Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
30 января 2003 г.

Ultima Thule

Дов Конторер

Совпадающий график

Выборы в Кнессет шестнадцатого созыва совпали с одним из важнейших моментов в развитии иракского кризиса, а точнее — в постановке сопровождающей этот кризис политической и дипломатической драмы. 27 января, накануне израильских выборов, спецкомиссия ООН и инспекция Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) доложили Совету Безопасности о результатах своих изысканий в Ираке. Полученных данных оказалось достаточно для того, чтобы обвинить Саддама Хусейна в невыполнении резолюции СБ 1441. «Ирак все еще не осознал, чего мы требуем от него в плане разоружения», — заявил Ганс Бликс, глава спецкомиссии.

28 января, когда израильтяне голосовали, слушая краем уха сообщения Центризбиркома об электоральной активности на местах и дожидаясь вечернего телешоу под названием «Мидгам», в Белом доме завершались последние приготовления к другому шоу, известному как ежегодное обращение президента США к американскому народу. Вместе с американцами этого выступления ждали европейские и арабские политики, фондовые биржи во всех частях света, торговцы золотом и нефтью, генералы и тысячи штабных офицеров в полудюжине ближневосточных государств.

Прозвучавшая поздно вечером речь президента была посвящена в основном внутриамериканским проблемам: экономический спад, налоговая политика, состояние национальной системы здравоохранения. Но и того немногого, что было сказано Джорджем Бушем по иракскому вопросу, оказалось достаточно для того, чтобы лишний раз убедиться в серьезности военных намерений Белого дома.

Из представленного Бликсом доклада следует, что иракские ученые отказываются встречаться с сотрудниками международной инспекции в отсутствие официальных представителей Багдада. Инспекторам не удалось установить, куда делись 6000 химических снарядов, произведенных иракской промышленностью. То же самое относится к тысячам литров боевых отравляющих веществ и смертоносных бактерий сибирской язвы. Глава спецкомиссии отметил сопротивление Багдада полетам разведывательных самолетов U-2 над территорией Ирака; в отсутствие таких рейдов комиссия вынуждена вести свои поиски вслепую.

По словам Бликса, Ирак проявил готовность к формальному, для протокола, сотрудничеству со спецкомиссией ООН и действительно обеспечил ей доступ к своим объектам, но при этом от «искреннего сотрудничества» и добровольной передачи интересующей инспекторов информации иракские власти настойчиво уклоняются.

Выступление египетского ученого Мухаммада Эльбарадея, сообщившего о результатах проверки МАГАТЭ, было, по понятным причинам, более сдержанным. Признав, что Ирак закупил, вопреки резолюции СБ, ряд сырьевых компонентов, необходимых для обогащения оружейного урана, Эльбарадей заявил, что инспекция не обнаружила признаков возобновления иракской ядерной программы после войны в Персидском заливе (1991). По мнению египетского ученого, ничто не мешает экспертам МАГАТЭ спокойно продолжить свою работу в Ираке. Война не нужна.

Бликс также настаивал на предоставлении спецкомиссии ООН дополнительного срока для завершения проверок в Ираке. Ему необходимо несколько месяцев, чтобы побудить Саддама к «искреннему сотрудничеству», но так много американцы ему не дают. Белый дом готов предоставить Багдаду очень своеобразную отсрочку: без указания конкретных сроков. В выступлениях представителей США — президента Буша, госсекретаря Коллина Пауэла, министра обороны Дональда Рамсфелда, посла при ООН Джона Негропонте — повторяется одна и та же формулировка: «Предоставленное Саддаму время истекает».

В переводе на язык политических комментариев это означает, что Соединенным Штатам требуется около месяца, чтобы завершить развертывание своих сил у иракских границ. Если Ганс Бликс заинтересован в отсрочке, то пусть этот месяц рассматривается международным сообществом как американская уступка. Потом будет поздно.

Кто в изоляции

Евросоюз опубликовал на этой неделе официальное заявление, призывающее Ирак к незамедлительному возобновлению сотрудничества с международной инспекцией. Франция и Германия настаивали на том, чтобы в него вошел специальный пункт, определяющий необходимость продления сроков проверки, но договориться об этом с прочими членами Евросоюза им не удалось. Решимость Белого дома производит известное впечатление на европейских политиков, а заявление ЕС должно быть единогласным. Пришлось ограничиться тем, что «Европейский Союз приветствует намерение инспекции продолжить работу в Ираке и сделать ее еще более интенсивной».

