемых территориях. Заметное оживление антисемитских тенденций было зафиксировано уже в середине 90-х годов, когда «мирный процесс» был в самом разгаре. Антирассистская конференция ООН состоялась в Дурбане по свежим следам кемп-дэвидского саммита, в ходе которого Эхуд Барак сделал сверхщедрые предложения палестинцам, но это не помешало ей превратиться в форум клокочущей юдофобии. Год спустя точно так же прошла конференция ООН по устойчивому развитию, в которой приняли участие сотни неправительственных организаций.

Израильтяне долго отказывались поверить тому, что видели их глаза. Члены вернувшейся из Дурбана делегации, включая видных специалистов по истории антисемитизма, засвидетельствовали перед своими коллегами истинный характер этого мероприятия, но в ученых кругах их сочли впечатлительными чудаками. Секулярная ивритская пресса с крайней неохотой обращалась к данной проблеме; потребовались десятки поджогов во Франции, несколько антисемитских убийств, серия однотипных отчетов «Бней-Брит», откровения Теодоракиса и ошеломивший Израиль опрос Европейской Комиссии, чтобы антисемитизм был осознан местной элитой в качестве объективной политической данности.

Но явный и завуалированный антисемитизм лишь усиливает вполне эгоистическое желание Европы откупиться Израилем от огнедышащего исламского дракона. Два года назад во Франции вышла книга Жана-Мари Коломбани, бывшего в прошлом главным редактором влиятельной газеты «Монд». Среди прочего, Коломбани сообщил и о том, что в частных беседах между собой ведущие лица из окружения президента Ширака называют Израиль «малосущественным историческим эпизодом», «преходящим явлением на Ближнем Востоке» и т.п. Никто в Елисейском дворце не потрудился выступить с опровержением этой публикации. Французского министра иностранных дел Доминика де Вильпена считают первым из тех, к кому относится свидетельство Коломбани.

Трудно забыть редакционные статьи британской газеты «Гардиан», в которых вскоре после начала так называемой «интифады аль-Акса» о создании Израиля говорилось как об ошибке мирового сообщества. В этих статьях говорилось, что существование Израиля обходится «слишком дорого»; читателю предлагался вывод о возможной ревизии послевоенных решений ООН, предопределивших создание еврейского государства. А вот еще одно свидетельство точно такого же настроения в Европе, приведенное три недели назад израильским сайтом «Дебка»:

«9 октября в престижном лондонском ресторане Bombay Brasserie встретились два человека: высокопоставленный сотрудник британской разведки, близкий к руководящим структурам НАТО в Брюсселе, и израильский представитель, имя которого назвать мы не можем. О статусе явившегося на встречу британца говорит следующий факт: в апреле 1973 года он прибыл в Иерусалим для беседы с одним из ближайших сотрудников премьер-министра Голды Меир. В ходе этой встречи израильской стороне был предложен следующий вопрос: «Что сделает Израиль, если арабы нападут на него, объявив одновременно эмбарго на нефтянные поставки в поддерживающие его страны?». Израильтянин выразил тогда уверенность в том, что подобный сценарий развития событий совершенно невероятен.

Служебная карьера бывает иногда исключительно долгой. По прошествии тридцати лет контакты с информированным британцем, побывавшем в Иерусалиме за полгода до Войны Судного дня, ценятся израильской стороной. Это делает особенно интересным следующий фрагмент недавней беседы между упомянутым нами британцем (Б) и его израильским конфидентом (И):

Б: — Сегодня на Западе есть круги, пришедшие к выводу о том, что создание Государства Израиль в 1948 году было ошибкой.

И: — О какого рода кругах вы говорите?

Б: — Например, о европейских руководителях НАТО. И так же — о связанных с ними кругах в Вашингтоне.

И: — Что же они собираются предпринять?

Б: — О, у них существуют различные планы, предусматривающие ликвидацию вашего государства.

И: — Вы имеете в виду — вообще устранить евреев с Ближнего Востока?

Б: — Совершенно верно. В Израиле проживает сегодня не многим более пяти миллионов евреев. Если США и другие члены НАТО возьмут на себя расходы по их депортации, многие ближневосточные проблемы будут решены».

Сайт «Дебка» относится к числу сетевых площадок, используемых спецслужбами для необходимого им информационного «слива». Публикуемые там сообщения зачастую имеют неустановимый источник и, как следствие, не всегда заслуживают доверия. Приведенному здесь пересказу лондонской беседы можно было бы не поверить, если бы многочисленные публикации в открытой печати не доставляли нам многих свидетельств такого именно настроения в брюссельских структурах НАТО.

«Не многим более пяти миллионов», «взять на себя расходы по депортации»... Мышление вполне прагматическое. Те, кто так мыслит, могут задаться следующим вопросом: куда депортировать? И зачем? И что потом делать с этими еврейскими беженцами? Тут могут явиться разные варианты ответов... Однако и в самом мягчайшем случае: чего стоит нация, которая с подобной судьбой — согласится? Которую можно вывезти с родины по решению мирового сообщества? Сначала «дали им» государство, потом передумали — и отобрали.

Суммируя вышесказанное, признаем уместной предложенную в статье Амиэля Унгара постановку вопроса: «Следует сформировать ясное понимание того, что любой политический план, подразумевающий элегантное «устранение» Израиля, обернется загрязнением окружающей среды отнюдь не местного масштаба». Наша готовность мыслить категориями подобного рода станет для Израиля лучшей защитой, чем самые изощренные политические реверансы. Чтобы уничтожить Масаду нужно быть Римом, а на такую роль холеные прощелыги в Брюсселе явно не тянут.

Перевод статьи Амиэля Унгара


[назад] [Израиль сегодня]