Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
27 марта 2003 г.

Кризисная динамика во взаимоотношениях США и России

Основные пункты противоречий — нарушения санкционного режима, реализация восстановительной программы в Ираке и возврат долгов кредиторам Саддама Хусейна * Отложена ратификация договора о сокращении наступательных потенциалов * Заявления сторон становятся более резкими

Дов Конторер

Взаимоотношения между Россией и США обретают характер дипломатического кризиса в результате выдвинутых Белым домом обвинений по поводу российских военных поставок Ираку, осуществлявшихся, как утверждают официальные представители Вашингтона, в нарушение режима санкций ООН. Об остроте конфликта можно было судить по выступлению российского министра иностранных дел Игоря Иванова на состоявшемся 26 марта заседании Совета Федерации.

Иванов в очередной раз отверг обвинения Белого дома относительно поставок Ираку приборов ночного видения, противотанковых управляемых ракет и средств постановки радиоэлектронных помех. При этом министр заявил, что сейчас не время для ратификации российско-американского договора о сокращении наступательных потенциалов, хотя в целом указанный договор отвечает интересам России. Иванов полагает, что к вопросу о ратификации СНП можно будет вернуться «после возвращения процесса урегулирования иракской проблемы в рамки Совета Безопасности ООН».

Руководитель российского МИДа сообщил Совету Федерации, что Москва направила Вашингтону официальный запрос с просьбой объяснить, на каких юридических основаниях США требуют закрыть посольства Ирака в третьих странах. По словам Иванова, ответ на этот запрос до сих пор российской стороной не получен.

Американские источники утверждают, что Вашингтон разочарован поведением России в связи с обсуждаемой проблемой нарушения санкционного режима. Тема военных поставок Ираку рассматривалась в рамках дискретных контактов между российскими и американскими представителями, однако в отсутствие практических результатов президент США счел нужным поставить данный вопрос, обратившись непосредственно к президенту Путину. Параллельно с этим пресс-служба Белого дома и госдепартамент опубликовали официальные заявления, обвиняющие Россию в запрещенных поставках. В документе госдепартамента названы две российские компании — «Авиаконверсия» и Конструкторское бюро приборостроения из Тулы.

Большинство комментариев, публикуемых в данной связи российскими средствами массовой информации, строится на том, что США «ищут козла отпущения» ввиду постигших их неудач при проведении военной операции в Ираке. Столь же популярным является мнение о мстительности американцев, которые выдвигают сейчас обвинения в адрес всех стран, помешавших принятию жесткой резолюции СБ по иракской проблеме.

В некоторых заявлениях российских чиновников можно обнаружить завуалированные намеки на то, что санкционный режим вообще не может быть действенным. Так, Руслан Пухов, директор московского Центр анализа стратегий и технологий, подчеркивает щепетильность России в подобных вопросах, отмечая при этом чрезвычайную притягательность рынков нелегального оружия. По его словам, нарушителей всевозможных санкций находили даже в США. «Если бы выяснилось, что оружие Ираку поставляла польская компания, мы бы вряд ли об этом услышали, — полагает Пухов. — Ведь Польша поддержала военные действия США и даже направила в помощь американцам символический контингент. А вот в адрес французов, которые, как и Россия, выступили против силового решения иракской проблемы, подобные обвинения звучали».

Дополнительный узел российско-американских противоречий составляет сейчас программа оказания гуманитарной помощи Ираку, причем и здесь Москва выступает, разделяя позицию Франции, в пику Белому дому. Зато США оказались, для разнообразия, по одну сторону баррикад с генсеком ООН Кофи Аннаном.

Аннан считает, что Вашингтон может принять на себя основную ответственность за реализацию гуманитарных проектов в Ираке. Он согласен с американской позицией о необходимости передать международную программу «Нефть в обмен на продовольствие» под полный контроль ООН. Этот пункт является одним из основных в проекте резолюции, подготовленной Кофи Аннаном по вопросу об оказании Ираку восстановительной помощи.

В то же время Россия и Франция полагают, что центральная роль США в реализации гуманитарных проектов «обеспечит ретроактивное оправдание агрессии против Ирака». Вместе с Сирией они выступают против предложенных генсеком ООН изменений в программе «Нефть в обмен на продовольствие».

Но, помимо политического аспекта, данный вопрос имеет реальный экономический вес, и здесь тоже между США и Россией намечаются острые противоречия. Выступая 26 марта на заседании Совета Федерации, Игорь Иванов сообщил, что Россия настаивает на участии своих компаний в послевоенном восстановлении Ирака. «Заявления США о том, что природные богатства Ирака принадлежат иракскому народу, не должны расходиться с делами», — добавил он. Однако трактовка данного принципа и связанных с ним проблем вовсе не является сейчас однозначной.

«По мере приближения союзных войск к Багдаду бывшие кредиторы Саддама Хусейна выстраиваются в очередь, чтобы получить назад свои деньги», — пишет американская газета «Уолл стрит джорнэл». К числу кредиторов Ирака относятся самые разнообразные экономические структуры, от японских компаний до российского правительства, и объем заявленных ими претензий на иракские капиталы уже превысил 100 млрд долларов.

В то же время Вашингтон не желает, чтобы смена режима в Ираке привела к «утечке капиталов» из этой страны. По утверждению представителей Белого дома, США не заинтересованы в том, чтобы правительство обновленного Ирака было сковано колоссальными долговыми обязательствами. «Уолл стрит джорнэл» считает, что порядок возврата иракских долгов будет определяться индивидуально с каждым кредитором, причем рассчитывать можно, в лучшем случае, лишь на частичное удовлетворение выдвигаемых в данной связи претензий.

Что означает «частичное удовлетворение»? В упомянутой публикации говорится, что кредиторы могут реально рассчитывать лишь на один цент с каждого доллара, который некогда был предоставлен им режиму Саддама Хусейна. В «замороженной» казне Ирака — всего 1,78 млрд долларов, да и те, по распоряжению Джорджа Буша, будут потрачены на «гуманитарные нужды иракского народа».

Заявления подобного рода вызывают вполне ощутимое раздражение Москвы. Их рассматривают как циничное прикрытие собственных экономических интересов Вашингтона, уже начавшего распределение заказов на осуществление работ в нефтяном секторе Ирака. В данной связи российские СМИ отмечают, что первый такой контракт на тушение иракских нефтескважин предоставлен 25 марта американской компании Kellogg, Brown & Root (KBR), которая является дочерней структурой компании Halliburton. Последняя имеет тесные связи с вице-президентом США Ричардом Чейни, занимавшим ранее ответственный пост в ее совете директоров.

В своей совокупности все эти факторы составляют фон наблюдаемого дипломатического конфликта между Россией и Соединенными Штатами, порождая все более резкие заявления сторон, взаимные обвинения и враждебный тон публикуемых комментариев. Для Израиля эта тенденция носит неблагоприятный характер, поскольку она повышает зависимость ближневосточной политики Москвы от решений и интересов Евросоюза. Нужно признать, что положительный импульс, приданный российско-американским связям в ходе царскосельской встрече Путина и Буша в ноябре прошлого года, к настоящему времени себя исчерпал.


[назад] [Израиль сегодня]