Сложившаяся ситуация позволила британскому министру обороны заявить на парламентских слушаниях в Лондоне, что Германия, главный противник американских военных планов в отношении Ирака, сегодня более одинока в Евросоюзе, чем Великобритания, основной партнер США. Вместе с ней к позиции Вашингтона все больше склоняются Италия, Испания, Нидерланды и Дания. На этом фоне несколько неожиданно выглядит Россия, ближневосточная политика которой бывает, как правило, согласована с Евросоюзом.

Заместитель российского министра иностранных дел Ю. Федотов полагает, что для продолжения работы ООН в Ираке имеются все условия. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил на этой неделе, что оснований для проведения силовой акции в Ираке «нет и не будет». Впрочем, заявления подобного рода утратят всякую силу, как только Владимир Путин примет решение поддержать американские планы.

Чтобы помочь президенту Путину и другим зарубежным политикам принять такое решение, Соединенные Штаты готовят публикацию разведданых, которые уличат Саддама Хусейна в сокрытии запрещенных военных программ и произведенного в Ираке оружия массового уничтожения. Политический обозреватель «Вашингтон пост» Боб Вудворт (в прошлом — один из героев «Уотергейта») считает, что такой публикации следует ждать на будущей неделе.

О схожих намерениях британского правительства сообщил на днях главный редактор телекомпании SKY News Роберт Фокс. По его словам, Лондон имеет реальные доказательства наличия у Саддама запасов нервнопаралитических газов VX и «Зарин».

Самым странным в заявлении Фокса был указанный срок британской публикации: 1 марта. Большинство экспертов и аналитиков полагает, что США начнут военные действия против Ирака несколько раньше, в последнюю неделю февраля. При этом они, как не раз заявлял Джордж Буш, не считают необходимым получение дополнительной санкции со стороны ООН. Если Совет Безопасности проголосует за нужную Вашингтону резолюцию — хорошо, а не проголосует — не надо. Белый дом сошлется на прежние резолюции, которые, по его мнению, допускают применение силы в случае невыполнения Ираком требований мирового сообщества.

Косвенным доказательством необратимости американских планов, направленных на устранение Саддама Хусейна, стало несколько дней назад выступление иорданского короля Абдаллы на международном экономическом форуме в Давосе. В силу общеизвестных причин Иордания остро зависит от развития ситуации в Ираке, и, касаясь связанных с ней вопросов, Абдалла неизменно взвешивает каждое слово. 25 января он впервые сказал, обращаясь к почтенной бизнес-аудитории, что «предотвратить войну в Ираке в настоящее время может лишь чудо». Это важно: чудо, а не голоса постоянных членов Совбеза и не показатели проводимых в Европе и США опросов общественного мнения.

Жесткие сроки

С учетом распространненого мнения о том, что США начнут военные действия против Саддама Хусейна с 23 по 28 февраля, следует признать, что у Ариэля Шарона имеется значительно меньше времени для формирования новой коалиции, чем отводит ему израильский закон.

Представители Шарона настойчиво подчеркивали накануне выборов, что весь отведенный законом срок может быть использован премьер-министром; Шарон никуда не спешит и готовится к трудным переговорам со своими партнерами. Политический смысл заявлений подобного рода вполне очевиден. Понятно и то, почему они часто звучали в день голосования, несмотря на содержащийся в них намек пропагандистского свойства. Но в действительности победитель вынужден очень спешить. Оказаться втянутым в водоворот регионального кризиса, не имея правительства, Израиль если и может, то с крайне опасными для себя последствиями.

Период войны в Ираке станет, по всей вероятности, временем крупномасштабных перемен на Ближнем Востоке. При этом Израиль будет вынужден одновременно следить за чужими действиями и взвешивать возможность собственных инициатив, в том числе — стратегического характера. Все это требует устойчивого, функционирующего правительства. В условиях коалиционного торга могут быть упущены неповторимые шансы улучшить условия, в которых существует наша страна, а условия эти давно уже таковы, что не улучшить их, при наличии соответствующей возможности, равно преступлению.


[назад] [Израиль сегодня]