Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
4 июня 2003 г.

Пробный шар Ариэля Шарона

Председатель Кнессета оглашает планы премьер-министра * Ради объединения палестинских кантонов в единое целое — ликвидация 17 израильских поселений в Иудее и Самарии

Дов Конторер

Накануне трехстороннего саммита в Акабе глава израильского правительства нашел необычный способ оповестить палестинцев и Вашингтон о своих мирных планах: 3 июня в газете «Гаарец» были опубликованы выдержки из интервью Реувена Ривлина, в котором тот коснулся намерений Шарона относительно ликвидации нескольких поселений в Иудее и Самарии. Ривлин, занимающий в настоящее время пост председателя Кнессета, известен своей близостью к Ариэлю Шарону, и его высказывания по данному вопросу, скорее всего, согласованы с премьер-министром. Полный текст интервью будет опубликован в еженедельном приложении к «Гаарец» 5 июня.

В беседе с известным израильским журналистом Ари Шавитом председатель Кнессета заявил, что в рамках будущего соглашения с палестинцами Шарон собирается ликвидировать 17 поселений, препятствующих созданию единого государственного пространства под палестинским контролем в Иудее и Самарии. В данной связи однозначным образом упоминаются следующие населенные пункты: Ганим и Кадим (юго-восточнее Дженина), Хомеш и Санур (в центральной части арабского массива в Самарии), Текоа и Нокдим («восточный Гуш-Эцион», вблизи национального парка Иродион, где находится один из крупнейших историко-археологических памятников эпохи Второго Храма). Следует отметить, что в поселении Нокдим живет Авигдор Либерман, лидер партии Ихуд леуми и министр транспорта в правительстве Ариэля Шарона.

Остальные населенные пункты, предназначенные Шароном к эвакуации, председателем Кнессета названы не были, но они могут быть идентифицированы на основе анализа схемы размежевания, к которой стремится премьер-министр. По всей вероятности, в данной связи подразумеваются следующие поселения: Авней-Хефец, Эйнав и Шавей-Шомрон (вдоль дороги Нетанья-Шхем), Ицхар и Браха (южнее Шхема), Кфар-Тапуах (на перекрестке «старого контура» Транссамарийского шоссе с дорогой Иерусалим-Шхем), Атерет (западнее Бир-Зейта, в центральной части арабского массива к северу от Рамаллы), Маале-Амос и Аспар (южнее Нокдим в «восточном Гуш-Эционе»), Кармей-Цур (между основной частью Гуш-Эциона и Хевроном), Негохот (в Иудее, юго-западнее Хеврона).

Интервью Реувена Ривлина можно считать пробным шаром Ариэля Шарона, призванным проверить реакцию израильского общества и, в первую очередь, партий национального лагеря на возможность ликвидации поселений. Глава правительства убежден в том, что его политике гарантирована необходимая общественная поддержка на случай драматических шагов, связанных с созданием «временного палестинского государства», но, возможно, Шарон уже сейчас хочет перекроить коалиционный состав — или сплотить вокруг себя существующую коалицию на нужной ему основе.

О том, что доктрина премьер-министра в отношении территориального урегулирования подразумевает эвакуацию нескольких изолированных поселений, было известно и раньше, но теперь, через председателя Кнессета, Шарон извещает общество о своих конкретных намерениях. В них можно выделить два основных политических сюрприза.

Во-первых, это четкий план ликвидации еврейского поселенческого присутствия в «восточном Гуш-Эционе». После подписания соглашений «Уай» этот район в Иудейской пустыне оказался окружен палестинскими зонами А и В, включая т.н. «заповедник». В настоящее время сообщение с еврейскими поселениями в «восточном Гуш-Эционе» осуществляется с запада, через Эфрату, в результате чего палестинские массивы вокруг Бейт-Лехема и Хеврона отрезаны друг от друга.

На стадии долгосрочного территориального урегулирования считались возможными два варианта: выведение транспортных коммуникаций данного блока (Текоа, Нокдим, Маале-Амос и Аспар) на восток, в сторону запланированного шоссе №80 (Арад — Мишор-Адумим) в Иудейской пустыне, или — в случае израильского отказа от строительства этой дороги — эвакуация. Интервью Реувена Ривлина говорит о том, что Шарон сделал выбор в пользу второго варианта.

Справедливости ради нужно отметить, что проект шоссе №80 оказался под угрозой уже в тот момент, когда в рамках соглашений «Уай» под юрисдикцию ПА был передан обширный район в Иудейской пустыне (т.н. «заповедник»). Заметных физических изменений (арабской застройки и пр.) там пока не произошло, но ради удержания «восточного Гуш-Эциона» под израильским контролем с одновременным соединением палестинских массивов вокруг Бейт-Лехема и Хеврона в единое территориальное целое Шарону пришлось бы пойти на ревизию политических соглашений, подписанных в октябре 1998 года Биньямином Нетаниягу.

Вторым сюрпризом можно считать неожиданную готовность премьер-министра удерживать поселения Нецарим и Кфар-Даром, находящиеся за пределами израильского анклава Гуш-Катиф в секторе Газы. В опубликованных выдержках из интервью председателя Кнессета не приводится объяснений тому, почему Ариэль Шарон считает необходимым отстаивать именно эти населенные пункты.

По словам Реувена Ривлина, заявления премьер-министра о предстоящих «болезненных уступках» подразумевают «конкретную карту раздела, контуры которого известны целому ряду поселенческих лидеров». Эти контуры были приняты Шароном, когда он вступил в должность главы правительства «и даже прежде того, в ходе консультаций с Эхудом Бараком». Эвакуация семнадцати еврейских поселений призвана обеспечить возможность «соединения существующих палестинских кантонов, в результате которого сообщение между ними не будет сопряжено с проездом через израильские блокпосты».

Ривлин утверждает, что, ознакомившись с планом Шарона, он предпочел отказаться от предложенного ему министерского назначения и выбрал пост председатель Кнессета: «Я честно сказал ему: «Арик, мы неизбежно столкнемся. Освободиться от своих убеждений, изменить своей вере, я уже не смогу. Если твои намерения таковы, мне лучше быть в стороне от исполнительной власти».


[назад] [Израиль сегодня]